Методическая работа.Адаптация детей раннего возраста к условиям детского образовательного учреждения.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Андреева Светлана Петровна

Целью этой работы с детьми было создание благоприятных условий для обеспечения более мягкой и безболезненной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ через внедрение новых организационных способов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-центр развития ребенка детский сад № 96

Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

                       Методическая  работа  

Воспитатели: Андреева Светлана Петровна ,

                         Леонтьева Елена Викторовна

   Тема: Адаптация детей раннего возраста к                  

условиям детского образовательного учреждения

Цель:

Создание благоприятных условий для обеспечения более мягкой и безболезненной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. через внедрение новых организационных способов.

Задачи:

     1. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации     детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

2.Окружить ребенка душевным теплом, заботой и лаской для установления доверительных отношений с сотрудниками ДОУ.

3.Сохранять и укреплять здоровье детей в изменившихся условиях.

4.Оказывать родителям практическую и консультативную помощь и убедить их в необходимости воспитания ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и индивидуальных особенностей.

5.Формировать единый стиль воспитания и общения с ребенком в семье и ДОУ.

   Поступление ребенка в детский сад – сложный и ответственный период в жизни ребёнка и взрослых. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (детскому саду). От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

       

    Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети и родители. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. В этот период важно создать для малыша положительный эмоциональный климат,поэтому целью моей работы является создание благоприятных условий для обеспечения более мягкой и безболезненной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

В первые дни пребывание ребенка в группе является минимальным. Утреннее кормление родители проводят дома. Для каждого ребенка предлагается индивидуальный режим. Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от привыкания ребенка. Данный вопрос решается воспитателем совместно с психологом и родителями.                                                                                      Каждый вновь поступивший ребенок находится в центре внимании. Ребенку  спокойно, ласково и подробно объясняется все происходящее, так как непонятное и неизвестное пугает.                                                                                                   Проводится психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на выявление и снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.  Составлен план работы по профилактике психо-эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ”

 ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

Индивидуальный подход к ребенку

  • Гибкий режим
  • Создание условий для общения со знакомыми игрушками и вещами
  • Использование игрушек-забав
  • Учет домашних привычек
  • Учет темперамента ребенка в общении и в совместной деятельности с ребенком

Пополнение  предметно-развивающей среды зонами:

  • Уголок «Моя семья»
  • Уголок «Позвони маме»
  • Уголок «Уединение»

Побуждение ребенка к общению со сверстниками

  • игры ребенка рядом со сверстниками(коммуникативные)
  • Приучение к объединению в игре с другим ребенком
  • Ситуации, общение
  • Использование фольклора
  • Элементы театрализованной деятельности
  • Игры с воспитателем
  • Игры-занятия, упражнения

Использование здоровьесберегающих элементов

  • Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка
  • Использование элементов телесной терапии(взять ребенка на руки,погладить,обнять)
  • Элементы закаливающих мероприятий
  • Профилактика плоскостопия
  • Утренняяя,бодрящая ,дыхательная,артикуляционная гимнастики,гимнастика для глаз.

  Адаптация ребенка к детскому саду.

                                                                                Памятка для родителей

Адаптация ребенка к детскому саду памяткаПосле долгих раздумий вы все-таки решили отдавать ребенка в детский сад. Теперь перед Вами стоит вопрос: как подготовить ребенка к посещению детского сада? Как помочь ему легче адаптироваться?

Предлагаем Вам использовать несколько простых рекомендаций:

1. Начните готовить малыша к садику заранее.

2. Важно учить ребенка общаться. Водите его гулять на детские площадки, посещайте детские праздники, берите его с собой в гости и приглашайте друзей к себе в гости. Расширяйте круг общения ребенка. Поощряйте его за контакты со сверстниками.

3. Оставляйте ребенка с другими близкими и знакомыми, сначала не надолго, а затем увеличивайте время. Объясняйте, что у вас есть дела, работа, Вы помогаете папе зарабатывать денежки, чтобы покупать продукты, игрушки и др.

4. В ходе подготовки к садику приведите малыша гулять на участок, познакомьте с детьми и воспитателями, покажите группу, кроватку, рассказывайте ему как весело и интересно будет ему с другими детьми.

5. В период подготовки к детскому садику рассказывайте малышу больше о детском саде, придумывайте истории, сказки в которых любимый персонаж малыша пошел в садик и что он там делал.

6. Дома поиграйте в детский сад, роль ребенка можете выполнять Вы или любимая игрушка малыша. Покажите ребенку в игре, как он может познакомиться, вступить в игру. Соблюдайте в ходе игры режимные моменты.

7. Продолжайте играть с малышом в детский сад, когда он начнет ходить в садик. В игре ребенок покажет вам, с какими проблемами он сталкивается, а вы предложите пути их решения.

8. Не показывайте ребенку свое волнение относительно поступления в детский сад. Ребенок должен понять, что выбора у него нет - детский сад это неизбежность. Ваша уверенность, оптимизм передастся ребенку. Первое время водить ребенка в детский сад может папа.

9. Придумайте ритуал встречи и прощания, делайте ребенку сюрприз, который он найдет в шкафчике, когда придет в детский сад. Разрешите взять ему игрушку, украсить шкафчик по его усмотрению.

10.  Необходимо обсуждать с воспитателем длительность пребывания малыша в детском саду, возможность вашего присутствия в садике в течении какого-то времени и домашний режим ребенка на период адаптации к детскому саду.

11. Обычно ребенок привыкает к новым условиям в течение 2-3 недель. В это время ребенок может стать капризным, плохо есть и спать, плакать, когда видит уходящих родителей. Не торопитесь немедленно забрать малыша на домашний режим. Пройдет немного времени и он привыкнет к новому общению.

12. Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается,, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

Что нужно обязательно сделать перед садом:

1. Режим дня дома должен быть похож на режим дня детского сада.

2. Желательно приучить ребенка к горшку (как минимум, чтобы ребенок спокойно на него садился).

Малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок.

3. Научить ребенка есть ложкой. Для годовалых детей - держать ложку, пытаться есть.

4. Отлучите ребенка от груди. Кормление грудью сильно привязывает малыша к маме, усложняет адаптацию. Но, если уж, так случилось, что до сада никак не удалось отучить, то во время самой адаптации этого делать не стоит, это слишком стрессирует малыша.

5. Кормите ребенка едой, совпадающей с меню детского сада.

6. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

7. Повысить роль закаливающих мероприятий.

8. Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

9. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

10. Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

11. И последнее – очень важно, чтобы ребенок много общался с детьми и умел играть самостоятельно.

Что нужно делать, когда ребенок уже начал посещать детский сад:

 1. Начните гулять на площадке детского сада.

2. Хорошо, если в детском саду вам разрешат самим показать ребенку группу. Таким образом, вы покажете ребенку свое одобрение всего, что там есть.

3. Вначале приводите ребенка на 1-2 часа в день, затем оставьте на обед, далее на сон. Когда ребенок уже будет оставаться на сон, забирайте его после полдника, не ждите окончания работы сада.

4. Во время адаптации у детей часто нарушатся аппетит и сон. Быстрее всего восстанавливается аппетит. Со сном часто бывают проблемы. Поэтому не отчаивайтесь, если ваш малыш ни с первой попытки сможет заснуть в группе.

5. Приводя ребенка в детский сад, не передавайте ему свое беспокойство: не стойте у дверей, не подсматривайте в окно, отдавайте ребенка воспитателю спокойно. Не обсуждайте при ребенке проблемы, касающиеся сада.

6. Старайтесь в выходные соблюдать такой же режим дня, что и в саду.

7.  В период адаптации уменьшите просмотр телевизора, посещение гостей и любых новых событий. Новизны у ребенка и так хватает!

8. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать" эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

 9. Два слова хочу сказать об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку.

ВАЖНО ПОМНИТЬ:

Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать и обнимать!

Положительные эмоции вашего малыша от посещения детского садика - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился. Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

В ДОБРЫЙ ВАМ ПУТЬ!

ПЛАН РАБОТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХО – ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

 У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ

Сентябрь

Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем:

  1. «Солнышко и дождик»

Цель: Помочь воспитателю завоевать доверие и расположение детей.

  1. «Ножки»

Цель: Помочь воспитателю завоевать доверие и расположение детей.

  1. «Раздувайся, пузырь»

Цель: Продолжить знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем.

  1. «Карусели»

Цель: Учить согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста.

  1. « Где же наши ручки»

 Цель: Учить согласовывать свои движения с содержанием текста.

Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком и его знакомство с культурой поведения.

  1. «Игрушки,которые живут в нашей группе»

Цель:Познакомить с игрушками в группе,объяснить ,что у каждой игрушки есть свое место.

2.«В гостях у матрешки»

Цель: Воспитывать у детей привычку приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании; произносить приветствие отчетливо, бодро.

3.«Кукла Таня у нас в гостях»

Цель: Формировать навыки поведения за столом, общения с гостем; воспитывать приветливость, заботливость.

    4.Идем в гости в Музыкальный зал

    5.В гости в спортивный зал

Дыхательная гимнастика: «Поворот»,«Дождик», «Насос»(картотека в группе) Цель: развивать гибкость органов речевого аппарата, укреплять мышцы лица.

«Потягуши»
Исходное положение: стоя, руки вдоль туловища
На счет 1 – руки вверх, вдох;
2 – руки опустить, выдох
Повторите это упражнение 3-5 раз.

Упражнение «обнимашки»
Исходное положение: стоя, руки перед собой
На счет 1 – руки — в стороны, вдох;
2 – ребенок обхватывает свои плечи руками, выдох

Упражнение «мыльные пузыри»
Надувайте с ребенком мыльные пузыри. Отличное упражнение для развития легких!

 Артикуляционная гимнастика:«Окошко», «Дудочка», «Заборчик»(картотека в группе)

Пальчиковые игры для малышей ,игры на развитие мелкой моторики:

Цель: Развивать координацию движений кистей и пальцев рук, стимулировать  развитие речи ,внимания ,памяти…

«Мои пальчики»,»Капуста»(картотека)

«Мишка», «Фрукты»(Елена Ларечина«Пальчиковые игры для малышей»)

«Волшебные прищепочки», «Доска приключений»(Л.П.Трушина«Игры на развитие мелкой моторики»)

Подвижные игры: « Солнышко и дождик», « Зайка», « Мой веселый звонкий мяч», «Поезд»(картотека в группе)

Цель: сблизить и объединить общей деятельностью,поднять настроение,удовлетворять потребность детей в движении,воспитывать у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями,наполнить новыми впечатлениями от воображаемой игровой ситуации,снять нервное напряжение,укреплять  здоровье и физическое развитие с помощью  разнообразных движений (бега, прыжков, ходьбы, поворотов, бросания-метания).

Художественное слово: Русские народные сказки«Курочка Ряба», «Репка»( сначала прослушивание аудиозаписи с показом на ковролине,далее рассказывание воспитателем с помощью детей),пестушки,потешки,стихи А.Барто «Игрушки»

Музыкальное сопровождение режимных моментов(создана фонотека,содержащая спокойную музыку для сна,записи  Железновой для проведения утренней и бодрящей гимнастики,веселые детские песни для повышения настроения детей,музыку природы для релаксации детей и воспитателей и многое другое)

Продуктивная деятельность:знакомство детей с различными средствами изображения(карандаши,мелки,краски),материалами(бумага,пластилин…),способами изображения(пальчики,ладошки,кисточки)…Индивидуальные и коллективные работы на тему«Осень»

Литература:

1.Богуславская З.М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.

2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.

3.Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей.

4.Белкина Л.В.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.Практическое пособие.ТЦ«Учитель» Воронеж 2006

5.Трушина Л.П.Игры на развитие мелкой моторики. Речь 2012

6.Ларечина Елена.Пальчиковые игры для малышей 1-3 лет.Речь 2011

7. Жердева Е.В.Дети раннего возраста в детском саду.Возрастные особенности , адаптация,сценарии дня.Ростов-на-Дону.Феникс 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапно-творческий план «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению посредством русского народного фольклора»

ПОЭТАПНО – ТВОРЧЕСКИЙ  ПЛАН  НА  2012 – 2013  УЧЕБНЫЙ  ГОД  Тема   самообразования«Адаптация детей раннего возраста  к дошкольному образовательному учрежде...

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Квалификационная работа о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важн...

Статья "Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Тема «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет бол...

Курсовая работа "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский са...

Памятки для родителей: "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Для того, чтобы обрести в лицах родителей ребенка союзников, следует настроится на диалог, а не на поучение.Внимательно выслушайте пожелания родителей по вопросам питания ребенка, формирования навыков...