Опыт работы: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
учебно-методический материал (младшая группа)
- Пояснительная записка
Адаптация - это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей - неизменно сложный процесс.
Актуальность
С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома, от близких, общение со сверстниками, взрослыми, чужими для него, могут стать для ребенка серьезной проблемой. Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, принимая малышей – это создание наиболее комфортных условий для воспитанников.
Цель моей работы:
Создать максимально благоприятные условия для адаптации детей в детском саду.
Задачи:
Создание условий для игрового общения детей;
Сформировать ЗУН согласно возраста
Воспитывать желание к общению со взрослыми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_2022.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №20 «СВЕТЛЯЧОК» Г.САФОНОВО СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Опыт работы:
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Воспитатель
Н.В.Базылева
i квалификационная категория
г. Сафоново
2022г.
- Пояснительная записка
Адаптация - это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей - неизменно сложный процесс.
Актуальность
С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома, от близких, общение со сверстниками, взрослыми, чужими для него, могут стать для ребенка серьезной проблемой. Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, принимая малышей – это создание наиболее комфортных условий для воспитанников.
Цель моей работы:
Создать максимально благоприятные условия для адаптации детей в детском саду.
Задачи:
Создание условий для игрового общения детей;
Сформировать ЗУН согласно возраста
Воспитывать желание к общению со взрослыми
- Опыт работы
С поступлением ребенка 2-3летнего возраста в дошкольное учреждение он сталкивается с множеством изменений в своей жизни: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды и т.д. От того, как пройдет привыкание к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и семье. Если воспитатель и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Различают три степени адаптации – легкую, среднюю и тяжелую. Легкая адаптация проходит в течении 10-15 дней. Ребенок, соответственно, в норме, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течении первого месяца посещения дошкольного учреждения. Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении месяца, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса. Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет полученные навыки.
Итак, прием детей проходил постепенно. В первые дни дети находились по два часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого малыша была заведена карта развития и поведения.
К встрече с родителями также была проведена тщательная подготовка – сделана подборка консультаций по вопросу адаптации, проблемам, которые могли их заинтересовать в первые дни посещения детского сада. Например, «Адаптация ребенка в детском саду», «как надо вести себя с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад», «Как настроить ребенка на новый режим» и т.д.. Были выставлены подробные сведения о работе группы, именами и отчествами воспитателей их малышей и прочие необходимые данные на информационном стенде группы. При первых встречах с родителями проводилась беседа об их ребенке, его особенностях поведения в быту, в игре, в общении, а также выяснялись все сведения, необходимые в экстренных случаях – контактные телефоны, адреса и ближайшие родственники, которые могут забирать ребенка.
В беседе с мамами и папами рассказывали о правилах поведения в детском саду, знакомили с режимом дня и другими особенностями работы с детьми. Также расспрашивали о привычках, умениях и навыках их малыша, давали первые советы о правильном преподнесении малышу его будущей жизни в детском саду. В процессе нашего разговора выяснялось, как настроены сами родители на поступление их ребенка в группу раннего возраста. Беседы, анкетирование и наблюдения позволили правильно построить работу с детьми и родителями.
- Организация предметно – развивающего пространства
Главной задачей является создание условий для игрового общения детей, в ходе которого дети знания, умения, правила, основы которых закладываются на занятиях, и в совместной со взрослыми деятельности.
Самостоятельная игра ребенка от полутора-двух лет во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно- игровую среду. В моей группе среда наполнена разнообразным игровым материалом и оборудованием. ЦЕНТР СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ способствует у малышей развитию игрового сюжета. Это игрушки – персонажи, кроватки, качели, коляски, кухонная мебель с набором посуды, богатой наполненностью (продуктовая корзина).
Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей детей создан ЦЕНТР ПОЗНАВАЙ-КА, где размещены игрушки, дидактические пособия конструкторы, разные по форме, цвету, величине, различные виды шнуровок, способствующие развитию мелкой моторики рук. Пособия доставляют радость и удовольствие детям, побуждают их к активной игровой деятельности.
Для игр с песк5ом и водой организован отдельный центр, где подобраны совочки, ситечки, формочки, воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбки, леечки, уточки, ведерки. Этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает много положительных эмоций.
В ЦЕНТРЕ КНИЖКИ-МАЛЫШКИ большое разнообразие книг. Это разного формата и размера картонные книги – гармошки, книжки-малышки, книги-раскладушки, книги со звуковым сопровождением или мелодией. Что способствует желанию и интереса слушать и рассматривать иллюстрации.
ЦЕНТР РЯЖЕНИЯ – необходимый атрибут группы раннего возраста. С помощью взрослого дети наряжаются в платочки, юбочки, шапочки, платьица.
Предметно – развивающее пространство группы постоянно совершенствуется, дополняется, дидактическими пособиями, игровым материалом. Такая организация предметно – пространственной развивающей среды группы раннего возраста наиболее рациональна, так как она учитывает основные направления развития детей раннего возраста.
- Работа с родителями
На первом родительском собрании я познакомила родителей с условиями и организацией жизни детей в ДОУ. Проведя анкетирование, выяснила основные потребности родителей и донесла их при встрече. Регулярно использую наглядные формы педагогической пропаганды – стенды, консультации, папки – передвижки, а также индивидуальные и подгрупповые беседы. В течение всего адаптационного периода ежедневно рассказываю о том, какое значение имеет сформированность культурно – гигиенических навыков и привычек, навыков самообслуживания. Часто, приходя в детский сад, дети 2-3 лет не умеют самостоятельно есть, не умеют пользоваться горшком, не умеют одеваться и раздеваться, поэтому помочь своевременно сформировать необходимые навыки и полезные привычки – вот совместная задача педагогов и родителей.
Какие отношения сложатся с воспитателем? Насколько быстро адаптируется ребенок? Как укрепить иммунитет ребенка? Эти и другие вопросы имеет смысл обсуждать с родителями уже в подготовке к поступлению в детский сад, а также продолжить эту работу в группе, в родительском уголке, используя группу в соцсетях, в личном порядке.
Родители, прислушиваясь к мнению воспитателя, помогали своим детям адаптироваться быстрее, так как от того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша. Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку безболезненно войти в жизнь детского сада – достигается совместно.
Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации детей, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитию детей.
- Подведение итогов
Адаптация, исходя из карт наблюдения, опроса родителей и психологического состояния воспитанников, прошла успешно и в короткие сроки. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакт друг с другом, со взрослыми в группе и другими взрослыми сотрудниками детского сада. Хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации. Таким образом, работа по теме: «Адаптация детей младшего дошкольного возраста» дала положительные конкретные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп раннего возраста и семьи: взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...
Методическая работа.Адаптация детей раннего возраста к условиям детского образовательного учреждения.
Целью этой работы с детьми было создание благоприятных условий для обеспечения более мягкой и безболезненной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ через внедрение новых организационных спосо...
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в зависимос
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего ...
Опыт работы на тему: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ....
Мультимедийная разработка "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ" (опыт работы)
Адаптация – это процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, а также выработка умений и навыков в повседневной жизни. Для этого нужно обеспечить внутреннее эмоциона...
Опыт работы "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Адаптация. Статья....
Статья из опыта работы "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Статья для педагогов, работающих в группах раннего возраста....