Статья из опыта работы "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
статья (младшая группа)
Статья для педагогов, работающих в группах раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_k_usloviyam_dou.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
(из опыта работы)
(воспитатель Трофимова А.А., МБДОУ «Детский сад № 162» г. Чебоксары)
Адаптация ребенка к детскому саду — это сложный период не только для ребенка, но и для родителей и нас воспитателей. Задача педагога , тщательно подготовиться к этому.
В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит , что за воспитание детей несут ответственность родители, все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Цель: период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, оказать помощь родителям.
Этим определяются основные задачи:
- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей;
- преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста, в период адаптации к детскому саду;
- способствовать созданию условий для возникновения дружного родительского коллектива.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.. Второй год в группу раннего возраста мы набираем детей с 1г.6м. года. Количество детей группы раннего возраста было 23. В группе раннего возраста проводили различные мероприятия с привлечением родителей. Работу делили на несколько этапов.
Организационный
В июле провели первое родительское собрание «Я иду в детский сад», здесь мы знакомились с родителями будущих воспитанников. Провели экскурсию по участку, по группе.
С родителями провели анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» Выясняли, как можно больше о жизни ребенка (дома умеет ли есть сам? Как засыпает, как ребенок пользуется туалетом, просыпается, о любимых игрушках, тип общения, уровень самостоятельности в самообслуживания и т. д.) Полученную информацию мы учитывали в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.
Совместно обсудили, что нужно сделать для согласования домашнего и режимом садика. Познакомили родителей с режимом детского сада Если ребенок тяжело общается со сверстниками или общается только с родителями, советовали родителям почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников. И многие родители будущих воспитанников в течение лета приходили вместе со своими детьми на прогулку в детский сад. И мы воспитатели постепенно знакомились с детьми, наблюдали за ними. На основе этих данных определили степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям дали соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.
С помощью анкетирования выявили отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад ««Давайте познакомимся».
Начали прием детей в группу с июля месяца поэтапно. Дети поступали в детский сад постепенно. Основная масса детей пришла в сентябре. Родители уже заранее были получены информацию о том, как лучше подготовить ребенка к дошкольному учреждению. Родители были положительно настроены и доверительно относились к нам и специалистам. А те малыши, которые летом приходили на прогулку с мамой в детский сад, с удовольствием и с меньшей тревожностью шли в группу.
Мы дружелюбно, ласково разговаривали с детьми (в обязательном присутствии мамы, помогали переодеться, показывали шкафчик.
Приглашали ребенка со своей игрушкой, и вместе с мамой пройти в группу. Мы убеждали маму немножко поиграть с ребенком и другими детьми в группе, т. к. в присутствии мамы ребенок чувствует себя защищенным. Знакомили малыша с игрушками, старались вовлечь в игры. Затем просили маму, предупредив ребенка, отлучиться на некоторое время (побыть в приемной, и непременно вернуться. Этим самым показать ребенку, что его не обманули, и он может доверять нам.
С каждым днем увеличивали время пребывания ребенка в детском саду. Каждое утро приветливо и дружелюбно встречали малыша. Говорили ему, что его ждут игрушки и другие дети.
Во время режимных моментов учитывали индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом в кровати игрушка. Во время засыпания ласкали ребенка, садились с ним рядом. Так ребенок больше привыкал к нам.
Чем быстрее ребенок почувствует доверие к нам, установит контакт, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с близкими.
Во время пребывания детей в ДОУ наблюдаем за их поведением.
Данные наблюдения фиксировали в индивидуальных листах адаптации. По итогам были составлены таблицы, в которых были зафиксированы данные на каждого ребенка по всем периодам адаптации, т. е. на 1, 2, 3, 4, 8.
Использовали такие методы работы с детьми.
• создали положительные установки на предстоящие режимные процессы – чтение потешек во время умывания одевания, приема пищи, засыпание с любимой мягкой игрушкой;
• проводили развивающие игры; подвижные, релаксационные, пальчиковые игры Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.
Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: водой, песком, бумагой .Они способствуют развитию сенсорной системы: вкуса, обоняния, зрения, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".
• рассказывали сказки с показом настольного театра.
• Проводили консультации для родителей на тему «Стили семейного воспитания»;
•Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания»;
• Беседовали с родителями об адаптации ребенка к ДОУ.
•В группе созданы такие формы взаимодействия родителями как: игротека – совместная вместе с ребенком игра.
Итоговый
Были побально оценены следующие критерии:
- сон;
- аппетит;
- здоровье;
- эмоциональное состояние детей;
- социальные контакты.
На всех этапах велась активная работа с родителями по вопросам адаптации: наглядно –консультативный материал: журналы,буклеты, стенды; фотовыставки; информационные стенды.
В заключение всей работы провели собрание с родителями на тему: «Наши достижения» (родители проговорили положительные и отрицательные результаты во время адаптации ребенка к ДОУ). С помощью анкетирования проверили удовлетворённость родителей совместной работе воспитателя и семьи в период адаптации.
Признаком того, что период адаптации завершился, является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, он играет увлеченно с игрушками, доброжелательно относится к нам и детям группы, спокойно расстается утром с родителями, встречая их вечером с настроением.
В итоге на 19 ноября 2019г. В группе 14 мальчиков и 9 девочек. Из них, 72% соответствуют высокому уровню адаптации. Дети играют, обычно веселые, подвижные, спокойно засыпают, кушают до насыщения. 28% соответствуют среднему уровню адаптации. Некоторые дети бывают плаксивые, избирательны в еде, долго засыпают. Детей с тяжелым уровнем адаптации нет.
Итак, родителями была проделана большая работа, как по плану, так и ежедневная работа, повышалась педагогическая компетентность родителей.
Только при взаимодействии воспитателя с родителями дети раннего возраста успешно прошли период адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».
Статья на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»....
Статья по теме "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждению"
Данная статья разработана в помощь родителям, а так же педагогам дошкольного образовательного учреждения.В статье рассматриваются актуальные проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкол...
Статья на тему :"Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"
Введение.Задачи:1. Определить сущность понятия "адаптация"2. Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольно...
Статья на тему: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Представленный материал содержит информацию об основных особенностях адаптационного периода в ДОУ...
Статья на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Статья содержит некоторые аспекты адаптации детей к условиям детского сада и содержит рекомендации для родителей....
СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адап...
Статья на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями....