Система работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУС
методическая разработка на тему
Данная работа содержит материал о возможностях смягчения процесса адаптации детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. | 116.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 125 «Яблонька»
«Я иду в детский сад!»
Система работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Подготовила: педагог-психолог
МБДОУ ЦРР №125
Желтова Л.Ю.
г. Дзержинск
2016г.
Раздел 1. Пояснительная записка
Актуальность программы.
Вопрос отдавать или не отдавать ребенка в детский сад - рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей. Принятие решения родителями определяется личным опытом. Тем не менее, посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения наук: - педагогики, медицины, психологии, социологии. В целом, детский сад рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания т. к, человек - существо коллективное. Общение с другими членами общества во многом определяет всю жизнь человека. Этому необходимо учиться с детства в условиях детского дошкольного учреждения.
Для многих родителей отдать единственного ребенка в детский сад - серьезное испытание и ответственный шаг в жизни, к которому необходимо психологически подготовиться, чтобы не отягощать адаптацию ребенка своим состоянием. Есть данные о том, что чем тревожнее мать, чем болезненнее она реагирует на разлуку с ребенком - тем тяжелее проходит его адаптационный период в детском саду.
Проблема адаптации детей к условиям ДОУ на сегодня остается особо актуальной, т.к. все больший процент детей рождается с ослабленным здоровьем и условно сформированной готовностью системы врожденных адаптационных механизмов. Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится в постоянном взаимодействии с ней. В ней он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности уже самостоятельной жизнедеятельности в' этой среде. Первым и наиболее значимым окружением ребенка является его семья. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношения к ребенку со стороны родителей во многом определяют качество психического развития, и в том числе - формирование его адаптивных возможностей. Изменение образа жизни малыша приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния, следствием чего являются негативные проявления во всех видах деятельности, снижение активности детей. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, сложившихся семейных отношений, условий пребывания в ДОУ. Именно по этому развитие адаптационных механизмов, их активная связь с окружающим миром, должна занимать большое место в жизни ребенка.
Научно-методическое обоснование программы
Адаптация - это способность изменять деятельность организма адекватно потребностям внутренней и внешней среды. Это общебиологическое качество, присуще всему живому, без него жизнь была бы невозможной. Формы приспособительных реакций человека должны быть определены как социальная адаптация. Под «социальной адаптацией» в узком смысле мы понимаем способность человека заранее предусматривать изменение поведения, при установке на новые неожиданные общественные требования, например, при вхождении в новую микро социальную группу»
Широкое изучение проблемы адаптации детей к условиям жизни и воспитания в дошкольном учреждении было возрождено в 80-х годах XX века такими учеными, как Н.Д. Ватутина, Л.Н. Павлова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер. Это связано с тем, что исследователи выделили несколько основных подходов к адаптации детей, поступающих в дошкольное учреждения: биологический, социально-психологический, психолого-педагогический. Однако интерес к данной проблеме современных исследователей связан уже не с классификацией подходов к адаптации и определением ее особенностей, а с выявлением факторов, влияющих на эффективность или неэффективность адаптации.
Как отмечает О.Г. Заводчикова, «Ребенок в период адаптации - живая модель стрессового состояния. Стресс, по утверждению медицины, - главный фактор на пути ко многим заболеваниям. Кроме этого иммунная система организма, его защитные силы ослабевают, и возможно, что ребенок в период адаптации заболевает. К.Л. Печора пишет, что физиологической основой адаптации является переделка ранее сформированных динамических стереотипов. Динамический стереотип - это ответная реакция коры головного мозга на ряд последовательных раздражителей, которые следуют в определенной временной последовательности. Стереотип облегчает жизнь, не требует особой траты нервной энергии. Частые нарушения стереотипа ведут к срыву нервной системы маленького ребенка. Но помимо стереотипов большое место в жизни ребенка должна занимать тренировка адаптационных механизмов, их активная связь с окружающим миром, которую обеспечивают взрослые, опираясь на высокую ориентировочную деятельность ребенка. Развитие познавательной деятельности детей, инициативности, общения с окружающими, сверстниками, физическое воспитание, закаливание, а также такой психологический фактор как умение детьми решать проблемы в игре - все это будет играть положительную роль в адаптации.
Целеполагание и задачи. оптимизация психолого-педагогических условий для успешной адаптации детей к ДОУ, сохранение психического, соматического и эмоционального благополучия детей раннего возраста при реализации программы «Детство». В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
Создать условия для повышения уровня психолого-педагогической
компетенции участников образовательного процесса .Развивать социально-эмоциональную сферу детей раннего возраста .Обеспечить психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ через индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье
Целевая группа и условия реализации.
Целевая группа состоит из детей раннего возраста, начавших посещение детского дошкольного учреждения, их родителей и педагогов.
Местом проведения данной программы служит кабинет психолога в ДОУ для работы с родителями и воспитателями, ясельные группы для детей раннего возраста, а также использование музыкального и физкультурного зала.
Периодичность занятий с родителями составляет 1 раз в неделю клуб «Мамина школа» в течение 1.5 месяца август - сентябрь (6 занятий)
Периодичность занятий с детьми составляет 2 раза в неделю в течение 3.5 месяцев август - ноябрь (28 занятий)
Тематические консультации для педагогов 1 раз в месяц
Индивидуальные консультации для родителей и педагогов по запросам
Ожидаемые результаты
- снижение тревожности у детей и родителей
- низкий уровень заболеваемости детей
- благоприятное течение адаптации
- участие родителей в учебно-воспитательном процессе ДОУ
Раздел 2 Содержание, структура, механизм реализации программы.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Цели и задачи |
1. | Родительское собрание «В Детский сад идти пора!» | Май | Педагог-психолог, старший воспитатель. | Использование памяток, буклетов, видеоматериалов и др.рекомендаций при подготовке детей к ДОУ. |
2. | Организация и проведения дня открытых дверей для родителей | Май | Педагог-психолог, специалисты ДОУ | Информировать родителей о деятельности ДОУ. |
3. | Анкетирование родителей «Психолого-педагогич. параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ» | Перед поступлением в ДОУ | Педагог-психолог | Информирование родителей. Разработка плана занятий с ребенком. |
4. | Разработка и реализация индивидуальных режимов адаптации детей группы | Индивидуально в течение адаптационного периода | Педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели ясельных групп. | Учет индивидуально-типологических особенностей в работе с детьми. |
5. | Контроль за ведением листов адаптации, их анализ, регистрация наблюдений в адаптационном листе. | В течение периода адаптации | Педагог-психолог, старший воспитатель. | Выявление случаев дезадаптации |
6. \ | ' Работа клуба «Мамина школа» | В соответствии с планом работы | Педагог-психолог | Повышение социализации детей. |
7. | Реализация индивид.подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития | В течение года | Педагог-психолог, старший воспитатель. | Помощь педагогам и родителям в преодолении проблем и трудностей детей |
8. | Оформление информационных стендов и родительских уголков | В течение года | Педагог-психолог, воспитатели | Мотивация к совместной деятельности |
9. | Организация специальных адаптационных игр. | Август - ноябрь | Пед-психолог, воспитатели ясельн. групп | Благополучная адаптация ребенка к Д/С |
Оценка результативности программы
Результативность программы оценивается по количественным и качественным показателям.
Количественные:
- Количество участников программы
- Результаты мониторинговых исследований Качественные:
- Аналитические отчеты по результатам адаптации детей к ДОУ.
- Анкета для родителей по результатам адаптации (обратная связь)
Методы и технологии.
Эта программа включает деятельность, как с маленькими детьми, так и в равной степени с близкими им взрослыми, включая педагогов ДОУ.
В работе с родителями используются следующие формы:
- родительские собрания;
- «День открытых дверей»;
- индивидуальные консультации;
- использование визиток, памяток, рекомендаций;
- пребывание родителей в группе Д/с;
- клуб «Мамина школа»;
\
- просмотр видеоматериалов;
- информационные стенды;
- «Следы благодарности» - сюжетно оформленное место в раздевальной комнате для благодарности родителей за любую помощь д/с.
В работе клуба «Мамина школа» отдается предпочтение активным методам: дискуссии, психологические игры, тесты, ролевое проигрывание проблемных задач семейного воспитания, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания.
В работе с детьми используются следующие приемы:
- «Музыкальные минутки»;
- «Пальчиковые игры»;
- Игры с песком и водой;
- Игры с движениями;
- Настольный театр.
Литература
- Буре Р.С. Воспитатель и дети. - М., 2001.
- Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество России,2003.
- Давыдова О.И. Адаптационные группы в ДОУ. / Методическое пособие.
- Данилина Т. А. В мире детских эмоций. - М., 2004.
- Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. / Пособие по развитию детей раннего возраста. - М., 2005
- Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду. - М.,Просвещение 2007.
- Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. —Ярославль, 2002.
- Маханева М. Д. Рещикова СВ. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. -М., 2001.
- Микляева Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. - М., 2005.
- Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. - Ярославль, 2002.
- Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я-ТЫ-МЫ». -М., 2003.
- Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. /Практическое пособие. -М., 2007.
- Рылеева Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников. - М., 2003.
- Севостьянова Е.О. Дружная семейка. /Программа адаптации детей к ДОУ. - М., 2005
- Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду. / Программа и методические рекомендации для занятий с детьми от рождения до 2 лет. -М., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
Презентация опыта работы «Работа педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»...
Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Презентация. Адаптация. Консультация для педагогов...
Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУНаталья Ларина Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУСообщение на тему: «Работа с родит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление
Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...
Использование традиционных и инновационных форм работы педагогом-психологом по снижению психоэмоционального напряжения в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Тема моей презентации:Использование традиционных и инновационных форм работы педагогом-психологом по снижению психоэмоционального напряжения в период адаптации детей раннего возраста к условиям Дошкол...
Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитат...
Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Поступление в сад – это момент отделения мамы отребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже«рвется сердце», когда она видит, как переживает еемалыш. П...