Непосредственно образовательная деятельность. Познание по теме: "Искатели приключений" в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

 

Данный материал представляет собой разработку комплексного занятия в подготовительной к школе группы, которое проводится в конце учебного года для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Автором занятия является: Базарова Ольга Борисовна, старший воспитатель высшей категории.

Занятие состоит из:

1.      сценария комплексного занятия;

В работе учтены возрастные и психологические особенности дошкольников, творческий подход педагога; обобщен материал, который необходим для формирования знаний и умений детей в конце года.

Занятие дает представление педагогам о способах организации дошкольников на комплексных занятиях, методике проведения занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Дети принимают равное участие в занятии, взаимодействуют с друг другом, сотрудничают с взрослыми, коллегиально принимают совместное решение.

Занятие эффективно, так как обеспечивает развитие ребенка, что влияет на качество усвоения материала дошкольного возраста.

Показателем высокой эффективности использования данного материала является активность детей, желание принимать участие в комплексных занятиях и применять полученные знания в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающие задачи.

Закрепить полученные знания, поддержать интерес к обучению грамоте.

Продолжать учить рассматривать картину, правильно понимать ее содержание.

Формировать у детей об окружающем взаимосвязи живой и неживой природе, проводить сравнения и делать выводы на основе опытов.

Развивающие задачи.

Развивать логическое мышление, память, умственную активность ребят, смекалку, находчивость, самостоятельность, быстроту, ловкость.

Воспитывающие задачи.

Воспитывать культуру общения детей.

Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к произведениям живописи, способность понимать и чувствовать прекрасное.

Активизация словаря: разлив, половодье, следопыт, талисман.

Подготовительная работа: решение примеров на сложение и вычитание до 10, решение логических задач, чтение стихотворений и рассказов о весне, рассматривание картин, разучивание стихов и пословиц о весне, отгадывание загадок, работа над театрализованной сказкой  «Заюшкина избушка», целевые прогулки, чтение рассказов о воде, беседа о воде.

Оборудование:

Демонстрационный материал: конверты с письмами и заданиями; план группы; картинки: «Волшебное колесо», (весенние птицы): соловей, грач, кукушка, ласточка – (с заданиями на обратной стороне); дом «Заюшкина избушка»; костюмы зверей: заяц, волк; талисманы (на каждого ребенка); репродукция картины И.И. Левитана  «Весна – большая вода»; мяч; кассета с записью музыки П.И.Чайковского «Времена года» («Март», «Апрель», «Май»), кассета с записью голосов птиц,  мольберт; лист белой бумаги А 4, кувшин с водой, тарелка, банка с молоком, пуговицы, камушки, металлические пробки, кубик шар.

Раздаточный материал: пластмассовый стаканчик  (для каждого ребенка), пуговицы, камушки, металлические пробки.

Ход.

  1. Организационный момент.

Воспитатель. Вы, ребята, скоро станете школьниками.  А для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать и уметь. В  детский сад пришло письмо от следопытов из сказочной страны Знаний. Вот оно  (показ и открывание письма, чтение).

«Дорогие друзья! Мы следопыты из сказочной страны Знаний. Следопыты первыми ступают на новые земли, разгадывают тайны. Мы хотим, чтобы вы тоже стали следопытами. Для этого посылаем вам план вашей группы. Если вы ответите на все вопросы и выполните все задания по плану, в конце занятия вас ждет приятный сюрприз»  (показ плана группы). (Приложение № 1)

  1. Работа по картинке, развитие звуковой культуры речи.

Воспитатель. Ребята, для нашего путешествия нужны колеса. С одним из них я хочу вас познакомить. Как вы думаете, почему в центре волшебного колеса стоит вопросительный знак?  Волшебное колесо состоит из букв, которые надо уметь складывать в слоги, а потом в слова. Смотрите на волшебное  колесо, мысленно поворачивайте его как угодно и читайте слова слева направо и наоборот. (Приложение № 2)

Дети. Колесо, сок, село, сокол, сел, лес.

  1. Работа у доски.

Воспитатель.  А теперь можно отправиться в путешествие. С чего начнем наше путешествие? Будем выполнять последовательно по стрелкам, которые ведут к цифрам. Правильно, первая стрелка ведет к цифре 1. (Дети находят по плану 1-ый конверт с заданием). Итак, первое задание.

  1. Решение примеров до 10 (на сложение и вычитание)

Нужно вставить в пропущенные окошки – ответы (примеры написаны на доске, ответы закрыты, дети отгадывают и открывают окошки).

1+2=                          5-1=                                          

3+1=                          2+4=

4-2=                           7-1=

 

Воспитатель. Молодцы! Правильно решили. Следующее задание – нужно решить интересные логические  задачи.

  1. Сколько лап у 2 медвежат?

Дети. 8

  1. Сколько лап у 3 мышей?

Дети. 12

  1. А у 8 братьев по одной сестре. Сколько всего сестер?

Дети. 8

Воспитатель. Пойдём по стрелке дальше к цифре 2. Предлагаю немного отдохнуть.

  1. Физкультминутка «Весна» (звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» («Март», «Апрель», «Май»)

            Очнулись деревья от зимнего сна.

В апреле по лесу гуляет весна.

В овраге ручьи шаловливо звенят

И с юга на родину птицы летят. (дети показывают движения с проговариванием слов)

  1. Сценка из сказки «Заюшкина избушка».        

Воспитатель. Молодцы ребята! Продолжаем наше путешествие по плану. Пойдём по стрелке дальше к цифре 3. (Сценка из сказки «Заюшкина избушка»)

Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите, зайчик плачет. Что случилось зайчик?

Зайчик. Лиса меня выгнала из дома.

Воспитатель. Что же наделала лиса, разве так можно было поступить с зайчиком? Что нарушила она?

Дети. Лиса нарушила права зайца. У него есть дом, его нельзя выгнать из своего дома.

Воспитатель. Ребята, может, пойдем, поговорим с лисой, как вы думаете? И что мы ей скажем?

Дети. Да пойдем, поговорим с лисой. Нельзя выгонять зайца на улицу из его дома, нужно жить дружно,  нельзя ссорится.  А если поссорились, то нужно мириться.

(И решили дети помирить лису и зайца. И предложили лисе жить вместе с зайцем,  и больше не ссорится).

Воспитатель. Ребята, а давайте предложим зайцу и лисе с нами путешествовать. Вы согласны? Тогда продолжаем наше путешествие. Ищем по плану следующий конверт с заданием. (Дети находят по плану номер 4, во время нахождения цифры звучит запись с голосами птиц). (Дети подходят к дереву, к которому прикреплены весенние птицы с заданиями).

  1. Работа по картине Левитана «Весна – большая вода».

Воспитатель. Дети к нам в гости прилетели весенние птицы с заданиями. А задание вы узнаете, когда отгадаете, какая это птица. (Показ картинки детям и отгадывание птицы). (Приложение № 3)

  1. Соловей  (Беседа по картине Левитан Исаак Ильич «Весна - большая вода)  (Приложение № 3) (Дети подходят к картине, рассматривают её).

Воспитатель. Какое время года изображено на картине?

Дети. На картине изображена весна.

Воспитатель. По каким признакам мы видим, что это весна?

Дети. Весной, когда тает снег, много воды. Все деревья стоят в воде, и на них нет ещё листочков. А ещё на картине – небо чистое, ясное, голубое.

Воспитатель. Молодцы, что вы это увидели! А кто знает, как называется явление природы, которое изображено на картине?

Дети: Это разлив.

Воспитатель. Правильно. Это разлив, половодье. Запомните новое слово.

Кто скажет, почему вода голубого цвета?

Дети. Потому что небо отражается в ней.

Воспитатель. Что ещё можно сказать о воде, глядя на картину?

Дети. В воде отражаются деревья, она гладкая, прозрачная.

Воспитатель. Глядя на это произведение можно сказать, в какой день художник писал картину? В солнечный или пасмурный?

Дети. Художник писал картину в ясный солнечный день.

Воспитатель. А как вы узнали, что день был ясный?

Дети. Художник использовал яркие, светлые краски, когда изображал небо и воду.

Воспитатель. Верно. В картине показана ранняя весна, разлив талой воды, оживает природа, и художник запечатлел этот миг. Кажется, всё застыло, замерло. Как бы вы назвали эту картину?

Дети. Весна – большая вода.

Воспитатель. Художник назвал свою картину так же - «Весна – большая вода».

  1. Поговорки и загадки о весне. (3 минуты)

Воспитатель. Посмотрите ребята, какая это птица?

Дети. Кукушка.

Воспитатель. Кукушка, спрашивает - какие вы, ребята, знаете пословицы о весне.

Дети. - Вода с гор потекла, весну принесла.

- Увидел грача – весну встречай.

- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

- Апрель-первый месяц весеннего тепла.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какая это птица?

Дети. Ласточка.

Воспитатель. Ласточка просит отгадать загадку о весне.

Я раскрываю почки

В зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна…

Зовут меня … (весна)

Воспитатель. Дети, а стихи о весне вы знаете? (Грач с заданием)

  1. Физкультминутка. Игра с мячом «Говори наоборот»

Воспитатель. Продолжаем наше путешествие. Ищем по плану следующее задание. (Дети находят по плану номер 5).

Следующее задание – это переменка. Давайте отдохнём. Ребята, предлагаю поиграть в игру с мячом  «Говори наоборот».

длинный – короткий

весёлый – грустный

толстый – тонкий

широкий – узкий

Воспитатель. Отдохнули, а теперь с новыми силами продолжим наше путешествие. Хорошо ребята!  

  1. Эксперименты с водой.

Воспитатель. Пойдем дальше по стрелке, а какой это знак?

Дети. Вопросительный.

Воспитатель. Что это значит?  (дети находят конверт с заданием) Следующее задание – помогите выяснить секреты воды. Поможем ребята?

Дети. Поможем.

Опыт № 1. «Вода не имеет цвета, вкуса, запаха».

Воспитатель. Что такое вода?  Это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Воспитатель. Имеет ли вода цвет, вкус, запах?

(Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги).

Воспитатель. Какого цвета молоко и бумага?

Дети. Белого.

Воспитатель.  А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? Дети. Нет.

Воспитатель. Есть цвет у воды?

Дети. Нет, вода бесцветная.

(Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос).

Воспитатель. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Дети. Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.

Воспитатель. А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная?

Дети. Вода без вкуса, она безвкусная.

Воспитатель. Какой мы можем сделать вывод?

Дети. Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

Опыт № 2. «Вода не имеет формы».

Воспитатель. Есть ли у воды форма?  (Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на разносах (кубик, шар)).

Воспитатель.  Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму?

Дети.  Нет.

Воспитатель.  А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? Дети. Она примет форму кубика.

Воспитатель.  А если воду налить в банку?

Дети. Она примет форму банки.

Воспитатель. Какой мы можем сделать вывод?

Дети. Вывод: вода не имеет формы.

  1. Итог.

Воспитатель. Молодцы ребята! Выяснили все секреты воды. Так не будем задерживаться, пойдём дальше по стрелке и найдем  цифру  6. Это ребята не задание,  а письмо с интересным сюрпризом. (Приложение № 4) (Воспитатель открывает конверт и читает письмо).

«Дорогие ребята! Вот вы и ответили на все вопросы, выполнили все задания. Мы посылаем вам в подарок талисманы, то есть предметы, которые приносят счастье и удачу.

Вы стали настоящими «следопытами». В дальнейшем талисманы помогут вам продолжать изучать и исследовать все, что вам неизвестно.

Желаем удачи!»

(Поздравление ребят и вручение талисманов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Познание" "Дорожная азбука" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Познание"  по ПДД: «Дорожная азбука»...

Непосредственная образовательная деятельность"Познание" по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста в форме игры "Что? Где? Когда?"

Вовлечение детей в решение разнообразных проблемных игровых и практических ситуаций, в которых дети применяют накопленный опыт, умения и навыки здоровьесбережения: как оказать первую помощь, как забот...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательная деятельность познание + коммуникация + ручной труд в старшей группе с ОНР “Весна”.

Уточнять  предметный, глагольный словарь  и  словарь признаков по теме: “ Весна”; углубить представления о сезонных изменений в природе; Формировать умение подбирать признаки и дей...

Непосредственная образовательная деятельность (познание ФЭМП) во 2-ой младшей группе

«В гости к зайцу» ЗАДАЧИ: • Закрепить понятия: один, много, больше, меньше, поровну. • Длинный, короткий. • Цвет (красный, синий, зелёный, желтый) •Геометрические фигуры круг, треугольник, квадр...