Конспект непосредственно образовательной деятельности Познание (ознакомление с окружающим миром) /подготовительная группа/ на тему: « Чудо – вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию «Чебурашка»
п. Алябьевский
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Познание (ознакомление с окружающим миром)
/подготовительная группа/
на тему:
« Чудо – вода»
Воспитатель: Н. А. Подолюк
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Расширять представления детей о свойствах воды и тремя ее основными состояниями (жидким, твердым, газообразным).
Развивающие задачи:
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес детей к экспериментально - исследовательской деятельности.
Безопасность:
- Соблюдение безопасности и мер предосторожности с горячей водой.
Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами: жидкое и газообразное, твердое состояние, растворитель, испарение; исследователи; ученые; опыты; слова с частицей «аква» (аквариум, аквапарк, акваланг, аквалангист, акванавт).
Материал: фартуки, песок, сахар, лед, одноразовые стаканчики на каждого ребенка, лупы, зеркальце, термос, презентация «Чудо – вода», чайные ложки, вода, колба, спиртовка, резиновые перчатки.
Методы и приемы:
- Наглядные: созданная детьми и воспитателем книга о воде, схемы, толковый словарь.
- Словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка.
- Положительная мотивация.
- Художественное слово.
- Практические действия: проведение опытов.
Индивидуальная работа:
Помочь затрудняющимся детям.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов, стихов, разгадывание загадок.
- Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
- Прослушивание музыкальных записей.
- Создание своей книги.
- Проведение исследований, опытов.
- Работа со словарем.
Содержание организованной деятельности:
Организационный момент.
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
Воспитатель: поздоровайтесь ребята с нашими гостями. Дети проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель: Какое сейчас время года? (весна).
Какой сейчас месяц? (март). Что бывает весной? Отгадайте загадку и тогда узнаете, о чем мы будем говорить.
Загадка:
Я очень добродушная, Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу Даже камень источу. (вода)
Воспитатель: Мы сегодня с вами будем говорить о воде. Ребята к нам пришло письмо.
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом грянул мороз, вторая в это время расчесывала волосы, да так и застыла, превратилась в красивую льдинку. А третья успела спрятаться, и осталась капелькой. Льдинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и паринке родных сестер. Ребята, помогите! Докажите, что мы: паринка, льдинка и капелька – родные сестры».
Давайте вспомним, что мы уже знаем о воде? (вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, растекается, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают, через воду виден рисунок, а через молоко нет).
Воспитатель: ребята нам предстоит доказать в каких состояниях бывает вода и что она умеет делать с другими веществами.
-А где это можно доказать? (в нашей лаборатории «Интересных открытий».
- Что проводят в лаборатории? (опыты)
- Кто проводит опыты? (ученый – исследователь)
Воспитатель: Кто такой ученый-исследователь? (Это – много знающий и образованный человек, который проводит опыты, исследования и узнает что-то новое.)
Воспитатель: Вы готовы провести опыты?
Воспитатель: Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Дети садятся на стульчики перед столами.
Посередине группы – стол для опытов.
1 опыт:
Воспитатель: Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
- Что происходит с водой? (она льется).
- Почему она льётся? (потому что она жидкая).
Уважаемые, исследователи, подумайте, как в жидкости расположены частички, и как они держаться друг за друга? А чтобы это увидеть, возьмите пипетки и капните несколько капель воды на зеркало, возьмите лупу и рассмотрите (между частичками воды большое расстояние и частички свободно держаться друг за друга). Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Давайте изобразить вот такой схемой:
Вывод: вода жидкая, льется. Но вода бывает не только в жидком состоянии.
2 опыт:
Предлагаю выйти к столу Сережу Н, Он покажет и расскажет нам о своем исследовании. Как говорит народная мудрость: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
- Сережа, с чем ты будешь проводить опыт?
- Для опыта я подготовил кубики льда.
- Вам нужна помощь? (Сережа предлагает ребятам надеть перчатки и взять в руки кубик льда, а сам берет кубик льда в голые руки.)
- Как вы думаете, у кого из нас лед растает быстрее? (Верно, лед быстрее растает у меня, посмотрите, потому что он соприкасается с теплом моих рук.)
- Во что превратился лед? (Лед превратился в воду.)
- Снежана, а почему у тебя лед тает медленно? (У меня на руках перчатки.)
Сережа: Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда.
Воспитатель: Исследователь Сережа, мне интересно, как же вы получили лед?
Сережа: Я налил воду в формочку и поставил в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество – лед.
Воспитатель: Спасибо вам за проделанную работу.
Воспитатель: В каком еще состоянии, кроме жидкого и газообразного, может находиться вода? (Вода может находиться в твердом состоянии.)
Воспитатель: В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так:
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Физминутка:
Лед растает, и тогда
Будет из него ….(вода). (Дети «плавают».)
Если сильный, сильный жар,
Из водички будет …(пар). (Дети изображают пар движением рук – поднимают руки вверх и вращают кистями, произнося «Ф – ф – ф!».)
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар …(в водицу). (Дети «плавают».)
Если холод вдруг придет,
Из водицы будет …(лед). (Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди,съеживаются.)
А теперь, ребята продолжим исследование.
3 опыт:
Воспитатель проводит опыт со спиртовкой и колбой.
Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает термос.) (Это термос.)
Для чего нужен термос? (Термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время.)
Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар?
Ответы детей: (Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.)
Воспитатель накрывает термос зеркалом, поднимает зеркало.
Воспитатель: Из термоса выделялся пар, а на зеркале мы видим капельки воды, как так получилось? (Ответы детей.) Что стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился в воду.) Значит, пар – это тоже вода.
Воспитатель: Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку). А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки (дождь, снег, град, роса и т.п.).
Воспитатель: В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так:
Таким образом, вода может находиться в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом.
Вывод:
- В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая движется сама по себе.
- В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
- Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.
Воспитатель: Ребята, сегодня в нашей лаборатории мы узнаем, что происходит с веществами в воде.
4 опыт:
Воспитатель: Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки. Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
- Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет? ( сахарный песок в воде растворился).
- Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет? ( Речной песок в воде не растворился.)
- Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились?( Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет)
- Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Воспитатель: Верно, вода является растворителем. Это еще одно ее свойство.
Воспитатель: Ребята, а капельки хотят с вами поиграть. Они предлагают вам придумать слова с частицей «аква».
Давайте посмотрим, что оно обозначает. «АКВА» – первая часть сложных слов, относящихся к воде.
АКВАРИУМ – что это такое? (Стеклянная емкость с водой для содержания рыб.)
АКВАПАРК – коллега, объясните значение этого слова? (Парк с водными аттракционами.)
АКВАЛАНГ – что обозначает это слово? (Аппарат для дыхания под водой.)
АКВАЛАНГИСТ – (Спортсмен, плавающий с аквалангом.)
Воспитатель: Есть одно слово, которое вы еще не знаете.
АКВАНАВТ – исследователь, совершающий в специальном аппарате плавание под водой на больших глубинах.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, мы доказали паринке, что они сестры? А чтобы они больше не ссорились, я предлагаю им подарить книгу со схемами, которые мы сегодня зарисовывали, а назовем эту книгу «Чудо – вода».
Мне очень хочется узнать:
- Лера, что больше всего тебе сегодня понравилось?
- Что мы можем определить, только посмотрев на вещество? (Состояние, цвет, форму, прозрачность.)
- Никита, что было полезным для тебя?
- Как ты думаешь, что нашим гостям понравилось?
- Какое пожелание ты бы хотел сказать своим коллегам - исследователям?
Дорогие ребята, мне сегодня было приятно побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-217654-1362887189.jpg)
Занятие по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная группа). Тема: «Земля – наш дом»
Цель: закрепить представления детей о родной планете Земля; познакомить детей с глобусом - моделью земного шара; дать детям элементарные представления о том, что существуют разные континенты земли, ко...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-384874-1389963812.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе» Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» (ознакомление с окружающим миром) подготовительная к школе группа
Предлагается конспект и подборка слайдов для занятия "Перелётные птицы", где продолжаем расширять представления детей подготовительной группыо перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни. А так ж...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/26/picture-837384-1477508734.jpg)
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная к школе группа). Тема: «Праздник урожая у Смешариков» (с использованием элементов ТРИЗ)
Тема мероприятия в рамках комплексно-тематического планирования: «Праздник урожая у Смешариков» (лексическая тема «Фрукты»).Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развит...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/23/picture-955399-1508766407.jpg)
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. подготовительная группа. тема:"Путешествия на озера Бойка"
создать условия для познавательный интереса детей через ознакомления с растительным миром Прибайкалья....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1266632-1606676905.jpg)
Конспект «Мы – друзья природы» Образовательные области: «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) Подготовительная к школе группа (возраст детей 6-7 лет)
Цель:Обобщить знания детей об окружающем мире.Задачи:Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природеВыявить знания о птицах, животных, деревьяхЗакрепить п...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/30/picture-130254-1640862510.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром подготовительной группе «Без воды нет жизни на земле»
Конспект занятия «Без воды нет жизни на земле» способствует расширению знаний детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды....