АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «Наименование программы» на тему: «Нейропсихологический анализ синдрома ЗПР»
материал по психологии

Маргарита Юрьевна Курылева

Нейропсихологическое исследование ЗПР имеет важное значение для понимания механизмов нарушения познавательной деятельности у детей с этим синдромом. Анализ нейропсихологического профиля ЗПР позволяет разработать эффективные коррекционно-развивающие программы, направленные на преодоление трудностей и улучшение качества жизни детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

по программе профессиональной переподготовки

нейропсихология

«Нейропсихологический анализ синдрома ЗПР»

Автор работы: Курылева Маргарита Юрьевна                                                                                       Слушатель                                                 Курылева Маргарита Юрьевна

Волгоград2024


Оглавление

1.        ВВЕДЕНИЕ        3

1.1.        Актуальность исследуемой проблемы        3

2.        ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СИНДРОМА ЗПР        5

2.1.        Основные классификации синдрома ЗПР        5

2.2.        Последствия ЗПР        6

2.3.        Методы лечения ЗПР        7

3.        ЗАКЛЮЧЕНИЕ        9

4.        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        11


  1. ВВЕДЕНИЕ

  1. Актуальность исследуемой проблемы

Синдром задержки психического развития (ЗПР) является распространенным

детским расстройством, которое характеризуется замедленным темпом созревания психических функций. Дети с ЗПР испытывают трудности в обучении, социальной адаптации и повседневной деятельности.

Нейропсихологическое исследование ЗПР имеет важное значение для понимания механизмов нарушения познавательной деятельности у детей с этим синдромом. Анализ нейропсихологического профиля ЗПР позволяет разработать эффективные коррекционно-развивающие программы, направленные на преодоление трудностей и улучшение качества жизни детей.

Основной целью данного исследования является изучение нейропсихологического профиля синдрома задержки психического развития. Для этого нам будет необходимо проанализировать нейропсихологические механизмы нарушения познавательной деятельности при ЗПР. Помимо этого, нужно будет определить нейропсихологический профиль синдрома ЗПР, сравнить полученные данные с литературными источниками и разработать практические рекомендации для работы с детьми, имеющими ЗПР.

Основными методами исследования данной темы будут анализ и сравнение данных из различных литературных источников, с целью выявить общие признаки ЗПР у детей.

Синдром задержки психического развития (ЗПР) у детей — это нарушение темпа созревания психических функций, при котором отставание развития интеллекта сочетается с замедлением развития других психических процессов: памяти, внимания, речи, моторики и эмоционально-волевой сферы.

ЗПР проявляется в первые годы жизни ребенка и сохраняется в дошкольном и школьном возрасте. Распространенность ЗПР среди детей составляет от 2 до 10% в разных странах и регионах, так, например:

  • В России ЗПР встречается у около 5% детей дошкольного возраста.
  • В США распространенность ЗПР среди детей школьного возраста около 2%.
  • В Европе ЗПР диагностируется у от 3 до 7% детей.

Важно отметить, что ЗПР может иметь различную степень выраженности:

  • Легкая степень ЗПР: отставание психического развития в пределах 1-2 лет.
  • Умеренная степень ЗПР: отставание психического развития в пределах 2-3 лет.
  • Тяжелая степень ЗПР: отставание психического развития в пределах 3-4 лет и более.

Дети с ЗПР испытывают трудности в обучении, социальной адаптации и повседневной деятельности. Им требуется специальная педагогическая и психологическая помощь для преодоления трудностей и улучшения качества жизни.


  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СИНДРОМА ЗПР

  1. Основные классификации синдрома ЗПР

Синдром задержки психического развития (ЗПР) — это нарушение темпа созревания психических функций, при котором отставание развития интеллекта сочетается с замедлением развития других психических процессов: памяти, внимания, речи, моторики и эмоционально-волевой сферы.

ЗПР проявляется в первые годы жизни ребенка и сохраняется в дошкольном и школьном возрасте. Дети с ЗПР испытывают трудности в обучении, социальной адаптации и повседневной деятельности.

Классификация синдрома ЗПР

ЗПР классифицируется по степени выраженности:

        Легкая степень ЗПР: отставание психического развития в пределах 1-2 лет. Дети с легкой степенью ЗПР могут обучаться в общеобразовательной школе по адаптированной программе.

Умеренная степень ЗПР: отставание психического развития в пределах 2-3 лет. Дети с умеренной степенью ЗПР обучаются в специальных (коррекционных) школах по адаптированным программам.

Тяжелая степень ЗПР: отставание психического развития в пределах 3-4 лет и более. Дети с тяжелой степенью ЗПР обучаются в специальных (коррекционных) школах по индивидуальным программам.

Также выделяют атипичную форму ЗПР, при которой наблюдается неравномерное отставание психических функций. Например, при атипичной форме ЗПР интеллект ребенка может быть сохранен, но при этом наблюдаются выраженные нарушения речи, поведения или моторики.

Можно выделить несколько различных факторов, способствующих или являющихся основополагающими для развития ЗПР. К ним относятся:

Биологические факторы: органические поражения мозга, генетические нарушения, тяжелые соматические заболевания, перинатальные травмы.

 Социально-психологические факторы: неблагоприятные условия воспитания, дефицит общения, педагогическая запущенность.

 Комбинированные факторы: взаимодействие биологических и социально-психологических факторов. Биологические и социально-психологические факторы могут взаимодействовать друг с другом, усугубляя проявления ЗПР. Например, органическое поражение мозга может сделать ребенка более уязвимым к неблагоприятным условиям воспитания. С другой стороны, неблагоприятные условия воспитания могут усилить проявления органического поражения мозга.

  1. Последствия ЗПР

Последствия ЗПР у детей выражаются в различных сферах и имеет ряд негативных последствий для детей, которые могут проявляться в различных сферах их жизни, таких как:

Обучение

  • Трудности в усвоении школьной программы
  • Низкая успеваемость
  • Отставание от сверстников в развитии познавательных процессов

Социальная адаптация

  • Трудности в общении со сверстниками и взрослыми
  • Застенчивость, замкнутость
  • Повышенная тревожность
  • Конфликтность
  • Неадекватное поведение

Эмоционально-волевая сфера:

  • Незрелость эмоциональной сферы
  • Импульсивность, расторможенность
  • Сниженная самооценка
  • Трудности в управлении своим поведением

Повседневная деятельность:

  • Несамостоятельность
  • Трудности в выполнении бытовых задач
  • Зависимость от родителей и других взрослых

Профессиональная деятельность:

  • Ограничение выбора профессий
  • Трудности в трудоустройстве
  • Низкая квалификация

Здоровье:

  • Повышенный риск развития сопутствующих заболеваний (например, речевых нарушений, нарушений опорно-двигательного аппарата)
  • Снижение качества жизни

Личностное развитие:

  • Задержка формирования личности
  • Трудности в самоопределении
  • Повышенная зависимость от других людей

Степень выраженности последствий ЗПР зависит от тяжести нарушения, своевременности и эффективности коррекционной помощи. Ранняя диагностика и комплексная коррекция ЗПР позволяют снизить негативные последствия и улучшить прогноз развития ребенка.

  1. Методы лечения ЗПР

Лечение ЗПР проводится комплексно и включает в себя:

  1. Медицинские мероприятия

Лечение основного заболевания, вызвавшего ЗПР (например, органического поражения мозга, генетического нарушения).Медикаментозная терапия (например, ноотропы, психостимуляторы) для улучшения когнитивных функций.

  1. Психолого-педагогическая коррекция

Занятия с психологом для развития познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь).Занятия с нейропсихологом для коррекции нарушений нейропсихологических функций (например, внимания, памяти, праксиса, гнозиса).Логопедические занятия для развития речи и устранения речевых нарушений.Дефектологические занятия для развития познавательной деятельности и коррекции нарушений поведения.

  1. Социально-педагогическая коррекция

Работа с семьей для создания благоприятного микроклимата и оказания поддержки ребенку.Создание специальных условий обучения и воспитания в детском саду и школе (например, адаптированные образовательные программы, индивидуальный подход).Организация внеклассной деятельности и досуга для развития социальных навыков и повышения самооценки ребенка.

  1. Другие методы

Физиотерапия для улучшения двигательных функций и координации движений.Трудотерапия для развития мелкой моторики и навыков самообслуживания.Музыкотерапия и арт-терапия для развития эмоциональной сферы и творческих способностей.

Выбор конкретных методов лечения ЗПР зависит от тяжести нарушения, индивидуальных особенностей ребенка и сопутствующих заболеваний. Лечение должно проводиться комплексно и под контролем специалистов (врача-невролога, психолога, нейропсихолога, логопеда, дефектолога, социального педагога).


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования было установлено, что у детей с ЗПР легкой степени наблюдаются следующие нейропсихологические нарушения:

  • Нарушения внимания (трудности в распределении и переключении внимания, снижение объема внимания).
  • Нарушения памяти (снижение объема кратковременной и долговременной памяти, нарушения логического запоминания).
  • Нарушения мышления (трудности в обобщении, классификации и абстрагировании, нарушения логического мышления).
  • Нарушения речи (задержка речевого развития, нарушения грамматического оформления речи, трудности в понимании речи).
  • Нарушения праксиса (нарушения конструктивного и имитационного праксиса).
  • Нарушения гнозиса (нарушения зрительного и слухового гнозиса).

Выявленные нейропсихологические нарушения проявляются в различных клинических симптомах ЗПР, таких как трудности в обучении, проблемы с поведением, социальные трудности и эмоциональные проблемы.

Своевременная диагностика и комплексная коррекция нейропсихологических нарушений позволяет уменьшить выраженность клинических симптомов и улучшить качество жизни детей с ЗПР.

Практические рекомендации для работы с детьми, имеющими ЗПР:

  • Разработка и реализация индивидуальных коррекционных программ, направленных на развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь, праксис, гнозис).
  • Использование нейропсихологических методов коррекции (сенсорно-моторные упражнения, когнитивные тренинги).
  • Создание благоприятных условий для развития ребенка в семье и школе.
  • Тесное сотрудничество между родителями, педагогами и специалистами (психологами, нейропсихологами, логопедами, дефектологами).

Дальнейшие исследования в области нейропсихологии ЗПР должны быть направлены на изучение динамики нейропсихологических нарушений в процессе коррекционной работы, а также на разработку новых эффективных методов коррекции.


  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

.

  1. Зыков В.П. Лечение заболеваний нервной системы у детей. М.: Триада-Х, 2009. 188с.
  2. Халецкая О.В. Расстройства поведения и развития в детском возрасте. Учебное пособие. Н.Новгород: изд-во НГМА, 2005, 156с.
  3. Заваденко Н.Н. Нарушение развития речи у детей и их коррекция. Психоневрология. Лечащий врач. М.: РКИ Соверсопресс, 2006. №5
  4. Ларькина Елена Витальевна;Халецкая Ольга Владимировна; Дмитриева Т.Н.Клинико-нейропсихологическая характеристика нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-neyropsihologicheskaya-harakteristika-narusheniy-rechevogo-razvitiya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Развитие технического творчества в образовательных организациях в условиях ФГОС»

Конспект занятия по легоконструированию и моделированию«Наш аквариум» (подготовительная группа) Цель: Развивать творчество детей средствами конструирования из конструктора LEGO.Задачи:Ø сформиров...

ПРОГРАММА профессионально-личностного саморазвития педагога на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ПРОГРАММАпрофессионально-личностного     саморазвития педагога на тему «Формирование  любознательности через экспериментальную деятельность»...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Программа профессиональной пробы: испытание в профессии Тема: Профессия инспектор ГИБДД

Дошкольный возраст 6-7 лет – благоприятный возраст для формирования профессионального самоопределения. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновре...

Индивидуальная программа профессионального и личностного роста по теме: «Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

    Индивидуальная программа профессионального и личностного роста по теме: «Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста»...

Аттестационная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки по программе профессиональной переподготовки «Воспитатель логопедической группы» на тему: "Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения"

Аттестационная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки по программе профессиональной переподготовки «Воспитатель логопедической группы» на тему: "Использование дидакти...