Формирование предпосылок развития критического мышления у дошкольников в условиях ДОУ
методическая разработка по психологии
В статье описано содержание понятия "критического мышления", примерные целевые ориентиры для развития критического мышления у детей дошкольного возраста, методы и приемы развития критического мышления в соответствии с тематикой специальных предметно-развивающих сред ДОУ (экологическая студия, мини-планетарий, мини-музей народного быта «Горенка»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
В настоящее время среди педагогов наблюдается растущий интерес к различным педагогическим технологиям. В процессе обучения важно не только передавать ребенку готовые знания, но также развивать у него способность самостоятельно извлекать информацию и применять её в повседневной жизни. Технология развития критического мышления – одна из наиболее актуальных и интересных в рамках реализации нашего инновационного проекта, целью которого стало формирование предпосылок развития критического мышления у детей дошкольного возраста.
Существует множество различных взглядов и оценок на содержание понятия «критическое мышление». С одной стороны, оно воспринимается отрицательно, поскольку связано со спорами и конфликтами, с другой стороны, включает в себя такие понятия, как «аналитическое мышление», «логическое мышление» и «творческое мышление». Хотя термин «критическое мышление» известен довольно давно благодаря работам таких выдающихся психологов, как Дж. Бруннер, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже в профессиональной среде российских педагогов этот термин начали активно использовать лишь сравнительно недавно.
По мнению А.В. Федорова, критическое мышление в аспекте деятельности личности является «сложным рефлексивным процессом мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку механизмов функционирования медиа в социуме и поступающих к человеку через средства массовой коммуникации медиатекстов (информации/сообщений). При этом развитие критического мышления – не итоговая цель медиаобразования, а его постоянный компонент» [Федоров, 2007, с.86].
Современная образовательная система обязана не только обеспечивать умение правильно воспринимать информацию, но и обучать способам ее получения, манипуляции ею, а также применению к конкретным жизненным обстоятельствам и интерпретации. Именно в этом процессе возникает новое знание, основанное на уже существующем. Также необходимо развивать у обучающихся набор умений и навыков работы с разнообразными источниками сведений, формировать способность не просто воспроизводить знания, но и расширять их, применять в разных жизненных ситуациях. Важно развивать умение формировать собственное мнение о фактах и проблемах, уметь внимательно выслушивать других и находить совместные подходы к решению сложных задач.
В основном технология развития критического мышления рассчитана на детей школьного возраста, так как многие приемы можно использовать только при умении читать. Тем не менее, существуют научные исследования, которые указывают на то, что формирование критического мышления начинается у детей в возрасте 5-7 лет. Некоторые приемы, особенно при соединении с экспериментированием, вполне возможно использовать с дошкольниками. Умственное развитие ребенка в 3-4 года уже достаточно богато, чтобы попробовать дать ему посыл к движению мысли. Словарный запас и багаж знаний малыша уже позволяет грамотно излагать свои мысли, а разгар периода «почемучек» способствует к постановке вопросов.
Таким образом, для дошкольных образовательных учреждений может быть оправданной цель по созданию условий для развития предпосылок критического мышления у детей.
В чем заключается процесс формирования предпосылок развития критического мышления у детей дошкольного возраста, каковы методы и приемы, направления работы?
В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» (Выготский, 1984: 243).
Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста реализуется через формирование элементов логического мышления, зрительного анализа и обобщения, навыка классификации объектов по ключевым признакам.
Исходя из этого можно сформулировать целевые ориентиры для детей дошкольного возраста, для реализации которых определены направления, методы и приемы формирования критического мышления:
- проявление детской любознательности;
- выработка собственной точки зрения по определенному вопросу;
- способность отстоять свою точку зрения логическими доводами;
- проявление интереса к использованию исследовательских методов;
- понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями;
- анализировать суждения окружающих и оценивать их;
- конструировать собственные аргументы и доносить их до окружающих;
- замечать нестыковки, несоответствия и обыденные ошибки в логике и аргументации;
- рефлексивно оценивать собственные мнения и верования;
- умение действовать (достигать цели) самостоятельно и в групповой деятельности.
В рамках нашего инновационного проекта была поставлена цель: подобрать методы и приемы развития критического мышления в соответствии с тематикой специальных предметно-развивающих сред ДОУ (экологическая студия, мини-планетарий, мини-музей народного быта «Горенка»).
Организуя работу с детьми в «Экологической студии» интересны следующие игровые методы и приемы:
- Игра «Что сначала, что потом»
Цель: развивать ассоциативное мышление, сообразительность, память, развивать умение находить логические цепочки и связи между объектами
Материал: головастик-лягушка, семена-растения, яйцо-курица
Описание игры. Детям предлагается определить, что было сначала, что стало потом на примере картинок. После усвоения материала, игра усложняется (материал детям предлагается по словесной инструкции).
- Игровой прием «Пищевые цепочки»
Цель: развивать умение запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Игровой прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить.
Описание игры. Для установления умения устанавливать общий признак.
- продолжи ряд картинок: трава, заяц, волк; семена, мышь, сова; комар, лягушка, еж, лиса и т. д.
3. Игра «4 лишний»
Цель: формирование элементов логического мышления, зрительного анализа и обобщения, навыка классификации объектов по ключевым признакам
Описание игры. На начальном этапе детям предлагается определить лишний предмет из 4 предложенных в натуральном виде, затем по картинке.
Материал: огурец, морковь, апельсин, капуста
Усложненный вариант игры: на новом этапе предлагается определить лишние предметы из 4 предложенных и объяснить и доказать свой выбор.
Материал: косуля, лев, тигр, собака;
5. Игра «Чудесные круги» (на основе Кругов Луллия)
Цель: формирование элементов логического мышления, зрительного анализа и обобщения, формирование способности решать проблемные ситуации, свободно высказывать свои мысли, развитие познавательной активности
Материал: на общий стержень нанизаны 3 подвижных фанерных круга разного диаметра, обклеенных пленкой. Сверху установлена подвижная стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов – 8. На них располагают разнообразные картинки: предметные, сюжетные, слова, цифры, фигуры, схематичные изображения. Круг и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах и объединить, казалось бы несовместимые объекты. Для работы с детьми 4-5 лет целесообразно брать 2 круга разного диаметра и использовать 4 сектора на каждом. В работе с детьми 5-6 лет используют 2-3 круга (6-8 секторов в каждом). Дети 6-7 лет вполне справляются с заданиями, в которых используются три круга с 8 секторами на каждом.
Описание игры.
1. На всех секторах первого круга картинками или знаками обозначаются какие-либо изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго – места их произрастания (сад, лес, болото и т.д.); третьего – изображения плодов (апельсин, яблоко, шишки и т.д.).
2. Ставится задача - детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе педагога они находят на нижнем круге изображение яблони, затем поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и располагают его над яблоней, на маленьком круге таким образом находят яблоко. Объясняют, что получилось.
3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах остались под стрелкой, называют их. Например: береза – болото-апельсин. Задача. Объяснить, как объект может расти в таком мете и приносить подобные плоды. И возможно ли такое?
6. Прием «Верные и неверные утверждения» (этапы: «Вызов» и «Рефлексия»).
Цель: развитие логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы
Материал: необходимо заранее подготовить утверждения по теме, так, чтобы они были под номерами. Утверждения могут быть как верными, так и неверными. Детям раздают листочки с таблицей, состоящей из 2 строк и столбцов, количество которых соответствует количеству утверждений. Такая таблица дается каждому ребенку. В верхней строке расставлены цифры по порядку.
Описание игры. В начале занятия после объявления темы, предлагаем детям поиграть в игру «Верите ли вы, что..». педагог читает утверждения, а дети, если считают, что утверждение верное, ставят под цифрой, соответствующей номеру утверждения плюс, если не верное - минус. В конце занятия идет проверка. Снова читаются те же утверждения, а дети карандашом другого цвета ставят соответствующий знак. Затем можно спросить детей изменилось ли их мнение относительно какого либо утверждения. Если в конце занятия по отношению к каждому утверждению будет поставлен правильный знак - материал детьми усвоен. Пример: Верите ли вы, что: рыба живет в воде, собака спит в берлоге и пр.
Инструкция: «Ребята, давайте с вами поиграем, у вас таблички, сверху цифры, а внизу пустые клетки. Если вы со мной согласны, то ставьте плюс, если нет – минус».
7. Приём «Кластер» (гроздь) – (второй и третий этап)
Цель: развитие логического мышления.
Описание приема. Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие, относящееся к пройденной теме. Последующие слова (картинки) логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы» и другое.
8. Шесть шляп мышления - (этап «Осмысление»)
Цель: развитие мышления.
Материал:
Описание игры. Дети надевают разноцветные шляпы. По очереди те, на ком одеты шляпы, высказывают свои мысли.
Например, тема «Домашние животные».
Синяя шляпа. Синюю шляпу одевает воспитатель в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Красная шляпа. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего объяснять, нужно просто высказать своё отношение к обсуждаемому объекту. (Я люблю животных, они смешные и т.д.) Желтая шляпа. Ребёнок, на котором жёлтая шляпа старается найти достоинства и преимущества обсуждаемого объекта. (Чем они полезны для природы и человека)
Черная шляпа. Черная шляпа - это критика и оценка, она указывает на недостатки, проблемы трудности, которые могут возникнуть, что-то может не получиться. (Проблемы – надо заготавливать или покупать корм)
Зеленая шляпа. Зеленая шляпа - это творчество (вспомнить песни, стихи, сказки об обсуждаемом объекте)
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Здесь излагаем только конкретные факты об обсуждаемом объекте
Для «Мини-планетария» подобраны следующие игровые методы и приемы:
- Игра «Найди ассоциацию»
Цель: развивать ассоциативное мышление, сообразительность, память, развивать умение находить логические цепочки, связи между объектами
Описание игры. Детям предлагается выбрать ассоциацию к предложенной картинке
Материал: «Луна – Земля», «туча-дождь», «спичка-костер», «космонавт-ракета» и пр.
2. Многофункциональный лепбук «Космос», включающее в себя различные игры на развитие логического мышления, ассоциаций: «Найди пару», «Это - полезно, это- вредно», «Загадки о космосе», «Лото космическое», «Разрезные картинки», «Сложи созвездие (по образцу)», «Что внутри – что снаружи», «Небесный зоопарк».
3. Приём «Кластер» (гроздь) – (второй и третий этап)
Цель: развитие логического мышления.
Описание приема. Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие, относящееся к пройденной теме. Последующие слова (картинки) логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Планеты», «Созвездия», другое.
В «Мини-музее народного быта «Горенка» имеются следующие игры и упражнения.
1. Игра «Что сначала, что потом»
Цель: развивать ассоциативное мышление, сообразительность, память, развивать умение находить логические цепочки и связи между объектами
Описание игры. Детям предлагается определить, что было сначала, что стало потом на примере картинок. После усвоения материала, игра усложняется (материал детям предлагается по словесной инструкции).
Материал: зерно-хлеб, ткань-готовое изделие (например, одежда), глина – посуда, кирпич-дом.
2. «Что это? Для чего это нужно? Как это можно использовать?» (аналог технологии «Кубик Блума») (второй и третий этап).
Цель: развивать ассоциативное мышление, сообразительность, память, развивать умение находить логические цепочки и связи между объектами
Описание игры: детям предлагается осмотреть предмет и ответить на вопросы («Как ты думаешь, что это? Для чего это нужно? Как это можно использовать?»)
3. Игра «Логическая цепочка»
Цель: развивать умение запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений.
Описание игры. Для установления умения устанавливать общий признак.
- продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т. д.
4. Приём «Кластер» (гроздь) – (второй и третий этап)
Цель: развитие логического мышления.
Описание приема. Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие, относящееся к пройденной теме. Последующие слова (картинки) логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Предметы народного быта», другое.
5. Прием «Прогнозирование» (Этап «Вызов»)
С помощью этого приёма мы можем активизировать представления детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. На пример, тема: «Чтение М. Пришвина «Лисичкин хлеб». – Ребята, как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете из рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб»? О каких животных пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).
6. «Перемешанные события» (Этап «Вызов»)
Детям перед прочтением сказки или рассказа, предлагается разложить картинки по сюжету произведения в том порядке, который они считают последовательным, правильным. Затем воспитатель читает произведение и предлагается исправить последовательность картинок.
Можно перемешать картинки с последовательностью какого либо процесса. На пример «Как хлеб к нам на стол попадает?» и т.д.
7. Приём «Корзина идей» (Этап «Вызов», «Рефлексия»)
Данный приём предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по конкретной теме. Этот прием накапливает знания. Его хорошо применять при реализации календарного планирования. В начале недели детям предлагаем положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. (Например. Тема: «Фрукты». Дети складывают в корзину всё, что считают фруктами и картинки, связанные с ними). В течение недели дети узнают что-то новое и корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы разбираем содержимое корзины и подводим итоги.
Надо отметить, что для эффективности обучения, очень важно педагогам научиться правильно выбирать технологические приемы, удачно их комбинировать, встраивать в формат традиционных форм занятий.
8. Прием «Далеко, но близко»
Вы называете два предмета или явления, совершенно не связанные друг с другом, к примеру, «чайник и ворона», и вместе с ребёнком стараетесь отыскать что-то, что свяжет их. Игра развивает креативность и учит строить логические связи.
9. «Что будет если?»
Отличная игра, весь смысл которой в названии. Что будет, если исчезнет дождь? Что будет, если окажется, что у бобров интеллект выше, чем у человека? Что будет, если у всех людей отрастёт хвост? Эта игра учит мыслить масштабно и выходить за рамки восприятия.
Описанные игровые приемы работают на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"
Представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОБУ № 221 "Сказка" г Орска Дунаевой А.Л. по использованию приёмов технологии развития критического ...

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста
Методы и приёмы, применяемые для развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста....

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать волнение по поводу слабого критического мышления у дошкольн...
Консультация "Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников"
Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников....

«Игровые технологии по формированию предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников»
Игра - это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков... Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов переда...
игровые технологии по формированию предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников
Как игры влияют на развитие инженерного мышления....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе №5 «Солнышко» посредством использования игровых методов предпосылок развития критического мышления в ФЭМП.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе №5 «Солнышко» посредством использования игровых методов предпосылок развития критического мышления в ФЭМП.Цель: закреплять представлени...