Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста
статья (старшая группа) по теме
Методы и приёмы, применяемые для развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_nsportal_rkm.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.
Дошкольное воспитание и обучение создаёт условия для формирования и развития личности ребёнка, способного успешно адаптироваться в современном постоянно меняющемся мире. Психолого-педагогические исследования, проведённые ведущими учёными и практиками, доказали, что именно дошкольный возраст является определяющим условием интеллектуального, личностного, социального и эмоционального развития человека. Поэтому использование стратегий критического мышления в дошкольном образовании может создать основу для последующего развития мышления детей, соответствующего современным требованиям.
Критическое мышление - мышление оценочное, рефлексивное. Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценивания, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления. Критическое мышление – направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью.
Критическому мышлению нужно учить. Важно, чтобы дети могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.
К пяти годам возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество. Развиваются коммуникативные умения. С возрастом развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности. К пяти годам формируется система взаимоотношений, складываются более критические оценки к групповой солидарности, у ребёнка появляются друзья. Пятилетний ребёнок воспринимает продолжительные рассказы, объяснения, поскольку у него появляется знаково-символическая функция (интерес к буквам, цифрам). К пяти годам становится более устойчивое внимание, возникает способность произвольного запоминания, совершенствуются восприятие, воображение, развиваются высшие формы наглядно-образного мышления: умение рассуждать, строить умозаключения, совершенствуется способность классифицировать. Увеличивается значение речи как способа передачи разнообразной информации, мыслей и рассуждений. Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора детей наряду с практическим наблюдением и экспериментированием. К пяти годам появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, т.е. детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной, т.к. это возраст «почемучек», а также возраст креативности.
Этот возраст соответствует второму уровню «проясняющейся» критичности - выражается в стремлении отыскать и конкретизировать наличие определенных ошибок или несуразностей в объекте познания. Ответы детей отличаются конкретностью и часто сопровождаются жестикуляцией. Критическое отношение на этом уровне может проявляться в форме вопроса, с помощью которого дети как бы стараются уточнить правильность своей позиции. Достижение этого уровня оказывается возможным в случаях умственной активности детей, выражающейся в сопоставлении и противопоставлении отдельных элементов объекта.
В данном возрасте возможно применение следующих методов и приёмов развития критического мышления:
1. «Прогнозирование» - активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Чтение М. Пришвина «Лисичкин хлеб». - Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе М. Пришвина «Лисичкин хлеб»? О каких животных пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).
2. «Логические цепочки» - развитие умения устанавливать общий признак. - Продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т.д.
3. «Ассоциативный куст» - активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий. Тема: «Зимние виды спорта» - Какие ассоциации возникают при слове «спорт»? Называйте всё, что вспоминается. Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова или рисунком –символом. - Докажите, что вы назвали правильные слова. Доказанные слова соединяются с основным словом «спорт» с помощью стрелок. - Выберите из ряда предметов новые слова, имеющие отношение к спорту. Докажите ваш выбор.
4. «Диаграммы Венна» («Круги сравнения») – конкретизировать, классифицировать на основе сравнения. Тема: «Домашние животные». - Что мы знаем о животных? На какие группы мы их можем поделить? Распределите животных по кругам сравнения. Дети прикрепляют изображения животных на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп (дикие, домашние). - Какие животные могут быть и дикими и домашними? Где вы их расположили по кругам сравнения? Дети называют птиц, которые расположены в общей части кругов. - Чем отличаются дикие и домашние собаки? Почему животных называют домашними? Что нужно для ухаживания за ними? Без чего эти животные жить не смогут?
5. «Синквейн» («Пять строк») - развитие связной речи, расширение активного словаря. Предмет о котором идет речь (сущ. или местоимение), одно слово (сущ.) (суть предмета или объекта), два прилагательных (или наречия), три глагола, фраза из четырех слов (личное отношение автора).
Тема: «Спорт»
- Мяч.
- Спортивный инвентарь.
- Круглый, прыгучий.
- Скачет, катится, отскакивает, вертится.
- Я люблю играть в мяч.
6. «Кластеры» («Гроздья») – графический прием систематизации материала
1) Выделение смысловых единиц (ключевых понятий);
2) Объединение понятий в виде схемы, установление причинно- следственных связей;
3) Поиск новых кластеров : наполнение содержанием готовой схемы, называние обозначенных кластеров;
4) Самостоятельная работа с текстом, опираясь на схему.
7. «Кубик» с вопросами – активизация знаний о предмете или теме, составление предложений в виде ответа на вопросы. Вопросы на «кубике» даны следующие: Что? Какой? Как? Почему? Где? Зачем? Тема: Транспорт. Дети читают вопрос на грани кубика и составляют вопрос по теме, другие дети отвечают на поставленный вопрос. Проводиться в форме групповой работы.
8. «Толстые и тонкие вопросы» - осмысление содержания художественного произведения. «Толстый» вопрос подразумевает ответ «да», «нет», «не знаю», а «тонкий» вопрос требует развёрнутого ответа.
9. «Шесть шляп мышления» - Например, тема «Олимпийские игры 2014г.» Воспитатель: «Давайте вспомним, как работают наши шляпы:
1) белая шляпа - факты
2) красная - чувства и эмоции
3) черная ищет недостатки, критикует
4) желтая шляпа находит достоинства, положительные моменты
- Итак, первыми выступят белые шляпы.
Что вы можете сказать об Олимпиаде? Что нам о ней известно?
- Вторые - это ребята в красных шляпах.
Какие чувства, эмоции у вас вызывает спорт? Олимпиада?
- Третьими будут ребята под черными шляпами.
Какие на ваш взгляд есть недостатки в Олимпийских играх? Что для вас неприемлемо?
- Четвёртыми выскажутся желтые шляпы.
Что вы видите хорошего, полезного в Олимпиаде и в спорте вообще?
- Синие шляпы подведу итоги наших соревнований».
10. «Верные и неверные суждения» («Плюс, минус») - Воспитатель: «А что вы знаете об Олимпиаде, мы сейчас проверим. При помощи сигнальных карточек вы будете определять верность (поднимаем красную сигнальную карточку) и неверность (поднимаем чёрную сигнальную карточку) моих утверждений. 1) Олимпийские игры проходят только зимой; 2) Для участия в зимней Олимпиаде нужны такие спортивные снаряды, как велосипед ; роликовые коньки, клюшка для гольфа; 3) Зимняя Олимпиада проходит в этом году в Сочи и т.д.
Определяющим при планировании занятий является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий.
Возникая в самом начале процесса социализации личности ребенка, критическое мышление оказывается тем личностным образованием, которое в значительной мере определяет всю дальнейшую перспективу интеллектуальных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"
Представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОБУ № 221 "Сказка" г Орска Дунаевой А.Л. по использованию приёмов технологии развития критического ...
Пути развития логического мышления у дошкольников старшего возраста.
Пути развития логического мышления у дошкольников...
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать волнение по поводу слабого критического мышления у дошкольн...
Статья "Развитие критического мышления у детей старшего дошкольно возраста в условиях реализации ФГОС"
Статья полезна современным педагогам, использующим в своей работе инновационные методы образования детей дошкольного возраста....
Презентация для педагогов «Использование технологии развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Презентациядля педагогов «Использование технологии развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста»1 слайд Предлагаю вашему вниманию презентацию своего опыта...
«Технология развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Данный материал будет интерестен воспитателяд ДО, рботающим по технологии развитиякритического мышления. В данном материале рассматриваются два приема ТРКМ - прием "Мозговой штурм" и прием ...
Использование приемов и методов технологии развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной ко...