Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"
презентация к занятию (подготовительная группа) на тему

Дунаева Анна Леонидовна

Предварительный просмотр:

Сроки

Педагогическая Мастерская

«Образовательные  универсальные технологии  как  средство  реализации  современных  целей  дошкольного  образования»

Руководитель:

старший воспитатель

МДОБУ № 221 «Сказка»

Карпачёва Т.А.

Январь

30.01.2012г.

1 занятие: Современные  цели  дошкольного  образования /практико-ориентированная  лекция

- Образовательные  универсальные  технологии  в  условиях  внедрения   ФГТ в ДОУ.

- Формирование  предпосылок  универсальных  учебных  действий.

старший воспитатель

высшей категории

МДОБУ № 221 «Сказка»

Карпачёва Т.А.

Февраль

17.02.2012г.

2 занятие: Технология  формирования  критического  мышления  дошкольников / семинар – практикум

Презентация 2 занятия


воспитатель

1 категории

МДОБУ № 221 «Сказка»

Дунаева А.Л.

Март

14.03.2012г.

3 занятие: Презентация  опыта  работы  педагога  МДОУ № 221 «Сказка» по внедрению элементов  ТФКМ в  практику  образовательной  деятельности.

Презентация 3 занятия

План  проведения  педагогической  мастерской

 в МДОБУ «Детский сад № 221 «Сказка» комбинированного вида г.Орска

Занятие  № 3

Сообщение  из  опыта  работы Дунаевой А.Л.

 воспитателя  МДОБУ № 221 «Сказка» комбинированного вида г. Орска»

Сегодня очень актуальной является проблема использования, создания новых приемов, способов, технологий педагогической деятельности, ориентированных на развитие способностей и возможностей ребенка.

Слайд 2

Одной из универсальных технологий, вызывающей интерес педагогов, родителей, детей является технология развития  критического мышления. Для меня она имеет значимый профессиональный интерес. И хотя с ТКРМ я познакомилась сравнительно недавно, но стала сразу применять ее приемы в образовательной деятельности.

Слайд 4

В моем арсенале много приемов  технологии РКМ. Но в силу обстоятельств, использовать и применять удается не все. К сожалению, многие приемы рассчитаны на детей школьного возраста. Но есть такие, которые можно применять и  в практике   дошкольного образования.

В своей работе я использую следующие приемы: «Верные – неверные суждения», «Корзина идей», «Таблица ЗХУ», «Дерево предсказаний», «Толстые, тонкие вопросы», «Синквейн», «Кластер», «Шесть шляп мышления».

Слайд 5

Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия), можно интегрировать во  все  образовательные  области.

Слайд 6

Эти приемы предполагают как индивидуальный вид работы, так и групповой. Т.к. во время обсуждения, споров, дискуссий мысль оттачивается, то я предпочитаю использовать виды парной, подгрупповой работы. А так же работу в малых группах.

Слайд 7

Чтобы практически воплотить технологию, необходимо планировать занятия, учитывая все три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Слайд 8-9

А сейчас я опишу те приемы, которые применяю в образовательном процессе:

   Стадия – вызов. На стадии вызова эффективен

       

        Слайд 10-11

прием «Верные – неверные  суждения». Я предлагаю ребятам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на личный опыт или угадывание. Идет настраивание на изучение нового, выделяются ключевые моменты. Какие из утверждений были верными можно узнать на стадии рефлексии. Еще этот материал можно использовать при проверке усвоенного материала. Причем ответ на суждение может быть как  вербальным,  так  и  сигнальным (сигнальные карты или тесты-раскраски).

       

          Слайд 12

Еще один прием – это «Корзина идей». «Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Мы эту корзину применяем при календарно-тематическом планировании. Например, мы вносим корзину в начале недели. И предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течении недели мы узнаем что-то новое и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.

Слайд 13

Еще одним приемом, который перекликается с «Корзиной идей» является таблица «ЗХУ». Такой прием помогает собирать воедино знания, которые ребенок получает осознанно.  Детям  предлагается  таблица  с  тремя  столбцами: в  первый  столбик  мы   заносим  ту  информацию(знания), которой  дети  владеют, во  второй  предлагаем  занести  то, что  дети хотят  узнать( с помощью  взрослого  или  самостоятельно), а  третий  столбик  мы  заполняем  в  конце  изучения  темы - что  мы  узнали.  Нередко вопросы из второго  столбика мы даем, как домашнее задание. Так, например, темой недели была «Мебель». Заполняя, таблицу у ребят возник вопрос, а как изготавливают мебель. Наша воспитанница Лиана (папа которой изготавливает мебель) сделала нам на следующий день небольшой доклад и принесла макет дивана.

Слайд 14

  1. Стадия – осмысление.

Слайд  15-16

Научить детей думать над услышанным, понимать, помогает прием «Толстых» и «Тонких» вопросов. Этот прием может  быть   использован на любой из трех фаз. Ребята не сразу научились задавать такие вопросы. Работали мы по образцу. То есть  я  говорила, показывала, а они повторяли. Тонкие вопросы требуют односложного ответа. И задаются со словами: кто, что, когда, как звать? А толстые вопросы требуют развернутого ответа.  Звучат примерно так: дайте объяснение, почему…? А что, если…? Почему вы думаете, что…?

Слайд  17-18

«Синквейн» более эффективен  на стадии осмысления. Цель «синквейна» добиться более глубокого осмысления темы. Что такое «синквейн»?. Э то пяти строчный, нерифмованный стих, который позволяет в нескольких словах изложить учебный материал. «Синквейн» состоит из следующих этапов:

Слайд  19

а) имя существительное, тема

б) признак предмета(подбираем прилагательные) – два слова

в) действие предмета

г)  фраза, выражающая отношение автора к теме

д) слово-синоним        

Так  как  дети  не  умеют  писать  и  читать, то  мы  стараемся составлять  синквейны  устно, а также    с  использованием условных  обозначений  предметов, схематических  записей.  

       

         Слайд  20-21        

Для  облегчения  запоминания  структуры  синквейна  мы  предлагаем  детям  МОДЕЛЬ написания  синквейна.

       

        Слайды  22-24

Вот некоторые из «синквейнов», составленные детьми:

  1. .Родина
  2. .Большая, богатая
  3. .Кормит, охраняет, любит
  4. .Дом, в котором мы живем
  5. .Россия

  1. .Собака
  2. .мохнатая, преданная
  3. .охраняет, играет, лает
  4. .друг человека
  5. .домашнее животное

  1. .Кот Леопольд
  2. .Добрый, дружелюбный
  3. .поет, учит, прощает
  4. .мурлыка и баюн
  5. .мультяшный герой

Мы в своей работе используем не только классические синквейны. Но и «синквейны – загадки». Как это происходит? Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По  описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.

Слайд 26

Попробуйте и вы отгадать синквейн-загадку:

  1. ?
  1. .бескрайний, черный

3.манит, зачаровывает, пугает

4.ледяная синева

5.вселенная

       

        Слайд  27

  1. Стадия – рефлексия

       

        Слайд 28-30

«Кластер» можно использовать на всех этапах занятия. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

Так  как  не все дети умеют читать, то мы в своей работе используем иллюстрированные или смешанные кластеры.

Слайд 31

Я предлагаю вашему вниманию кластер «Зима». Мы проводили в конце февраля обобщающую беседу о зиме. Нашей задачей было вспомнить как можно больше информации о зиме и систематизировать ее. Для легкости запоминания мы использовали картинки, фотографии, рисунки, схемы.

Слайд 33

Метод «Шесть шляп мышления», наверное, один из самых популярных. Этот метод нравится и детям и педагогам. В основе»  «6 шляп» лежит идея параллельного мышления Эдварда де Боне. Каждая шляпа определяет свой режим мышления:

- белая – факты

- красная – чувства, эмоции

- черная – критика

- желтая – позитив

- зеленая – творчество

- синяя – управление процессом

Недавно мы реализовали проект «Выборы президента в Сказочной стране». Жители сказочной страны обратились к нам с просьбой помочь выбрать президента. Дети, как всегда, с готовностью взялись помочь им в этом. При реализации проекта мы использовали следующие приемы: ассоциации, дерево предсказаний, толстые и тонкие вопросы, а так же шесть шляп.

Проанализировав свой опыт работы по технологии, я пришла к выводу, что есть плюсы (их больше) и затруднения в использовании технологии КМ.

  

Слайд 38 -39

Плюсы в технологии  РКМ:

1. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

2. Делать выводы.

3. Принимать продуманные решения.

4. Технология даёт детям возможность размышлять.

5. Способствует активности в образовательной деятельности

6. Активизирует мышление.

7. Учатся работать в группах и парах.

8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.

9. Формируются навыки составления текстов различных жанров.

10. Формируются коммуникативные навыки.

11. Учатся работать с большим объёмом информации.

12. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.

13. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.

14. Сами могут себя оценить и проверить.

15. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.

16. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.

17. Учатся здоровой дискуссии.

18. Творчески интерпретируют имеющуюся информацию.

19. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя.

20. Удобно  ТРКМ совмещать с другими технологиями:  проектная  деятельность, проблемное обучение и др.

21. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности.

22. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

23. Реализуется принцип сотрудничества.

24. Психологически комфортная среда при  реализации  образовательных  целей.

 

Слайд  40

 Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии.

1. Не все дети способны работать с большим объёмом информации.

2. Технология не всегда эффективна в слабых подгруппах (как и любая другая, развивающая).

3. С технологией нужно подробно ознакомиться, желательно пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.

4. Неправильное понимание стратегий и методов.

5. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.

6. Большие моральные, временные и материальные затраты. Подготовка к  НОД (качественная) требует много времени и обилия информации, используется много бумаги и краски. Для  детей готовится целый пакет заданий

7. Затруднения в  оценивании. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).

 Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

       

        Слайд 47

Рефлексия.

Дунаева  А.Л., воспитатель  МДОБУ № 221 «Сказка» комбинированного вида г.Орска»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «Образовательные универсальные технологии как средство реализации современных целей дошкольного образования» МДОБУ № 221«Сказка» г.Орска Часть 1

Слайд 2

Занятие 3 -( 14 марта 2012г.) Технология развития критического мышления дошкольников

Слайд 3

Дунаева Анна Леонидовна воспитатель МДОБУ № 221 «Сказка» первой квалификационной категории

Слайд 5

Универсальная технология Технология развития критического мышления НОД (непосредственно образовательная деятельность) Совместная деятельность Формы работы Проектная деятельность : Просмотр картин, слайдов, иллюстраций : Опыты, экспериментирование : Беседы (этические, познавательные) : Чтение художественной и познавательной литературы : Минутки безопасности : Дидактические игры и тренинги : Экскурсии : Целевые прогулки : Наблюдения :Художественное слово (сопровождение деятельности речью)

Слайд 7

Технологический аспект


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация опыта работы Дунаевой Анны Леонидовны «Технология развития критического мышления дошкольников» воспитателя МДОБУ № 221 «Сказка» комбинированного вида г.Орска Часть 2

Слайд 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ТРКМ, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности.

Слайд 3

Первая стадия – «ВЫЗОВ». Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Эта стадия позволяет:

Слайд 4

Верные и неверные суждения

Слайд 6

Корзина идей и понятий

Слайд 7

" ТАБЛИЦА-ЗХУ" Выделим основные правила работы с приемом "ЗХУ": - вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу(теме, проблеме), запишите (схематично ) эти сведения в первой графе таблицы ( запись ведёт педагог) ; - перечислите источники информации (Как и где вы узнали об этом?); - поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения (Что вы хотите узнать?) ; - познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом воспитателя); - попробуйте ответить на вопросы, которые сами поставили; -сформулируйте какое новое знание (умение) вы приобрели.

Слайд 8

Вторая стадия – «ОСМЫСЛЕНИЕ» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом, причем работа, направленная и осмысленная. Стадия позволяет дошкольнику:

Слайд 9

Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз занятия: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного

Слайд 10

"Тонкие” вопросы "Толстые” вопросы Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Кто? (Кто автор ?) Что? Когда? Как звать ...? Было ли ...? Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Что, если ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Третья стадия – «РЕФЛЕКСИЯ» - размышления. На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Слайд 5

Рекомендации по работе с «гроздями» Оцените текст(тему,проблему), с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы? 2. Помогите детям, если у них возникли сомнения, вы делить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы. 3. Озвучьте свои «грозди». 4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи. 5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» поярче.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация опыта работы Дунаевой Анны Леонидовны «Технология развития критического мышления дошкольников» воспитателя МДОБУ № 221 «Сказка» комбинированного вида г.Орска Часть 7

Слайд 2

Плюсы в технологии РКМ: 1 . Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию. 2. Делать выводы. 3. Принимать продуманные решения. 4. Технология даёт детям возможность размышлять. 5. Способствует активности в образовательной деятельности 6. Активизирует мышление. 7. Учатся работать в группах и парах. 8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование. 9. Формируются навыки составления текстов различных жанров. 10. Формируются коммуникативные навыки. 11. Учатся работать с большим объёмом информации. 12. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.

Слайд 3

Плюсы в технологии РКМ: 13. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным. 14. Сами могут себя оценить и проверить. 15. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей. 16. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь. 17. Учатся здоровой дискуссии. 18. Творчески интерпретируют имеющуюся информацию. 19. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя. 20. Удобно КМ совмещать с другими технологиями: проектная деятельность, проблемное обучение и др. 21. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности. 22. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений. 23. Реализуется принцип сотрудничества. 24. Психологически комфортная среда при реализации образовательных целей.

Слайд 4

Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии. 1. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. 2. Технология не всегда эффективна в слабых подгруппах (как и любая другая, развивающая). 3. С технологией нужно подробно ознакомиться, желательно пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий. 4. Неправильное понимание стратегий и методов. 5. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе. 6. Большие моральные, временные и материальные затраты. Подготовка к НОД (качественная) требует много времени и обилия информации, используется много бумаги и краски. Для детей готовится целый пакет заданий . 7. Затруднения в оценивании. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).

Слайд 5

Чтение (просмотр, слушание) с остановками Дунаева Анна Леонидовна воспитатель МДОБУ № 221 «Сказка» первой квалификационной категории

Слайд 6

Просмотр практической деятельности

Слайд 7

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1.Составить кластер на тему « Развитие критического мышления у дошкольников». 2.Составить синквейны по теме творческой мастерской: технология, мышление, кластер, инновация, критика. 3. Предложить варианты использования приёмов РКМ в непосредственной образовательной и совместной деятельности.

Слайд 8

ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ Этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в литературном произведении. Цель: Формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти. Правила составления дерева предсказаний

Слайд 10

Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Слайд 11

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 12

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 13

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 14

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 15

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 16

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 18

Источник шаблона: Бондаренко Татьяна Николаевна, МОУ «НШ-ДС» г.Железноводска, заместитель директора по воспитательной работе, учитель начальных классов, http://pedsovet.su/ Источники использованных фонов: http://natalya-121258.ya.ru/replies.xml?item_no=1607 http://www.solnushki.ru/creative/clip0046 http://art8you.net/clipart/books/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...


 

Комментарии

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

Спасибо за ваш интересный опыт работы!

Денисова Елена Николаевна

Спасибо, беру себе на заметку!