Консультация "Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников"
консультация по конструированию, ручному труду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_vozmozhnosti_lego-tehnologii_dlya_rechevogo_razvitiya_doshk.docx | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одной из первостепенных задач воспитания и обучения в ДОУ, согласно ФГОС является воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. И это не поиск одаренных, гениальных детей, а целенаправленное формирование творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детский сад.
Что значит формировать инженерное мышление? Это значит воспитывать человека творческого, с креативным мышлением, умеющего ориентироваться в изменяющемся мире, приспосабливаться в нему и умеющего создавать новые технические формы. Предпосылкой инженерного мышления может стать развитие творческого мышления и способности преодолевать стереотипы.
Инженерное мышление можно и нужно формировать. На помощь педагогам приходят различные технологии. И не нужно зацикливаться на использовании только дорогостоящих конструкторов ЛЕГО, хотя они достаточно хорошо решают эту задачу. Есть и другие, известные всем методики, применение которых не требует практически никаких затрат. Остановимся подробнее на каждой из них.
1. Экспериментально исследовательская деятельность.
Исследование позволяет получать сведения не из уст педагога, а самому находить ответы на вопросы «как?», «почему?». Благодаря этому дети сами добывают знания, учатся мыслить, ставить задачи, находить ответы на поставленные задачи, анализировать.
Например, изучая свойства воды, детям мало просто рассказать о них. Необходимо чтобы каждый ребенок сам их открыл. Для этого педагогу необходимо создать необходимые для этого условия.
Исследовательская деятельность не чужда детям. Каждый ребенок по своей сути является исследователем с самого рождения. Пример тому, когда маленький ребенок бросает игрушку и смотрит, что с ней произойдет. И это действие он может повторять многократно.
Поэтому эксперименты и опыты с окружающими предметами можно проводить совместно с детьми уже с младшей группы. Например, надувание мыльных пузырей познакомит детей с тем, что при попадании воздуха на каплю мыльной воды образуется пузырь. Также с детьми раннего возраста можно проводить опыты с песком и водой, играя в песочнице.
С возрастом опыты и исследования усложняются, и инициатива здесь большей часть принадлежит детям. Дети в старшем возрасте любознательны, они задают много вопросов: почему в холодильнике холодно? почему звезды не падают? почему радуга цветная? и др. Чтобы найти ответы на вопросы наших «почемучек» мы организуем эксперименты в детском саду или предлагаем провести их дома вместе с родителями, после чего представить результаты.
В старшем возрасте также с детьми можно поиграть в изобретателей школы «Фиксиков». Так можно предложить детям изобрести пылесос, используя воздушный шарик и зная свойства электричества. Также можно предложить детям разделиться на команды «Мини-лаборатории». Предложить каждой лаборатория создать фильтр для очистки воды.
Основной целью опытно – экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка за счет развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, преодолению стереотипов.
2. Конструирование
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности и направленно на получение определенного продукта.
В ходе конструирования дети создают различные конструкции из строительного материала. Строительным материалом могут быть различные детали конструкторов (например, ЛЕГО и др., бумага и картон, природный и бросовый материал.
В ходе конструирования дети могут фантазировать, придумывать свои конструкции или дополнять своими идеями уже готовые решения.
Интеграции задач конструктивной деятельности осуществляется в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
– работа с бумагой (оригами, объемная аппликация и т.д.)
– изготовление поделок,
- рассматривание иллюстраций и фотоальбомов построек,
- аппликации архитектурных ансамблей,
- зарисовка построек,
- раскрашивание картинок,
- рисование по трафаретам,
- изготовление макетов,
- выкладывание по контуру мелкими предметами,
- ориентировка на плоскости,
- рисование песком.
Например, дидактическое упражнение «Дорисуй фигуру», позволяет развивать ориентировку на плоскости, дети, выкладывая по контуру мелкими предметами, рисуя песком, подготавливаются к решению конструктивно-технических задач. Также подготовительным этапом конструктивной деятельности является выкладывание по контуру бросовым материалом.
Используя дидактическое упражнение «Чудесные следы», развиваем умения распознавать отпечатки на влажном песке - распознавать проекции объемных предметов на плоскости, упражнять в развитии пространственного воображения;
В результате дети приобретают конструктивные умения, при работе с разными видами конструктора:
- умение узнавать и выделять объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться)
- умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);
- умение расчленять, выделить составные части (анализировать);
- умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.
При работе с бросовым материалом:
- соединение готовых форм без изменения, добавление небольших деталей;
- частичное изменение готовых форм (например, надрезать ножницами или удалить какую-нибудь часть материала).
В зависимости от возраста и состава группы (преобладания в детском коллективе девочек или мальчиков), особенностей её интересов (например, когда профессия родителей вызывает в детях явное любопытство) и просто для яркого разнообразия можно выбрать разные типы конструирования для проведения занятий. Например, возможен такой выбор:
- Художественное конструирование. Основным признаком является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой. Для работы могут использоваться различные материалы, например, бумага и природные материалы. Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности.
- Техническое конструирование. Характерно моделирование реальных технических объектов, строений, машин и техники либо создание конструкций по аналогии с образами из сказок, фильмов. В работе могут использоваться строительные материалы и стандартные конструкции (часто заводского изготовления), например, деревянные кубики или конструктор «Лего», а также все подобные им материалы.
При планировании занятий следует учитывать ряд аспектов:
- Размеры поделок. Не рекомендуется сразу выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Полезнее начинать с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).
- Сложность поделок, разнообразие применяемых техник. Начните с самых простых поделок и постепенно их усложняйте (вводите новые детали, уменьшайте размеры изделий). Этот же принцип касается и используемых техник. Правильным решением будет вводить новшества постепенно. Дети должны использовать уже освоенные техники (например, рисование) и новые (склеивание бумаги), комбинируя их. Так, модель дома можно будет склеить из бумаги (простой белый куб или призма), а далее нарисовать детали (окна, двери, фактуру стен). При дальнейшей работе нарисованные детали можно будет заменить деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов).
- Доступность и лёгкость использования материала. Материал можно использовать разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию и обработан заранее. Природные материалы лучше всего использовать не пересушенные и чистые (крупные сухие листья и стебли растений, крупные семена и шишки, орехи и жёлуди). Можно использовать ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов. Рекомендуется избегать применения дорогостоящих и малодоступных материалов.
- Эстетика. Помните, что чувство вкуса у детей ещё не развито, и требовать от них уместного (с точки зрения взрослого) сочетания цветов, материалов и соответствующего стилистического оформления ещё нельзя. Тем не менее необходимо прививать им общее понимание красоты как точности передачи и завершённости облика, красоты как целесообразности. Следует воспитывать аккуратность в работе и стремление даже самую простую поделку завершить в приемлемом виде, обязательно проводя работу по исправлению ошибок (доделка поделок сразу или несколько позже)
- Безопасность. Все сложные виды обработки материалов (например, окраска, вырезание) воспитатель должен проводить заранее самостоятельно, давая детям уже подготовленные детали конструкции.
- Индивидуальный подход и эмоциональная поддержка. В группе одного возраста дети демонстрируют разную степень развития навыков и моторики. Степень усидчивости, аккуратности и внимания к деталям будет сильно отличаться в том числе и в связи с физическим и психологическим здоровьем конкретного ребёнка. Поэтому допускается дифференциация заданий по степени сложности для разных детей, а также индивидуальная система оценки каждой работы.
ЛЕГО конструкторы, так широко используемые современными детьми, спроектированы так, что в ходе игры дети получают знания о современной науке и технике. Как правило при использовании ЛЕГО конструкторов, дети используют инструкции по сборке, схемы. Также ЛЕГО позволяет ребенку создавать и свои собственные конструкции (например, конструировать по условиям: когда нужно создать корабль для передвижения по пустыне; или конструировать по собственному замыслу).
В творческом конструировании дети способны наделять предметы разными характеристиками, не свойственными им в реальном мире. Так дети способны создавать своеобразные образы.
Конструирование способно развивать творческое мышление, дает волю фантазии детей, закладывая тем самым предпосылки для развития инженерного мышления дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"
Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...
: "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников".
Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технолог...
Развитие инженерного мышления у дошкольников миф или реальность?
В данной методической разработки описывается как развивать у детей инженерное мышление. Презентация прилагается....
«Игровые технологии по формированию предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников»
Игра - это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков... Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов переда...
Статья "Как спроектировать образовательную деятельность по развитию инженерного мышления у дошкольников?"
Статья "Как спроектировать образовательную деятельность по развитию инженерного мышления у дошкольников?"...
Доклад на тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» подготовительная группа
Докладна тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» Дошкольный возраст – важный пе...
игровые технологии по формированию предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников
Как игры влияют на развитие инженерного мышления....