Статья "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
статья по психологии

Агафонова Светлана Сергеевна

Математический комплекс нового поколения "Мате: плюс"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Педагог-психолог  Агафонова С.С.

Воспитатель Бородина Е.Е.

Дошкольное детство — очень короткий отрезок из жизни человека, всего  семь лет, однако он имеет очень важное значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и стремительно. С каждым годом он изменяется физически и приобретает совершенно новые психические способности и качества. Из беспомощного малыша он превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов и познавательных способностей детей этого возраста. Специалисты нашего дошкольного учреждения единодушно придерживаются того мнения, что остро стоящая сегодня проблема развития познавательных способностей детей — одна из самых актуальных в современной теории и практике детской педагогики и психологии, так как познавательные способности дошкольника – это необходимое условие для его дальнейшего развития и готовности к поступлению в школу.

Наши многолетние наблюдения свидетельствуют, что интерес, новизна, неожиданность это стимул познавательной деятельности, своеобразный трамплин к познавательной активности. Длительный эксперимент педагога-новатора Ш. А. Амонашвили убедительно свидетельствует, что даже самых пассивных детей можно сделать активными. Метод очень прост: дать ребенку радость познания, радость преодоления трудностей; научиться ждать ответа от него, переживать вместе с ним счастье интеллектуальной победы.

Математический комплекс нового поколения для развития математического мышления детей от 4 до 7 лет "Мате: плюс. Математика в детском саду"- это новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Работа с детьми в ходе инновационной деятельности апробации материалов комплекса «Мате: плюс» строилась на основе принципов дифференцированного обучения в соответствии с результатами педагогического мониторинга за индивидуальным развитием каждого ребенка.

Все занятия комплекса проводились в форме игры, для этого же был введён интерактивный персонаж «Плюсик», от имени которого и подавался материал. Игровой прием организации детей на занятиях «Карусель» способствовал тому, что все дети были вовлечены в познавательную деятельность. В течение определенного периода времени каждая подгруппа работала с игровым заданием. Затем, по условному  сигналу подгруппы менялись и продолжали работать с другой ситуацией. Таким образом, за небольшой промежуток времени они успевали проработать несколько игровых ситуаций. Такие занятия проходили динамично и результативно. В процессе занятий дети складывали, считали, решали разного рода логические задачи; познавали свойства и отношения объектов, многообразие геометрических форм.  Задачи, вопросы, тесты были сформулированы не в стандартной форме «сосчитай», «вычисли», «реши», а в необычной для детей форме, представляющей неожиданное и любопытное затруднение, которое приучает детский ум к самостоятельности и пробуждает интерес к познанию нового.

 Дети с удовольствием включались в решение простых и более сложных творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить изменения вида, установить соответствия, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения. Наиболее важным явилось развитие у дошкольников умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми,  обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий. Начиная с самых первых занятий, дошколятам систематически предлагались задания, допускающие различные варианты решения. В итоге все дети без перегрузки освоили необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозилось развитие более способных детей.

 Все полученные знания и умения закреплялись в дидактических играх. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Они освоили числовой ряд и научились сопоставлять числа и количество, получили первые представления о вероятности. Дидактические игры были включены непосредственно и в содержание занятий.

Обсуждая педагогические проблемы в нашем дошкольном учреждении, мы не раз приходили к выводу о том, что развитие познавательных способностей старших дошкольников опирается на естественную детскую потребность исследовать и открывать новое, формулировать свежие идеи, самостоятельно добывать знания. Для того чтобы  создать атмосферу, благоприятную для новых идей и проявления интереса у детей, в группе был организован развивающий игровой математический центр, где размещены математические игры и игрушки, материал комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду». Все математические игровые материалы находятся в свободном доступе для детей. Поэтому математика продолжается и в свободной деятельности детей, что наглядно показал проект «Задачки из коробки «Мате: плюс».  Познакомившись с тем или иным материалом по карточкам, дети  искали свои пути решения, и чтобы их не забыть зарисовывали на листах бумаги, так накопился материал, состоящий из новых  задач, на основе которого была проведена мини олимпиада для детей из параллельных групп.

На успешность обучения дошкольников повлияло не только содержание познавательного материала, а также  форма его преподнесения, которая способна вызвать заинтересованность детей. В результате работы поменялось и взаимодействие педагогов с детьми: его активность уступила место активности ребенка. Педагоги стали лишь регулировать процесс и заниматься его общей организацией. Процесс обучения был организован так, чтобы появилась собственная активность ребенка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом.

При объяснении нового материала педагоги опирались на имеющиеся у дошкольников знания и представления, поддерживали интерес детей в течение всего занятия, использовали игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировали внимание на занятиях, подводили их к самостоятельным выводам, учили аргументировать свои рассуждения, поощряли разнообразные варианты ответов детей.

Таким образом, из позитивного окружения, которое мы создаем, дошкольник берет  то, что ему необходимо, ведь давно признано, что из детской любознательности рождается настоящий исследовательский интерес. Мы согласны, что не каждый любознательный дошкольник станет в будущем ученым-разработчиком или исследователем. Но познавательные способности – это тот потенциал ребенка, благодаря которому развивается интеллект, формируется системность мышления, повышается творческая активность, интерес к обучению, что позволяет обеспечить социально-психологическую защищенность не только в  детском саду, но и в школьном коллективе. Мы уверены, что опыт, приобретенный в дошкольном возрасте, станет для детей тем фундаментом, на котором будет строиться их обучение на протяжении всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем"

Методическое  пособие "Развитие познавательных способностей  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем" предназначено для воспитателе...

Опыт работы "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей"

Опыт работы расскрывает теоретические и практические этапы работы по развитию познавательных способностей у дошкольников через ознакомление с историей создания вещей....

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

консультация была проведена с целью расширить знания педагогов о познавательных способностях детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности...

Методическая разработка. Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством цифрового календаря.

В работе рассмотрены проблемы введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях, а именно использование цифрового календаря в образовательной о...