Программа формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления
рабочая программа по математике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Программа предназначена для осуществления дополнительных образовательных услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание программы. | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая
образовательная программа социально-педагогическая:
Программа формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.
Возрастная категория детей – от 5 до7 лет
Содержание:
1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты.
2. Структура программы: формы работы, учебный план.
3. Календарно – тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
4. Календарно – тематическое планирование работы с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Пояснительная записка.
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Проблема.
Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.
Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.
Ощущения – это отражение отдельных свойств объекта, непосредственно воздействующих на наши органы чувств (пример-яблоко).
Комплекс ощущений позволяет судить о предмете в целом, и соответственно его воспринимать.
Восприятие – это целостное отражение какого-то объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.
Представление– чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.
Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и их свойства.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством абстрактного, логического мышления.
Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую очередь, понятия, а также – суждения и умозаключения.
Понятие –форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
Для успешного формирования понятий требуется развитие таких мыслительных операций:
Анализ–мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение необходимых признаков.
Синтез– мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Сравнение –мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Обобщение–мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков.
Классификация –распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.
Цель: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.
Задачи:
-Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.
-Совершенствовать произвольное внимание, память.
-Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
-Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Ожидаемые результаты:
По окончании программы ребенок должен уметь:
- решать логические задачи, головоломки,
- уметь выполнять мыслительные операции: классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию,
- принимать самостоятельно решения к выполнению заданий,
- объяснять варианты решения логических заданий.
Освоение программы позволит в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики в школе.
Формирование познавательных логических учебных действий в интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие.
Структура программы.
Программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста в течении двух лет.
Возрастные группы: старшая (5-6 лет) и подготовительная (6-7 лет).
Количество часов: в неделю — 2ч.; в год — 72ч.
Форма работы: Групповые занятия (до 12-и человек), включающие в себя:
l развивающие игры логико-математического содержания;
l словесно-логические упражнения;
l самостоятельную деятельность детей;
l рассматривание и беседу по картинке;
l раскрашивание «умной» картинки;
l использование литературных текстов;
l интеллектуальные викторины…
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятия, например:
— Разминка. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.
— Основное содержание занятия – изучение нового материала.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
— Физкультурная минутка. Физкультурная минутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
-Закрепление нового материала. Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
— Развивающая игра. Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
Режим занятий– 2 занятия в неделю, продолжительностью 30-35 минут.
Учебный план: тематика и основное содержание разделов:
1. Упражнения на выделение признаков объекта, предмета: цвет, его оттенки; величина; форма.-по 2ч в каждой из групп.
2. Упражнения на выделение количественных характеристик множеств объектов ( визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств); — по 2ч в каждой из групп.
3. Упражнения на пространственное расположение предметов и их частей (внутри — снаружи; расположение в пространстве; расположение на плоскости); -по 2ч в каждой из групп.
4. Упражнения на формирование приёмов умственных действий сериации, классификации, сравнения, обобщения, анализа, синтеза. — по 10ч в каждой из групп.
5. Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. -по 10ч в каждой из групп.
6. Упражнения и задания на развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность. -по 10ч в каждой из групп.
Календарно – тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Задачи | Средства реализации |
1. Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы. | «Сложи узор» (кубики Никитина) «Коврик» (палочки Кюизенера) |
О к т я б р ь | |
1. Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты. | Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками»: «Засели домики», «Заполни аквариумы» и др. |
Н о я б р ь | |
1.Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами). | «Кубики для всех» , Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы. |
Д е к а б р ь | |
1. Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения, | Игры с «цветными числами» |
Я н в а р ь | |
1. Развитие умения кодировать практические действия числами. 4 Развитие речи, мышления. | Игры с числовым кубиком и фишками. |
Ф е в р а л ь | |
1. Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами. | «Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. |
М а р т | |
1. Развитие произвольного внимания, зрительной памяти. | «Чудесный мешочек», «Что изменилось». |
А п р е л ь | |
1. Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом. | «Палочки Кюизенера», картинки, игрушки, цифры. |
М а й | |
1. Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий. | Игры с блоками Дьенеша: «Построй дорожку», «Необычные фигуры». |
Календарно – тематическое планирование работы с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Задачи | Средства реализации |
С е н т я б р ь | |
1.Развитие внимания и наблюдательности. | Упражнения типа: «Найди отличия» (Снеговики, матрёшки и т.д.); «Мальчики» «Зверюшки на дорожках», «Муравьи», «Поиск затонувшего клада» (блоки Дьенеша — альбом) Беседы по коротким рассказам Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. |
О к т я б р ь | |
1.Развитие конструктивных способностей. | Игры – головоломки: «Хамелеон», «Уникуб», «Кубики для всех». «Найди закономерность, дорисуй», «Числовая лесенка» (палочки Кюизенера). «Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один» Словесно – логические игры и упражнения : «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются». |
Н о я б р ь | |
1. Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков. | Упражнения на сравнение двух групп фигур, упражнения с кругами Эйлера. |
Д е к а б р ь | |
1. Формирование умения упорядочивать предметы по выбранным признакам. | Игры с палочками Кюизенера: «Кростики. Посудная лавка» — альбом с заданиями; Упражнения: «Чего не хватает». Планы – схемы движения: «Поросята и серый волк» и другие подобные лабиринты. Игры с Блоками: «Построй дорожку», «Необычные фигуры». |
Я н в а р ь | |
1. Формирование конкретного смысла действий сложения и вычитания. | «Сколько вместе?», «Сколько осталось?» – схемы к математическим задачам. Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера): «На золотом крыльце» — альбом с заданиями. |
Ф е в р а л ь | |
1.Формирование понятия об отрицании некоторого свойства и о логической операции, обозначаемой союзом «и». | Игры с кругами эйлера (блоки Дьенеша, игрушки). |
М а р т | |
1. Формирование представлений о случайных и достоверных событиях (исход опыта). | «Фабрика», «Чудо – мешочек»; словесно – логические игры: «Что будет, если….» |
А п р е л ь | |
1. Развитие комбинаторных способностей, представлений о симметрии. | «Найди все дороги», «Где чей домик?» ;«Математический планшет», «Логическая мозаика»-занимательные игры. Учебно – игровые пособия: «Логика и цифры», «Играем в математику». |
М а й | |
1.Развитие произвольности внимания, памяти, логики мышления. | Игры с блоками Дьенеша по альбомам с заданиями: «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране Блоков», «Давайте поиграем» (учебно – игровые пособия). |
Требования к результатам обучения.
Высокий уровень
Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень.
Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микро группах.
Низкий уровень
Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.
Список использованной литературы.
1. «Детство» — программа развития и воспитания детей в детских садах. Санкт – Петербург, «Детство – пресс», 2003г.
2. «Давайте поиграем» — математические игры для детей. Под редакцией Столяра А.А. Москва, 1996г.
3. «Математика до школы» — пособие для воспитателей. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 2010г.
4. «Математика от трёх до шести» — программа. Составили: Михайлова З.А., Иоффе Э.Н., «Детство – пресс», 1992г.
5. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
6. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
7. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» - пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г.
8.Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ выпуск 2 (старший возраст) -практическое пособие. Воронеж 2007.
9. Е.Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУвыпуск-1(старший возраст) - практическое пособие. Воронеж 2007.
10.А.А. Смоленцева, О.В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2003
11.Г.А.Репина «Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками-пособие для педагогов и родителей. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011
12.В.Г.Гоголева «Логическая азбука» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС,1998г
13. Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»
14. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г.
15. Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления». 1998
16. В.В. Волина «Праздник числа» АСТ пресс Москва, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством цифрового календаря.
В работе рассмотрены проблемы введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях, а именно использование цифрового календаря в образовательной о...
Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)
Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)...
Проект «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Музыкальные способности: характеристика понятия. Психолого - педагогические основы формирования музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Музыкальные способности: характеристика понятия. Психолого - педагогические основы формирования музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возрастаВ научной р...
Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр
Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр...