Методическая разработка. Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством цифрового календаря.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В работе рассмотрены проблемы введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях, а именно использование цифрового календаря в образовательной области «Познавательное развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_tsifrovoy_kalendar_3.docx | 966.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста.
Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях
Методическая разработка. Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством цифрового календаря.
Автор: Ерусланова Снежана Валихановна, воспитатель
ЮГОРСК
2017
В данной работе рассмотрены проблемы введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях, а именно использование цифрового календаря в образовательной области «Познавательное развитие».
В теоретической части исследования проанализированы: значение, виды и методика организации работы по использованию календаря природы в дошкольном учреждении.
В практической части исследования описан процесс организации опытно-экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию познавательных способностей с помощью цифрового календаря природы.
Для реализации поставленной цели и решения задач на формирующем этапе исследования был разработан электронный календарь природы. Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, убедительно показывают эффективность создания календаря природы. После проведения занятий с использованием календаря природы и контрольного среза, автором доказано, что многие дети в группе с уровня ниже среднего перешли на средний уровень, а также на высокий уровень сформированности знаний о природных явлениях в процессе наблюдений.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Календарь природы в дошкольном учреждении: значение, виды и методика организации работы 5
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 20
Список использованных источников и литературы 26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2017 год в России объявлен годом экологии – соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин. Отмечается, что это решение поможет привлечению внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Также будет организован специальный комитет, которому правительство поручит обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий года. В связи с этим возрастает роль экологического воспитаний детей в ДОО и реализации компонентов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в этом направлении.
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях дошкольного образования проходит по нескольким образовательным областям (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
В соответствии с темой исследования реализация педагогических условий формирования познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста проходит посредством использования цифрового календаря в образовательной области – «Познавательное развитие».
В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, развитие познавательной способности. В педагогическом процессе дошкольного учреждения ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимани. Нужно показать детям природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.
В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Цифровой календарь играет важную роль в развитии познавательных способностей детей. Проблема развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста до сих пор остаётся весьма актуальной. Эта актуальность связана с тем, что существуют разные теоретические подходы к этой проблеме. Кроме того, сохраняется большая практическая значимость проблемы. Познавательные способности обеспечивают способность детей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Такая способность детей самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что познавательные способности как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации детей, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание детьми ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Изучением проблемы развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством цифрового календаря занимались следующие педагоги: Н.Ф. Виноградова, О. Газина, С.Н. Николаева, Т.В. Потапова, О. Соломенникова и другие.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, способствующие формированию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью цифрового календаря природы.
Объект исследования: процесс формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательных способностей с помощью электронного цифрового календаря природы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если:
- в образовательной работе с детьми целенаправленно и систематически использовать электронный цифровой календарь природы.
- формировать знания о целостности природы и об основных признаках живых существ, особенностях строения и поведения, а также сезонных изменениях в природе;
- для закрепления знаний детей использовать игры и прогулки.
1. Календарь природы в дошкольном учреждении: значение, виды и методика организации работы
Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме. Зимой растительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся от снежных бурь и лютых морозов. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.
Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в учебном или в воспитательном процессе. Для развития дошкольников важное значение имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе[1].
Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.
Работа с календарями природы имеет для детей в плане умственного воспитания большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.
Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством эстетического и нравственного воспитания: чувство прекрасного, у них развивается художественное восприятие действительности. Приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе. Немаловажное значение имеют и в патриотическом воспитании. Дети учатся любить и беречь родную природу, развивает чувство гордости за свой край.
Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание наиболее частых наблюдений.
С педагогической точки зрения модель-календарь, отражающий. любые из развивающихся явлений или событий природы, следует рассматривать как наглядное пособие, созданное при деятельном участии детей на основе их собственных впечатлений.
В настоящее время разработана целая система самых разных календарей – плоских и объемных, цельных и состоящих из отдельных частей. Эти наглядные пособия многофункциональны и могут рассматриваться как модели живых объектов, использоваться в театрализованных представлениях и, наконец, просто украшать помещения. Календари природы дополняются альбомами для фиксации природных явлений, что позволяет детям сравнивать погодные условия в течение сезона. Сюда же помещаются и рисунки детей.
Например, для детей старшей группы календарь природы оформлен в виде пирамиды, состоящей из нескольких съемных блоков. Дети подбирают картинки таким образом, чтобы каждая из граней пирамиды отражала особенности природных явлений определенного сезона и одежды людей.
В старшей группе календари природы становятся более сложными: сезонные явления природы, состояния погоды даются в них более подробно, с помощью условных знаков. При этом календари используются не только для фиксации наблюдений, но и для развития у дошкольников умения их «читать». Форма календарей также может быть разной. Календарь в виде круга, сделанного из плотного материала и разделенного на части, удобен для раскладывания на столе или на полу. Каждый месяц в таком календаре представлен отдельным сектором. Календарь в виде пирамиды-гриба дает возможность помещать различные картинки как на самой пирамиде, так и на «ножке гриба»[2].
Комбинированный календарь в подготовительной группе включает настенный календарь-круг с указанием месяцев (даются как обычные, так и народные названия) и объемный календарь со ступеньками, в нижней части которого прикрепляется лента погоды, а в верхней размещаются веселые человечки – дни недели.
Календарь может быть сделан и виде настоящей лесенки, с объемными фигурками, отражающими различные природные изменения. Дни недели в этом случае символизируют разноцветные цилиндры-коробочки, на которые выставляются карточки с указанием даты. Написанное на карточке название месяца закрепляется на вершине лесенки. На ступеньках выставляются фигурки-символы, характеризующие состояние природных объектов в данное время, и карточки погоды.
Как показывает практика дошкольного воспитания – познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится прежде всего не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. Отсутствие резкой видимой границы между временами года создает у детей обманчивое представление о постоянстве окружающей среды. В конце осени, например, ребята забывают, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Дети без помощи взрослого не улавливают логику закономерных изменений[3].
Другая трудность связана со скачкообразностью и резкими изменениями погоды (например, оттепели зимой). Все это затрудняет последовательное накапливание представлений о плавном течении времен года.
Работа с календарем проводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателем отыскивают картинку с изображением соответствующей погоды и выставляют ее на подставку. В средней группе при переменной погоде можно выставить две картинки (например, пасмурная и дождливая погода). Кроме того, в этой группе следует выставлять картинку с изображением мальчика и девочки, одетых так же, как были одеты дети на прогулке. В те дни, когда наблюдения не проводятся, Наглядные пособия должно быть убрано.
Формирование представлений о закономерности сезонных изменений в старшем дошкольном возрасте строится на базе конкретных знании, полученных в предыдущие годы. Дети шестого и седьмого года жизни должны понимать, что осень – это не только прохладная дождливая погода, желтеющие и опадающие листья, но и такое время года, когда постепенно все меняется: растения, образ жизни животных, укорачиваются дни и т. д. Формирование представлений о временах года у старших дошкольников возможно с помощью календаря-ширмы.
Разработок по данной теме на сегодняшний день не так много, тем не менее, следует выделить тех кто занимался освещением проблемы использования электронного цифрового календаря, среди них М.В. Лучич[4] и С.Н. Николаева[5].
Таким образом, работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности. Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой, когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора. Нужно отметить, что календарь – это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения), т.е служит наглядным средством получения познавательных способностей.
Выводы
Таким образом, на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают детям прекрасный мир природы.
Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности. Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь.
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями.
2 Организация опытно-экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию познавательных способностей с помощью цифрового календаря природы
2.1 Диагностика сформированности познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста
В нашем исследовании, мы разработали опытно-экспериментальную программу, состоящую из трех этапов:
1 этап – констатирующий, обследование сформированности у детей старшего дошкольного возраста познавательных способностей с помощью цифрового календаря.
2 этап – формирующий, организация опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе по формированию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием электронного цифрового календаря природы.
3 этап – контрольный, сравнение результатов исследования в контрольной и экспериментальной группе, выявление сдвигов, опровержение или подтверждение гипотезы, формулирование выводов.
Целью констатирующего эксперимента стало выявление уровня сформированности познавательных способностей в процессе наблюдений.
В исследовании применялись следующие методики:
- методика №1 «Диагностика знаний детей о сезонных явлениях в природе» (В.С.Юркевич);
- методика № 2 «Диагностика природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста» (В.С.Юркевич).
- методика № 3 «Диагностика умения различать сезоны» (В.С.Юркевич).
- методика № 4 «Диагностика познавательных способностей» (В.С.Юркевич).
Методика №1. Диагностика знаний детей о сезонных явлениях в природе.
Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о сезонных явлениях в природе.
Беседа проводится индивидуально с использованием иллюстративного материала (например, картин из серии "Четыре времени года" О.И. Соловьевой) или дидактической игры, в которой дети к большой карте с изображением природы зимой (летом) подбирают маленькие карточки, отображающие характерные признаки данного сезона. Рисунки на картинках должны быть четкими, красочными, с хорошо видимыми растениями (дерево, кустарник, трава, цветы).
Вопросы и задания:
- Что нарисовано на этой картинке?
- Что делают дети?
- Когда так бывает, что дети катаются на санках?
- А ты катаешься на санках? Почему не катаешься летом?
- Что сейчас: лето или зима? Почему ты думаешь, что сейчас зима?
- Что это (показывая на снег) на дереве? Когда такое дерево бывает? А летом каким бывает дерево?
- Есть ли листья на деревьях?
- Летом тепло или холодно?
- Как одеваются летом дети? Можно ли летом гулять в теплом пальто?
- Любят ли дождь цветы, трава, деревья?
Оценка результативности
Высокий уровень. Ребенок без особого труда отвечает на вопросы воспитателя; аргументирует свой выбор. Соотносит времена года. Знает характерные признаки. Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к природе.
Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении времен года; не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к природе.
Уровень ниже среднего. Ребенок часто допускает ошибки при ответах; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит времена года. Затрудняется называть характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к природе.
Из рисунка 2.1, видно, что в экспериментальной группе также преобладает средний уровень знаний о сезонных явлениях в природе (60 %), а в контрольной группе преобладает высокий и средний уровень знаний о сезонных явлениях в природе (по 47%).
Рисунок 2.1
Показатель уровня знаний о сезонных явлениях в природе в экспериментальной и контрольной группах
Методика № 2. Диагностика природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста
Цель: выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона, закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (изменения в неживой природе, в растительном и животном мире, сезонный труд людей в природе).
Ребенку предлагают выбрать и рассмотреть картинку с изображением природы летом (осенью, зимой, весной). Целесообразно подобрать картинки, отображающие характерные признаки каждого сезона, особенности жизни людей, растений и животных.
Вопросы и задания:
- Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)?
- В какое время года холоднее (теплее) всего?
- Какое сейчас время года? Как ты определил, что сейчас весна (лето, осень, зима)?
- В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы.
- Когда вянут трава и цветы, желтеют и опадают листья с деревьев?
- Разложи карточки с изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что происходит с ним осенью, зимой, весной, летом.
- Как животные готовятся к зиме? (Птицы улетают, белка делает запасы, заяц становится белым и др.)
- Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой заяц, волк, лиса?
- Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду?
- Какое время года нравится тебе больше: зима или лето?
Оценка результативности
Высокий уровень. Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как определять время года. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
Средний уровень. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно определять время года. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно определять время года. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
Рисунок 2.2
Определение уровня природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах
Из рисунка 2.2, видно, что в контрольной группе также преобладает средний уровень (60%) природоведческих знаний, причем в экспериментальной группе также преобладает средний уровень (50%). Показатель высокого уровня в обоих группах на одинаковом уровне – 20 %.
Методика № 3. Диагностика умения различать сезоны
Цель: выявить умение различать сезоны и определять словом их характерные признаки.
Вопросы и задания:
- Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
- Назови признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.
- Как ты узнал, что наступает осень?
- Какое время года было до нее? Какое наступит после?
- Чем отличается осень от лета и зимы? (Сравнить длину дня, состояние погоды и др.).
- Затем ребенку предлагают разложить по порядку картинки с изображением сезонов и их периодов (начало, середина, конец), обосновывая свои действия.
Рисунок 2.3
Диагностика умения различать сезоны детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах
Из рисунка 2.3, видно, что в экспериментальной группе также преобладает средний уровень знаний о сезонных явлениях в природе (60 %), а в контрольной группе преобладает высокий и средний уровень знаний о сезонных явлениях в природе (по 47%).
Методика № 4 «Диагностика познавательных способностей»
Цель: изучение познавательных способностей детей (используются картинки и словесные ситуации)
- Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
- Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
- Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
- Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
- Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
- Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.
Анализ ответов
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности. Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
Рисунок 2.4
Диагностика познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах
Анализ результатов показал следующее. У дошкольников обеих групп преобладает низкий уровень познавательных способностей, высокий и средний уровни познавательных способностей представлены по 10 % и 35 % в ЭГ, 10% и 40% в КГ.
Результаты констатирующего эксперимента, показали, что уровень знаний о природных явлениях детей старшего дошкольного возраста недостаточный, особенно в экспериментальной группе. В ходе исследования выявили, что хотя старшие дошкольники в основном имеют представления о природных явлениях, однако не всегда могут аргументировать свой выбор. В основном соотносят времена года и природные явления, иногда затрудняются назвать их характерные признаки. Затрудняются установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений.
2.2 Реализация педагогических условий формирования познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования цифрового календаря
Анализ полученных данных убедил нас в том, что уровень знаний старших дошкольников о природных явлениях очень низок.
В связи с этим, нами было сделано предположение о том, что целенаправленные занятия с использованием цифрового календаря природы, будут способствовать эффективному формированию познавательных способностей у старших дошкольников.
Программа была рассчитана на один год (январь-декабрь) и реализована с 15 детьми экспериментальной группы на этапе формирующего эксперимента. Решает следующие воспитательно-образовательные задачи:
- формировать знания о целостности природы и об основных признаках живых существ, особенностях строения и поведения;
- продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе с природными явлениями, продолжать формировать знания об основных особенностях состояния растений и животных;
Для реализации поставленной цели и решении поставленных задач на формирующем этапе исследования нами был разработан электронный календарь природы. Работа в нем начинается с открытия файла «Календарь природы». В первую очередь, воспитатель с детьми определяет текущее время года. Дети после вопросов воспитателя называют текущий месяц и основные его признаки. После этого воспитатель вместе с детьми просматривает презентацию, показ которой можно вызвать, щелкнув по названию времени года.
Рисунок 2.5
Страница электронного календаря
Затем дети называют текущую дату и далее работают с разделом «Погода сегодня», который можно вызвать, щелкнув по заголовку «Погода сегодня».
В этом же разделе дети обсуждают направление ветра и просматривается нужное направление на розе ветров, щелкнув по сокращенному названию (Ю, С, В, З, СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ) (см. Приложение 2). Затем обсуждается наличие осадков в этот день и просматривается нужное изображение (дождь, снег, туман, ураган, град).
Далее определяется облачность дня (ясно, облачно, пасмурно), которая тоже представлена наглядно.
Затем определяется температура воздуха на улице через термометр по шкале и уровню подкрашенной жидкости в трубочке, установленный в группе за окном.
После этого, отмечается погода в таблице (см. Приложение 4) (возвращаясь на страницу данного сезона, выбираем нужный месяц, и в открытом документе, созданном в программе Microsoft Word, еще раз выбираем название месяца, затем в таблице отмечаем погоду с помощью копирования условных знаков, расположенных на каждой странице).
Далее можно приступить к работе с разделами, которые посвящены фенологическим наблюдениям, начиная с фенологического календаря (см. Приложение 5). Календарь указывает на точные или примерные даты тех или иных предстоящих событий, которые отслеживаются воспитателем и детьми.
Для сравнения фенофаз, указанных в календаре, с реальными событиями, происходящими в природе в этот месяц, организуются фенологические наблюдения за неживой природой: за водоемами и почвой.
Раздел «Народная мудрость» посвящен приметам, связанным с православным календарем, пословицам и поговоркам, расписанным в русском народном календаре.
Раздел «Народная мудрость» и фиксированные даты и сроки фенологического календаря позволяют расширить область наблюдений в природе, посильных для детей.
Работу в разделах и между ними можно выполнять в любой удобной последовательности.
Содержание разработанного календаря природы можно использовать полностью или выборочно на занятиях ДОО.
Электронный календарь природы можно представить и в печатном варианте. Все наблюдения за изменениями погоды, изменениями в жизни растений и животных могут быть оформлены на стенде. Так же материал можно использовать как раздаточный материал в виде таблиц.
Преимущества использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски над стендовым аналогом очевидны, потому что она дает возможность управления вниманием детей за счет эффектов анимации и гиперссылок, позволяет более наглядно наблюдать за природными объектами и процессами, поддерживает познавательный интерес обучающихся, усиливает эффективность восприятия и мотивацию учения, экономит время.
Для электронного календаря природы можно создать специальную программу на профессиональном уровне, разработать программное обеспечение для работы с интерактивной доской. В этом смысле идея имеет возможность творческого развития и усовершенствования.
Также в ходе данного этапа исследования нами были проведены наблюдения и игры на закрепление знаний детей о признаках времени года.
Таблица 2.1
Игры и прогулки на закрепление знаний детей о признаках времени года
№ | Тема | Цель |
Динамический этюд «Времена года» | Обобщить и закрепить знания детей о временах года, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти. | |
Дидактических игр «Семейка гномов» | Закрепить знания о временах года, явлениях природы, месяцах. | |
Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Учить различать и характеризовать приметы ранней осени | |
Дидактическая игра «Осенние месяцы» | Познакомить детей с осенними месяцами, закреплять знания о название и приметах осенних месяцев. | |
Наблюдение за небом | Учить отличать состояния неба: облачно, ясно. | |
Дидактическая игра «Признаки времени года» | Уточнить и углубить знания о времени года; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку. | |
Наблюдение за снегом | Продолжать закреплять представления о свойствах снега | |
Словесная игра «Четыре времени года» | Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; | |
Дидактическая игра «Определи цвет одежды» | Продолжать учить детей различать основные цвета. | |
Наблюдение за погодой | Продолжать расширять и углублять представления о солнце в зимних условиях | |
Словесная игра «Когда это бывает» | Формировать знания детей о временах года, их характерных признаках. | |
Дидактическая игра «Зимние месяцы» | Познакомить детей с зимними месяцами, закреплять знания о название и приметах зимних месяцев. | |
Наблюдение за ветром | Привлекать детей к наблюдениям за природными явлениями, разнообразить игровую деятельность детей с помощью игр с султанчиками. | |
Дидактическая игра «Весенние месяцы». | Познакомить детей с весенними месяцами, закреплять знания о название и приметах весенних месяцев. | |
Наблюдение за погодой весной | Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. | |
Словесная игра «Угадай время года» | Закреплять у детей знания и представления об особенностях каждого времени года. | |
Наблюдение за солнцем | Формировать представление о том, что когда светит солнце – на улице тепло. | |
Дидактическая игра «Летние месяцы» | Познакомить детей с летними месяцами, закреплять знания о название и приметах весенних месяцев | |
Наблюдение за небом и облаками | Формировать представление о небе. |
Вся проделанная работа на данном этапе исследования по формированию способностей у старших дошкольников о природных явлениях рассмотрена в приложении 6.
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Целью данного этапа исследования была проверка полученных знаний после проведения формирующего этапа. Были проведены такие же методики, что на констатирующем этапе исследования.
Методика №1 «Диагностика знаний детей о сезонных явлениях в природе»
Рисунок 2.6
Показатель уровня знаний о сезонных явлениях в природе в экспериментальной и контрольной группах
Из рисунка 2.11, мы видим, что в экспериментальной группе уровень знаний о сезонных явлениях в природе составил 80 % (12 человек). Этот показатель значительно выше, чем в контрольной группе. Также необходимо отметить, что дети с низким уровнем знаний о сезонных явлениях в природе в экспериментальной группе отсутствуют.
Методика № 2 «Диагностика природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста»
Из рисунка 2.7, видно, что после проведение разработанной нами программы по формированию природоведческих знаний у дошкольников мы отметили значительные изменения.
На контрольном этапе исследования в экспериментальной группе количество детей с низким уровнем и составило 0% (0 человек), т.е. понизилось на 33%, количество детей со средним уровнем понизилось до 27% (4 человека) и количество детей с высоким уровнем повысилось до 73% (11 человек), т.е. возросло на 53%.
Рисунок 2.7
Определение уровня природоведческих знаний детей в экспериментальной и контрольной группах
Методика № 3 «Диагностика умения различать сезоны»
Из рисунка 2.13, видно, что после проведение разработанной нами программы у дошкольников мы отметили значительные изменения в умении различать сезоны. На контрольном этапе исследования количество детей в экспериментальной группе с низким уровнем понизилось и составило 0 %, количество детей со средним уровнем знаний понизилось до 20% (3 человека) и количество детей с высоким уровнем знаний увеличилось до 80% (12 человек). Эти показатели значительно лучше, чем в контрольной группе.
Рисунок 2.8
Диагностика умения различать сезоны детей в экспериментальной и контрольной группах
Методика № 4 «Диагностика познавательных способностей»
После обработки полученных результатов была составлена диаграмма. Наглядно данные представлены на диаграмме 4.
Рисунок 2.9
Диагностика познавательных способностей у детей в экспериментальной и контрольной группах
Анализ результатов исследования показал следующее. На контрольном этапе исследования у дошкольников преобладает средний уровень познавательных способностей, высокий и средний уровни познавательных способностей представлены по 40 % и 60 % в ЭГ, 10% и 40% в КГ. Таким образом, в ЭГ высокий уровень повысился на 30%, а средний уровень возрос на 30% по сравнению с констатирующим этапом.
Выводы
Таким образом, в ходе проведенных занятий мы пришли к следующим выводам. Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, убедительно показывают эффективность нашей программы. После проведения формирующего эксперимента и контрольного среза, мы увидели, что многие дети в группе с уровня ниже среднего перешли на средний уровень, а также на высокий уровень сформированности знаний о природных явлениях в процессе наблюдений. Данный факт подтверждается нашими исследованиями.
На контрольном этапе исследования количество детей с низким уровнем знаний о природных явлениях в процессе наблюдений понизилось и составило 0 %, количество детей со средним уровнем знаний повысилось до 60% и количество детей с высоким уровнем знаний увеличилось до 40%. По методике определения уровня природоведческих знаний на контрольном этапе исследования количество детей с низким уровнем составило всего 3%, т.е. понизилось на 27%, количество детей со средним уровнем возросло до 60 % и количество детей с высоким уровнем повысилось до 37%, т.е. возросло на 20%.
На контрольном этапе исследования у дошкольников преобладает средний уровень познавательных способностей, высокий и средний уровни познавательных способностей представлены по 40 % и 60 % в ЭГ, 10%.
По результатам проведенного нами исследования мы можем сделать вывод о том, что под влиянием проведенных наблюдений по формированию знаний о природных явлениях у детей старшего дошкольного возраста, произошли значимые изменения у детей экспериментальной группы. И на основании проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение, а именно формирование знаний о природных явлениях будет более эффективным, если целенаправленно и систематически использовать наблюдение за сезонными явлениями в природе. Из приведенных данных видно, что после проведения формирующей программы у детей экспериментальной группы уровень развития знаний о природных явлениях повысился, следовательно, разработанная программа является эффективной для внедрения в практику дошкольного образовательного учреждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы по данной теме исследования мы пришли к следующим выводам.
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений, воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природу, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы. Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части коллектива детского сада в организации экологически направленной деятельности детей.
Формированию знаний о природных явлениях старших дошкольников большое место отводится проведении наблюдениям за сезонными явлениями природы. Они способствуют развитию тонкого и чуткого внимания; развивают инициативность и любознательность; ускоряют деятельность конструирующего воображения и развивают искусство предвидеть явления; развивают сообразительность суждения; развивают умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта; расширяют познавательный интерес детей, что дает основу для формирования экологической культуры дошкольника.
После проведения формирующего эксперимента и контрольного среза, мы увидели, что многие дети в группе с уровня ниже среднего перешли на средний уровень, а также на высокий уровень сформированности знаний о природных явлениях. Данный факт подтверждается нашими исследованиями. По результатам проведенного нами исследования мы можем сделать вывод о том, что под влиянием проведенных наблюдений по формированию знаний о природных явлениях у детей старшего дошкольного возраста, произошли значимые изменения на уровне сформированности экологических знаний у детей экспериментальной группы. Полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза об эффективности процесса формирования знаний о природных явлениях дошкольников, приобретает эффективный характер, если использовать наблюдения в ДОО. Взаимосвязь мира природы и мира человека должна быть осмыслена уже в дошкольные годы. Детский сад может стать местом встреч ребёнка с природой и её образами, средой соединения культуры человека и природного мира. Осознание и выполнение норм совместного сосуществования природы и человека и станет показателем освоения норм экологической культуры.
Таким образом, мы можем сказать, что выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение. Кроме того, поставленные задачи были решены, а именно:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования.
2. Разработаны педагогические условия, способствующее формированию знаний о природных явлениях у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработана и внедрена в образовательный процесс ДОО экспериментальная программа на формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста знаний о природных явлениях посредством цифрового календаря.
Следовательно, поставленная цель данной работы достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. № 7. С. 10-12.
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и мл. школьного возраста (концепция и методические подходы). М., 2012. – 389 с.
- Воспитание экологической культуры у детей и подростков. // Дежникова Н.С. , Иванова Л. И. М., 2010. – 315 с.
- Газина О. Методика экологического образования детей // Дошкольное воспитание. 2013. № 7. С.112 -117.
- Дрязгунова В.А. О фиксации наблюдений за явлениями природы // Воспитательно-образовательная работа с детьми. Тула, 2014. С. 57-76
- Жерневская Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников // Управление ДОУ. 2012. № 3. С.84 - 90.
- Кавтарадзе Д.Н. Природа: от охраны к заботе // Знание – сила. 2011. №3. С.14 – 15.
- Казарчук Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников. // Ребенок в детском саду. 2011. № 2. С.38 - 40.
- Кочергина В. Экологический КВН // Дошкольное воспитание. 2011. № 10. С. 62 - 64.
- Королева А.Е. «Иди за мной»: Занятия в ДОУ по экологическому воспитанию. Из опыта работы // Ребенок в детском саду. 2010. № 4. С.43 - 45.
- Кузнецова Н.В. Формирование основ экологической культуры дошкольников. М., 2009. – 246 с.
- Кудрявцев Д. Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир. // Дошкольное воспитание. 2011. № 6. С.58 - 72.
- Листопад А.П. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста: ( Из опыта работы) // Дошкольная педагогика. 2012. № 2. С. 20 - 21.
- Луговая Л. Знакомим малышей с окружающим миром: (Из цикла ст «Семья и дети») //Дошкольное воспитание. 2010. № 4. С.66 - 68.
- Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 2014. – 339 с.
- Назарова Л.Д. Экология души: формирование нравственной позиции человека по отношению к миру // Управление ДОУ. 2012. № 3. С. 26 - 40.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2010. – 296 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 2011. – 326 с.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Программа «Юный эколог». М., 2011. – 132 с.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 2011. – 248 с.
- Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. М., 2010. – 236 с.
- Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. 2011. №10. С.40 - 45.
- Потапова Т. В. Экологическая культура в семье и детском саду. // Управление ДОУ. 2012. № 4. С.115 - 118.
- Потапова Т.В. Эколого-воспитательная работа в детском саду. // Управление ДОУ. 2013. № 2. С.104 - 110.
- Павлова Л.Ю. Работа с дошкольниками в уголке природы //Ребенок в детском саду. 2011. № 5. С.65 - 70.
- Программа «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 215 с.
- Прохорова Л.Н., Кузнецова Н.В. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2010. – 368 с.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. Г.О. Ларина. М., 2011. – 418 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 2009. – 358 с.
- Репина Т.А. От трех до семи / Т.А. Репина. М.: Знание, 2011. – 96 с.
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 2011. – 230 с.
- Рубинштейн С.Л. Общая психология. М., 2009. – 498 с.
- Рыжова Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ // Дошкольное воспитание. 2010. № 9. С.40 - 45.
- Рыжова Н.А. О проекте «Стратегия экологического образования в РФ» // Дошкольное воспитание. 2011. № 6. С.18 - 22.
- Рыжова Н.А. Я и природа: учеб. Метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. М., 2009. – 56 с.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду: (Курс лекций) // Дошкольное образование. 2011. № 17. С.11 – 14.
- Савельева Г. Чтобы не забывались родные края. // Воспитание
школьников. 2011. №8. С.34 - 40. - Сели Д. Очерки по психологии детства. М.,2010. – 216 с.
- Соловьева Е., Новицская М. Программа «Наследие». // Дошкольное воспитание.2012. №1. С. 22 - 25.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты констатирующего этапа эксперимента
Результаты диагностики в экспериментальной группе
№ п/п | Имя ребенка | Методика №1 | Методика №2 | Методика №3 | Методика №4 |
1 | Настя Ш. | средний | низкий | средний | низкий |
2 | Женя П | средний | низкий | средний | высокий |
3 | Лена Д | низкий | средний | низкий | низкий |
4 | Настя К. | низкий | средний | низкий | высокий |
5 | Эльвина И. | низкий | средний | низкий | средний |
6 | Ирина И. | средний | высокий | средний | средний |
7 | Сабина Р. | низкий | низкий | низкий | низкий |
8 | Данил Б. | высокий | высокий | высокий | высокий |
9 | Дима П. | низкий | низкий | низкий | средний |
10 | Дана Б. | средний | высокий | средний | средний |
11 | Максим С. | средний | средний | средний | низкий |
12 | Катя З. | средний | средний | средний | средний |
13 | Даша М. | средний | низкий | средний | средний |
14 | Лада Ж. | низкий | средний | низкий | низкий |
15 | Полина А. | низкий | средний | низкий | высокий |
Результаты диагностики в контрольной группе
№ п/п | Имя ребенка | Методика №1 | Методика №2 | Методика №3 | Методика №4 |
1 | Ваня П. | средний | средний | средний | средний |
2 | Ирина Я. | низкий | средний | низкий | высокий |
3 | Арина Р. | средний | высокий | средний | высокий |
4 | Настя Ш. | средний | низкий | средний | средний |
5 | Оля Г. | средний | средний | средний | средний |
6 | Оксана И. | низкий | низкий | низкий | средний |
7 | Данил Ш. | средний | средний | средний | средний |
8 | Лена С. | высокий | высокий | высокий | низкий |
9 | Рамиля Ш. | средний | средний | средний | средний |
10 | Оля А. | высокий | средний | высокий | средний |
11 | Данил В. | высокий | высокий | высокий | высокий |
12 | Женя З. | средний | низкий | средний | высокий |
13 | Саша Р. | средний | средний | средний | средний |
14 | Айдар В. | средний | низкий | средний | средний |
15 | Сережа И. | высокий | средний | высокий | средний |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Направление на розе ветров
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица температуры воздуха
0 0 | +1 -1 | +2 -2 | +3 -3 |
+4 -4 | +5 -5 | +6 -6 | +7 -7 |
+8 -8 | +9 -9 | +10 -10 | +11 -11 |
+12 -12 | +13 -13 | +14 -14 | +15 -15 |
+16 -16 | +17 -17 | +18 -18 | +19 -19 |
+20 -20 | +21 -21 | +22 -22 | +23 -23 |
+24 -24 | +25 -25 | +26 -26 | +27 -27 |
+28 -28 | +29 -29 | +30 -30 | +31 -31 |
+32 - 32 | +33 -33 | +34 -34 | +35 -35 |
+36 -36 | +37 -37 | +38 -38 | +39 -39 |
+40 -40 | +41 -41 | +42 -42 | +43 -43 |
+44 -44 | +45 -45 | +46 -46 | +47 -47 |
+48 -48 | +49 -49 | +50 -50 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Таблица для отметок погоды по дням
Декабрь
ПасмурноДождьГрозаСнегЯсно
Облачно
1 -21, С. | 2 -12, С. | 3 -16, С. | 4 -16, Ю. |
5 -15, ЮВ. | 6 -20, С. | 7 -19, Ю. | 8 -22. Ю. |
9 -24, С. | 10 -14, СЗ. | 11 -11, СВ. | 12 -15, С. |
13 -19, СВ. | 14 -15, СВ. | 15 -22, В. | 16 -16, ЮВ. |
17 -24, ЮВ. | 18 -26, | 19 -32, Ю. | 20 -33, ЮВ. |
21 -32, З. | 22 -34, С. | 23 -12, СВ. | 24 -8, С. |
25 -8, СВ. | 26 -5, СВ. | 27 -10, С. | 28 -4, С. |
29 -6, ЮВ. | 30 -8, СВ. | 31 -4, С. |
Январь
ПасмурноДождьГрозаСнегЯсно
Облачно
-12, ЮВ. | 2 -17, СЗ. | 3 -25, СЗ. | 4 -22, З. |
5 -18, Ю. | 6 -23, ЮЗ. | 7 -25, ЮЗ. | 8 -25, С. |
9 -12, СЗ. | 10 -11, СЗ. | 11 -10, З | 12 -10, ЮВ. |
13 -20, СВ. | 14 -15, СЗ. | 15 -16, СЗ. | 16 -13, З. |
17 -19. З. | 18 -26, З. | 19 -15, СЗ. | 20 -10, СЗ. |
21 -8, СЗ. | 22 -9, СВ. | 23 -15, С. | 24 -14, СЗ. |
25 -17, З. | 26 -11, СЗ. | 27 -15, СЗ. | 28 -16, СЗ. |
29 -24, СЗ. | 30 -13, СЗ. | 31 --8, С. |
Февраль
ПасмурноДождьГрозаСнегЯсно
Облачно
-6, С. | 2 0, С. | 3 0, С. | 4 -4, С. |
5 -2, С. | 6 -8, СВ. | 7 -10, СВ. | 8 -15, ЮВ. |
9 -14, С. | 10 -2. СВ. | 11
| 12 -3, СВ. |
13 -6, С. | 14 -4, С. | 15 -8, СВ. | 16 -8, С. |
17 -3. С. | 18 -4, С. | 19 -5, СВ. | 20 -6, СВ. |
21 -7, С. | 22 -7, СЗ. | 23 -4, СЗ. | 24 -1, СВ. |
25 0, СЗ. | 26 0, СЗ | 27 -2, В. | 28 -1, СВ |
29 -4, СВ. |
Март
ПасмурноДождьГрозаСнегЯсноОблачно
1 -3, З. | 2 -4, ЮВ. | 3 -8, СЗ | 4 -5, З. |
5 -12, З. | 6 -13, З. | 7 -7, СЗ. | 8 -6, СЗ |
9 -4, СВ. | 10 +1, СВ. | 11 -1, СВ. | 12 -1, ЮВ. |
13 -6, Ю. | 14 -16, Ю. | 15 -8, СВ. | 16 -5, СВ. |
17 -3, ЮВ. | 18 -6, СЗ. | 19 -5, СЗ. | 20 -8, СВ. |
21 -7, С. | 22 -7, СВ. | 23 -6, С. | 24 -1, З. |
25 0, С. | 26 -5, В. | 27 -1, З. | 28 -1, СЗ. |
29 +2, СВ. | 30 0, СВ. | 31 +1, С. |
Апрель
ПасмурноДождьГрозаСнегЯсноОблачно
+1, СЗ. | 2 0, З. | 3 +1, СЗ. | 4 +2, СЗ. |
5 +2, СЗ. | 6 +2, З. | 7 +4, СЗ. | 8 +6, СВ. |
9 +7, СВ. | 10 +7, В. | 11 +6, ЮВ. | 12 +1, Ю. |
13 +6, СВ. | 14 +8, СВ. | 15 +6, З. | 16 +14, В. |
17 +14, С. | 18 +9, ЮВ. | 19 +9, СЗ. | 20 +7, З. |
21 +9, З. | 22 +14, СЗ. | 23 +16, С. | 24 +11, С. |
25 +9, ЮВ. | 26 +6, ЮВ. | 27 +6, ЮЗ. | 28 +4, Ю. |
29 +11, ЮВ. | 30 +15, ЮВ. |
Май
ПасмурноДождьГрозаСнегЯсноОблачно
1 +5, Ю. | 2 +8, ЮВ. | 3 +13, СВ. | 4 +15, СВ. |
5 +16, С. | 6 +9, СВ. | 7 +7, ЮВ. | 8 +8, ЮВ. |
9 +12, ЮВ. | 10 +9, ЮВ. | 11 +5, ЮВ. | 12 +6, З. |
13 +2, ЮВ. | 14 +4, Ю. | 15 +12, С. | 16 +14, ЮВ. |
17 +18, В. | 18 +21, В. | 19 +22, СВ. | 20 +24, С. |
21 +26, СВ. | 22 +27, С. | 23 +27, С. | 24 +27, С. |
25 +26, ЮВ. | 26 +26, ЮЗ. | 27 +23, ЮВ. | 28 +14, Ю. |
29 +17, В. | 30 +8, ЮВ. | 31 +9, ЮВ. |
Июнь
ПасмурноДождьГрозаСнегЯсноОблачно
+12, ЮВ. | 2 +18, В. | +18, ЮВ. | 4 +19, С. |
5 +22, СЗ. | 6 +19, ЮВ. | 7 +18, СЗ. | 8 +12, С. |
9 +16, С. | 10 +20, СВ. | 11 +22, СВ. | 12
+24, ЮЗ. |
13 +29, З. | 14 +24, ЮВ. | 15 +20, ЮВ. | 16 +21, ЮВ. |
17 +21, Ю. | 18 +24, Ю. | 19 +27, З. | 20 +28, С. |
21 +29, ЮВ. | 22 +27, ЮВ. | 23 +29, С. | 24 +18, ЮВ. |
25 +16, ЮВ. | 26 +21, ЮВ. | 27 +23, ЮЗ. | 28 +13, ЮВ. |
29 +20, ЮЗ. | 30 +18, Ю. |
Июль
ПасмурноДождьГрозаСнегЯсноОблачно
1 +25, Ю. | 2 +23, Ю. | 3 +24, Ю. | 4 +25, Ю. |
5 +26, ЮЗ. | 6 +28, СЗ. | 7 +23, СВ. | 8 +26, ЮВ. |
9 +29, ЮВ. | 10 +29, СЗ. | 11 +26, СВ. | 12 +27, СВ. |
13 +28, СЗ. | 14 +20, Ю. | 15 +22, ЮЗ. | 16 +22, ЮЗ. |
17 +28, З. | 18 +27, З. | 19 +30, З. | 20 +30, З. |
21 +30, Ю. | 22 +30, Ю. | 23 +27, Ю. | 24 +24, Ю. |
25 +24, Ю. | 26 +27, СВ. | 27 +26, ЮВ. | 28 +24, Ю. |
29 +25, В. | 30 +20, Ю. | 31 +23, С. |
Август
ПасмурноДождьГрозаСнегЯсноОблачно
1 +28, С. | 2 +26, ЮВ. | 3 +29, СВ. | 4 +31, С. |
5 +33, СВ. | 6 +22, ЮВ. | 7 +27, В. | 8 +26, ЮВ. |
9 +30, С. | 10 +26, ЮВ. | 11 +26, Ю. | 12 +27, СЗ. |
13 +28, С. | 14 +31, СВ. | 15 +28, ЮВ. | 16 +29, СЗ. |
17 +29, ЮВ. | 18 +24, ЮВ. | 19 +24, ЮВ. | 20 +22, Ю. |
21 +25, СВ. | 22 +28, СВ. | 23 +24, З. | 24 +28, С. |
25 +27, В. | 26 +18, ЮВ. | 27 +16, ЮВ. | 28 +18, С. |
29 +12, ЮВ. | 30 +15, ЮВ. | 31 +12, СЗ. |
Сентябрь
ПасмурноДождьГрозаСнегЯсноОблачно
1 +13, З. | 2 +16, З. | 3 +21, З. | 4 +21, З. |
5 +18, З. | 6 +17, СЗ. | 7 +15, ЮВ. | 8 +12, С. |
9 +11, С. | 10 +8, Ю. | 11 +9, ЮВ. | 12 +12, ЮВ. |
13 +10, С. | 14 +11, З. | 15 +10, З. | 16 +12, З. |
17 +13, З. | 18 +13, СЗ. | 19 +14, З. | 20 +11, З. |
21 +13, С. | 22 +13, З. | 23 +12, СЗ. | 24 +15, С. |
25 +13, СЗ. | 26 +15, СВ. | 27 +11, Ю. | 28 +8, ЮЗ. |
29 +7, З. | 30 +6, З. |
Октябрь
ПасмурноДождьГрозаСнегЯсноОблачно
1 +5, СЗ. | 2 +4, СЗ. | 3 +7, З. | 4 +8, З. |
5 +7, З. | 6 +6, Ю. | 7 +6, СВ. | 8 +5, ЮВ. |
9 +5, В. | 10 +3, Ю. | 11 +3, Ю. | 12 +2, ЮВ. |
13 +3, СВ. | 14 +2, З. | 15 +3, С. | 16 +2, В. |
17 +3, ЮВ. | 18 +2, ЮВ. | 19 +1, Ю. | 20 +1, Ю. |
21 +1, ЮВ. | 22 0, СВ. | 23 +1, ЮВ. | 24 +2, ЮВ. |
25 +5, ЮВ. | 26 +1, ЮВ. | 27 +1, СВ. | 28 -2, С. |
29 -2, С. | 30 -2, З. | 31 -2, ЮЗ. |
Ноябрь
ПасмурноДождьГрозаСнегЯсноОблачно
1 -3, З. | 2 -6, Ю. | 3 -6, ЮВ. | 4 -7, СЗ. |
5 -8, З. | 6 -8, З. | 7 -10, ЮВ. | 8 -12, Ю. |
9 -14, ЮВ. | 10 -5, ЮВ. | 11 -2, ЮВ. | 12 -11, ЮЗ. |
13 -14, З. | 14 -17, Ю. | 15 -16, ЮВ. | 16 -18, З. |
17 -20, ЮЗ. | 18 -23, СЗ. | 19 -25, С. | 20 -15, С. |
21 -4, СВ. | 22 -5, СВ. | 23 0, ЮВ. | 24 0, СВ. |
25 -3, З. | 26 -14, Ю. | 27 -17, Ю. | 28 -19, ЮЗ. |
29 -12, З. | 30 -19, ЮВ. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Календарь природы
Дата наблюдения | Событие |
1 декабря | Ворона ходит по дороге – к теплу. |
9 декабря | Волки начинают ходить за добычей. Медведь засыпает в берлоге. |
10 декабря | У лосей отпадают старые рога. |
19 декабря | Первые серьезные морозы. |
22 декабря | День солнцеворота. Наступает астрономическая зима. Все птицы улетели. В лесу можно встретить только некоторых птиц: таких как: синица, королёк, пищуха, поползни, дятел, снегирь, свиристель, тетерев, филин. . Звери начинают голодать, но ещё сохраняют силу. Маленькие зверьки неделями не показываются на поверхность снега и проводят время в своих подснежных гнездах (полёвки). Тетерева целыми днями отлёживаются под снегом. Рябчики тоже не переносят морозный воздух, и набрав в зоб побольше корма зарываются под снег. Деревья покрыты большими плюшевыми наростами инея. Толстое пышное одеяло укрыло все растения. Слой снега, толщиной 25-30 см оказывается надежным укрытием озимых культур. Тысячи рабочих леспромхозов выходят на очистку дорог. Чтобы не сдувало снег с полей, рабочие организуют снегозадержание: расставляют еловые ветви на сотнях гектаров. |
23 декабря | Температура воздуха достигает до – 35 градусов С. Тепло одетые пассажиры спешат к машинам. Занятия в начальных школах отменяются. |
10 января | Наступают небольшие потепления. Перестает спать пепельно-сизая белка. Звери выходят на охоту. Птицы подают голоса. Волк вышел в поле, к дороге, где снег менее рыхлый. |
20-30 января | В январские морозы волки коварно подкрадываются к деревням и ищут здесь себе пищу. Так же в лесу на снегу, можно встретить большую, сильную кошку - рысь. Хорошо лазает по деревьям и другой хищник - росомаха. Белка раскапывает снег - ищет пищу. В это же время на белку охотится маленький пушной зверек - куница. Отощавший рыжий зверь - лисица бегает по полям и питается маленькими грызунами. Чаще всего заяц днем лежит в укромном месте, а ночью кормится. Утки купаются в незамерзших частичках ледяной воды, и стараются как можно больше проводить время в воде. Так же у полыньи на реках севера часто появляется выдра. В самые лютые морозы, такая рыба, как налим , мечет в студеной воде мелкую липкую икру. Если в сильные морозы в водоемах не делать проруби, то рыба может погибнуть от нехватки кислорода. Под снегом, на протяжении всей зимы остаются зелеными кустики брусники, так же растение грушанка, толокнянка, земляника, клюква. И многие другие растения в елово-пихтовом лесу. Люди встают на лыжи и на коньки. Занимаются зимней охотой на зверей в лесу. |
2 февраля | |
7 февраля | Первая оттепель. Над лесом играют вороны. У них разгар любви. Ворон и ворониха принимаются за постройку гнезда. Для них зима кончилась. |
16 февраля | Чисто-голубое небо. Яркое теплое солнце. Сугробы, покрыты копотью. Приятно пахнет снегом на солнце. Солнце греет сбоку. (февраль-"бокогрей"). Образуются первые сосульки. |
17 февраля | Наступает время звериных свадеб. |
24 февраля | Мокрый снег. Стайки снегирей трогаются на север. Раздается песня большой синицы. Воробьи становятся очень шумными. У медведицы появляются на свет детеныши. У лисицы начинается брачный период. Колхозы заканчивают подготовку к очередной весне. Составлены планы работ. (Предусмотрены осушка земель, посев сортов пшеницы.) |
27 февраля | Ручьи в центре города. Небо чистое, яркое, солнце льет тепло. Зашевелились снега. Струйки воды бегут с крыш. |
13 марта | В этот день всегда бывает оттепель. |
15 марта | Появление наста - горе для обитателей нашего леса - лосей. Лоси застревают в таком снегу, ранят себе ноги и могут стать легкой добычей для волков. У лосей появляются новые рога. В лесу слышится торопливая песенка пищухи. Громко стрекочут сороки. |
17 марта | Начинают прилетать грачи. Они сидят попарно на высоких липах, тополях, березах и молчат, а потом, спустя несколько дней, грачи начинают петь и строить себе гнезда. |
20 марта | Капает с крыш. Начинают бежать струйки. С крыш съезжает подтаявший снег. На улицах города появляются лужи и потоки. Снег начинает плавиться и за городом. На поверхности осевшего снега образуются корочки льда. |
21 марта | Заканчивается астрономическая зима. Начинается астрономическая весна. День ровняется с ночью. Наступает весеннее равноденствие. |
25-31 марта | Начинает накрапывать дождик. Серые тучи заволакивают небо. Узоры исчезают с окон. Начинается фенологическая весна. Двинулись снега, размякли сугробы. Дороги портятся, становятся рыжими. В поле показывается земля. Снег продолжает лежать лишь в лесах. Земля впитала лишь часть полевой воды, бурные потоки хлынули в низины. |
5 апреля | Воздух значительно теплеет. Местами уже начинает пылить, как только с полей сходит снег, люди в колхозах разбрасывают по полям перегной, печную золу и другие удобрения - это хорошая подкормка для мерзлоталой земли. |
8 апреля | Начала прибывать вода в реках. На льду образовались лужи, лед стал темнеть и слабеть. Вода подняла его и он отделился от берегов. Уровень воды в реках растет с каждым днем. Наступает время первой подвижки льда. |
9 апреля | Прилетают скворцы. И сразу после прилета устремляются к своим квартирам. Скворцы устраиваются в дуплах берез. За скворцами прилетают жаворонки, зяблики и начинают свои песни. Теплый воздух вместе с собой приносят стриж и ласточка. |
14 апреля | Появляется коричнево - красная бабочка крапивница. |
15 апреля | Начинается ледоход. Вскрывается лед. Вода все прибывает и прибывает. Вода становится мутная. Много хлопот доставляет большая вода человеку и животным. |
17 апреля | На парниково-тепличных участках высеваются семена редиса, салата и других ранних овощей, высеваются семена для получения капустной и томатной рассады. Начинается сезон на фабриках птицы (выводят цыплят). Каждый человек ждет весну, потому что, она является порой новых больших начинаний в переделке природы, в строительстве городов и сел. Расширяются имеющиеся и закладываются новые сады. Продолжается озеленение улиц. В полях начинают гудеть тракторы. Некоторые люди собирают березовый сок и делают из него березовый квас. |
20 апреля | Зацветает мать-и-мачеха. Под откосами канав, по краям оврагов и берегам рек. На глинистых почвах почти повсеместно. Еще среди пятен снега, появляются ее золотые головки. В зарослях кустарников распускается ветреница (подснежник). В лесах, подняв свой невысокий, почти безлистый стебель, зацветает медуница. Цветы медуницы вскоре становятся фиолетовыми, потом синими. |
23 апреля | Около ив зацветает калужница золотисто-желтыми цветами. На открытых полянах, выгоняет пучок узких, сочных листьев гусиный лук. Немного погодя у него появляются маленькие желтенькие цветочки. В сосновом бору зацветает ядовитое растение сон-трава. У вербы (ивы) начинают цвести пушистые почки. По стволу березы начинает подниматься сок. Через десять дней после начала движения сока, у березы начинают набухать почки. |
25 апреля | Медведь в этот день обязательно должен встать и выйти из берлоги. Зайцы бегают днем. |
27 апреля | Лисица обычно нору меняет старую на новую. |
30 апреля | Вода начала убывать и светлеть. Густой щеткой поднимается трава на лугах, береза подергивается зеленой дымкой. |
3 мая | Зацветает растение клумб - виола (анютины глазки) цветами самой разнообразной расцветки. Начинает цвести красивыми лиловыми цветами, напоминающими сирень - кустарник подлеска - волчье лыко. Цветет ива. К ней летят ночные бабочки ночью, а в дневные часы - ива привлекает пчел. Распускает свои почки рябина. Оделся юной зеленью тополь. |
5 мая | С пробуждением растений оживают насекомые. Суетятся мелкие мушки. Появляются мохнатые шмели. Жужжат пчелы. Около воды появляется белая трясогузка, она ловит речных насекомых. Заурчали лягушки, по вечерам слышатся их "концерты". При первой воде приступает к икрометанию зеленоватая с темными полосами щука. И после этого начинает отъедаться всякой рыбой. Так же начинает метать икру и другие рыбы - окунь, язь, ёрш. |
7 мая | Начинаются посевы овса, гороха, моркови, пшеницы. В выходные рыбаки - любители начинают ловить в горных реках вкусную и ценную рыбу - хариус. На фермах выгоняют скот на пастбище. Прохожие идут без пальто. Озимая рожь стала давать зеленую массу для подкормки животных. |
8 мая | Прилет певчих птиц стаями. |
10 мая | В лесу слышится монотонная песня кукушки: "ку-ку, ку-ку". В середине мая начинаются соловьиные трели. И последними, когда становится много насекомых, прилетают ласточки, стрижи, иволги. Появляются комары и мухи. Летучие мыши начинают стремительно чертить короткие линии в сумерках весеннего вечера. У таких птиц, как глухарь и тетерев начинаются брачные игры. У грачей появились птенцы. Выходят из нор встревоженные барсуки. Просыпаются под ворохами древесных листьев ежи. Вылезает из берлоги бурый медведь, и ищет себе еду. У зайцев целыми клочьями спадает зимняя шерсть. Волки начинают устраивать себе логово около воды. |
11 мая | Начинается сбор березового сока. |
17 мая | Начало озеленения березы. В это время береза зацветает. Зацветает она невзрачно, почти незримо. Начинают пылить ее сережки. |
20 мая | Начинает цвести черемуха. Белыми хлопьями покрываются деревья. Воздух наполнен ароматом ее цветков. При зацветании черемухи, люди спешат к посадке картофеля. |
25 мая | Распускаются почки смородины, крыжовника, сирени, тополя; начало зеленения черемухи в городе. Май "портной" хлопочет, одевает нашу землю в цветистый наряд. Слышен первый зеленый шум - веселый, смеющийся трепет листвы. Лес звенит и поёт. Лиственные деревья надели новое платье, а хвойные, исключая лиственницу, начали украшать старую одежду мелкими светлыми хвоинками. Луга стали зелеными. Начинают вытягиваться сережки у черемухи. Многие деревья, кустарники и травы находятся в цвету. Листьями мать-и-мачехи покрываются глинистые обрывы берегов и рек. |
31 мая | Начинает цвести яблоня. |
2 июня | Цветет сирень. |
4 июня | Начинает цвести рябина. Лучшее время для посева огурцов. |
10 июня | Шмель и пчела усердно посещают цветы. Над водой проносится крупная хищная стрекоза коромысло. Мечут икру карп, карась, лещ, пескарь. У птиц появляются птенцы. Лисята уже начинают вылезать из норы. Отцветает яблоня. Осыпаются венчики сирени. Полетел пух с тополей. Зацветает красный клевер. |
13 июня | Появляется опасность возникновения лесных пожаров. Более трех тысяч лесников настороже. Проходят мероприятия по уходу за лесом – рубки ухода (осветление, прочистка, прореживание). |
15 июня | Озера быстро зеленеют. Вода падает, камыш поднимается. Вода бьёт о берег, шумит, пенится. |
17 июня | Синеют люпины. Розовеют водосборы. Краснеют многолетние маки. Маячат темно-синие и светло-желтые ирисы. Зацветает гвоздика, крупнеют бутоны у пионов. Раскрывает крошечные белые цветочки майник двулистный. Зацветает Иван – да - Марья. На сырых местах цветет купальница европейская. Поднимаются к небу зеленой стеной стебли Иван-чая (кипрея). Калина раскрыла крупные белые наружные цветки. Белеет брусника. Черника уже отцвела. В ее густой зелени быстро полнеют ягоды. Шиповник покрывается ярко-розовыми цветками. Цветет поповник обыкновенный (ромашка). |
18 июня | Начинаются самые короткие «воробьиные» ночи. |
20 июня | Цветут незабудка, зверобой. В полях синеет лен. Начинается сенокос. |
22 июня | Поспевает земляника. |
25 июня | Выпадают большие росы. |
2 июля | Пчелы мед запасают. |
4 июля | Много бабочек порхает над цветущем лугом. Часто попадается на глаза – крупный мотылек махаон. |
8 июля | С этого дня ожидается еще сорок жарких дней. |
10 июля | Цветение липы. Белеют обширные поля гречихи. На приусадебных участках буйно растет хмель. Цветет и поспевает клубника, черника, голубика, душистая малина, костяника, черемуха. |
12 июля | Начинается удобрение почв в с/х. Рассеивание молотого известняка. |
14 июля | Снятие первых овощей. |
15 июля | Птицы начинают жадно есть поспевшие ягоды. Медведь забирается в малинник и усердно собирает клюкву, рябину, бруснику. |
21 июля | Начало самой сильной жары. |
5 августа | Краснеет брусника, рябина, шиповник, малина, боярышник. По краям болот произрастает валериана. Появляется много грибов: синявки, подберезовики, опенки. |
10 августа | Белка аккуратно насаживает грибы на веточки. Лисица усердно охотится на лягушек, птиц, млекопитающихся. Волк начинает нападать на скот. Еж ест дождевых червей, насекомых. В небе вечером чертят круги летучие мыши. |
15 августа | Сбор семян с/х. растений и культур. Начинается охота на утку, тетерева. Уборка овощей, урожая, плодов. |
20 августа | Зарождается листопад. Деревья беззвучно роняют состарившийся лист. Осыпаются семена многих растений: овсяницы, клевера, тимофеевки. Продолжают цвести дикие хризантемы, душица, вереск. Раскрывает невзрачные цветки – полынь. Цветет кувшинка, гладиолус, мак, подсолнечник. Зеленеют огурцы, краснеют томаты. |
22 августа | У птиц начинается линька. Птицы собираются в стаи. Происходит размножение у куницы и соболя. Улетают стрижи. |
28 августа | Ласточки отлетают. Начало молодого бабьего лета (до 11 сентября). |
3 сентября | Продолжается уборка урожая. Начинается великое переселение пернатых. |
5 сентября | Растения украсились серебряными кружевами. Травы обдались росой. У огурцов, томатов прихватило ботву. Она почернела. Деревья одеваются в багрец и золото. У рябины листья становятся пунцово – красными. |
10 сентября | Начинается листопад у березы. |
19 сентября | День укоротился уже на пять часов. |
21 сентября | Вторая встреча осени. |
23 сентября | Начинается астрономическая осень. |
26 сентября | Появление грачей в последний раз у своих гнезд. |
2 октября | Собирают мед. |
5-15 октября | Клином тянутся гуси. Проносятся лебеди. Прилетают первые зимние гости: чижи, белая сова, пернатый гость Арктики - пуночка. Грызуны переселились в стога к фермам. Вылиняла белка. Лисица надела зимнюю шубу. |
20 октября | Последний очистительный облет совершают пчелы для благополучной зимовки. |
23 октября | Многие насекомые впадают в спячку до апреля. Зарылись в ил лягушки. Ящерицы скрылись во мху, под корнями деревьев. Впали в спячку ежи, бурундуки. Заснул барсук. Залег в берлогу медведь. |
25 октября | Начинается ледоход и ледостав. После обильного снегопада на улицах города появляются первые снегоуборочные машины. Дети лепят снежные бабы. |
30 октября | Затягиваются льдом пруды, озера, ручьи. |
16 ноября | Устанавливается снежный покров. |
22 ноября | Появляется шуга (мелкий рыхлый лед), начинается ледоход и ледостав, лед быстро становится надежным. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Результаты контрольного этапа эксперимента
Результаты диагностики в экспериментальной группе
№ п/п | Имя ребенка | Методика №1 | Методика №2 | Методика №3 | Методика №4 |
1 | Настя Ш. | средний | Высокий | средний | высокий |
2 | Женя П | средний | Высокий | средний | высокий |
3 | Лена Д | высокий | Средний | высокий | низкий |
4 | Настя К. | высокий | средний | высокий | высокий |
5 | Эльвина И. | высокий | средний | высокий | средний |
6 | Ирина И. | средний | высокий | средний | средний |
7 | Сабина Р. | высокий | высокий | высокий | высокий |
8 | Данил Б. | высокий | высокий | высокий | высокий |
9 | Дима П. | н высокий | высокий | высокий | средний |
10 | Дана Б. | средний | высокий | средний | средний |
11 | Максим С. | средний | средний | средний | низкий |
12 | Катя З. | средний | средний | средний | средний |
13 | Даша М. | средний | высокий | средний | средний |
14 | Лада Ж. | высокий | средний | высокий | высокий |
15 | Полина А. | высокий | средний | высокий | высокий |
Результаты диагностики в контрольной группе
№ п/п | Имя ребенка | Методика №1 | Методика №2 | Методика №3 | Методика №4 |
1 | Ваня П. | средний | средний | средний | средний |
2 | Ирина Я. | средний | средний | средний | высокий |
3 | Арина Р. | средний | высокий | средний | высокий |
4 | Настя Ш. | средний | средний | средний | средний |
5 | Оля Г. | средний | средний | средний | средний |
6 | Оксана И. | низкий | средний | средний | средний |
7 | Данил Ш. | средний | средний | средний | средний |
8 | Лена С. | высокий | высокий | высокий | высокий |
9 | Рамиля Ш. | средний | средний | средний | высокий |
10 | Оля А. | высокий | средний | высокий | средний |
11 | Данил В. | высокий | высокий | высокий | высокий |
12 | Женя З. | средний | низкий | средний | высокий |
13 | Саша Р. | средний | средний | средний | средний |
14 | Айдар В. | средний | низкий | средний | средний |
15 | Сережа И. | высокий | средний | высокий | средний |
[1] Прохорова Л.Н., Кузнецова Н.В. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2011. 368 с.
[2] Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. М., 2012. 236 с.
[3] Газина О. Методика экологического образования детей // Дошкольное воспитание. 2013. № 7. С.112 – 117.
[4] Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 2014. С.116.
[5] Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 2011. С.57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликации из разнообразных материалов».
Данная матодическая разработка «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликации из разнообразных материалов», поможет многим педагогам и родителям предл...
Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем"
Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем" предназначено для воспитателе...
Программа формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления
Программа предназначена для осуществления дополнительных образовательных услуг....
Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"
Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"...
Проект «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Дата начала работы над темой: сентябрь 2019 годПредполагаемая дата завершения работы над темой: май 2020 годЦель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, через нетрадицио...