Особенности социально-психологической адаптации к школе первоклассников с разным типом темперамента
статья по психологии

В данной стате рассмотрено то как первоклассники с разным типом темперамента адаптируются в школе.За фундаментальную основу наше исследования мы взяли 4 основных типа темперамента, такие как  сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик ( И.П. Павлов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novaya.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности социально-психологической адаптации к школе первоклассников с разным типом темперамента.

А.Г. Худобина

Научный руководитель – Е. В. Голубничая, Доцент, канд. пед. Наук

 ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан

Актуальность данной темы обусловлено тем, что социально-психологическая адаптацию у детей проходит по-разному и может длиться от 2-3 недель до полугода в зависимости от типа  темперамента. Поэтому в настоящее время так важно педагогу уметь определять тип темперамент ребенка и уметь находить к каждому ребенку индивидуальный подход.

В теоретической основе нашего исследования лежит положение М.В. Максимовой, которая рассматривает социально-психологическую адаптацию, как процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития. Так же она считает, что продуктом социально-психологической адаптации  всегда должна быть адаптированность, под адаптированностью М.В. Максимова понимает совокупность каких либо качеств личности, его умений и навыков, которые в свою очередь обеспечивают успешность дальнейшей жизнедеятельности [4].

За фундаментальную основу наше исследования мы взяли 4 основных типа темперамента, такие как  сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Их выделил и описал известный советский ученый И.П. Павлов.

Итак, как же все-таки проходят социально-психологическую адаптацию первоклассники с разными типами темперамента.

Сангвиники, как правило, адаптируются лучше остальных, так как обладают сильным и уравновешенным типом нервной системы. Они очень активны, чем конечно привлекают к себе внимание и заряжают энергией. Так же и к учебной деятельности они быстро привыкают, и там принимает активное участие, часто тянет руку, любит узнавать, что-то новое, если для него это интересно. Но он быстро забывает старое находя новые увлечения. В общении со сверстниками занимает лидирующее место, со всеми находит контакт и является активистом. Сангвиник быстро привыкает к новой обстановки, новым обстоятельствам, поэтому адаптация у него проходит быстро и мягко.

Почти так же хорошо адаптируются холерики, они тоже очень активные, но в основе холерика лежит неуравновешенный, возбудимый типа нервной системы. У него могут возникнуть трудности в социально-психологической адаптации из-за того что он считает себя лучше других, взрослее, поэтому он часто старается «влиться» в компанию более взрослых ребят. Его положительной чертой является упорство и ответственность во время учебной деятельности, если возникли трудности, он не запаникует и не бросит, а доведет дело до конца [3].

У флегматиков адаптация проходит сложнее, не смотря на его сильный и уравновешенный тип нервной системы, его медлительность и малоподвижность может затруднить общение со сверстниками, так как, например, холерику будет очень сложно принять такой темп жизни. Он всегда спокоен, у него отсутствует потребность в какой либо деятельности, эмоциях, веселье, поэтому и в компании сверстников он не вызывает интереса, хотя он достаточно дружелюбный, терпеливый, он однозначно не склонен к конфликтным ситуациям. В учебной деятельности он не проявляет интереса, хотя знания усваивает хорошо и на долго[2].

Сложнее всего адаптация проходит у меланхоликов, так как у них слабый тип нервной системы, поэтому он часто расстроен, нервничает. Его часто сопровождает чувство тревоги, опасности. Очень любит учиться и узнавать все новое, самостоятельно изучает материал подробно до мелочей. Из-за их неуверенность, упрямства и капризов отношения со сверстниками не складываются, как следствие сильно затрудняется адаптация  [1].

Таким образом, мы пришли к выводу, что лучше всего  социально-психологическая адаптация проходит у сангвиников, а хуже всего у меланхоликов. Адаптация может проходить успешно для всех первоклассников с разными типами темперамента при правильно спланированной и организованной работе педагогов. А именно, им необходимо создавать ситуацию успеха для детей, у которых адаптация проходит хуже чем у остальных; организовывать совместную деятельность, для того чтобы каждый ребенок мог узнать друг друга лучше, узнать все его положительные качества и интересы; выявлять общие интересы детей; прежде всего, педагогу необходимо самому учитывать особенности каждого ребенка и создавать благоприятные условия для его всестороннего развития

Библиографический список:

1.Гаучанова, Д.К. Влияние темперамента младших школьников на развитие лидерских качеств/ Д.К. Гаучанова.- Текст: электронный// - Иркутск, 2011. URL: https://studfile.net/preview/7463000/ (дата обращения: 15.02.2023.-Режим  доступа: для зарегистрир. пользователей.  

2.  Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие/ О.О. Гонина.-  – 2-е изд., стер. – М.: Издательство ФЛИНТА. -2015.-272с. — Текст: непосредственный

3. Иванушкина, Н. В. Психология и педагогика. Курс лекций : учебное пособие / Н. В. Иванушкина. — Самара: Самарский университет, 2020. — 148 с. — Текст: непосредственный.

4. Шахбазова, И. С. Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников к обучению в школе / И. С. Шахбазова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Особенности взаимодействия взрослых и детей с разными типами темперамента»

У родителей и педагогов часто возникают жалобы на плохое поведение детей. Поведенческие проблемы могут быть связаны с разными причинами: желанием привлечь внимание, местью, борьбой за власть. Каждый р...

Семинар для педагогов "Особенности взаимодействия взрослых и детей с разными типами темперамента"

Семинар для педагогов, раскрывающий характерные черты, которые свойственны детям-холерикам, детям-меланхоликам, детям-флегматикам, детям-сангвиникам. Знание особенностей поведения детей с различными т...

Консультация «Особенности организации обучения детей дошкольного возраста с разными типами темперамента»

Консультация для родителей: "Особенности огранизации обучения детей дошольного возраста с разными типами темперамента"....

Подбор игр для работы с детьми с разными типами темперамента в соответствии с возрастными особенностями воспитанников (3-4 года)

Я подобрала игры для работы с детьми 3-4 лет с разными типами темперамента и написала краткие рекомендации для родителей. ...

"Особенности взаимодействия с детьми с разными типами темперамента"

Говоря о темпераменте, как правило, подразумевают взрослого человека, сформировавшуюся личность. Однако проявления, характерные для того или иного типа темперамента, можно наблюдать и у дошкольников. ...