Подбор игр для работы с детьми с разными типами темперамента в соответствии с возрастными особенностями воспитанников (3-4 года)
картотека (младшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подбор игр для работы с детьми с разными типами темперамента в соответствии с возрастными особенностями воспитанников (по 2-3 игры).
Тип темперамента: холерик
Возраст: 3-4 года
Психологические особенности:
Холерик это ребенок-тайфун. Ему нужно все сразу и желательно уже вчера. А если получить это не удается, то он закатит истерику на длительное время. Неуравновешенные и легковозбудимые, они вообще впадают в истерику из-за любой мелочи. Они и сами энергичны, кажется, что сама жизнь кипит вокруг них. Но им не хватает самообладания, терпения. Они агрессивны, слишком прямолинейны и это может оттолкнуть от них их друзей. Им трудно заснуть, сон их чуток, но с утра они опять готовы рваться в бой. Нервная система холериков очень подвижна. Поэтому за пару часов перед сном родителям необходимо исключить шумные игры, просмотр телевизора и т.п. Такой ребенок постоянно держит родителей в напряжении. Активность холериков полезно направлять в созидательное русло, привлекать их к помощи по дому.
Рекомендации педагогам и родителям при подборе игр в работе с детьми холериками:
Бесцельно им играть не интересно. Они играют не ради самой игры, а на достижение результата. Холерик вряд ли по достоинству оценит конструктор или паззл, но бесконечно будет играть в настольный футбол или бильярд, кегли, кидать дротики. Ему показаны все игры с мячом, а так же всемозможные лазалки, бегалки, прыгалки. Главное организовать его игру в соревнование, чтобы он видел их цель. Почаще выезжайте на дачу, ходите в походы. Постарайтесь приучить его к рисованию, лепке, вышиванию, к настольным играм. Так вы подготовите почву для школы. Полезно придумать для детей – холериков игры на расслабление – лежа на спине подрыгать ножками, ручками, сбросить с них напряжение, поводить руками, как будто летим по небу и т.д.
Примеры игр для детей холериков 3-4 лет:
ИГРА «КОРШУН»
Цель: Развитие внимания, быстроты реакции, умения следовать инструкции взрослого, обучение навыкам взаимодействия с детьми.
Содержание: Взрослый надевает шапочку курочки и говорит, что все дети — «цыплята» — живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками.
Затем «курочка» с «цыплятами» гуляют (ходят по комнате). Как только взрослый говорит: «Коршун» (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать), все дети бегут обратно в домик.
После этого взрослый выбирает другую «курочку» из числа играющих детей. Игра повторяется.
В заключение взрослый предлагает всем детям выйти из «курятника» и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СБЕЙ КЕГЛЮ»
Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.
Ход. Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка, дает ему большой мяч.
Ребенок приседает на корточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначенном взрослым месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.
Педагог (взрослый)сопровождает свой показ такими словами:
Посмотри, какие кегли. (педагог указывает на кегли)
Ровно-ровно в ряд стоят!
К ним направим мяч умело (толкает мяч двумя руками)
И они уже лежат! (обращает внимание на сбитые кегли)
Правила: энергично отталкивать мяч двумя руками, смотреть вперед -на кегли.
ИГРА «КЕНГУРУ»
Цель: Обучение детей двигаться в паре, подстраиваться к ритму движения партнера.
Содержание: Дети разбиваются на пары (совсем маленьких детей расставляет взрослый). Один ребенок — «кенгуру» — стоит, второй — «кенгуренок» — сначала встает к нему спиной, а затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача — не расцепляя рук, пройти в таком положении до воспитателя (до стены, до окна...).
Примечание: В эту игру охотно играют дети 2,5—3 лет. Более младшие дети могут играть в нее не со сверстниками, а с мамой, со старшими братом или сестрой.
Тип темперамента: Сангвиник
Возраст: 3-4 года
Психологические особенности:
Они подвижны и дружелюбны, общительны и энергичны, легко ладят с окружающими и приспосабливаются к новой обстановке. Настроение у них ровное без эмоциональных скачков и всплесков. Они быстро и легко засыпают и просыпаются в хорошем настроении. Детям - сангвиникам трудно довести начатое дело до конца. Их нелегко приучить к обязанностям. Заинтересовавшись чем-либо и не рассчитав свои силы, ребенок может устать и быстро охладеть, поэтому таких детей нельзя назвать усидчивым. Ему трудно играть в одну игру или игрушку долгое время. Если у него что-то не получается, он не очень-то и расстраивается. Ему проще заняться чем-нибудь еще, что получается. Сангвиник не будет бороться и добиваться цели, он лучше займется тем, что не требует больших усилий.
Рекомендации педагогам и родителям при подборе игр в работе с детьми сангвиниками:
Они от рождения созданы играть и заражать окружающих своей игрой. Поэтому детей-сангвиников надо постараться приучить к усидчивости и целеустремленности. Для этого как нельзя лучше подойдут всевозможные конструкторы, головоломки, пазлы, трансформеры, электронные игры. Другими словами, это должны быть такие игры, которые требуют длительной концентрации внимания.
Примеры игр для детей сангвиников 3-4 лет:
Закопанное сокровище
Обозначьте небольшую площадку, на которой будет происходить игра. Один из вас прячет хорошо заметную раковину или другой небольшой предмет, зарыв их неглубоко в песок и разровняв это место. (Никто не должен подглядывать.) Затем он медленно отсчитывает время, пока другой игрок или игроки протыкают песок палочкой, пытаясь найти спрятанный предмет. Дети могут меняться ролями, или пусть взрослый закопает несколько предметов, а дети ищут их все вместе.
Игра «Продолжи сказку».
Тут необходимо вспомнить любую знакомую малышу сказку и назвать основных героев, а в конце добавить какое-нибудь совсем постороннее, не упоминаемое в данной сказке слово. Например, сказка «Волк и семеро козлят». Можно перечислить такие слова: волк, мама-коза, семеро козлят, кузнец и лодка. Малыш должен рассказать сказку и упомянуть слово «лодка».
Тип темперамента: Флегматик
Возраст: 3-4 года
Психологические особенности:
Ребенок-флегматик не любит перемен ни в чем. Их мимику нельзя назвать подвижной, они вообще мало проявляют эмоций. Они любят поспать, хорошо и быстро засыпают, но просыпаются с трудом. Они долго думают прежде, чем что-то сделать, медленно говорят и двигаются. Но им легко удается выполнять однообразную работу. Поэтому они с удовольствием играют в такие игры, где необходимы аккуратность, усидчивость, спокойствие. Дети - флегматики с трудом вливаются в детский в коллектив, не любят участвовать в детских праздниках. Они вообще не отличаются общительностью. В детском саду им трудно привыкать к новым лицам, условиям, режиму, расставаться с родителями. Однако, привыкнув, ребенок - флегматик будет слушаться воспитателей, соблюдать все правила, аккуратно складывает свои вещи, пользоваться горшком. Он во всем любит порядок. Хорошо бы завести дома питомца, за которым ребенок мог бы ухаживать, кормить.
Рекомендации педагогам и родителям при подборе игр в работе с детьми флегматиками:
У детей флегматиков хорошо развито воображение, они даже умеет играть «в уме», но привнести свои игры в действительную жизнь у него не получается. Для этих детей лучше подойдут игры, где надо больше двигаться. Если это кубики – то большие, чтоб с ними надо было ходить, если машинки – то тоже большие, чтобы надо было сделать больше движений, чтоб их прокатить. Устройте ему спортивный уголок в комнате.
Обязательно надо играть с ним в сюжетно-ролевые игры, где можно было бы вести споры, отстаивать свое мнение, находить компромисс. В игре давайте ему роль активную, а не пассивную, главную, а не второстепенную.
Вашему ребенку полезны все игры на свежем воздухе, закаливание. Постепенно приучайте его играть в соревновательные игры, где ему придется развивать быстроту реакции, скорость, умение быстро действовать по обстановке.
Примеры игр для детей флегматиков 3-4 лет:
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Предложите ребенку достать из «чудесного мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера (большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет.
«Игрушки у врача»
Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу.
Тип темперамента: Меланхолик
Возраст: 3-4 года
Психологические особенности:
Это чувствительный и ранимый, остро реагирующий и тонко чувствующий, отзывчивый, деликатный и чуткий ребенок. Он замкнут и нерешителен. Он быстро устает и трудно восстанавливает силы. Он долго засыпает, любит поспать и не любит вставать. Эти дети сдержанно проявляют свои эмоции, кажется, что они не умеют рыдать или хохотать, а только тихонько плачут или робко улыбаются. Им трудно что-то попросить, вместо этого они долго и жалобно будут смотреть на вожделенный предмет, который недосягаем. Они не любят громких звуков, шумных игр. Как правило, ребенок-меланхолик играет один или с проверенным надежным другом, которому он не проиграет. Меланхолики вообще не умеют переживать неудачу, проиграв, они вряд ли будут играть в ту же игру.
Ребенок-меланхолик расстраивается по любым пустякам, долго помнит обиды и неудачи, не умеет переносить трудности. Поэтому очень важно научить их отвлекаться от постоянного самокопания и пережевывания обид внутри себя. Надо все время переключать их внимание на положительные аспекты ситуации, на другие внешние жизненные события. Неплохо, если вы будете закалять своего маленького меланхолика, делать с ним зарядку, заинтересуете его спортом, где он мог бы научиться преодолевать препятствия.
Рекомендации педагогам и родителям при подборе игр в работе с детьми меланхоликами:
Ребенку-меланхолику можно покупать игрушки чуть-чуть «на вырост», чтобы пробудить у него интерес и желание разобраться, как устроена игрушка. Для них хорошо подойдут конструкторы, из деталей которого можно собирать разные модели. Ему нужно давать время адаптироваться к новым игрушкам, хорошо бы показать различные возможности игр с одной и той же игрушкой. Не помешают разные милитаристские игрушки – пистолеты, солдатики, роботы-воители.
Не привлекайте его к соревновательным играм на скорость и ловкость. Это абсолютно не его сфера. Пусть лучше его игры не носят состязательного характера и по началу будут индивидуальными – велосипед, коньки, ролики. А еще лучше подойдут занятия различными видами искусства – музыкой, пением, рисованием. Он с работоспособностью будет ставить домашние спектакли, играть в пантомиму, сочинять вместе с вами сказки, разучивать песенки и стишки.
Вообще для меланхоликов необходим щадащий режим – не надо давать сразу много игрушек, стараться наполнить дом большим количеством друзей, часто водить его на детские мероп.
Примеры игр для детей меланхоликов 3-4 лет:
Игры на подносе с песком: «Солнышко»
Выучить с детьми считалку. Приготовить поднос с песком. Нарисовать солнышко и семь лучиков. Утром солнышко проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать –
Раз, два, три, четыре, пять
Можно провести беседу, назови похожие слова на слово «солнце»
Например: Солнечный, солнышко, солнечная, подсолнух. Или на что похоже солнышко?
«Прокати мяч»
Дети садятся на пол в кружок (ноги врозь или скрестно – калачиком), воспитатель стоит в центре круга с мячом в руках. Он катит мяч каждому ребёнку по очереди. Малыши ловят и катят его воспитателю.
Указания. Когда дети освоят эти движения, вместо педагога в центре круга может находиться ребёнок.
Список используемой литературы.
- http://rodnaya-tropinka.ru/kommunikativny-e-igry/
- Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность - Москва: "Наука", 1999
- Монина Г.Б. Общение со сверстниками / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова // Проблемы маленького ребенка / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. – СПб., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента".
В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента....
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия"
Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе...
Игры для работы с детьми с разным типом темперамента
В детском саду группы состоят из детей с разным темпераментом, всё равно можно поделить её на части для того, чтобы организация игры была возможна с учётом особенностей детей. Учёт темперамента ...
Дипломная работа ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА...
Подборка игр для работы с детьми с разными типами темперамента в соответствии с возрастными особенностями воспитанников
Игры дря работы с детьми с разными типами темперамента (средняя группа)...
Подборка игр для работы с детьми с разными типами темперамента в соответствии с возрастными особенностями воспитанников
Игры для детей с разными типами темперамента...
"Особенности взаимодействия с детьми с разными типами темперамента"
Говоря о темпераменте, как правило, подразумевают взрослого человека, сформировавшуюся личность. Однако проявления, характерные для того или иного типа темперамента, можно наблюдать и у дошкольников. ...