Семинар для педагогов «Особенности взаимодействия взрослых и детей с разными типами темперамента»
методическая разработка на тему
У родителей и педагогов часто возникают жалобы на плохое поведение детей. Поведенческие проблемы могут быть связаны с разными причинами: желанием привлечь внимание, местью, борьбой за власть. Каждый ребенок обладает определенным набором качеств, присущих только ему. Ребенка можно сравнить с замком с секретом. Для того чтобы найти ключик к этому замку, взрослым необходимо учесть его индивидуальные особенности, которые обусловлены биологически. Биологическим фундаментом поведения человека является темперамент. Для эффективного общения с ребенком важно применять воспитательные приемы воздействия с учетом его типа темперамента. Для обучения таким приемам, осознания положительных сторон ребенка, на которые можно опереться в воспитании, был разработан и проведен данный семинар. Предлагаемая форма семинара позволяет педагогам свободно обмениваться мнениями, способствует развитию творческих способностей, обогащению опытом принятия нестандартных решений, расширяет возможности понимания своих воспитанников. Активный способ добывания психолого-педагогических знаний, развития умений и навыков повышает эффективность взаимодействия педагогов и воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vzaimodeystviya_vzroslyh_i_detey_s_raznymi_tipami_temperamenta.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов «Особенности взаимодействия взрослых и детей с разными типами темперамента»
Цель: формирование у педагогов представлений о типах темпераментов, их особенностях, особенностях взаимодействия с детьми с разными типами темперамента.
Задачи:
- сформировать у педагогов представления о разных типах темперамента и их особенностях;
- сформировать понимание того, что темперамент нельзя изменить в процессе воспитания ребенка, что нет «плохих» и «хороших темпераментов»;
- определить наиболее эффективные методы и приемы педагогического взаимодействия с детьми с разными типами темперамента и те, методы и приемы, которые применять не эффективно;
- акцентировать внимание на положительных сторонах в каждом из типов темперамента.
Материал: проектор, экран, колонки, маркеры, магнитная доска, ручки, листы бумаги.
Ход деятельности
Добрый день, уважаемые коллеги!
Посмотрите на предложенный рисунок и скажите, какой этот замок? (на экране изображение закрытого дверного замка)
-……… (ответы педагогов)
- Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?
-……… (ответы педагогов)
- Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок – связка ключей). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?
-……… (ответы педагогов)
- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая тему нашей сегодняшней встречи?
-……… (ответы педагогов)
- Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним. Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. найти способ взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем семинаре. Возможно, ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?
-……… (ответы педагогов)
- Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применяются неправильные, варварские методы воспитания и взаимодействия с ним.
Здесь как раз таки и будет важен индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка.
Что же относится, по-вашему мнению, к индивидуальным особенностям личности ребенка?
(Ответы педагогов)
Среди индивидуальных особенностей личности особое место принадлежит темпераменту. Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности.
Почему педагогу важно знать, какой тип темперамента у ребенка? Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.
К темпераментам нельзя подходить с оценочными критериями, нет плохих и хороших темпераментов.
Темперамент легко определить по следующим параметрам: скорости движений человека, темпу его речи, умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость, по суетливости, желанию общаться с товарищами, быстроте смены настроений, смелости и даже по выражению лица и тембру голоса. Темперамент проявляется в очень раннем возрасте. Уже с первых лет жизни у ребенка обнаруживаются черты, которые указывают на принадлежность к тому или иному типу темперамента. Различия отчетливо заметны, когда дети уже владеют речью. Например, если у ребенка громкая, быстрая, отчетливая речь, с правильными интонациями, сопровождающаяся выразительными жестами и мимикой, это может указывать на признаки сангвинического темперамента. Если речь ребенка медленная, спокойная, равномерная, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать о проявлении особенностей флегматического темперамента. На признаки холерического темперамента указывает речь торопливого, порывистого характера. К признакам меланхолического темперамента может быть отнесена речь заторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота.
Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного.
Видео про типы темперамента (Видео «Классификация типов темперамента по Гиппократу»)
Предлагаю вам поработать с таблицей и определить какой тип темперамента описан в каждом случае.
Определите тип темперамента ребенка У этих детей преобладает хорошее настроение. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - громким плачем. Все внутренние переживания проявляются внешне. Эти дети с удовольствием берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Чувства и интересы этих детей неустойчивы. Эти дети любят шумные игры, легко переходят от сна к бодрствованию. Их легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Поскольку чувствительность к раздражителю у них понижена, они не реагируют на замечания, сделанные тихим голосом. Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. | Определите тип темперамента ребенка Дети с таким типом темперамента тревожны, сдержаны, замкнуты, отличаются рассудительностью, неторопливостью. Отличительная черта таких детей – хорошо развитая интуиция, а так они растут робкими и неуверенными, очень тяжело усваивают новую информацию. Не любят перемены мест, поэтому тяжело адаптируются к условиям детского сада и школы, из-за тяжелой адаптации могут даже заболеть или симулировать болезнь. Таких детей очень легко обидеть и, что важно, они долго помнят обиды. Поэтому, общаясь с таким ребенком, необходимо стимулировать его рассказы о своих чувствах и проблемах. Надо постоянно поощрять любые начинания и инициативу ребенка с таким типом темперамента. Если и критиковать, то очень мягко – иначе это может привести к закрытости ребенка от окружающих. |
Определите тип темперамента ребенка Дети данного типа темперамента отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляют неявно: тихо смеются, негромко плачут. Для них характерна высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания. Любую деятельность дошкольники выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить и понять, что от них требуется. Эти дети легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение и устоявшихся стереотипов. Для детей этого типа характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. | Определите тип темперамента ребенка У этих детей часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно дети реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Дети с данным типом темперамента предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Эти дети испытывают трудности в переключении и концентрации внимания, их трудно дисциплинировать. На запреты взрослых они выражают бурный протест. |
В обучении и воспитании необходимо опираться на знания об индивидуальных особенностях ребенка. Но, прежде чем познать ребенка, либо другого человека, нужно познать себя. С этой целью провёдем экспресс-диагностику на определение вашего типа темперамента.
Проводится диагностика на определение типа темперамента
Начертите на листе бумаги горизонтальную ось и напишите у левого её конца «замкнутость», а у правого – «общительность», поставьте в центре нулевую точку и отметьте на этой оси место, которое вы, по вашему мнению, на ней занимаете (с учетом того, что у левого конца оси находятся действительно замкнутые люди, у правого – очень открытые и общительные, а центр – это статистическая норма).
Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную. Напишите у нижнего её конца «эмоциональная стабильность», а у верхнего – «невротизм» и поставьте на этой оси точку, соответствующую вашим представлениям о вашем душевном спокойствии (с учётом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые люди, а вверху – люди с повышенной нервозностью и неустойчивыми эмоциями).
Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, к какому же именно типу вы относитесь. Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе, свидетельствует о холерическом темпераменте, её попадание в правый верхний сектор – меланхолическом; если она оказалась в левом нижнем секторе, это говорит о флегматичном типе; а если опустилась в правом нижнем секторе - о сангвинистическом.
Примечание:
- Старайтесь оценивать себя не по состоянию в данный момент, а в целом.
- Данное определение достаточно схематично и приближенно определяет тип темперамента. Обратите внимание на существование смешанных типов.
Согласно классификации Гиппократа выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, меланхолический, флегматический, холерический. Однако следует помнить, что темперамент любого человека нельзя целиком «уложить» в рамки какого-то одного типа. У большинства людей наблюдается смешение признаков, свойственных темпераменту разных типов: у холерика могут быть черты меланхолика и флегматика, у сангвиника — холерика и флегматика и т.п. Отнести темперамент человека к тому или иному типу можно только по преобладающим чертам
В зависимости от преобладающего типа темперамента реакция на одну и ту же ситуацию может быть разной. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Каждой из компаний будет предложено изображение одной и той же ситуации, но реакция героев на ситуацию будет отличаться. Вам необходимо постараться определить тип темперамента героя, в зависимости от его реакции на ситуацию.
Участники разделены на 4 группы. Каждая группа получает карикатуру Х.Бидструпа «История со шляпой». Необходимо определить тип темперамента героя и объяснить свой выбор (рис. 1–4).
А проверить правильность наших догадок нам поможет следующее видео (Педагогам демонстрируется видеосюжет «Видео про темперамент со шляпой»).
Упражнение «Плюсы темперамента»
Каждой группе необходимо найти в типе темперамента, который описывался в их случае со шляпой положительные стороны. (Проходит обсуждение)
Упражнение «Ситуации»
Каждая группа получает задание, в котором описывается поведение ребенка с одним из типов темперамента. Необходимо определить тип темперамента ребенка и выбрать те приемы, которые будут наиболее эффективны для взаимодействия с ребенком с таким типом темперамента и те приемы, которые неприемлемы для ребенка с таким типом темперамента. Затем каждая группа зачитывает предложенную ситуацию и разбирает ее. (Приложение 1)
А сейчас мы попробуем разобраться как себя вести с ребёнком, учитывая тип его темперамента.
Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:
• важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку, контролировать его действия и поступки;
• обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);
• необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);
• целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново; главное – показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;
• важно формировать у ребёнка устойчивые интересы (не допускать частой смены деятельности);
• учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Если у детей преобладают черты холерического темперамента:
• с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;
• говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
• целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка: кино, телевидение, чтение – всё должно быть в меру; за два часа до сна только спокойные игры и занятия;
• необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости;
• воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «замри», где он будет подчиняться);
• приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
• необходимо строго соблюдать режим дня.
Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:
• нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;
• не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
• следует чаще хвалить его за скорые действия;
• необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
• следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
• побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его;
• нельзя резко обрывать ребёнка (необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности);
• привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.
Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:
• нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
• нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки;
• целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью (говорить нужно мягко, убеждающе, но уверенно, определённо);
• ребёнку полезно заниматься спортом;
• необходимо разнообразить жизнь ребёнка;
• надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми;
• важно развивать у него общительность;
• необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к
нему доброжелательность, чуткость.
Известный психолог М.К. Тутушкина отмечает, что тип темперамента — «это не только источник сложности для человека, но и потенциал сильных сторон его личности». Как могут проявляться эти сильные стороны в различных жизненных ситуациях? Автор дает следующий ответ: «…если вы чувствительный меланхолик, значит, вы прекрасный друг и, как показывает статистика, чаще других способны на жертвенный, героический поступок; если вы флегматик, то за вами, «как за каменной стеной», могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны; если вы холерик, то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути: вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну, а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже необходимо людям в нашей нелегкой жизни. И этих потенциалов личности, заложенных в любом типе темперамента, намного больше, чем подозревает сам человек». Помните о том, что нет плохого или хорошего типа темперамента! Спасибо всем за работу!
Приложение №1
Определите тип темперамента ребенка Юля очень долго привыкала к детскому саду, часто плакала, иногда плакала даже в подготовительной группе, когда менялись воспитатели. Девочка всегда ходит в сад со своей мягкой игрушкой, не расставаясь с ней даже на занятиях. Юля стеснительная, послушная и достаточно сообразительная; любит тихие игры, общается только с одной или двумя подругами. Со взрослыми разговаривает охотно, видя их доброту и заботу о детях. | Определите тип темперамента ребенка Степе 3г.6м., он довольно послушный мальчик, выполняет все требования воспитателей. Дома, по словам родителей, ребенок очень активный и очень эмоциональный. Степа долго засыпает и мало спит. Когда его забирают родители, он кричит на них, не одевается, может упасть на пол в приемной, удивляя воспитателей своим поведением. |
Определите тип темперамента ребенка Даша девочка медлительная, аккуратная, долго одевается и кушает. Она очень усидчивая, любит рисовать, разукрашивать, легко собирает сложные узоры из кубиков. Мама, забирая ее из садика, часто подгоняет и ругает дочку за нерасторопность. Девочка старается одеваться быстро, но получается это с трудом, поэтому Даша выглядит как неуверенный ребенок. | Определите тип темперамента ребенка Коля отличается хорошим аппетитом и чрезвычайно крепким сном. Медлителен. В свободное от занятий время любит лежать на диване в группе, предпочитает спокойные игры. |
Определите тип темперамента ребенка Артем всегда веселый, общительный мальчик - хорошо сходится с людьми, быстро адаптируется, без стеснения разговаривает с чужими взрослыми. Он часто бывает не опрятен, и не особо замечает это. Мальчику трудно доводить начатое дело до конца, Артем быстро теряет интерес и начинает с увлечением заниматься чем-то другим. | Определите тип темперамента ребенка Алиса очень общительная, живая, развитая девочка. Довольно часто нарушает дисциплину: разговаривает, мешает, вертится за столом во время занятий. Получая замечания и даже наказания, она не очень-то расстраивается и, зачастую, продолжает себя вести так же. |
Определите тип темперамента ребенка Вова эмоциональный, подвижный, очень любознательный. В конфликтных ситуациях, которые случаются достаточно часто - сердится, дерется, плачет. Переключить его внимание можно – если спокойно разобраться в конфликте, если же потом смягчить это шуткой - он весело рассмеется. | Определите тип темперамента ребенка Оля девочка тихая, послушная, все время ходит со своим платочком, ранимая, часто расстраивается и плачет. Успешно выполняет все на занятиях, внимательная, любит спокойные игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов «ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА»
«ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА»...
Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента в НОД педагогов ДОУ.
Каждый тип темперамента имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками. Соответственно педагогам и родителям необходимо выработать такие меры воздействия на ребен...
Взаимодействие взрослого с детьми с разными типами восприятия
Важно знать тип восприятия вашего ребенка, чтоб правильно строить общение с ним, создавать для него развивающую среду, покупать интересные ему игрушки....
Консультация для педагогов.Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента.
У каждого ребенка есть качества и свойства, помогающие ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент определяет активность дошкольника, темп и интенсивность его дея...
Семинар для педагогов "Особенности взаимодействия взрослых и детей с разными типами темперамента"
Семинар для педагогов, раскрывающий характерные черты, которые свойственны детям-холерикам, детям-меланхоликам, детям-флегматикам, детям-сангвиникам. Знание особенностей поведения детей с различными т...
Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию и обучению детей с разным типом темперамента
Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию и обучению детей с разным типом темперамента...
Консультация для педагогов "Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента"
С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И всё, потому что у каждого малыша свой темперамент – врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возра...