Семинар для педагогов "Особенности взаимодействия взрослых и детей с разными типами темперамента"
план-конспект занятия на тему
Семинар для педагогов, раскрывающий характерные черты, которые свойственны детям-холерикам, детям-меланхоликам, детям-флегматикам, детям-сангвиникам. Знание особенностей поведения детей с различными типами темперамента позволит эффективно осуществлять индивидуальный подход при взаимодействии с дошкольниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы Нельзя детей с различными темпераментами воспитывать одинаково, необходимо осуществлять индивидуальный подход при воспитании личности детей. Изучение данной проблемы позволит : эффективно осуществлять индивидуальный подход (т. е. знание и понимание особенностей детей с различными типами темперамента позволит подбирать более адекватные методы и приемы в работе с детьми); осознать собственный тип темперамента, сделать проще процесс познания себя, принятия своих проявлений и, как следствие, выбора собственного стиля жизни; сделать более гармоничными детско – родительские отношения (где вы – как ребенок, и вы - как родитель).
Темперамент — это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности. Темперамент — это врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя, и поэтому важно учитывать темперамент ребенка при работе с ним. Темперамент ребенка соотносится с типами темперамента его биологических родителей или близких родственников. Темперамент + воспитание = характер
Типы темперамента: Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик
Сангвиник Общителен, быстро сходится с людьми. Работоспособность высокая, активно принимается за все новое. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Деятельность продуктивна лишь при наличии интереса. Непоседа. Рассеян. Заводила, выдумщик, фантазер Не злопамятен, миролюбив. Чувства, настроения, интересы и стремления изменчивы. Легко заводит новые знакомства, легко адаптируется к новым требованиям и условиям. Быстро переключается с одного занятия на другое. Экстраверт. Эмоционально устойчив
сангвиник
Холерик Действия порывисты Эмоционален, чувства ярко выражены Любит приключения Излишне самостоятелен, инициативен Мало спит Импульсивен Драчун, крикун, часто конфликтует с окружающими Вспыльчив, нетерпелив. Не замечает очень слабые звуковые и световые раздражители. В чувствах и эмоциях несдержан. Интересы и стремления относительно устойчивы. Темп умственной деятельности достаточно высок. Экстраверт Эмоционально неустойчив.
холерик
Флегматик Ровный, спокойный, редко выходит из себя Упорный труженик Чувства устойчивы Медлителен Любит порядок Не любит новое Малообщителен. Мимика и движения бедные. Обладает высокой работоспособностью. Отличается выдержкой, самообладанием, терпеливостью. Внимание сосредотачивает медленно. С трудом приспосабливается к новому. Темп работы низкий. Интроверт. Эмоционально устойчив
флегматик
Меланхолик Высокая тревожность, мнительность Раним Отношения налаживаются трудно Застенчив, малообщителен Любит уединение, спокойные игры Быстро устает, малоэнергичен Повышенная чувствительность. Малейший повод может вызвать слезы. Чрезмерно обидчив и восприимчив к несправедливости. Мимика и движения невыразительны, голос тихий. Трудно долго на чем-то сосредоточиться Работоспособность низкая. К новым условиям привыкает долго. Ответственный Интроверт Эмоционально неустойчив
меланхолик
Буратино - сангвиник . Из великих людей мира сего сангвиниками были поэт Лермонтов, полководец Наполеон, композитор Моцарт. Карлсон – холерик . Х олериками были царь Петр I, поэт Пушкин, полководец Суворов, французский революционер Робеспьер. Кот Матроскин – флегматик . Из знаменитых людей флегматиками были, например, баснописец Крылов, полководец Кутузов, физик Ньютон. Ослик Иа – меланхолик . Меланхоликами были, например, писатель Гоголь и композитор Чайковский.
Работа в группах: 1. На основе приведенных описаний поведения определить тип темперамента ребенка и обозначить ключевые слова, позволившие его определить. 2. Заполнить таблицу «Можно\нельзя»
Работа в группах. 3. Буклеты (зачитать рекомендации) 4. Памятки с играми.
Темперамент не влияет на интересы, успешность, интеллект, деловые качества. Особенности темперамента необходимо учитывать, но не следует путать темперамент с характером. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость – все это черты характера, которые не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом.
Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности.
Рефлексия (обратная связь) 1) Оцените по 5-балльной системе нашу работу (нужность и важность, выбранные способы передачи информации, методы работы и т.д.) 2) Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Какая мысль вам показалась наиболее значимой и важной?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Запишите, какие методы и приемы можно и нужно применять при взаимодействии с ребенком –холериком. | Какие методы применять запрещено? |
Запишите, какие методы и приемы можно и нужно применять при взаимодействии с ребенком – сангвиником. | Какие методы применять запрещено? |
Запишите, какие методы и приемы можно и нужно применять при взаимодействии с ребенком – меланхоликом. | Какие методы применять запрещено? |
Запишите, какие методы и приемы можно и нужно применять при взаимодействии с ребенком – флегматиком. | Какие методы применять запрещено? |
Предварительный просмотр:
меланхолик Юля очень долго привыкала к детскому саду, часто плакала, иногда плакала даже в подготовительной группе, когда менялись воспитатели. Девочка всегда ходит в сад со своей мягкой игрушкой, не расставаясь с ней даже на занятиях. Юля стеснительная, послушная и достаточно сообразительная; любит тихие игры, общается только с одной или двумя подругами. Со взрослыми разговаривает охотно, видя их доброту и заботу о детях. | флегматик Даша девочка медлительная, аккуратная, долго одевается и кушает. Она очень усидчивая, любит рисовать, разукрашивать, легко собирает сложные узоры из кубиков. Мама, забирая ее из садика, часто подгоняет и ругает дочку за нерасторопность. Девочка старается одеваться быстро, но получается это с трудом, поэтому Даша выглядит как неуверенный ребенок. |
сангвиник Артем всегда веселый, общительный мальчик - хорошо сходится с людьми, быстро адаптируется, без стеснения разговаривает с чужими взрослыми. Он часто бывает не опрятен, и не особо замечает это. Мальчику трудно доводить начатое дело до конца, Артем быстро теряет интерес и начинает с увлечением заниматься чем-то другим. | холерик Вова эмоциональный, подвижный, очень любознательный. В конфликтных ситуациях, которые случаются достаточно часто - сердится, дерется, плачет. Переключить его внимание можно – если спокойно разобраться в конфликте, если же потом смягчить это шуткой - он весело рассмеется. |
сангвиник Алиса очень общительная, живая, развитая девочка. Довольно часто нарушает дисциплину: разговаривает, мешает, вертится за столом во время занятий. Получая замечания и даже наказания, она не очень-то расстраивается и, зачастую, продолжает себя вести так же. | Холерик Степе 3г.6м., он довольно послушный мальчик, выполняет все требования воспитателей. Дома, по словам родителей, ребенок очень активный и очень эмоциональный. Степа долго засыпает и мало спит. Когда его забирают родители, он кричит на них, не одевается, может упасть на пол в приемной, удивляя воспитателей своим поведением. |
флегматик Коля отличается хорошим аппетитом и чрезвычайно крепким сном. Медлителен. В свободное от занятий время любит лежать на диване в группе, предпочитает спокойные игры. | Меланхолик. Оля девочка тихая, послушная, все время ходит со своим платочком, ранимая, часто расстраивается и плачет. Успешно выполняет все на занятиях, внимательная, любит спокойные игры. |
Предварительный просмотр:
Анкета для определения типа темперамента у ребенка.
Уважаемые взрослые!
Прочитайте следующие утверждения и отметьте плюсами те из них, которые особенно подходят к характеристики данного ребенка.
Обработка результатов:
Каждому утверждению соответствует 1 балл. Если ребенок по оценке взрослого набрал 4 – 5 балла, свойства данного темперамента выражен довольно ярко. Если баллов 1- 3, говорить о свойствах определенного темперамента рано, желательно организовать специальное наблюдение и подключить к анкетированию нескольких взрослых, чтобы можно было вывести средний балл.
Утверждения, характеризующие сангвиника – 1, 6, 12, 16, 20.
Холерика – 3, 5, 7, 13, 17.
Меланхолика – 2, 9, 10, 14, 19.
Флегматика – 4, 8, 11, 15, 18.
Предварительный просмотр:
Темперамент – это врожденная особенность человека, поэтому воспринимать ее нужно как данность, как природное явление.
Сталкиваясь с природными явлениями, которые нам не нравятся, мы принимаем их и приспосабливаемся (если дождь – берем зонтик, если холодно – одеваемся теплее).
На основе темперамента и под влиянием воспитательных воздействий происходит формирование характера ребенка.
САНГВИНИК
- Жизнерадостен, быстро сходится с людьми, эмоционально устойчив;
- Мимика богатая, выразительная;
- Деятельность продуктивна лишь при наличии интереса;
- Непоседлив, подвижен, увлечения не постоянны – быстро теряет интерес и «перескакивает» с одного дела на другое (сначала лепит, потом рисует, потом играет в мозаику, потом катает машинки и т.д.).
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Формировать собранность, аккуратность, ответственность, самоконтроль.
- В воспитании таких детей особенно важна системность и последовательность.
- Проявлять строгость, требовательность к ребенку.
- Добиваться, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другое дело, пока не окончено первое), развивать недостающую усидчивость, используя спокойные игры.
- Небрежно выполненную работу предложить переделать; главное — обязательно похвалить за конечный результат добросовестных действий.
- Важно формировать у ребенка устойчивые интересы, а также учить выстраивать прочные дружеские отношения.
ХОЛЕРИК
- Эмоционален, характерна быстрая перемена чувств, настроений (от смеха к слезам и наоборот), обижается по пустякам, эмоционально неустойчив;
- Действия порывисты, говорит громко, быстро;
- Увлеченно выполняет поручения, подвижный;
- Очень работоспособен, любознателен, внимание устойчивое;
- Мало спит!;
- Интересы постоянны и устойчивы;
- Крикун, драчун, часто конфликтует с окружающими.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- С пониманием относитесь к проявлениям активности, давайте больше поручений, ставьте в позицию «обучающего».
- Старайтесь не повышать голос (возбуждение ребенка только усилится), читать нотации, угрожать.
- Говорите спокойно, но требовательно, без уговоров.
- Необходимо развивать усидчивость, использовать настольные игры без соревновательности.
- Устанавливайте рамки дозволенного с самого начала, иначе потом придется бороться с отрицательным поведением ребенка.
- Формируйте умение управлять собой (игры с правилами, внезапными остановками - «Замри»).
- Учите правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, просить, а не требовать.
ФЛЕГМАТИК
- Медлителен, эмоционально устойчив;
- Мимика бедная и маловыразительная;
- Внимание устойчивое, но со слабой переключаемостью;
- Любит порядок, но не любит новое;
- Упорный труженик, но не очень любознателен.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливать – это оказывает тормозящее действие на ребенка и приводит к еще большей скованности и потере инициативы.
- Чаще хвалить его за быстрые действия.
- Ставьте ребенка в условия, где нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера.
- Побуждайте ребенка к игре, труду, движению (гимнастика, подвижные игры).
- Нельзя резко обрывать ребенка, необходимо за несколько минут предупреждать его смене деятельности.
- Используйте разнообразные положительные оценки, стимулируя ребенка к более активным и целенаправленным действиям.
МЕЛАНХОЛИК
- Чувствителен, раним, застенчив, плаксив;
- Эмоционально неустойчив, любит уединение, отношения налаживаются трудно;
- Быстро устает, медлителен;
- Трудно быстро переключить внимание;
- Планирует свои действия самостоятельно, без напоминания;
- Ответственен, легко обучаем.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки,
- Важно беседовать с ребенком, т.к. он отличается внушаемостью; говорить надо мягко, убеждающее, но уверенно и определенно,
- Ограничивайте шум, новые знакомства, но, в тоже время, приучайте не боятся небольшого шума и без тревоги относиться к новому человеку,
- Развивайте общительность ребенка, поддерживайте положительные эмоции.
СОСТАВИТЕЛИ: Велигорская Е.В., педагог-психолог,
Кузнецова Е.Н., педагог-психолог
Типы высшей нервной деятельности
(типы темперамента)
Темперамент + воспитание = характер ребенка
сангвиник
холерик
флегматик
меланхолик
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ для подвижных детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента
1. “Тыкалки” (тренировка умения владеть своими эмоциями)
Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и “замирают”. Ведущий медленно считает до десяти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо при этом не рассмеяться и сохранить неподвижность.
2. “А-а-ах!” (тренировка умения владеть своими эмоциями)
Ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука “а” — с тем, чтобы, когда рука достигнет верхнего положения, вместе громко выкрикнуть “Ах!” и мгновенно замолчать.
3. “Да и нет” (гармонизация осознания прав и обязанностей)
Инструкция: “Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы “да” и “нет”. Например: “Ты ходишь в школу?”, “Ты был на Северном полюсе?” и т.п. А тот, кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает из игры”.
4. “Будь внимательным” (упражнение на развитие произвольного внимания)
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: “Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники”.
5. “Зачеркни букву” (упражнение на развитие устойчивости внимания)
Ребенку дают небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагают, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву, например “А”. Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребенка с ними, радуются вместе с ним.
6. “Закрась фигуру” (упражнение на произвольность поведения)
Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупреждают ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.
Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребенок 6–7 лет аккуратно закрашивает 15–20 фигур.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ для подвижных детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента
1. “Тыкалки” (тренировка умения владеть своими эмоциями)
Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и “замирают”. Ведущий медленно считает до десяти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо при этом не рассмеяться и сохранить неподвижность.
2. “А-а-ах!” (тренировка умения владеть своими эмоциями)
Ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука “а” — с тем, чтобы, когда рука достигнет верхнего положения, вместе громко выкрикнуть “Ах!” и мгновенно замолчать.
3. “Да и нет” (гармонизация осознания прав и обязанностей)
Инструкция: “Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы “да” и “нет”. Например: “Ты ходишь в школу?”, “Ты был на Северном полюсе?” и т.п. А тот, кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает из игры”.
4. “Будь внимательным” (упражнение на развитие произвольного внимания)
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: “Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники”.
5. “Зачеркни букву” (упражнение на развитие устойчивости внимания)
Ребенку дают небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагают, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву, например “А”. Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребенка с ними, радуются вместе с ним.
6. “Закрась фигуру” (упражнение на произвольность поведения)
Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупреждают ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.
Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребенок 6–7 лет аккуратно закрашивает 15–20 фигур.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ для детей с преобладанием
флегматического и меланхолического темперамента
1. “Расскажи стихи руками” (этюд на раскрепощение)
Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.
2. “Как поступить?” (регулирование эмоций и действий)
Для этой игры нужно несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Например, такие:
• дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках; - дети играют, а у одного ребенка нет игрушек;
- ребенок плачет + другие ситуации
Взяв картину, ребенок должен подобрать свой выход из ситуации.
3. “Закончи предложение” (упражнение на преодоление замкнутости)
Надо закончить каждое из предложений:
• Я хочу… • Я умею… • Я смогу… • Я добьюсь…
Можно попросить ребенка объяснить ответ.
4. Рисунок “Я в будущем” (преодоление замкнутости)
Ребенку дают задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или с сестрой. Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.
5. “Я и другие” (свободное выражение своего мнения)
Ребенку предлагают рассказать о своем друге, родственнике.
Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.
6. “Зеркало” (помогает ребенку чувствовать себя раскованно)
• Ребенок смотрит в “зеркало”, которое повторяет все его движения и жесты. “Зеркалом” может быть другой ребенок.
• Принцип игры остается тем же, но ребенок должен изобразить кого-то из общих знакомых. “Зеркало” указывает, кого изображал ребенок.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ для детей с преобладанием
флегматического и меланхолического темперамента
1. “Расскажи стихи руками” (этюд на раскрепощение)
Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.
2. “Как поступить?” (регулирование эмоций и действий)
Для этой игры нужно несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Например, такие:
• дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках; - дети играют, а у одного ребенка нет игрушек;
- ребенок плачет + другие ситуации
Взяв картину, ребенок должен подобрать свой выход из ситуации.
3. “Закончи предложение” (упражнение на преодоление замкнутости)
Надо закончить каждое из предложений:
• Я хочу… • Я умею… • Я смогу… • Я добьюсь…
Можно попросить ребенка объяснить ответ.
4. Рисунок “Я в будущем” (преодоление замкнутости)
Ребенку дают задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или с сестрой. Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.
5. “Я и другие” (свободное выражение своего мнения)
Ребенку предлагают рассказать о своем друге, родственнике.
Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.
6. “Зеркало” (помогает ребенку чувствовать себя раскованно)
• Ребенок смотрит в “зеркало”, которое повторяет все его движения и жесты. “Зеркалом” может быть другой ребенок.
• Принцип игры остается тем же, но ребенок должен изобразить кого-то из общих знакомых. “Зеркало” указывает, кого изображал ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента"
Краткое описание каждого типа темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми....
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА
Все люди разные, и дети не исключение. Как подобрать ключик к каждому ребёнку? В этом нам поможет игра!...
Консультация для воспитателей на тему "Индивидуальный подход к детям с разным типом темперамента"
Темперамент (лат. – надлежащее соотношение частей) – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темпераме...
Дети с разными типами темперамента
«В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни — меланхоликом, относительно впечатлений,— холериком и, наконец, в исполнении принятых решений — флегматиком»....
Взаимодействие взрослого с детьми с разными типами восприятия
Важно знать тип восприятия вашего ребенка, чтоб правильно строить общение с ним, создавать для него развивающую среду, покупать интересные ему игрушки....
Семинар для педагогов «Особенности взаимодействия взрослых и детей с разными типами темперамента»
У родителей и педагогов часто возникают жалобы на плохое поведение детей. Поведенческие проблемы могут быть связаны с разными причинами: желанием привлечь внимание, местью, борьбой за власть. Каждый р...