"Особенности взаимодействия с детьми с разными типами темперамента"
консультация

Конончук Оксана Юрьевна

Говоря о темпераменте, как правило, подразумевают взрослого человека, сформировавшуюся личность. Однако проявления, характерные для того или иного типа темперамента, можно наблюдать и у дошкольников. С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И все потому, что у каждого малыша свой темперамент – врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5 – 6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Особенности взаимодействия с детьми с разными

типами темперамента»

Говоря о темпераменте, как правило, подразумевают взрослого человека, сформировавшуюся личность. Однако проявления, характерные для того или иного типа темперамента, можно наблюдать и у дошкольников. С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И все потому, что у каждого малыша свой темперамент – врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5 – 6 лет.

Темперамент – базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента, согласно И.П. Павлову, обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями. Ученый полагал, что таких свойств – три:

·сила, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособность нервных клеток;

·уравновешенность, которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения;

· подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Комбинация этих свойств определяет различные типы темперамента:

·холерик – обладает сильной нервной системой, неуравновешенный, подвижный;

·сангвиник – обладает сильной нервной системой, уравновешенный, подвижный;

·флегматик – имеет сильную нервную систему, уравновешенный, инертный;

·меланхолик – отличается слабой нервной системой, неуравновешенный, инертный.

Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из перечисленных темпераментов.

Основные свойства темпераментов детей

Холерик. В поведении ребенка наблюдаются неугомонность, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность. Такой ребенок бурно проявляет эмоции, любит шумные азартные игры. В общении ему всегда нужны сподвижники и зрители. Особенности познавательной деятельности ребенка-холерика – все схватывает на лету и так же быстро забывает. Предпочитает делать только то, что ему интересно. Его движения порывистые, резкие, речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Уровень тревожности – средний. Очень легко приспосабливается к новой обстановке детского сада, но с трудом – к требованиям, установленным в учреждении.

Особенности работы в организованных видах деятельности

Быстрый темп, полярная активность, эмоциональность в представлении результата. Необходимо чередовать виды деятельности. Чаще проводить публичный опрос. Устный опрос возможен на любом этапе занятия. Разумное сочетание поощрения и наказания, желательно отрицательные оценки давать «с глазу на глаз». Держать в поле зрения в течение всей работы. Необходима четкая организация занятия, планирование индивидуальных дополнительных заданий. Для выполнения задания должны быть очерчены временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Работу стимулирует указание на ошибки.

Сангвиник. Для сангвиника характерны жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссам, гибкость, деловитость, общительность. Уровень тревожности – средний. Такой ребенок чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых, является душой компании, лидер по выбору. Легко и быстро усваивает новое, как правило, хорошую долговременную и кратковременную память. Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами. Адаптация к ДОУ легкая и быстрая.

Особенности работы в организованных видах деятельности

Быстрый темп, высокая активность, эмоциональность в процессе работы и представление ее результата. Легко справляется с одновременным выполнением нескольких заданий. Возможны устный и письменный опросы на любом этапе занятия. Публично могут быть отмечены недостатки, сделаны замечания. Быстро включается в работу в любой части занятия. Для выполнения задания следует уточнить временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Стимулирование результата за счет оценки.

Флегматик. Основными чертами флегматика являются спокойствие, медлительность, неторопливость, нерасторопность, сдержанность, несклонность к риску, обстоятельность, солидность, малая эмоциональность, сдержанность, миролюбие. Такой ребенок не проявляет бурных реакций на окружающее, малоэмоционален. При этом тяготеет к положительным эмоциям. Уровень тревожности – низкий. Любит спокойные и тихие игры, предпочитает одиночество. Неавторитетен среди сверстников, изгой в обществе детей. Медленно запоминает, но схватывает целое. Хорошо развита долговременная память, движения нерасторопны, неторопливые, солидные. Речь медленная, невыразительная, без жестов и мимики. К ДОУ адаптируются долго.

Особенности работы в организованных видах деятельности

Спокойный темп работы. Невыраженная активность, эмоциональность. Исключить одновременное выполнение нескольких заданий. Может длительное время работать над конкретным заданием. Требуется время на подготовку к ответу. Необходим настрой на работу, работоспособность высокая в середине и конце занятия. Не следует торопить и ограничивать во времени. Допустимо снижение объема задания. Чаще обучать самостоятельному оцениванию своей работы по заданным критериям  и рациональному использованию времени при выполнении задания.

Меланхолик. Основные черты – робость, застенчивость, замкнутость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, обидчивость, ранимость, чувствительность и впечатлительность. Характерен высокий уровень тревожность. Предпочитают тихие уединенные игры. Общительны лишь с близкими людьми. Движения неуверенные, неточные, суетливые. Речь зачастую интонационно выразительна, но очень тихая, неуверенная. К ДОУ адаптируются с трудом.

Особенности работы в организованных видах деятельности

Медленный темп, слабая активность, сверхчувствительность к воздействиям окружающей среды, зависимость от социального статуса в коллективе. Возможна монотонная работа по шаблону, алгоритму в течение небольшого промежутка времени. Трудно переключается на новые виды деятельности. Письменный опрос предпочтителен. При устных ответах необходимо подбадривание, создании ситуации успеха. Не следует сразу спрашивать по новому материалу. К концу занятия работоспособность снижается. Нуждается в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Осуществлять подбадривающий контроль, т.е. в первую очередь оценивать успехи. Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно.

От темперамента зависят:

- скорость возникновения психических процессов (восприятие, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т.п.);

- пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;

- темп и ритм деятельности;

- интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли и пр.);

- направленность психической деятельности на определенные объекты.

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 2, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта наблюдения за особенностями взаимодействия с детьми

карту  можно использовать для наблюдения за особенностями взаимодействия педагога  с  детьми в ДОУ...

Рекомендация "Взаимодействие с детьми разного типа темперамента"

Темперамент - базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможе...

особенности взаимодействия с детьми имеющими трудности в общении

особенности взаимодействия с детьми имеющими трудности в общении...

Консультация "Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общении"

Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общенииПонятие, причины, основные направления работы, разрешающие и запрещающие действия по отношению к ребенку.АгрессивностьАгресси...

«Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общении»

Общение — это важнейшая составляющая развития социально-личностных отношений. Отношения с другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве.Как научить ребенк...

Игры и формы взаимодействия с детьми, исходя из особенностей темперамента

Каждый ребенок уникальный: темп работы и игры; скорость реакций и действий; уровень активности и сензитивности... Эффективное взаимодействие будет в том случае, если будут учтены психологические особе...

Особенности взаимодействия с детьми с ОВЗ

Зная особенности детей ОВЗ, мы можем выстроить с ними взаимодействие. Как?...