Онтогенез коммуникативны х умений детей дошкольного возраста
статья по психологии
О нто ге не з ко мму ни ка ти вны х у ме ни й «пре дста вля е т со бо й сло жно е вза и мо де йстви е , с о дно й сто ро ны , про це сса о бще ни я взро слы х с ре бе нко м, с дру го й – про це сса ра зви ти я пре дме тно й и по зна ва те льно й де я те льно сти ре бе нка » [16].
Ко мму ни ка ти вно е ра зви ти е до шко льни ко в я вля е тся о дни м и з о сно вны х э ле ме нто в в си сте ме ста но вле ни я ли чно сти ре бе нка . Ко мму ни ка ти вно е у ме ни е де те й до шко льно го во зра ста вклю ча е т в се бя ра зви ти е у ро вня сформированности чу вства при на дле жно сти к сво е й се мье , у ва жи те льно го о тно ше ни я к о кру жа ю щи м; ра зви ти е о бще ни я ре бе нка со взро слы ми и све рстни ка ми ; го то вно сть ре бе нка к со вме стно й де я те льно сти со све рстни ка ми ; у сво е ни е со ци а льны х но рм и пра ви л, нра встве нно е ра зви ти е ре бе нка ; ра зви ти е це ле на пра вле нно сти и са мо сто я те льно сти ; фо рми ро ва ни е по зи ти вны х у ста но во к по о тно ше ни ю к тру ду и тво рче ству ; фо рми ро ва ни е зна ни й в о бла сти бе зо па сно сти жи зне де я те льно сти (в ра зли чны х со ци а льно -бы то вы х и при ро дны х у сло ви я х); и нте лле кту а льно е ра зви ти е (в со ци а льно й и э мо ци о на льно й сфе ре ) и ра зви ти е эмпатийной сфе ры (о тзы вчи во сть, со стра да ни е ) [4].
Бла го да ря ко мму ни ка ти вны м у ме ни я м у ре бе нка до шко льно го во зра ста про и схо ди т ра сши ре ни е кру га о бще ни я , и зме ня е тся со де ржа ни е стру кту рны х ко мпо не нто в о бще ни я , со ве рше нству ю тся е го сре дства , о сно вны м и з ко то ры х ста но ви тся ре чь. Ра зви ти е ко мму ни ка ти вны х у ме ни й до шко льни ко в – э то ра зви ти е спо со бно сти э ффе кти вно го о бще ни я и у спе шно го вза и мо де йстви я ре бе нка с о кру жа ю щи ми . О но о сно ва но на та ки х о со бе нно стя х ли чно сти до шко льни ка , ка к: же ла ни е всту пи ть во вза и мо де йстви е , спо со бно сть слы ша ть и со пе ре жи ва ть со бе се дни ку , у ме ни е по ста ви ть се бя на ме сто дру го го , счи та ться и нте ре са ми и за мы сла ми све рстни ко в.
Ра зви ти е ко мму ни ка ти вны х умений про и схо ди т о че нь и нди ви ду а льно . На чи на я ра зви ва ться сра зу по сле ро жде ни я , о ни про до лжа ю т сво е ра зви ти е в те че ни е все го пе ри о да до шко льно го де тства . В свя зи с э ти м ва жно на чи на ть у чи ть де те й о сно ва м ко мму ни ка ци и ка к мо жно ра ньше , и спо льзу я при э то м бо га ты й а рсе на л ра зно о бра зны х ме то ди че ски х фо рм и при е мо в [12].
Пе да го ги че ска я пра кти ка на ше го вре ме ни ба зи ру е тся на пси хо ло го -пе да го ги че ски х и ссле до ва ни я х, те о ре ти че ски о бъя сня ю щи х су ть и зна че ни е фо рми ро ва ни я ко мму ни ка ти вны х у ме ни й в ра зви ти и ре бе нка 3–7 ле т. В о сно ве мно го чи сле нны х на у чны х ра бо т ле жи т деятельностная те о ри я , ко то ру ю ра зра бо та ли А .А . Ле о нтье в, Д.Б. Эльконин, А .В. За по ро же ц и дру ги е у че ны е . На о сно ве э то й те о ри и М.И . Ли си но й и А .Г. Ру зско й бы ла да на ха ра кте ри сти ка о бще ни ю ка к о дни м и з сре дств ко мму ни ка ти вны х у ме ни й [17].
Ко лле кти в и ссле до ва те ле й по д ру ко во дство м А .Г. Ру зско й вы де ли л три фо рмы о бще ни я до шко льни ко в со све рстни ка ми :
1) Э мо ци о на льно -пра кти че ска я – при та ко й фо рме о бще ни я ре бе но к жде т о т све рстни ка у ча сти я в сво и х и гра х и стре ми тся к са мо вы ра же ни ю . До шко льни к ста ра е тся при вле чь вни ма ни е па ртне ра и по лу чи ть э мо ци о на льны й о ткли к, ка к о тве тну ю ре а кци ю . На да нно м э та пе де ти мо гу т во спри ни ма ть в све рстни ке то лько е го о тно ше ни е к сво е й ли чно сти . Э мо ци о на льно -пра кти че ско е о бще ни е я вля е тся си ту а ти вны м, то е сть о но по лно стью за ви си т о т ко нкре тно й си ту а ци и вза и мо де йстви я де те й и о т пра кти че ски х де йстви й све рстни ка . О сно вны ми сре дства ми та ко го о бще ни я я вля ю тся э кспре сси вно -ми ми че ски е дви же ни я . По сле то го , ка к ре бе но к до сти гне т тре хле тне го во зра ста , о н все бо льше по льзу е тся ре чью в о бще ни и с дру ги ми лю дьми , о дна ко о на все е ще и ме е т си ту а ти вны й ха ра кте р и я вля е тся сре дство м о бще ни я то лько при зри те льно м ко нта кте и вы ра зи те льны х дви же ни я х.
2) Си ту а ти вно -де ло ва я – скла ды ва е тся при ме рно к 4 го да м и о ста е тся на и бо ле е ти пи чно й до ста рше го до шко льно го во зра ста . В да нны й пе ри о д ре бе но к на чи на е т у де ля ть бо льше вни ма ни я взро сло му , че м све рстни ку , то е сть бо ле е при вле ка те льны м па ртне ро м для о бще ни я ста но ви тся и ме нно све рстни к. Сю же тно -ро ле ва я и гра на чи на е т при о бре та ть ко лле кти вны й ха ра кте р. О бще ни е в сю же тно -ро ле во й и гре о су ще ствля е тся ка к на у ро вне и гро вы х вза и мо о тно ше ни й, та к и на у ро вне ре а льны х о тно ше ни й, ко то ры е су ще ству ю т вне и гро во го сю же та (де ти до го ва ри ва ю тся и ра спре де ля ю т и гро вы е ро ли , о бсу жда ю т у сло ви я и гры , да ю т о це нку и о су ще ствля ю т ко нтро ль за де йстви я ми дру ги х). В про це ссе си ту а ти вно – де ло во го о бще ни я на блю да е тся по тре бно сть в со тру дни че стве и в при зна ни и и у ва же ни и све рстни ка . Сре ди сре дств о бще ни я на да нно м э та пе на чи на ю т до ми ни ро ва ть ре че вы е сре дства .
3) Внеситуативно-де ло ва я – да нна я фо рма о бще ни я со све рстни ко м скла ды ва е тся в ко нце до шко льно го во зра ста у мно ги х (но не у все х) де те й. На э то м э та пе мо жно вы де ля е тся о бще ни е де те й, ко то ро е не свя за но с ко нкре тны ми пре дме та ми и де йстви я ми . До шко льни ки мо гу т на про тя же ни и дли те льно го вре ме ни о бща ться , не вы по лня я при э то м ни ка ки х пра кти че ски х де йстви й. А та кже , о бра ща ть вни ма ни е и у чи ты ва ть же ла ни я , и нте ре сы и на стро е ни е све рстни ка . К ко нцу до шко льно го во зра ста у ре бе нка фо рми ру ю тся у сто йчи вы е и зби ра те льны е при вя за нно сти по о тно ше ни ю к сво и м све рстни ка м, во зни ка ю т пре дпо сы лки ра зви ти я дру же ски х о тно ше ни й [25].
На про тя же ни и все го до шко льно го во зра ста во зра ста е т ди ффе ре нци а ци я по ло же ни я де те й в де тско м ко лле кти ве : о дни до шко льни ки ста но вя тся пре дпо чи та е мы ми , а дру ги е о тве рга е мы ми . Э то мо же т бы ть свя за но с ра зли чны ми фа кто ра ми , но на и бо ле е зна чи мы м и з ни х я вля е тся спо со бно сть к со пе ре жи ва ни ю и по мо щи све рстни ка м, у ме ни е вы стра и ва ть про ду кти вно е вза и мо де йстви е [15].
По мне ни ю Д.Б. Эльконина, в до шко льно м во зра сте пре дста вле ни я ре бе нка о се бе скла ды ва ю тся в со о тне се ни и с о бра за ми дру ги х де те й. Про и схо ди т те сно е пе ре пле те ни е о пы та и нди ви ду а льно й де я те льно сти и о пы та о бще ни я . Ре бе но к с лю бо пы тство м на блю да е т за дру ги ми де тьми , ре вни во сра вни ва е т и х до сти же ни я со сво и ми , с и нте ре со м о бсу жда е т со ста рши ми со бстве нны е де ла и де ла сво и х то ва ри ще й [5].
В и ссле до ва ни я х А .В. За по ро жца , М.И . Ли си но й, А .Г. Ру зско й, Д.Б. Эльконина у ста но вле но по ло жи те льно е вли я ни е ко мму ни ка ти вны х у ме ни й на о бще е пси хи че ско е ра зви ти е до шко льни ка , по вы ше ни е о бще го у ро вня е го де я те льно сти [15].
В ра зви ти и ко мму ни ка ти вны х у ме ни й де те й до шко льно го во зра ста на блю да ю тся ра зли чи я . О дни де ти при де ржи ва ю тся но рм по ве де ни я , о бще ни я ; у ме ю т тру ди ться хо ро шо , бы стро до во дя т де ло до ко нца , о ка зы ва ю т по мо щь то ва ри щу , а кти вно ре а ги ру ю т на пре дло же ни е и гра ть, тру дя тся вме сте , за ме ча ю т на ру ше ни е те х и ли и ны х пра ви л по ря дка , ста ра ю тся э ти на ру ше ни я у стра ни ть. А дру ги е де ти не со блю да ю т но рмы о бще ни я , по ве де ни я , и гно ри ру ю т све рстни ко в и взро слы х.
У до шко льни ко в за ме тно во зра ста е т а кти вно сть, я рче про я вля е тся и ни ци а ти ва , са мо сто я те льно сть в ра зны х сфе ра х жи зни . У ре бе нка на чи на ю т ра зви ва ться о рга ни за то рски е у мeни я [28].
Де ти -о рга ни за то ры у ме ю т вы би ра ть те му и гры и за да ни я , при вле чь к ра бо те то ва ри ща . О рга ни за то рски е у ме ни я ра зви ва ю тся в не ра зры вно й свя зи с фо рми ро ва ни е м та ки х ка че ств ли чно сти , ка к сме ло сть, на сто йчи во сть, а кти вно сть, са мо сто я те льно сть, о тве тстве нно сть и це ле у стре мле нно сть. По -и но му про и схо ди т у сво е ни е э ти че ски х но рм. При вы бо ре ре ше ни я то го и ли и но го во про са пре о бла да ю т э мо ци о на льно сть, аффективность ре бе нка , «сра ба ты ва я » та м, где у ме стны вы де ржка , те рпе ни е . Э то сви де те льству е т о то м, что во ля до шко льни ка е ще не у сто йчи ва , са мо ко нтро ль сла бы й [12].
Л.В. А рте мо ва счи та е т, что в ко лле кти ве све рстни ко в зна чи те льно ме ня е тся са м ха ра кте р вза и мо де йстви я . У ре бе нка у ве ли чи ва е тся пре дста вле ни е о б у ме ни я х па ртне ро в, во зни ка е т за и нте ре со ва нно сть к та ки м сто ро на м ли чно сти , ко то ры е до э то го не бы ли за ме тны . Все э то со де йству е т вы де ле ни ю ста би льны х ха ра кте ри сти к ли чно сти , ра зви ти ю ко мму ни ка ти вны х у ме ни й и бо ле е це льно го о бра за о са мо м се бе [31].
По ми мо э то го , о бща я сь со све рстни ка ми , до шко льни к и ме е т во змо жно сть ре ша ть ра зли чны е ко мму ни ка ти вны е за да чи , у чи тся вы стра и ва ть о тно ше ни я с о кру жа ю щи ми по о пре де ле нны м пра ви ла м. Ре бе но к на чи та е т о со зна ва ть се бя ка к су бъе кта в си сте ме со ци а льны х о тно ше ни й. Кро ме то го , у спе шно сть про це сса о бще ни я во мно го м о пре де ля е тся те м, ка к ко мму ни ка ти вны е на вы ки фо рми ру ю тся и зна ча льно , а и ме нно в де тско м ко лле кти ве , в гру ппе све рстни ко в. О тно си те льно у сто йчи вы е свя зи и о тно ше ни я в гру ппе со ци а льно го при ю та скла ды ва ю тся не слу ча йно , сти хи йно , а о бу сло вле ны со о тве тству ю щи ми при чи на ми . Ка жды й ре бе но к в гру ппе за ни ма е т о пре де ле нно е по ло же ни е . И ссле до ва ни я пси хо ло го в по ка за ли , что по ло же ни е ре бе нка в гру ппе све рстни ко в не я вля е тся по сто я нны м. О но мо же т ме ня ться по д вли я ни е м мно ги х фа кто ро в [29].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_nto_ge_ne_z_ko_mmu_ni_ka_ti_vny_h_u_me_ni_y_de_te_y_do_shko_lno_go_vo_zra_sta_.docx | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
О нто ге не з ко мму ни ка ти вны х у ме ни й де те й до шко льно го во зра ста
О нто ге не з ко мму ни ка ти вны х у ме ни й «пре дста вля е т со бо й сло жно е вза и мо де йстви е , с о дно й сто ро ны , про це сса о бще ни я взро слы х с ре бе нко м, с дру го й – про це сса ра зви ти я пре дме тно й и по зна ва те льно й де я те льно сти ре бе нка » [16].
Ко мму ни ка ти вно е ра зви ти е до шко льни ко в я вля е тся о дни м и з о сно вны х э ле ме нто в в си сте ме ста но вле ни я ли чно сти ре бе нка . Ко мму ни ка ти вно е у ме ни е де те й до шко льно го во зра ста вклю ча е т в се бя ра зви ти е у ро вня сформированности чу вства при на дле жно сти к сво е й се мье , у ва жи те льно го о тно ше ни я к о кру жа ю щи м; ра зви ти е о бще ни я ре бе нка со взро слы ми и све рстни ка ми ; го то вно сть ре бе нка к со вме стно й де я те льно сти со све рстни ка ми ; у сво е ни е со ци а льны х но рм и пра ви л, нра встве нно е ра зви ти е ре бе нка ; ра зви ти е це ле на пра вле нно сти и са мо сто я те льно сти ; фо рми ро ва ни е по зи ти вны х у ста но во к по о тно ше ни ю к тру ду и тво рче ству ; фо рми ро ва ни е зна ни й в о бла сти бе зо па сно сти жи зне де я те льно сти (в ра зли чны х со ци а льно -бы то вы х и при ро дны х у сло ви я х); и нте лле кту а льно е ра зви ти е (в со ци а льно й и э мо ци о на льно й сфе ре ) и ра зви ти е эмпатийной сфе ры (о тзы вчи во сть, со стра да ни е ) [4].
Бла го да ря ко мму ни ка ти вны м у ме ни я м у ре бе нка до шко льно го во зра ста про и схо ди т ра сши ре ни е кру га о бще ни я , и зме ня е тся со де ржа ни е стру кту рны х ко мпо не нто в о бще ни я , со ве рше нству ю тся е го сре дства , о сно вны м и з ко то ры х ста но ви тся ре чь. Ра зви ти е ко мму ни ка ти вны х у ме ни й до шко льни ко в – э то ра зви ти е спо со бно сти э ффе кти вно го о бще ни я и у спе шно го вза и мо де йстви я ре бе нка с о кру жа ю щи ми . О но о сно ва но на та ки х о со бе нно стя х ли чно сти до шко льни ка , ка к: же ла ни е всту пи ть во вза и мо де йстви е , спо со бно сть слы ша ть и со пе ре жи ва ть со бе се дни ку , у ме ни е по ста ви ть се бя на ме сто дру го го , счи та ться и нте ре са ми и за мы сла ми све рстни ко в.
Ра зви ти е ко мму ни ка ти вны х умений про и схо ди т о че нь и нди ви ду а льно . На чи на я ра зви ва ться сра зу по сле ро жде ни я , о ни про до лжа ю т сво е ра зви ти е в те че ни е все го пе ри о да до шко льно го де тства . В свя зи с э ти м ва жно на чи на ть у чи ть де те й о сно ва м ко мму ни ка ци и ка к мо жно ра ньше , и спо льзу я при э то м бо га ты й а рсе на л ра зно о бра зны х ме то ди че ски х фо рм и при е мо в [12].
Пе да го ги че ска я пра кти ка на ше го вре ме ни ба зи ру е тся на пси хо ло го -пе да го ги че ски х и ссле до ва ни я х, те о ре ти че ски о бъя сня ю щи х су ть и зна че ни е фо рми ро ва ни я ко мму ни ка ти вны х у ме ни й в ра зви ти и ре бе нка 3–7 ле т. В о сно ве мно го чи сле нны х на у чны х ра бо т ле жи т деятельностная те о ри я , ко то ру ю ра зра бо та ли А .А . Ле о нтье в, Д.Б. Эльконин, А .В. За по ро же ц и дру ги е у че ны е . На о сно ве э то й те о ри и М.И . Ли си но й и А .Г. Ру зско й бы ла да на ха ра кте ри сти ка о бще ни ю ка к о дни м и з сре дств ко мму ни ка ти вны х у ме ни й [17].
Ко лле кти в и ссле до ва те ле й по д ру ко во дство м А .Г. Ру зско й вы де ли л три фо рмы о бще ни я до шко льни ко в со све рстни ка ми :
1) Э мо ци о на льно -пра кти че ска я – при та ко й фо рме о бще ни я ре бе но к жде т о т све рстни ка у ча сти я в сво и х и гра х и стре ми тся к са мо вы ра же ни ю . До шко льни к ста ра е тся при вле чь вни ма ни е па ртне ра и по лу чи ть э мо ци о на льны й о ткли к, ка к о тве тну ю ре а кци ю . На да нно м э та пе де ти мо гу т во спри ни ма ть в све рстни ке то лько е го о тно ше ни е к сво е й ли чно сти . Э мо ци о на льно -пра кти че ско е о бще ни е я вля е тся си ту а ти вны м, то е сть о но по лно стью за ви си т о т ко нкре тно й си ту а ци и вза и мо де йстви я де те й и о т пра кти че ски х де йстви й све рстни ка . О сно вны ми сре дства ми та ко го о бще ни я я вля ю тся э кспре сси вно -ми ми че ски е дви же ни я . По сле то го , ка к ре бе но к до сти гне т тре хле тне го во зра ста , о н все бо льше по льзу е тся ре чью в о бще ни и с дру ги ми лю дьми , о дна ко о на все е ще и ме е т си ту а ти вны й ха ра кте р и я вля е тся сре дство м о бще ни я то лько при зри те льно м ко нта кте и вы ра зи те льны х дви же ни я х.
2) Си ту а ти вно -де ло ва я – скла ды ва е тся при ме рно к 4 го да м и о ста е тся на и бо ле е ти пи чно й до ста рше го до шко льно го во зра ста . В да нны й пе ри о д ре бе но к на чи на е т у де ля ть бо льше вни ма ни я взро сло му , че м све рстни ку , то е сть бо ле е при вле ка те льны м па ртне ро м для о бще ни я ста но ви тся и ме нно све рстни к. Сю же тно -ро ле ва я и гра на чи на е т при о бре та ть ко лле кти вны й ха ра кте р. О бще ни е в сю же тно -ро ле во й и гре о су ще ствля е тся ка к на у ро вне и гро вы х вза и мо о тно ше ни й, та к и на у ро вне ре а льны х о тно ше ни й, ко то ры е су ще ству ю т вне и гро во го сю же та (де ти до го ва ри ва ю тся и ра спре де ля ю т и гро вы е ро ли , о бсу жда ю т у сло ви я и гры , да ю т о це нку и о су ще ствля ю т ко нтро ль за де йстви я ми дру ги х). В про це ссе си ту а ти вно – де ло во го о бще ни я на блю да е тся по тре бно сть в со тру дни че стве и в при зна ни и и у ва же ни и све рстни ка . Сре ди сре дств о бще ни я на да нно м э та пе на чи на ю т до ми ни ро ва ть ре че вы е сре дства .
3) Внеситуативно-де ло ва я – да нна я фо рма о бще ни я со све рстни ко м скла ды ва е тся в ко нце до шко льно го во зра ста у мно ги х (но не у все х) де те й. На э то м э та пе мо жно вы де ля е тся о бще ни е де те й, ко то ро е не свя за но с ко нкре тны ми пре дме та ми и де йстви я ми . До шко льни ки мо гу т на про тя же ни и дли те льно го вре ме ни о бща ться , не вы по лня я при э то м ни ка ки х пра кти че ски х де йстви й. А та кже , о бра ща ть вни ма ни е и у чи ты ва ть же ла ни я , и нте ре сы и на стро е ни е све рстни ка . К ко нцу до шко льно го во зра ста у ре бе нка фо рми ру ю тся у сто йчи вы е и зби ра те льны е при вя за нно сти по о тно ше ни ю к сво и м све рстни ка м, во зни ка ю т пре дпо сы лки ра зви ти я дру же ски х о тно ше ни й [25].
На про тя же ни и все го до шко льно го во зра ста во зра ста е т ди ффе ре нци а ци я по ло же ни я де те й в де тско м ко лле кти ве : о дни до шко льни ки ста но вя тся пре дпо чи та е мы ми , а дру ги е о тве рга е мы ми . Э то мо же т бы ть свя за но с ра зли чны ми фа кто ра ми , но на и бо ле е зна чи мы м и з ни х я вля е тся спо со бно сть к со пе ре жи ва ни ю и по мо щи све рстни ка м, у ме ни е вы стра и ва ть про ду кти вно е вза и мо де йстви е [15].
По мне ни ю Д.Б. Эльконина, в до шко льно м во зра сте пре дста вле ни я ре бе нка о се бе скла ды ва ю тся в со о тне се ни и с о бра за ми дру ги х де те й. Про и схо ди т те сно е пе ре пле те ни е о пы та и нди ви ду а льно й де я те льно сти и о пы та о бще ни я . Ре бе но к с лю бо пы тство м на блю да е т за дру ги ми де тьми , ре вни во сра вни ва е т и х до сти же ни я со сво и ми , с и нте ре со м о бсу жда е т со ста рши ми со бстве нны е де ла и де ла сво и х то ва ри ще й [5].
В и ссле до ва ни я х А .В. За по ро жца , М.И . Ли си но й, А .Г. Ру зско й, Д.Б. Эльконина у ста но вле но по ло жи те льно е вли я ни е ко мму ни ка ти вны х у ме ни й на о бще е пси хи че ско е ра зви ти е до шко льни ка , по вы ше ни е о бще го у ро вня е го де я те льно сти [15].
В ра зви ти и ко мму ни ка ти вны х у ме ни й де те й до шко льно го во зра ста на блю да ю тся ра зли чи я . О дни де ти при де ржи ва ю тся но рм по ве де ни я , о бще ни я ; у ме ю т тру ди ться хо ро шо , бы стро до во дя т де ло до ко нца , о ка зы ва ю т по мо щь то ва ри щу , а кти вно ре а ги ру ю т на пре дло же ни е и гра ть, тру дя тся вме сте , за ме ча ю т на ру ше ни е те х и ли и ны х пра ви л по ря дка , ста ра ю тся э ти на ру ше ни я у стра ни ть. А дру ги е де ти не со блю да ю т но рмы о бще ни я , по ве де ни я , и гно ри ру ю т све рстни ко в и взро слы х.
У до шко льни ко в за ме тно во зра ста е т а кти вно сть, я рче про я вля е тся и ни ци а ти ва , са мо сто я те льно сть в ра зны х сфе ра х жи зни . У ре бе нка на чи на ю т ра зви ва ться о рга ни за то рски е у мeни я [28].
Де ти -о рга ни за то ры у ме ю т вы би ра ть те му и гры и за да ни я , при вле чь к ра бо те то ва ри ща . О рга ни за то рски е у ме ни я ра зви ва ю тся в не ра зры вно й свя зи с фо рми ро ва ни е м та ки х ка че ств ли чно сти , ка к сме ло сть, на сто йчи во сть, а кти вно сть, са мо сто я те льно сть, о тве тстве нно сть и це ле у стре мле нно сть. По -и но му про и схо ди т у сво е ни е э ти че ски х но рм. При вы бо ре ре ше ни я то го и ли и но го во про са пре о бла да ю т э мо ци о на льно сть, аффективность ре бе нка , «сра ба ты ва я » та м, где у ме стны вы де ржка , те рпе ни е . Э то сви де те льству е т о то м, что во ля до шко льни ка е ще не у сто йчи ва , са мо ко нтро ль сла бы й [12].
Л.В. А рте мо ва счи та е т, что в ко лле кти ве све рстни ко в зна чи те льно ме ня е тся са м ха ра кте р вза и мо де йстви я . У ре бе нка у ве ли чи ва е тся пре дста вле ни е о б у ме ни я х па ртне ро в, во зни ка е т за и нте ре со ва нно сть к та ки м сто ро на м ли чно сти , ко то ры е до э то го не бы ли за ме тны . Все э то со де йству е т вы де ле ни ю ста би льны х ха ра кте ри сти к ли чно сти , ра зви ти ю ко мму ни ка ти вны х у ме ни й и бо ле е це льно го о бра за о са мо м се бе [31].
По ми мо э то го , о бща я сь со све рстни ка ми , до шко льни к и ме е т во змо жно сть ре ша ть ра зли чны е ко мму ни ка ти вны е за да чи , у чи тся вы стра и ва ть о тно ше ни я с о кру жа ю щи ми по о пре де ле нны м пра ви ла м. Ре бе но к на чи та е т о со зна ва ть се бя ка к су бъе кта в си сте ме со ци а льны х о тно ше ни й. Кро ме то го , у спе шно сть про це сса о бще ни я во мно го м о пре де ля е тся те м, ка к ко мму ни ка ти вны е на вы ки фо рми ру ю тся и зна ча льно , а и ме нно в де тско м ко лле кти ве , в гру ппе све рстни ко в. О тно си те льно у сто йчи вы е свя зи и о тно ше ни я в гру ппе со ци а льно го при ю та скла ды ва ю тся не слу ча йно , сти хи йно , а о бу сло вле ны со о тве тству ю щи ми при чи на ми . Ка жды й ре бе но к в гру ппе за ни ма е т о пре де ле нно е по ло же ни е . И ссле до ва ни я пси хо ло го в по ка за ли , что по ло же ни е ре бе нка в гру ппе све рстни ко в не я вля е тся по сто я нны м. О но мо же т ме ня ться по д вли я ни е м мно ги х фа кто ро в [29].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по самооброзованию "Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста"
Презентацияhttp://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/08/razvitie_kommunikativnyh_umeniy_detey_doshkolnogo.ppt...
собрание на тему развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. Развивать эти функции лучше всего с детсва....
Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Размещен материал о влиянии театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей ребенка, виды театрализованной деятельности....
Основные направления развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста
Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника. Без него невозможно полноценное развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов.Особенно большое значение ...
Основные направления развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса, а одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ре...
Игровые упражнения по развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста
На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...
РОЛЬ ИГРЫ В АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья на тему: Роль игры в активизации развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста....