Основные направления развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста
статья на тему
Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника. Без него невозможно полноценное развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов.
Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_razvitiya_kommunikativnyh_umeniy_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Чиполлино» муниципального образования г. Саяногорск
ДОКЛАД
«Основные направления развития коммуникативных умений
детей дошкольного возраста»
Выполнила:
Педагог - психолог
Мельникова О.В.
Основные направления развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста
Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника. Без него невозможно полноценное развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов.
Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни.
По мнению М.И.Лисиной ребенок «становится человеком, только присваивая общественно-исторический опыт человечества в процессе общения со старшими по возрасту людьми, живыми носителями его. Общение - условие и важнейший фактор психического развития ребенка».
Если взрослые на протяжении первых шести лет оказывают поддержку ребёнку, то он развивается гораздо быстрее. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Важнейшими видами общения у людей, как известно, являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка. Это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Благодаря ему человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью. Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.
Вербальное же общение присуще только человеку, и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.
Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника, а коммуникативные умения – являются важным показателем психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками. Без него невозможно полноценное развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов (мышления, памяти, внимания).
Коммуникативные умения это - знания, которые необходимы в процессе общения для выбора и осуществления адекватных коммуникативной ситуации действий.
Коммуникативные умения включают в себя:
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
- знание норм и правил при общении.
Формирование коммуникативных умений детей решается в какой-либо деятельности, где создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, формирования нравственных представлений, чувств, коллективных переживаний, для осознания оценки собственных поступков и поступков товарищей.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. У детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, незрелая эмоционально-волевая сфера.
В связи с этим, необходимо особое внимание в дошкольном учреждении уделять развитию коммуникативных умений детей.
Развитие коммуникативных умений дошкольников - это развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия ребенка с окружающими. Развитие коммуникативных способностей – одна из главных задач воспитания ребёнка. «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей», - отмечал Л. С. Выготский.
Основными направлениями развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста являются:
- развитие внимания, интереса к партнеру по общению (игры «Кто говорит?» «Комплименты»);
- развитие умения входить в контакт, вести диалог (“Ласковое имя”, “Разговор по телефону”)
- развитие навыков невербального общения (“Как говорят части тела”)
- развитие навыков взаимодействия детей в группе (“Робот», «Эхо,” “Удержи предмет”)
- преодоление стеснения в общении (“Возьмёмся за руки, друзья”)
В процессе работы по формированию коммуникативных умений, у дошкольника следует развивать представления о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации. Воспитывать у ребенка добрые и искренние чувства к самым близким людям, ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими, проявлять. Имея представление о поступках и привычках людей, дети в дальнейшем смогут выработать социально значимые мотивы положительного поведения, развить у себя желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку развить в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт будущей личности.
Таким образом, чтобы в современных условиях необходимо использовать весь спектр направлений, средств и методов развития коммуникативных умений и навыков ребёнка дошкольного возраста, для того чтобы приобщать его к универсальным непреходящим человеческим ценностям, подготавливать к социальной жизни, чтобы ребенок стал полноценной и развитой личностью.
Список литературы
1.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.– Ярославль «Академия развития» 1996
2.Шипицына Л.М., Защиринская О.В.- Азбука общения.- СПб.:ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2000.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст] : практическое пособие, 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.: ил. - (Серия «Детскому психологу»).
4. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] /под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 600 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Основные направления деятельности в младшем дошкольном возрасте с учетом дефектов развития».
Консультация для воспитателей на тему: «Основные направления деятельностив младшем дошкольном возрасте с учетомдефектов развития»....
Организация современных игр на развитие коммуникативных навыковтдетей дошкольного возраста.
методическая разработка....
Основные направления развития воли в дошкольном возрасте
Информация будет полезна как для воспитателей, так и для родителей....
Основные направления развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса, а одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ре...
Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русской народной сказки
Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литера...
Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Сегодня народная сказка - это кладезь мудрости, который необходим маленькому человечку, ведь он только начинает познавать мир....
Научная статья На тему: «Основные направления трудового воспитания детей дошкольного возраста»
Актуальность исследования. В последнее время уделяется большое внимание воспитанию современному подрастающему поколению, в особенности обеспечению его трудового воспитания. Следует отметить, что детск...