Основные направления развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
консультация на тему
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса, а одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативных умений дошкольника. Актуальность проблемы возрастает в связи с особенностями современного общества, в котором находится ребенок, ведь нередко среди людей, окружающих ребенка, прослеживается недостаток воспитанности, доброты, доброжелательности, уважения друг к другу, речевой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_razvitiya_kommunikativnyh_umeniy_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса, а одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативных умений дошкольника. Актуальность проблемы возрастает в связи с особенностями современного общества, в котором находится ребенок, ведь нередко среди людей, окружающих ребенка, прослеживается недостаток воспитанности, доброты, доброжелательности, уважения друг к другу, речевой культуры. Отсутствие положительного опыта общения детей приводит к негативным формам поведения, конфликтам.
Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Дети, которые недостаточно общаются с ровесниками и не воспринимаются коллективом из-за того, что они не умеют построить общение с взрослыми и сверстниками, считают себя уязвленными, непринятыми, что может привести к снижению самооценки, к формированию тревожности или наоборот, к агрессивности. Если мы взрослые, как можно раньше обратим внимание на эту сторону жизни ребенка и будем вести целенаправленную работу по развитию коммуникативных умений ребенка, тем меньше трудностей ребенок будет испытывать в будущей жизни в процессе общения.
Коммуникативные умения – это индивидуально психологические особенности личности
Так, коммуникативные способности содержат в своей структуре желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в процессе общения.
Вопросами развития личности ребенка в общении с врозлыми и сверстниками в дошкольном возрасте немало интереса уделяли Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В.Запорожец, Я.З. Неверович, а также М.И. Лисина, Т.А.Репина, Е.О.Смирнова. Как показывают изучения специалистов - в процессе дошкольного возраста быстро возрастает структурированность детского коллектива – некоторые из детей занимают роль лидера, в отличии от них другие дети становятся «отверженными» От внешних качеств до индивидуальных характеристик изменяется содержание обоснование предпочтений детей. Также было установлено психологами, что эмоциональное состояние детей и отношение ребенка к детскому саду во многом зависит от того, как складываются отношения ребёнка в коллективе сверстников.
Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Чтобы помочь маленькому гражданину в социализации, общество должно предоставить ему все возможные условия, в семье, в дошкольных учреждениях. Основные требования к этому процессу представлены в Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения, в методических рекомендациях к программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста [1,2].
Коммуникативные качества представляют собой один из значимых элементов нравственного развития ребёнка. Раздел, который специально отведен воспитанию коммуникативных качеств дошкольников содержится во всех образовательных программах дошкольного воспитания и обучения [2].
Общение – весьма существенная составная часть от которой зависит успешность любого человека. Для этого необходимо, чтобы дети дружно играли друг с другом и в группе детей, как можно раньше научились общаться с людьми, которые их окружают и гармонично развивались. Ведь чем старше становится ребёнок, тем значительнее для него взаимоотношения с ровесниками.
Коммуникативные способности - важные элементы развития дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и социальные взаимоотношения людей (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. Н. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).
Главным показателем готовности ребёнка к общению с людьми, которые его окружают являются сформированные коммуникативные способности Они дают возможность ребятам справиться с негативной ситуацией, содействуют преодолению застенчивости, смущения, влияют на развитие доброжелательных отношений с людьми, обеспечивают благополучие коллективной деятельности. (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) [4, с.103].
Исследования многих авторов (Ильяшенко М. Б., Ушаковой О. С., Халезовой Н. А. и др.) выявили, что развитие коммуникативных способностей детей будет успешным только тогда, когда будут перспективны и поступательны методы и формы организации обучения, содержание, цели, в случае, если у ребёнка будет формироваться умение предвидеть ситуацию общения, правильно оценить её и, в соответствие с этим, использовать речевые нормы общения и самое важное, если у ребенка будет формироваться понимание речевого этикета как социально одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям, если будет
Культура семьи ребенка, разнообразный характер отношений её членов к обществу, людям, безусловно, отражают коммуникативные способности ребёнка. Пользуясь языком, ребёнок усваивает нормы социального взаимодействия. Без доли сомнения можно обозначить тот факт, что в семейном воспитании вербальное воздействие обладает значимым преимуществом, так как словесная речь не лишена возможности как можно убедительнее аргументированно донести обоснование нравственных норм в отличие от других методов. И посредством такой уникальности, словесное воздействие является основным и в большинстве случаев единственным средством воспитания. В свою очередь результативность реализации коммуникативной функции речи на прямую зависит от самого родителя и культуры его личности, которая и влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом. От культуры личности родителей, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом, зависит результативность реализации коммуникативной функции речи ребенка.[5, с.151]
Совместная коллективная деятельность дошкольного учреждения и семьи является значимым условием формирования коммуникативных способностей ребёнка-дошкольника. В целом влияние на развитие коммуникативных умений у дошкольников оказывает целенаправленная работа с родителями, сотворчество семьи и детского сада.[6,с.34]
Основными направлениями в организации сотрудничества педагогического коллектива ДОУ с родителями дошкольников по вопросам развития коммуникативных навыков являются:
создание благоприятного климата с целью формирования у ребят коммуникативных навыков с ровесниками, педагогами, родителями, с другими людьми, котрые их окружают в различных ситуациях;
формирование взглядов о формировании личности ребёнка, его коммуникативных способностях – значимые знания для каждой семьи, для каждого дошкольного образовательного учреждения;
развитие у детей заинтересованности к людям, которые их окружают, уважения и доверия к ним;
создание ситуаций, дающие возможность ребёнку проявить и формировать собственные индивидуальные способности;
развитие оценки собственной деятельности, которая будет направлена на анализ своего поведения и на поступки людей, которые окружают ребёнка
обучение искусству общения – диалогу, обсуждению, беседе.
Таким образом, воспитание основ коммуникативной культуры детей дошкольного возраста происходит под влиянием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе разных видов деятельности. Усвоение детьми общечеловеческой культуры будет успешно осуществляться как целостный педагогический процесс в том случае, если в процессе организации жизни ребенка будут учитываться их возрастных и индивидуальных особенностей, а также при взаимодействии детей с окружающими людьми.[7,с.23]
Литература
Государственный стандарт «Дошкольное воспитание и обучение» от 28.11.2008 №628
Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет ) Астана — 2009.
Методические рекомендации к программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) «Біз мектепке барамыз» – Астана, 2009. – 404с.
Дьяченко О.М., Психическое развитие дошкольников – М.: Педагогика, 1984.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: 2009.
Кулжанова Н.С «Дошкольное воспитание». Алма-Ата, 1981.
Касымова Г.М. «Психолого-педагогические основы применения развивающих игр в обучении детей», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по самооброзованию "Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста"
Презентацияhttp://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/08/razvitie_kommunikativnyh_umeniy_detey_doshkolnogo.ppt...
собрание на тему развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. Развивать эти функции лучше всего с детсва....
Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Размещен материал о влиянии театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей ребенка, виды театрализованной деятельности....
Основные направления развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста
Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника. Без него невозможно полноценное развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов.Особенно большое значение ...
Игровые упражнения по развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста
На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...
РОЛЬ ИГРЫ В АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья на тему: Роль игры в активизации развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста....