Игровые упражнения по развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста
материал по развитию речи (подготовительная группа)
На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Различные виды игровых упражнений имеют наилучшие возможности для возникновения контактов между детьми: дети приучаются действовать согласованно, учатся уступать, помогать друг другу, делиться своими радостями. В подобных упражнениях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей, сверстников и взрослых.
Цель составления сборника игровые упражнения – помочь воспитателям ДОО в организации и проведении игровых упражнений на развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_k.docx | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки общения в сознании дошкольника, зависит качество взаимоотношений с другими людьми взрослого человека.
Охота на тигров (авторы — Е. Карпова. Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: не менее 4 человек.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.
Зеркала
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.
Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.
Дотронься...
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 6-8 человек.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до ... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.
Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.
Ау! (авторы - О. Хухлаев, О. Хухлаева)
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
Сиамские близнецы (автор - К. Фопель)
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.
Возраст: 6-7 лет.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт (платок), большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование - 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
Ладонь в ладонь (авторы - Н. Клюева. Ю. Касаткина)
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Тропинка
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - идете по кругу;
«Тропинка» - дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз;
«Копна» - дети поднимают руки над головой;
«Кочки!» - все приседают.
Я могу говорить очень тихо. Какая команда окажется самой внимательной?
Небоскреб (автор - К. Фопель)
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: 5-6 человек.
Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Коробка добрых поступков
Цель игры: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.
Возраст: от 5 лет.
Ход игры: педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.
Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.
Объясни Незнайке!
Цель: учить детей перефразировать сказанное, оставив главный смысл.
Возраст: 5-7 лет
Педагог говорит: «Незнайка не понимает того, о чём я ему говорю. Давайте ему поможем. Как можно сказать по-другому? Труд кормит, а лень портит. Умея начать, умей окончить. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит». и т. д.
Картинная галерея
Цель: учить детей задавать открытые и закрытые вопросы
Возраст: 5-7 лет
Детям предлагают рассмотреть уже известные им картины и загадать ту, которая им больше понравилась. Затем все дети садятся в круг, вызывается один ребёнок. Он говорит: «Все картины хороши, но одна лучше».
Дети с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась этому ребёнку. Если она угадана, ребёнок говорит: «Спасибо всем! Это действительно она – картина под названием (называет)».
Сундучок
Цель: учить детей задавать открытые и закрытые вопросы
Возраст: 5-7 лет
На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке.
Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».
Взаимное цитирование
Цель: развитие слухового восприятия.
Возраст: 5-7 лет
«Мы сыграем в такую игру. Я два раза постучу ладонями по коленям и дважды назову своё имя, затем похлопаю в ладоши в воздухе, назвав имя кого-нибудь из вас, например, «Ваня – Ваня». Ваня сначала два раза постучит по коленям, называя себя, а затем хлопнет в ладоши и назовёт кого-либо другого, например, «Катя-Катя». Тогда Катя, переняв ход, сделает то же и т. д. Важно не смотреть на того участника, которого ты вызываешь, а произносить его имя в пространство, глядя, например, в другую сторону или в потолок.
Сборник игровых
упражнений для развития социально -коммуникативных умений
у детей дошкольного возраста.
Группа №8 «Медвежата»
Воспитатели:Куликовская В.Н, Минаева Л.А.
Содержание
Пояснительная записка…… ………………………………………….. | 3 |
Комментарии по использованию игровых упражнений по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста…… ……………………………. | 10 |
Игровые упражнения по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста ……………………………. | 13 |
Список литературы……… …………………………………………… | 38 |
Приложение…………… ……………………………………………… | 41 |
Пояснительная записка
На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Различные виды игровых упражнений имеют наилучшие возможности для возникновения контактов между детьми: дети приучаются действовать согласованно, учатся уступать, помогать друг другу, делиться своими радостями. В подобных упражнениях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей, сверстников и взрослых.
Цель составления сборника игровые упражнения – помочь воспитателям ДОО в организации и проведении игровых упражнений на развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста.
При его создании мы опирались на работы Е.О Смирнова, О. Хухлаев, О. Е Хухлаева, Л.В Чернецкая, С.А Шмакова,
В сборник входят игровые упражнения и комментарии по их использованию.
На основе изучения работ Е.О Смирновой, Л.В Чернецкой и др. мы включили в сборник четыре группы упражнений:
Первая группа – игровые упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций («Снежный ком», «Ласковое имя», «Сижу на камушке» и др.). Такие упражнения позволяют детям познакомиться друг с другом, научиться называть по имени, привыкнуть, адаптироваться к новой среде.
Вторая группа – игровые упражнения, направленные на достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, на развитие навыков взаимодействия («Звериное пианино», «Веселый паровозик», «Волшебные очки» и др.). Упражнения второй группы в результате развивают выразительную моторику, способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё.
Третья группа – игровые упражнения для развития навыков слушания («Кто внимательный», «Солнце или дождик», «Взаимное цитирование» и др.) упражнения этой группы предполагают не только развитие умения слушать и понимать своего собеседника, но и способность искренне и адекватно говорить о своих чувствах и желаниях, выражать свои просьбы.
Четвертая группа – игровые упражнения на развитие эмпатии («Грустный котёнок», «Мои чувства», «Тренируем эмоции» и др.) развивают способность к эмоциональному сопереживанию, учат понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей, воспитывают гуманное отношение к родным и близким людям.
Мы предлагаем примерное планирование игр.
Включение игровых упражнений в тематическое
планирование образовательной деятельности
месяц | неделя | Темы | Игровые упражнения |
сентябрь | 1-я неделя | Мой любимый детский сад. Хороши малыши. Девочки и мальчики. | «Знакомство» Цель: Установление доброжелательных отношений в группе; развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (начать разговор со знакомым, малознакомым сверстником). «Снежный ком» Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт. |
2-я неделя | Труд работников детского сада | «Встаньте те, кто» Цель: развитие наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга; развитие умения получать и снабжать информацией о себе и других вещах; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику. «Опиши друга» Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали, развитие коммуникативных умений; развитие фиксирования и оформления результатов своих наблюдений. | |
3-я неделя | Игрушки. | «Подарок другу» Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы; развитие эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику. «Эмоции героев» Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих; умениях делиться своими чувствами. | |
4-я неделя | Осень. Осенняя одежда и обувь. Деревья. | Этюд на различные позиции в общении Цель: прочувствование различных позиций в общении; умениях делиться своими чувствами; эмоционально и содержательно выражать мысли; учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать, понимать результаты общения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение). «Друзья» Цель: формировать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, развивать умение контактировать друг с другом; развивать умение проявлять чуткость, заботу к партнеру по общению. «Звериное пианино» Цель: развивать умение сотрудничать друг с другом; учитывать личный вклад каждого в общение; умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению. | |
октябрь | 1-я неделя | Дары осени: овощи. | «Весёлый паровозик» Цели: Развивать сплочённость группы детей; умения сообща преодолевать препятствия; умение осуществления само и взаимоконтроля; умение доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать). |
2-я неделя | Дары осени: фрукты. | «Разноцветный букет» Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие; развивать умения вступать в процесс общения; содержательно выражать мысли. «Пирамида любви» Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям; развивать умение содержательно выражать свои мысли. | |
3-я неделя | Дары осени: ягоды, грибы | «Менялки игрушек» Цель: игра учит детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения; развивать умение уступать; умение соотносить средства вербального и невербального общения. «Весы» Цель: развитие воображения, выразительности движений, умения действовать сообща; эмоционально и содержательно выражать мысли; говорить о своих намерениях; выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение). «Солнце или дождик?» Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна; умений согласовывать свои действия, установки с потребностями своих товарищей по общению (осуществление само- и взаимоконтроля игровой деятельности, рациональных способов выполнения совместных учебных заданий). | |
4-я неделя | Мой дом. Моя семья. Безопасность дома. | «Липучка» Цель: Снятие мышечного напряжения, развитию умения взаимодействовать со сверстниками, сплочению детской группы; умений применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач; учитывать личный вклад каждого в общение. «Кто внимательный?» Цель: Развитие остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят; умение получать и снабжать информацией о себе и других вещах. «Вежливые слова» Цель: развитие коммуникативных умений, уважения в общении, формирование привычки использовать слова вежливости. | |
ноябрь | 1-я неделя | Посуда. Продукты питания. | «Взаимное цитирование» Цель: Развивать коммуникативные умения; слуховое внимание; совместное выполнение заданий и в определенной логической последовательности; определение порядка и рациональных способов выполнения совместных заданий. |
2-я неделя | Домашние животные | «Звериное пианино» Цель: развивать умение сотрудничать друг с другом; учитывать личный вклад каждого в общение; умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению. | |
3-я неделя | Домашние животные | «Дружба начинается с улыбки» Цель: Развитие навыков невербального общения, умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга. «Друзья» Цель: формировать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, развивать умение контактировать друг с другом; развивать умение проявлять чуткость, заботу к партнеру по общению. | |
4-я неделя | Домашние птицы | «Звериное пианино» Цель: развивать умение сотрудничать друг с другом; развивать умение сотрудничать друг с другом; учитывать личный вклад каждого в общение; умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению. «Вежливые слова» Цель: развитие коммуникативных умений, уважения в общении, формирование привычки использовать слова вежливости. | |
декабрь | 1-я неделя | Человек. Части тела. Моё здоровье. | «Друзья» Цель: формировать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, развивать умение контактировать друг с другом; развивать умение проявлять чуткость, заботу к партнеру по общению. «Вежливые слова» Цель: развитие коммуникативных умений, уважения в общении, формирование привычки использовать слова вежливости. |
2-я неделя | Зима. Признаки зимы. | «Путанка» Цель: активизация группы, переживание группового единства; умений применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач. | |
3-я неделя | Зимние забавы. | «Снежный ком» Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт. | |
4-я неделя | Любимый праздник - Новый год. | «Встаньте те, кто…» Цель: развитие наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга; развитие умения получать и снабжать информацией о себе и других вещах; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику. |
Комментарии к использованию
игровых упражнений по развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста
Приступая к планированию проведения игровых упражнений, сформулируйте свои цели: каких результатов вы планируете достигнуть в определенный отрезок времени. Следующий шаг состоит в подборе игр, заданий и упражнений, соответствующих вашим целям.
При этом необходимо также учитывать: взаимосвязь и последовательность выбранного материала (связаны ли занятия одно с другим, и являются ли последовательным продолжением предыдущих); постепенное усложнение (начинать всегда лучше с более легких упражнений); разнообразие, чередование различных видов активности (необходимо перемежать речевую активность с двигательной, спокойные игры с подвижными, а также активность взрослого с детской активностью); возможность использования для индивидуальной или групповой работы.
Существует много способов разделить группу на подгруппы. Их можно планировать заранее, можно использовать процедуру случайного отбора – вытаскивание из шляпы бумажек с фруктами – или разрешить детям формировать группы по своему усмотрению. В последнем варианте позаботьтесь о том, чтобы избежать возникновения замкнутых группировок. Выбирайте тот метод, который считаете оптимальным для конкретной группы; временные рамки (определите, в какое время вы будете заниматься с детьми, продолжительность занятий).
План обязательно должен быть гибким. Эта гибкость предполагает уникальную возможность для участников взаимодействия и исключает стандартность и соответствие обязательным правилам. Когда дети имеют возможность высказать свое мнение, возрастает их заинтересованность и формируется атмосфера доверия. Изменения в план могут вноситься как в начале, так и в процессе групповой работы.
Игровые упражнения, направленные на формирование коммуникативных умений, требуют соблюдения нескольких условий:
Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в упражнении, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка;
Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих игровых упражнениях используются стихотворения и потешки. При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием;
В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игровых упражнений комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает;
В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом всего упражнения, контролируя его начало, продолжение и конец: упражнение начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны;
В-пятых, игровые упражнения, направленные на развитие общения и установления контакта, проводятся индивидуально (один взрослый – один ребенок).
Многие из приведенных ниже игровых упражнений очень просты, но детям нравится повторять их многократно. Чтобы повысить малышу настроение, заставить его улыбнуться, можно начинать непосредственно образовательную деятельность с проведения одного из таких упражнений и в том случае, если контакт ребенка с педагогом и сверстником уже наладился. Такое упражнение поможет настроиться на активное общение.
При проведении игровых упражнений, воспользуйтесь советами:
Чтобы руководить, надо планировать и не забывать про резерв времени;
Правила упражнений надо хорошо объяснить, чтобы не было недоразумений и путаницы;
Игровое упражнение не должно быть ни слишком трудным, ни слишком легким;
Лучше, если ведущий (воспитатель) играет наравне с детьми. Это быстрее позволит раскрепоститься играющим, почувствовать себя равными. Никогда нельзя играть, чтобы быть судьей, а иногда - чтобы не занимать места играющего
Одно из правил – надо избегать пауз в упражнениях. Нельзя заставить участвовать в игровом упражнении, которое не нравится участникам, как и нельзя позволять им делать из упражнения балаган. В таком случае лучше прекратить упражнение и начать новое.
Ведущий часто бывает судьей, но иногда роль судьи нужно доверить кому-нибудь из играющих. Последнее, между прочим, не снимает с ведущего ответственности, он должен все видеть и все знать.
При разделении на команды надо равномерно распределять силы команд, создавая равноценные группы, не должно быть скучающих наблюдателей. Игровое упражнение должно быть организовано так, чтобы участники, если это необходимо, выходили из него только на короткий срок. Чем меньше пассивных – тем веселее участие.
Игровые упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии
«Назови себя»
Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде.
Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, может что-то рассказать о себе).
«Снежный ком»
Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.
Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.
«Ласковое имя»
Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника, умение снабжать информацией о себе.
«Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».
«Давайте поздороваемся»
Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы; умения ориентироваться в ситуации общения.
В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.
«Встаньте те, кто..,»
Цель: развитие наблюдательности, позволяет детям лучше узнать друг друга; развитие умения получать и снабжать информацией о себе и других вещах; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику.
Ведущий дает задание: «Встаньте те, кто...
любит бегать;
радуется хорошей погоде;
имеет младшую сестру;
любит дарить цветы и т. д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?» Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): «Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?». Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа.
«Опиши друга»
Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.
Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок точен.
«Что изменилось?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения; умение фиксировать результаты своих наблюдений.
Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть видимы). Задача водящего подметить происшедшие изменения.
«Мое настроение»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.
Детям предлагается поведать о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.
«Цвета эмоций»
Цель: развитие воображения; выразительных движений; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику.
Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно), а вторая — отгадывать.
«Собери пиктограмму»
Цель: развивает умение дифференцировать различные эмоциональные состояния по мимическим проявлениям.
Каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния, разрезанная несколько частей. Задача участников — как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму. Как вариант, можно самому пантомически изобразить это состояние.
«Подарок другу»
Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы; развитие эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику.
Один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».
«Сижу, сижу на камушке»
Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику); развитие умения делиться своими чувствами, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
Меня сменит-переменит,
Еще приголубит?
После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.
«Эмоции героев»
Цель: развитие умений проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание; получать и снабжать информацией о себе и других вещах.
Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д.
В это упражнение лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.
«Этюд на различные позиции в общении»
Цель: прочувствование различных позиций в общении; умениях делиться своими чувствами; эмоционально и содержательно выражать мысли; учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать, понимать результаты общения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение).
Дети разбиваются на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в прошлом месяце» и пр. Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем партнеры, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор. В заключение, у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения: как больше понравилось общаться, почему?
«Интонация»
Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии; осуществление само- и взаимоконтроля в деятельности; оценить соответствие вербального поведения невербальному.
Ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.
Игровые упражнения, направленные на достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, на развитие навыков взаимодействия
«Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Упражнение проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
«Комплименты»
Цель: развивать эмоциональную чувствительность, отрабатывать навыки вербального общения; умение вступать в процесс общения; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами.
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь.
Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
«Дружба начинается с улыбки»
Цель: Развитие навыков невербального общения, умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
«Друзья»
Цель: формировать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, развивать умение контактировать друг с другом; развивать умение проявлять чуткость, заботу к партнеру по общению.
Дети стоят в кругу. 1 куплет. Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь) Ссориться нельзя (грозят в центр пальцем). Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь). Вместе мы друзья (взялись за руки). 2 куплет (повтор движений в парах). Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь). Ссориться нельзя (грозят друг другу пальцем). Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь). Вместе мы друзья (обнимают друг друга).
«Звериное пианино»
(О.В. Хухлаева)
Цель: развивать умение сотрудничать друг с другом; учитывать личный вклад каждого в общение; умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению.
Дети садятся в одну линию (получается клавиатура фортепиано). Ведущий игры (взрослый) раздает каждому ребенку карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т. д.). Ведущий, то есть «пианист», дотрагивается до голов детей («играет на клавишах»). А «клавиши» издают каждая свой звук. Можно играть и на коленках – клавишах. Тогда можно ввести в упражнение еще и громкость звука. Если пианист легко дотронулся до клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко. Если сильно – то «клавиша» говорить громко.
«Паровозик»
Цели: Развивать сплочённость группы детей, умения сообща преодолевать препятствия; умений доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься.
Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:
— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?
— А я красивый вагончик Саша.
— Поехали дальше вместе.
— Поехали.
Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы»).
Проползти под столом («Въехали в тоннель»).
Пробраться через «дремучий лес». Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается («Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»).
«Ладонь в ладонь»
( Н. Клюева, Ю. Касаткина)
Цель: получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта; умений доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься, помогать тем, кто нуждается в помощи, осуществление само- и взаимоконтроля.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т.д
Дети становятся попарно, прижми мою правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Комментарий: в этом упражнении пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить упражнение можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Упражнение будет полезно детям, испытывающим трудности в процессе общения.
После проведенных упражнений полезно побеседовать с ребенком о том, насколько важна речь для общения с другими людьми, как важно говорить правильно. Желательно обсудить с ребенком важность жестов и мимики для выразительности речи. Можно побеседовать о тех людях, которые говорят слишком много (болтуны) и слишком мало (молчуны), для чего нам нужно говорить, умеем ли мы слушать другого, как легко ранить словом.
При проведении с ребенком игр и упражнений из этого раздела надо показать, ему, что «язык тела» (мимика, жесты) не всегда совпадает с тем, что мы говорим словами. Например, говоря другому что-то хорошее, человек может непроизвольно сжимать кулаки, т. е. подсознательно выражать агрессию по отношению к своему собеседнику.
После упражнения желательно обсудить его содержание, выяснить, что произошло, были ли у ребенка какие–либо трудности при выполнении заданий, что он чувствовал и что ему в этот момент хотелось, почему возникали в игре конфликтные ситуации (если они были).
«Волшебный стул»
Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом; умений вступать в процесс общения (выражать приветствия, поздравления, приглашения, вежливого обращения, дружественного разговора).
Один из детей садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
«Разноцветный букет»
Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие; эмоционально и содержательно выражать мысли.
Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.
«Пирамида любви»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям; развивать умение содержательно выражать свои мысли.
Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а все потому, что мы умеем любить сами и быть любимы».
«Солнечный зайчик»
Цель: воспитание дружелюбного отношений детей друг к другу, развитие атмосферы тепла, любви и ласки; учитывать личный вклад каждого в общении.
Детям предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание детей на то, что за это время «зайчик» вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.
«Клеевой дождик»
Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими; осуществление само- и взаимоконтроля совместной деятельности.
Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия; необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т. д.
«Путанка»
Цель: активизация группы, переживание группового единства; развитие умений применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач.
По предложенной детьми считалке выбирается ведущий он выходит из комнаты, остальные дети берутся за руки и образуют крут, не разжимая рук. Они начинают запутываться — кто как сумеет, водящий распутывает «Путанку», не разжимая рук запутавшихся.
«Волшебные заросли»
Цель: снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения; развитие умений делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; развивать умение использовать свою речь для фиксирования результатов своих наблюдений.
Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями» — всеми остальными участниками. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, они могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят».
Затем следует обсуждение: когда водоросли расступались, а когда нет, от чего это зависело?
«На мостике»
Цель: развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию. Игра учит детей соотносить свои действия с партнером для достижения общей цели.
Перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый разделяет всех детей на две группы, разводит их в разные стороны и предлагает представить, что они находятся по разные стороны горного ущелья, но им нужно обязательно перейти на другую сторону. Через ущелье перекинут тонкий мостик (на полу чертится полоска 30-40 см шириной). По мостику могут пройти только два человека с разных сторон, (иначе мостик перевернется). Задача заключается в том, чтобы пойти одновременно навстречу друг другу и перейти на противоположную сторону, не заступив за черту (иначе упадешь в пропасть!). Участники разбиваются на пары и осторожно движутся по мостику навстречу друг другу. Остальные следят за их движениями и «болеют» за них. Тот, кто заступил за черту, выбывает из игры (падает в пропасть). Успешное выполнение задачи возможно лишь в том случае, если кто-нибудь из пары уступит дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.
«Сороконожка»
Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива; умений применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач; развитие умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению.
Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готовы? Теперь начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь — чуть быстрее». Воспитатель помогает детям построиться, направляет движения сороконожки. Затем говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости с ножек». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.
Можно усложнить задачу согласованным преодолением препятствий, усложнением движений «сороконожки» (присесть, попрыгать на одной ножке, проползти); основная цель остается прежней: остаться при этом целостной «сороконожкой».
«Менялки игрушек»
Цель: игра учит детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения; развивать умение уступать; умение соотносить средства вербального и невербального общения.
Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время играющие меняются предметами. Все действия выполнятся молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг, его задача — угадать, кто с кем поменялся игрушками.
«Весы»
Цель: развитие воображения, выразительности движений, умения действовать сообща, эмоционально и содержательно выражать мысли, говорить о своих намерениях, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение).
«Давайте поиграем в весы. Разделитесь по трое. Один будет продавцом, а двое — чашами весов. Потом вы поменяетесь ролями. Продавец кладет что-нибудь на чашу весов, она прогибается от тяжести, а другая чаша на столько же поднимается. Все поняли? Тогда давайте попробуем».
Сначала воспитатель (сейчас он продавец) выбирает двух детей, «кладет» на одного из них «товар» и показывает, что должен делать каждый ребенок. Потом ребята играют самостоятельно. Взрослый следит за игрой и помогает тем, кто нуждается в помощи.
«Липучка»
Цель: развивать умения взаимодействовать со сверстниками, сплочению детской группы, развитие установки с потребностями своих товарищей по общению (осуществление само- и взаимоконтроля совместной деятельности в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных заданий)
Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем вместе ловят в свои «сети» других. Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, так же держась за руки. Взрослый может задавать темп, хлопая в ладоши; в конце игры, дети, танцуя в кругу, поют какую-либо песенку.
«Уточка ути-ути»
Цель: игра учит действовать согласованно, соотносить свою активность с правилами игры, установки с потребностями своих товарищей по общению (осуществление само- и взаимоконтроля совместной игровой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий и операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения заданий).
Считалкой определяется, кто из детей будет уточкой. Остальные дети становятся в круг и берутся за руки. Ребенок – «уточка», двигаясь вперевалочку, проходит под теперь уже поднятыми руками игроков. Стоящие в кругу поют песенку:
Уточка ути-ути,
Негде уточке пройти,
Негде сунуться,
Попросунуться.
Кабы уточке вода,
Потопила бы меня,
Кабы волчий хвост —
Бери за хвост!
Когда произносятся последние слова («бери за хвост»), игрок тихонько хлопает того, кто оказывается рядом с ним. Этот игрок становится позади первого, кладет ему руки на пояс и они продолжают движение вместе, далее наступает очередь следующего игрока. Игра идет до тех пор, пока все не соберутся в одну цепочку.
«Справа, справа от меня есть одно местечко»
Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы принятия, умений вступать в процесс общения, выражать просьбы, вежливое обращение.
Дети встают в круг, оставляя рядом с ребенком справа, свободное место. Этот ребенок поет:
«Справа, справа от меня есть одно местечко, я хочу, чтоб... (игрок называет имя одного из участников, стоящих в кругу) встал, со мной рядом постоял». Названный игрок занимает место справа от позвавшего. Теперь следующий игрок, рядом с которым свободное место, называет другого участника и т. д.
«Горячая картошка»
Цель: игра позволяет прочувствовать и понять, что иногда неудача бывает неизбежна и что с ней надо уметь справиться. Одновременно игра показывает, как легко помочь тому, кто в беде, развивает умение развивать чуткость, сопереживание, заботу к партнерам по общению.
Материалы: одна картофелина.
«Сядьте на пол в круг. У меня для нашего упражнения приготовлена картофелина. Но она — особенная. Вам надо представить, что эта картофелина очень горячая. Поэтому мы должны передавать ее друг другу очень-очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то можем обжечь пальцы. Что тогда? Еще у нас в игре есть стоп-часы. Ими будет один из вас, кто сидит за кругом к нам спиной и время от времени, когда захочет, кричит «Стоп!». Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остается у кого-то в руках, и он «обжигается». (Интервал для стоп-часов должен быть от 30до 60секунд.) Ай-яй-яй! Да это же настоящая беда! Но, к счастью, мы можем утешить своего товарища. Те, кто сидит рядом, обнимут его за плечи и мягко покачают из стороны в сторону, пока ребенок с картофелиной не скажет: «Дальше». И снова быстро-быстро передаем картошку из рук в руки, пока стоп-часы снова не прокричат «Стоп!».
«Охота на динозавриков»
Цель: обучение взаимодействию различными способами (вербальными и невербальными). Игра способствует формированию умения фиксировать малейшие изменения в мимике партнера по общению, умений ориентироваться в партнерах, ситуациях общения, снабжать информацией, используя жесты, мимику.
Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до десяти. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончании счета тот, у кого находится зверек, вытягивая руки вперед, закрывает его ладошками. Остальные участники повторяют этот жест. Задача водящего — найти, у кого в руках динозаврик.
«Дракон кусает свой хвост»
Цель: игра развивает быстроту реакции и координацию, групповую сплоченность, развитие умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению, осуществление само- и взаимоконтроля совместной деятельности, умений доверять, помогать.
Игроки стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — голова дракона, последний — кончик хвоста. Первый пытается схватить последнего: дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит его), на место головы дракона встает другой ребенок.
«Гномики»
Цель: игра позволяет детям проявить способность к сопереживанию, отзывчивость, подсказывает выход из сложившейся ситуации.
Материал: Для игры нужны колокольчики (или погремушки, по числу участников). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).
Взрослый предлагает детям поиграть «в гномиков». У каждого из гномиков есть волшебный колокольчик: когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу — он может загадать любое желание, и оно когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики. «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть, загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят колокольчиками, но вдруг оказывается, что один молчит. «Что же делать? У одного из наших гномиков не звенит колокольчик! Это такое для него несчастье! Он теперь не может загадать желание... Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем исполнить его желание? (Дети предлагают свои варианты решения.) А может, кто-нибудь уступит свой колокольчик на время, чтобы гномик мог позвенеть им и загадать желание?» Важно, чтобы игра обязательно закончилась положительными эмоциями участников.
«День помощника»
Цель: стимулировать детей к самостоятельному поиску способов взаимодействия, соответствующих задаче, способствовать развитию чуткости к косвенным проявлениям внимания и заботы.
Воспитатель собирает с утра всю группу и говорит: «Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он сегодня будет стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его».
В течение дня взрослый напоминает детям о задании. Вечером воспитатель собирает группу и просит каждого ребенка, по очереди, рассказать, как и кто помогал ему.
«Найди пару»
Цель: развитие чувствительности к соотнесению тактильных образов.
Водящий сидит на стуле в дальнем конце комнаты в расслабленной позе, с закрытыми глазами. Один из группы подходит к нему и протягивает ему в руки свою руку. Водящий, не открывая глаз, тщательно исследует ее. Как только водящий считает, что уже достаточно хорошо изучил руку, он говорит: «Все». Тогда все участники группы одновременно протягивают ему свои руки, и водящий пытается найти среди этого множества именно ту руку, которую ему давали первоначально.
«Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, формирование привычки использовать слова вежливости.
Игра проводится с мячом, в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо произносить только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения (извините, простите, сожалею), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). В конце упражнения обсуждается, какие чувства вызывали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.
«Пожалуйста»
Цель: упражнение вырабатывает навык употребления «волшебных» слов.
Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны повторить их лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется — выбывает.
«Меняемся пуговицами»
Цель: упражнение побуждает детей дружески договариваться друг с другом, сотрудничать.
Материал: 100 пуговиц, по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.
Ведущий перемешивает пуговицы и дает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми.
«От спины к спине»
Цель: упражнение помогает детям установить хороший контакт друг с другом, объединиться для решения совместной задачи.
Материал: «летающая тарелка» — одноразовая картонная или пластмассовая. Дети разбиваются на группы по 8 человек и становятся в тесный плотный круг, плечом к плечу. Потом опускаются на четвереньки, по-прежнему тесно прижавшись плечами. Ведущий кладет тарелку на спину одного из них. Играющие должны передавать тарелку друг другу спинами, без помощи рук. Когда тарелка сделает полный круг, всем вместе громко выкрикнуть: «Ура!».
«Передай апельсин»
Цель: развивает ловкость и сообразительность, побуждает участников действовать слаженно, развитие осуществление взаимоконтроля.
Участники становятся в ряд. Первый игрок удерживает апельсин подбородком около шеи. Надо без помощи рук передать апельсин следующему игроку.
«Снежная королева»
Цель: учит детей ориентироваться на внутренние качества личности сверстника, умению «разглядеть» положительные качества в людях. Может использоваться в коррекции низкой самооценки.
Детям предлагается «надеть волшебные очки». Инструкция: «Сегодня мы будем поочередно надевать волшебные очки. А волшебные они потому, что позволяют увидеть самое лучшее, что есть в каждом из нас, даже то, чего мы обычно не замечаем. Представьте, что вы внимательно смотрите сквозь волшебные очки на всех присутствующих, и постарайтесь увидеть как можно больше хорошего в каждом».
Дети должны рассказать о тех качествах, которые они заметили в других после того как «надели» волшебные очки.
Можно «надевать» воображаемые очки, а можно и оправу, позаимствованную в театральном уголке или сделанную вручную из подручного материала.
«Угадай, о чем я мечтаю?»
Цель: развитие воображения, пантомимики, умения передать собеседнику без слов содержание своего посыла.
Дети в парах поочередно изображают пантомимически то, о чем они мечтают. Затем рисуют то, что пытался выразить им партнер. По окончании ребята показывают друг другу рисунки и обсуждают их.
«Кенгуру»
Цель: отработка навыков взаимодействия с партнером (согласование действий), игра способствует сплочению группы.
Участники делятся на пары. Один из них, кенгуру, стоит, другой — кенгуренок — сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба партнера берутся за руки. Задача каждой пары — именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, обойти препятствие и т. д.
На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем и партнерами.
«Бутылочка»
Цель: создание положительного эмоционального фона, развитие воображения, умений состоит из умений вступать в процесс общения, выражать просьбы, вежливое обращение, начинать разговор.
Материал: бутылка.
Дети садятся в кружок. Ведущий берет бутылку и, прежде чем раскрутить ее, предлагает задание, например: проскакать на одной ножке, спеть песенку, похлопать в ладоши, что-нибудь сосчитать или принести. Ребенок, на которого укажет горлышко бутылки, должен выполнить задание, а потом сам придумать новое.
«Воздушная кукуруза»
Цель: развитие умений согласовывать свои действия.
В этом упражнении четное количество участников. В их в распоряжении очень маленькое игровое поле. Каждый складывает руки на груди и прыгает, как воздушная кукуруза (попкорн). При этом он уклоняется от встреч с остальными. Если два зерна воздушной кукурузы соприкоснулись, значит, они «склеились» и должны теперь прыгать вместе. Упражнение окончено, если остались прыгать только «парочки».
«Бип»
Цель: развивать умение выражать свои мысли.
Дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, на ком он сидит, говорит: «Бип».
«Рисунок на тему «Дружба дух цветов»
Цель: позволяет детям получить положительный опыт совместной деятельности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий, поддерживать тех, с кем общаешься (помогать тем, кто нуждается в помощи).
Воспитатель: «Ребята, я хочу вам рассказать историю о дружбе двух цветов. Было это давно. Жили — были два цвета, желтый и синий. Желтый очень гордился тем, что он такой же, как солнце и как песок на берегу моря в ясную солнечную погоду. Неподалеку от желтого жил синий цвет. Он тоже считал себя очень важным и ни в чем не хотел уступать желтому цвету.. Так они и жили, споря, кто из них важнее.
Спорили-спорили они и однажды чуть было совсем не поругались. Но в этот момент подул ветер и перемешал желтый и синий цвет. Так родился зеленый цвет, а из него — трава, цветы, деревья! И на свете стало так хорошо: теперь и море, и солнце, и небо, и трава — все разноцветное!
А желтый и синий поняли, что были не правы, что каждый из них хорош по-своему и если они будут дружить, появится много зеленого цвета, а без него уже никто не может обойтись!
Вот и мы, продолжает ведущий, постараемся подружить желтый и синий цвет, голубой и красный, желтый и красный — и посмотрим, чем их дружба нас порадует. Разделитесь на пары, пусть каждый выберет один какой-то цвет, о которых я сейчас говорила. После этого начнем раскрашивать лист, каждый ребенок со своей стороны. Сначала цвета будут совсем разными, но чем ближе к середине листа вы будете двигаться, тем больше ваш цвет соединится с цветом вашего партнера. Вы должны подружить свои цвета так, чтобы середина листа у вас приобрела какой-то третий цвет».
«Рисуем всей группой»
Цель: упражнение способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу.
Материал: лист ватмана, восковые мелки или фломастеры.
«Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать и выберите себе место. Для рисования я дам каждому только один мелок (фломастер), но, наверное, вам захочется сделать свои рисунки разноцветными? Тогда нужно будет обмениваться друг с другом мелками».
Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.
Игровые упражнения для развития навыков слушания
«Кто что услышит?»
Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.
Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.
«Угадай, что делать?»
Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.
Оборудование: Бубен, два флажка.
У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.
Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.
«Кто внимательный?»
Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.
Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:
- Возьми мишку и посади в машину.
- Возьми мишку из машины.
- Посади в машину куклу.
- Покатай куклу машине.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.
«Солнце или дождик?»
Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.
Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
«Где позвонили?»
Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: Колокольчик.
Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
«Угадай, на чем играю?»
Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.
Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.
Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».
«Взаимное цитирование»
Цель: Развивать слуховое внимание. Развивать коммуникативные умения; совместное выполнение заданий и в определенной логической последовательности; определение порядка и рациональных способов выполнения совместных заданий.
Игроки садятся на стульчики или на пол, образуя круг. Воспитатель говорит:- Давайте поучаствуем в таком упражнении. Я два раза стучу ладонями по коленям и дважды произношу свое имя «Лена – Лена», а затем хлопаю в ладоши над головой, называя кого – нибудь другого, например: «Ваня-Ваня». Ваня, услышав свое имя, сначала стучит по коленям два раза, называя себя «Ваня – Ваня» а потом хлопает в ладоши и называет кого – нибудь другого, например,: «Катя-Катя». Теперь Катя перенимает ход и так далее. Постарайтесь не смотреть на того участника, которого вы называете. Произносите его имя, например, глядя куда-то вверх.
«Кто ты?»
Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь, развивать умение вступать в процесс общения, вести дружественный разговор.
Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.
Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой» и строго предупреждает:
- Кто ошибается,
Тот попадается!
Кто засмеётся, тому плохо придется!
Далее следует диалог, например:
- Кто ты?
- Метла.
- А что ты ел сегодня утром?
- Метлу.
- А на чем ты приехал в детский сад?
- На метле. И так далее.
Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся) , водящий меняется.
«Пум–пум–пум»
Цель: развивать умение вступать в процесс общения, вести дружественный разговор.
Дети садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Педагог говорит:
- Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум». «Пум – пум –пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет.
Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.
Например:
- Почему ты загадал этот «Пум – пум – пум»?
- Для чего «Пум – пум –пум» нужен?
- Этот «пум-пум-пум» большой или маленький?
И так далее. Водящий должен отвечать на вопросы игроков, полным предложением. Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.
Игровые упражнения на развитие эмпатии
«Кто тебя позвал, узнай?»
Цель: развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии.
Дети, каждый по очереди, становятся в конец комнаты и закрывают глаза — водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего — отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знают друг друга, можно усложнить задание, предложив игрокам изменить голос.
«Игрушка»
Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.
Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары — обладатель красивой и очень любимой им игрушки. Другой очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача — уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно, что при выполнении этого упражнения ребенку — хозяину игрушки дается любая, которую он может представить как самую любимую.
Как только владелец игрушки отдаст ее напарнику, игра прерывается и ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку, какие чувства при этом испытывал.
«Зеркало»
Цель: развивать умение вступать в процесс общения, использовать средства невербального общения.
Участники делятся на пары. Один рассказывает что-либо, второй внимательно слушает (активно или пассивно), одновременно «присоединяясь» к партнеру — повторяет его позу, выражение лица, подстраивается к темпу речи, интонациям. Затем меняются ролями.
«Любящий взгляд»
Цель: развивать умение делиться своими чувствами, настроением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Один участник выходит за дверь. Его задача — определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие 2-3 человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим взглядом» увеличивается.
«Тренируем эмоции»
Цель: Развитие умения выражать собственные эмоции, используя средства невербального общения.
Описание: Попросите ребенка:
нахмуриться - как:
- осенняя туча,
- рассерженный человек,
- злая волшебница.
улыбнуться, как:
- кот на солнце,
- само солнце,
- как Буратино,
- как хитрая лиса,
- как радостный ребенок,
- как будто ты увидел чудо.
позлись, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- два барана на мосту,
- как человек, которого ударили.
испугайся, как:
- ребенок, потерявшийся в лесу,
- заяц, увидевший волка,
- котенок, на которого лает собака.
устань, как:
- папа после работы,
- муравей, поднявший тяжелый груз,
отдохни, как:
- турист, снявший тяжелый рюкзак,
- ребенок, который много потрудился, но помог маме,
- как уставший воин после победы
«Назови похожее»
Цель: Активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.
Взрослый называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
«Обзывалки»
Цель: Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния, развитие умений оценивать результаты совместного общения, оценивать себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать, понимать результаты общения.
Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!». После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему. Часто дети приходят к выводу, что приятнее говорить товарищу добрые слова, в этом случае и самому становилось хорошо. Кроме того, дети отмечают, что иногда даже необидное слово, если оно сказано грубым голосом или сопровождается угрожающими жестами, может быть неприятным для человека.
«Рисуем настроение»
Цель: Развитие умения выражать собственные эмоции, способствовать реакции на эмоцию, развитие эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы.
Это упражнение очень разнообразно по способам воплощения. Вот некоторые варианты выполнения упражнения: выполнение рисунка «Мое настроение сейчас» любыми способами, каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
«Мои чувства»
Цель: Способствовать открытому проявлению эмоций, эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимик.
Детям предлагается посмотреть на себя в зеркало и изобразить радость, затем испуг. Представить, как зайчик может испугаться, когда услышит шорох, а затем зайчик увидел, что это сорока и он рассмеялся.
«Грустный котёнок»
Цель: Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств, эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы, развивать умения делиться своими чувствами.
Дети по очереди играют роль котенка, который загрустил, а остальные разными способами стараются его утешить.
Список литературы
1. Анцупова, Г. Л. Давай поиграем! [Текст] / Г. Л. Анцупова. – Ростов-на-Дону, 2000. –140с.
2.Арасланова, Е. Искусство переживать [Текст] / Е. Арасланова, Л. Безденежных // Обруч. – 2001. – № 5. – С. 9-11.
3. Битянова, Н. Р. Психология личностного роста [Текст] / Н. Р. Битянова. – М.: 1995.
4. Бондаренко, Т. А. Развивающие игры в ДОУ [Текст] / Т. А. Бондаренко. – Воронеж.: ИП Лакоценин, 2009. – 190 с.
5. Валигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Валигузова, Е. О. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 197с.
6. Веракс, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] / Н. Е. Веракс, А. Н. Веракс – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
7.Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002.
8. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В. В. Гербова. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
9. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: 2002. –132с.
10. Граббет, Р. Игры для детей от 2 до 6 лет [Текст] / Р.Греббет. – М.: Сфера, 2009. – 169с.
11. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада [Текст] / Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 164 с.
12. Дуброва, В. П. Креативные и психотехнические игры [Текст] / В. П. Дуброва, Е. П. Милошевич, О. В. Хухлаева. – М.: 2005.
13. Иванищина, О. Н. Развитие связной речи детей: образовательные ситуации и занятия [Текст] / О. Н. Иванищина, Е. А. Румянцева. — Волгоград.: Учитель, 2013. – 239 с.
14. Калинина, Т. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет [Текст] / Т. В. Калинина. – Волгоград.: Учитель, 2012.- 151с.
- Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] / О. А. Карабанова. – М.: Сфера, 2000. –102с.
16.Клюева, Н. В. Учим детей общению [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина – Ярославль.: 1997.
17. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции занятия с детьми 3-7 лет [Текст] / В. Н. Косарева. – Волгоград.: Учитель, 2013. – 166 с.
- Котакова, Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Котакова // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 10. – С. 12-16.
- Кочева, Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду [Текст] / Е. Кочева // Школьный психолог. –2000. – № 25. – С. 4-20.
- Кравцова, Е. Ребенок внутри общения [Текст] Е. Кравцова, Е. Бережковская // Дошкольное образование. – 2005. – № 3.
- Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина – М.: Педагогика, 1990. – 152с.
- Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – М.: Педагогика, 2000.
- Маралов, В. Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми [Текст] / В. Г. Маралов. – М.: 1992.
- Никифорова, Е. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками [Текст] / Е. В. Никифорова. – М.: Дефектология, 2007.
- Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. М.: Сфера, – 2001. – 480с.
- Пайсон, Е Вечерние игры. Игра и дети [Текст] / Е. Пайсон. – М.: 2001. –102с.
- Панфилова, М. А. Игротерапия общения [Текст] / М. А. Панфилова. – М.: 2000.
- Рубинштейн, С.Л. «Основы общей психологии». – СПб.: Издательство «Питер»,1999.
29. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 2000.
30. Смирнова, Т. В. Ребенок познает мир: игровые занятия по формированию представления о себе для младших дошкольников [Текст] / Т. В. Смирнова. – Волгоград.: Учитель, 2013. –167 с.
31.Самоукина, Н. В. Игры, в которые играют [Текст] / Н. В. Самоукина. – М.: Дубна, 1997.
32.Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е. О. Смирнова. – М.: 2008. –105с.
- Стекольникова, Н. В. Влияние педагога на эмоциональное самочувствие дошкольника [Текст] / Н. В. Стекольникова. – М.: 2009. – 130с.
34.Чернецкая, Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду [Текст] / Л. В. Чернецкая. – Ростов-на-Дону.: 2005.
35.Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г. А. Широкова. – Ростов-на-Дону.: 2003.
- Шпицберг, И. Кто меня приголубит? [Текст] / И. Шпицберг, Л. Елькина, И. Карпенкова //Школьный психолог. – 2001. – № 19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игр и игровых упражнений в развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»
«Использование игр и игровых упражнений в развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»...
Сборник игровых упражнений для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...
КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картокека...
Образовательно – развивающая ситуация на игровой основе по развитию коммуникативных умений. Тема: «Весёлое путешествие»
Задачи:Учить испытывать радость от возможности поделиться с друзьями, помочь другу.Учить эмоционально-чувственному восприятию, сотрудничеству.Развивать коммуникативные способности детей, выразительнос...
Комплект упражнений способствующих развитию коммуникативных умений для детей школьного возраста
Формирование коммуникативных компетенций является важнейшим аспектом общего развития личности. В настоящее время проблема формирования коммуникативных компетенций является актуальной, так как наб...
Сборник игровых упражнений для развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Сборник игровых упражнений для развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста...
Игры и игровые упражнения для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Организация игр и игровых упражнений по развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста создаёт определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное ...