Программа развития профессиональной и родительской рефлексии участников образовательных отношений в условиях инклюзивного образования
рабочие листы по психологии

Милитенко Елена Сергеевна

Программа содердит комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленых на повышение уровня профессиональной и родительской рефлексии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение города  Новосибирска «Детский сад № 425 комбинированного вида «Елочка» Зорге 207/1 Тел/факс:342-19-68;  315-17-77,342-66-57; ds_425_nsk@nios.ru

                         

Утверждаю_________________

Заведующий МКДОУ д/с №425

                           Васильева Е.Ю.

                 «__»_______20____г.

Программа развития профессиональной и родительской рефлексии участников образовательных отношений в условиях инклюзивного образования

                                                                           Автор программы:

                                                                           Милитенко Елена Сергеевна

                                           педагог-психолог

    высшей квалификационной категории

                                                                       

г. Новосибирск  2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение

1.1 Актуальность программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена……………………………………………….3

1.2 Новизна программы………………………………………………...……………4

2. Научно-методические и нормативно-правовые основания разработки и реализации программы………………………………………………..…………6

3. Цель и задачи программы…………………………………………………………7

4. Описание участников программы………………………………………………..8

5. Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении

программы……………………………………………………………………...….8

6. Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы………………………………………………………………………....8

7. Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы………...…11

8. Алгоритм реализации программы…………………………………………...…12

9. Сроки и этапы реализации программы……………………………………...…14

10. Структура и содержание программы

10.1 Структурные компоненты программы………………………………………20

10.2 Дидактические разделы………………………………………………………21

10.3 Тематическое планирование…………………………………………………….

11. Описание используемых методик и технологий………………………………

12. Ожидаемые результаты реализации программы (промежуточные и

итоговые)…………………………………………………………………….

13. Критерии оценки достижения планируемых результатов………………..

14. Система организации внутреннего контроля за реализацией программы…..

15. Сведения о практической апробации программы на базе образовательного

учреждения………………………………………………………………….

Литература……………………………………………………………………….

Программа развития профессиональной и родительской рефлексии участников образовательных отношений в условиях инклюзивного образования

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность программы, обоснованное описание проблемной ситуации

В настоящее время одной из первоочередных задач, стоящей перед современной системой образования, является создание условий, обеспечивающих успешную социализацию и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. Это определяет необходимость системной проработки вопросов, связанных с условиями организации инклюзивного образования в образовательном учреждении.

Важно отметить, что ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет гибкого изменения, что в свою очередь предъявляет ряд требований к профессиональным качествам педагога, среди которых особое значение приобретает способность педагога к рефлексии. Сформированность рефлексивных умений позволяет педагогу находить новые ценности и смыслы профессиональной деятельности, ставить цели и уверенно достигать их, решая различные профессиональные задачи. А в проблемной ситуации, которые нередко возникают воспитательно-образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, рефлексия становится для педагогов тем «спасательным кругом», который позволяет им объективировать ситуацию, перевести из ее проблемной в задачу своей деятельности.

Именно поэтому развитие профессиональной рефлексии педагогов мы рассматриваем, как одно из важнейших условий для развития ценностей и механизмов инклюзивного образования.

Однако не менее важное значение имеет и организация партнерского взаимодействия с семьей. При этом важно отметить, что включенность родителей в воспитательно-образовательный и коррекционный процесс является одним из значимых условий повышения эффективности инклюзивного образования. Однако далеко не всегда родители готовы к «конструктивному диалогу» с образовательной организацией, что может быть обусловлено целым рядом причин.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко и нарушает весь ход жизни семьи, вызывая кризисную ситуацию, с которой семья, подчас не может справиться самостоятельно. Признание у ребенка дефектов нередко провоцирует тяжелое эмоциональное состояние родителей, затрудняя адекватное восприятие ситуации и в конечном итоге может привести к эмоциональному истощению. В такой ситуации для того, чтобы включиться в коррекционно-образовательный процесс, у родителя может быть просто недостаточно ресурсов. Однако, как отмечают ряд исследователей (Василюк Ф.Е., Хазова С.А.), преодолению сложных жизненных ситуаций может способствовать высокий конструктивный уровень родительской рефлексии, обеспечивающий включение конструктивных копинг-стратегий и актуализацию потребности родителя в самопознании и саморазвитии.

Немаловажную роль играет и оказание родителям комплексной психологической поддержки, направленной на гармонизацию эмоционального состояния, что наряду с развитие рефлексивных умений будет способствовать повышению ресурсного потенциала семьи.

Отдельного внимания заслуживает и важность обучения педагогов приемам рефлексивного взаимодействия с родителями, обеспечивающих повышение мотивации родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.

Исходя из вышесказанного, мы определяем развитие профессиональной и родительской рефлексии участников образовательных отношений как одну из приоритетных задач психологической службы в образовательной организации.

1.2 Новизна программы

Новизна данной программы в том, что она обеспечивает комплексный подход в реализации психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, способствуя развитию рефлексивных умений, как родителей, так и педагогов. В данном контексте можно говорить о работе в рамках единого проблемного поля, обеспечивающую создание условий для повышения качества инклюзивного образования в дошкольном учреждении.

Для работы с педагогами нами были выбраны наиболее эффективные, на наш взгляд, формы – это практико-ориентированные семинары с использованием кейс-технологии и технологии проблемного диалога, направленные на актуализацию рефлексивной позиции, тренинговые занятия, способствующие развитию рефлексивных умений и формированию позитивных установок на профессиональное самосовершенствование, а также индивидуальные консультации, в рамках которых осуществляется методическая и психолого-педагогическая поддержка педагогов.

Для повышения эффективности практико-ориентированных семинаров, часть из них проводятся в формате воркшопов. Особенность данного формата работы заключается в том, что ведущий представляет участникам исходные данные для анализа и точку отсчета, но в процессе обучения активно не участвует. Участники максимально вовлекаются в учебный процесс, экспериментируют, изучают тему на конкретных примерах, спорят, стараются прийти к компромиссу. Это помогает педагогам актуализировать имеющийся у них педагогический опыт и интегрировать на основе существующих ресурсов новый взгляд на понимание рассматриваемой проблемы, а также осуществить совместный поиск оригинального решения той, или иной творческой задачи.

Одним из успешных, на наш взгляд, методов работы является использование проективных метафорических карт, что способствует свободному самовыражению и самораскрытию участников, а также актуализирует восприятие проблемной ситуации, как разрешимой. Также мы бы хотели отметить включение в тренинговые занятия социодраматических ролевых игр, которые позволяют участникам переосмыслить профессиональные установки и профессиональную позицию, сложившуюся систему отношений с родителями, детьми и коллегами, способствуют развитию профессионального самосознания.

Для работы с родителями по развитию рефлексивных умений нами было выбрано – проведение практико-ориентированных семинаров с использованием приемов кинотерапии, которые направлены на расширение поведенческого репертуара участников, а также помощь в отреагировании негативных эмоциональных состояний методом проекции и актуализацию конструктивных копинг-стратегий, проведение тренинговых занятий, индивидуальных и семейных консультаций.

Одним из успешных методов работы с родителями выступают приемы арт- терапии, которые мы включили в семейные консультации и тренинговые занятия по развитию родительской рефлексии. В рамках семейных консультаций они выступают как диагностический и коррекционный инструментарий, направленный на выявление и коррекцию дисфункциональных способов семейного взаимодействия, а также обогащение опыта, связанного с успешным решением семейных проблем. В рамках тренинговых занятий приемы арт-терапии посредством невербальных средств самовыражения позволяют родителям осознать собственные установки и ожидания в отношении ребенка, способствуя формированию конструктивной родительской позиции.

Для актуализации рефлексивных умений родителей нами был разработан «рефлексивный дневник», ведение которого в соответствии с предложенным специалистом алгоритмом позволяет родителю проводить рефлексивный анализ своих действий при решении проблемных ситуаций с ребенком. Обсуждение результатов и возникающих затруднений осуществляется на индивидуальных консультациях.

Отдельно хотелось бы отметить важность проведения семейных консультаций, направленных на координацию усилий всех членов семьи, а также создание ими общей стратегии помощи ребенку. Нередко в таких семьях возникают конфликтные ситуации, а уровень эмоционального напряжения бывает настолько высоким, что затрудняет взаимодействие между членами семьи. Именно поэтому так важно создать для них «безопасное пространство», где они могли бы выразить свои чувства, обсудить сложившуюся ситуацию и получить поддержку, что оказывается возможным на семейных, или супружеских консультациях.

Однако работа с родителями и педагогами не может строиться изолированно друга от друга. Именно поэтому мы включили в программу совместные тренинговые занятия для родителей и педагогов, направленные на формирование конструктивного взаимодействия посредством актуализации их рефлексивной позиции. В данном контексте под рефлексивной позицией мы понимаем готовность участников к восприятию себя и другого, как субъектов педагогического взаимодействия, ориентированного на диалогичность общения и выстраивание партнерских взаимоотношений. Данную форму работы мы считаем одной из наиболее успешных, так как она способствует выработке общей стратегии, актуализируя рефлексивные умения участников и побуждая их к сотворчеству

  1. Научно-методические и нормативно-правовые основания разработки и реализации программы

Нормативно-правовым основанием для разработки и реализации программы выступают:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155

Научно-методическую основу разработки и реализации программы составляют следующие методологические и методические идеи и теории:

  • психолого-педагогические концепции рефлексии, идеи о педагогической рефлексии как феномене, определяющем профессиональное и личностное формирование человека (А.С. Арсентьев, Б.З. Вульфов, И.Н. Семенов);
  • технологии тренинговой работы, как психологического воздействия, основанного на активных методах групповой работы (И.В. Вачков, Г.Б. Монина, К. Рудестам, Н.Ю. Хрящева);
  • игровые технологии, способствующие активизации развивающего процесса, побуждения к творчеству, созданию атмосферы доверительного общения, благоприятной для личностных изменений (М.Р. Битянова);
  • проективные и арт-методы (И.В. Вачков, Т.Ю. Колошина);
  • кейс-технологии, достоинством которой является гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности и дает возможность соотнесения теории с педагогической практикой (Р. Мюнтер, М. Лидерс, Дж. Эрскин);
  • системный подход в семейном консультировании (Э. Г. Эйдемиллер, А. Варга);
  • технологии проблемного диалога, позволяющей через специально организованный диалог создать условия для творческого усвоения знаний (Е.Л. Мельникова)

Общенаучный уровень методологии составляют системный подход; гуманистический подход, который предусматривает понимание и восприятие человека как ценности, создание условий для его свободного развития, деятельностный и комплексный подход.

  1. Цель и задачи программы

Цели

повышение уровня профессиональной рефлексии

повышение уровня родительской рефлексии

Задачи

  • способствовать развитию профессионального самосознания, в том числе навыков рефлексивного анализа профессиональной деятельности;
  • способствовать развитию гибкости мышления, в том числе в решении педагогических проблем;
  • актуализировать рефлексивную позицию в коммуникации с детьми и родителями;
  • развивать навыки рефлексивного анализа своего эмоционального состояния;

  • способствовать самопознанию с точки зрения своего родительского поведения и родительской позиции, родительских установок и ожиданий;
  • способствовать формированию адекватного восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития;
  • актуализировать представления о рефлексивных действиях в воспитании ребенка при решении проблемных ситуаций;
  • способствовать развитию эмоциональной осознанности;
  • формировать активную родительскую позицию в процессе абилитации ребенка

  • способствовать формированию позитивных установок на саморазвитие и самосовершенствование;
  • способствовать оптимизации взаимоотношений педагогов и родителей;
  • развивать навыки рефлексивной коммуникации педагогов и родителей

  1. Описание участников программы

Программа предназначена для педагогов дошкольного образовательного учреждения (воспитателей и специалистов), работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Количественный состав групп: оптимальное количество участников при проведении тренинговых занятий, практико-ориентированных семинаров – не более 12 человек

 Эффективность деятельности таких групп определяется не только приемлемой плотностью взаимодействия, но и возможностью контролировать и управлять действиями участников со стороны специалиста.

Качественный состав групп: при комплектовании группы учитываются психологические особенности педагогов и родителей, степень сформированности рефлексивных умений. В зависимости от этого модифицируется программа занятий (может быть усилен один из блоков, входящих в программу)

  1. Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы

К освоению программы не допускаются лица с выраженной психоэмоциональной неустойчивостью, поскольку это может негативно сказаться на эффективности результатов.

  1. Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы

Участники программы

Права участников программы

Обязанности участников программы

Педагоги

  • на получение квалифицированной консультативной помощи;
  • на высказывание собственного мнения и обмен опытом;
  • на участие в тематическом планировании проблемно-ориентированных семинаров и круглых столов;
  • могут отказаться от выполнения отдельных упражнений, участия в программе

  • уважать мнения друг друга в процессе обсуждения;
  • регулярно посещать занятия и быть активными;
  • соблюдать принцип конфиденциальности;
  • соблюдать установленные правила внутреннего распорядка Учреждения

Родители

  • на получение квалифицированной консультативной помощи;
  • на высказывания собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
  • на участие в тематическом планировании проблемно-ориентированных семинаров и круглых столов;
  • могут отказаться от выполнения отдельных упражнений, участия в программе

  • уважать мнения друг друга в процессе обсуждения;
  • регулярно посещать занятия и быть активными;
  • соблюдать принцип конфиденциальности;
  • соблюдать установленные правила внутреннего распорядка учреждения

Специалисты, реализующие программу

  • на внесение корректив в содержание занятий с учетом промежуточных результатов работы, запросов участников;
  • может гибко менять стиль общения с участниками программы;        
  • может адаптировать предлагаемые упражнения реальным возможностям участников программы

  • осуществлять методическую и организационную подготовку к занятиям;
  • обеспечить психологическую безопасность участников программы;
  • проводить занятия на достаточном уровне профессиональной компетентности;
  • информировать педагогов и родителей о результатах диагностики;
  • соблюдать принцип конфиденциальности

Ряд требований к личностным качествам специалистов:

  • проявлять гибкость в общении с участниками программы;
  • владеть навыками конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Принципы взаимодействия ведущего программы с участниками:

  • принцип личностно-ориентированного стиля общения – основан на уважении личности безоценочном отношении;
  • принцип дифференцированного подхода –   учет индивидуальных особенностей участников программы;
  • принцип безопасности – создание атмосферы доброжелательности, гарантии конфиденциальности данных;
  • принцип эмоционального комфорта: создание при взаимодействии с участниками программы атмосферы, помогающей им раскрывать свои ресурсы и возможности и адекватно воспринимать обратную связь;
  • принцип вариативности, гибкости: готовность психолога учитывать при взаимодействии с участниками программы нестабильность их эмоционального состояния и непредсказуемость самой ситуации общения.

Способы обеспечения гарантий прав участников программы

  • ведущий программы информирует участников о цели работы, применяемых методах и способах использования полученной информации;
  • участники занятий принимают основные правила работы в группе: взаимоуважение, добровольность, конфиденциальность, добровольность и другие;
  • ведущий программы осуществляет профессиональную деятельность, руководствуясь «Этическим кодексом психолога»

  1. Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы

Наименование

Имеющиеся

Кадровое обеспечение

Педагог-психолог, имеющий соответствующую квалификацию

Перечень учебных и методических материалов

  • метафорические ассоциативные карты (Мастер сказок, ОН, PERSONA, PERSONITA);
  • конспекты проблемно-ориентированных семинаров и тренинговых занятий;
  • методическая литература по следующим направлениям: развитие профессиональной рефлексии педагога, развитие родительской рефлексии, организация и проведение тренинговых занятий, работа с метафорическими ассоциативными картами;
  • видеотека: фильмы «Звездочки на земле», «Саймон Бирч», «Чудо», «Желание жить»;
  • диагностический инструментарий для работы с педагогами: методика Е.Е. Рукавишниковой «Уровень развития педагогической рефлексии», методика А.В. Карпова «Диагностика рефлексии», методика О.С. Анисимова «Определение уровня рефлексивности мышления», опросник профессиональных затруднений и потребности в профессиональном саморазвитии;
  • диагностический инструментарий для работы с родителями: анкета Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина «Дифференциальный тип рефлексии», модифицированная методика, «Родительское сочинение» О.А. Карабановой, методика А.В. Карпова «Диагностика рефлексии», анкета исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Е.И. Захаровой
  • «рефлексивный дневник» для родителей (приложение 5)

Требования к материально-технической оснащенности учреждения

  • помещение проведения групповых занятий (спортивный, или музыкальный зал ДОУ);
  • кабинет для проведения консультаций и;
  • мультимедийное оборудование (компьютер, проектор);
  • информационный стенд;
  • раздаточный материал (канцелярские принадлежности, в том числе ручки, карандаши, листы бумаги формата А-3 и А-4, материал для создания коллажей, клей-карандаш

Требования к информационной обеспеченности учреждения

Мультимедийное оборудование, в том числе компьютер проектор

8. Алгоритм реализации программы

Программа включает в себя три последовательных, взаимодополняющих блока занятий:

Первый блок ориентирован на формирование мотивации участников программы к работе, а также оказание им необходимой консультативной помощи. 

В рамках работы с педагогами осуществляется проведение бесед и консультаций, направленных на выявление затруднений в педагогической деятельности, определяется индивидуальная стратегия развития в соответствии с предъявляемым педагогом запросом. 

В рамках работы с родителями проводятся индивидуальные и семейные консультации, которые позволяют сформировать готовность к принятию помощи и обозначить ряд проблемных тем, на которых будет строиться дальнейшая консультативная работа. Семейные консультации проводятся с родителями (супружеской парой), а также взрослыми, которые заботятся о ребенке, и направлены на формирование рефлексивного взаимодействия, помощь в отреагировании негативных эмоциональных состояний, а также координацию усилий всех членов семьи для реализации единой стратегии помощи ребенку. В рамках индивидуальных консультаций с родителями обсуждаются способы взаимодействия с ребенком в проблемных ситуациях с позиции рефлексивного анализа. Родителям предлагается вести «рефлексивный дневник» для осуществления анализа своих действий по следующему алгоритму:

  • записать ситуацию, затем в форме прямой речи ответить на вопрос: «Что я мог(ла) бы сказать ребенку в этой связи?» Формулировка дает возможность анализировать собственные высказывания и поведение;
  • соотнести каждое записанное предложение с одним из шести видов взаимодействия («репрессивные меры», «игнорирование ситуации», «ролевое взаимодействие», «выяснение мотивов», «стимул изменить собственное поведение») для определения соотношения «продуктивного» и непродуктивного» общения (данные формы взаимодействия обсуждаются в рамках проблемно-ориентированных семинаров и тренинговых занятий);
  • выбрать продуктивный (подходящий) способ для решения ситуации и подобрать необходимые слова.

Важно отметить, что основной признак возникновения сложной ситуации между родителем и детьми — это противоречия. Противоречия возникают в связи с целью, которую ставит родитель, и целью, которую преследуют дети. В данном контексте рефлексивный анализ позволяет снизить число ошибок, в оценке поведения детей.

На первом этапе также осуществляется взаимодействие педагогов и родителей по организации коррекционно-развивающей работы с детьми. Специалист, реализующий программу (педагог-психолог), сопровождает данный процесс, выявляя затруднения в процессе взаимодействия и помогает участникам преодолеть возникающие противоречия посредством индивидуальных и групповых консультаций.

Второй блок ориентирован на просветительскую деятельность, а также актуализацию и совершенствование рефлексивных умений участников программы.

В рамках работы с педагогами проводятся практико-ориентированные семинары, направленные на повышение информационной компетентности и формирование представлений о методике рефлексивной деятельности. Под информационной компетентностью педагога мы понимаем достаточный уровень профессионально-педагогических знаний, необходимых для инклюзивного образования детей, под методикой рефлексивной деятельности – структуру рефлексивных педагогических действий, включающих системный анализ и планирование.

Часть проблемно-ориентированных семинаров проводится в формате воркшопов и направлена на обучение педагогов приемам рефлексивного взаимодействия с родителями.

Также с педагогами проводятся тренинговые занятия, направленные на развитие основных аспектов профессиональной рефлексии. Тренинговая работа ведется по следующим направлениям:

  • развитие личностного аспекта профессиональной рефлексии (развитие профессионального самосознания, актуализация представлений о профессиональных дефицитах и способах их преодоления, формирование установки на саморазвитие);
  • развитие когнитивного аспекта профессиональной рефлексии (развитие способности к анализу профессиональной деятельности);
  • развитие коммуникативного аспекта профессиональной рефлексии (актуализация рефлексивной позиции в коммуникации с детьми и родителями);
  • развитие эмоционального аспекта профессиональной рефлексии (развитие навыков рефлексивного анализа своего эмоционального состояния и взаимодействия с другими)

В рамках работы с родителями проводятся занятия, ориентированные на оказание групповой психологической помощи, которая построена на самоисследовании, осознании собственных чувств, установок, мыслей и способствует расширению представлений о родительской позиции, способах взаимодействия с ребенком и развитию эмоциональной и поведенческой гибкости.

Практико-ориентированные семинары для родителей направлены на психологическое просвещение родителей по вопросам рефлексивного взаимодействия с ребенком, особенностях его развития и организации развивающей среды.

Тренинговые занятия для родителей направлены на развитие основных аспектов родительской рефлексии. Тренинговая работа ведется по следующим направлениям:

  • развитие личностного аспекта родительской рефлексии (развитие способности к анализу своего воспитательного ресурса, формирование установки на саморазвитие);
  •  развитие когнитивного аспекта родительской рефлексии (формирование адекватных представлений о родительской роли, влиянии родительских установок и ожиданий на формирование личности ребенка);
  • развитие коммуникативного аспекта родительской рефлексии (развитие представлений о рефлексивных действиях родителя при решении проблемных ситуаций, актуализация рефлексивной позиции в коммуникации с ребенком);
  • развитие эмоционального аспекта родительской рефлексии (развитие навыков рефлексивного анализа своего отношения к ребенку и к себе, как к родителю, развитие навыков психоэмоциональной саморегуляции)

Третий блок направлен на повышение качества взаимодействия родителей и педагогов. Проведение совместных тренинговых занятий, ориентированных на выстраивание конструктивного диалога и развитие рефлексивных способов взаимодействия, способствует формированию партнерских взаимоотношений, что в свою очередь повышает качество инклюзивного образования.

  1. Сроки и этапы реализации программы

  1. Подготовительный
  • информирование родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и педагогов о проведении в ДОУ программы развития профессиональной и родительской компетентности участников образовательных отношений в условиях инклюзивного образования;
  • проведение индивидуальных встреч психолога с участниками программы с целью мотивации на дальнейшую продуктивную деятельность;
  • проведение индивидуальных встреч педагогов и специалистов ДОУ (воспитателя, психолога, логопеда) с родителями с целью их ознакомления с особенностями организации образовательного процесса и коррекционной работы с детьми ограниченными возможностями здоровья, формирование побудительных мотивов, заинтересованности родителей в участии в процессе абилитации

Сроки реализации: сентябрь 2021 года

  1. Диагностический
  • проведение входной диагностики педагогов с целью изучения профессиональной рефлексии  – включает в себя изучение уровня развития рефлексивности (методика А.В. Карпова «Диагностика рефлексии») (приложение 6), определение уровня развития педагогической рефлексии (методика определения уровня сформированности педагогической рефлексии Е.Е. Рукавишниковой) (приложение 7), изучение рефлексивности мышления (методика определения рефлексивности мышления О.С. Анисимова) (приложение 8), изучение потребности в профессиональном саморазвитии (опросник профессиональных затруднений и потребности в профессиональном саморазвитии) (приложение 9);
  • проведение входной диагностики родителей с целью изучения родительской рефлексии – включает в себя изучение уровня развития рефлексивности (методика А.В. Карпова «Диагностика рефлексии»); определения личностных особенностей родителя и его родительской позиции (модифицированная методика «Родительское сочинение» О.А. Карабановой) (приложение 10), исследование уровня системной рефлексии, интроспекции и квазирефлексии (анкета Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина «Дифференциальный тип рефлексии») (приложение 11), изучение способности родителя к распознаванию эмоционального состояния ребенка и характера эмоционального взаимодействия с ним (анкета исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Е.И. Захаровой) (приложение 12)

Сроки реализации: октябрь 2021 года.

  1. Основной
  • проведение консультаций воспитателей и специалистов, направленных на определение индивидуальной стратегии развития;
  • проведение индивидуальных и семейных консультаций для родителей, направленных на определение и проработку проблемных вопросов;
  • проведение практико-ориентированных семинаров и тренинговых занятий для родителей;
  • проведение практико-ориентированных семинаров и тренинговых занятий для педагогов;
  • проведение совместных тренинговых занятий для родителей и педагогов;
  • проведение индивидуальных встреч, направленных на закрепление результатов программы;
  • представление наглядной информации по вопросам развития профессиональной и родительской рефлексии в стендовом формате, разработка памяток и буклетов

Сроки реализации: октябрь 2021 года – апрель 2022 года.

  1. Промежуточная диагностика
  • определение уровня развития педагогической рефлексии (методика определения уровня сформированности педагогической рефлексии Е.Е. Рукавишниковой);
  • изучение рефлексивности мышления (методика определения рефлексивности мышления О.С. Анисимова);
  •  изучение уровня развития рефлексивности (методика А.В. Карпова «Диагностика рефлексии»);
  •  изучение способности родителя к распознаванию эмоционального состояния ребенка и характера эмоционального взаимодействия с ним (анкета исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Е.И. Захаровой)

Сроки реализации: январь 2021 года

  1. Итоговая диагностика
  • проведение итоговой диагностики педагогов с целью изучения профессиональной рефлексии (методика А.В. Карпова «Диагностика рефлексии», методика определения уровня сформированности педагогической рефлексии Е.Е. Рукавишниковой, методика определения рефлексивности мышления О.С. Анисимова, опросник профессиональных затруднений и потребности в профессиональном саморазвитии);
  • проведение итоговой диагностики родителей с целью изучения родительской рефлексии (методика А.В. Карпова «Диагностика рефлексии», модифицированная методика «Родительское сочинение» О.А. Карабановой, анкета Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина «Дифференциальный тип рефлексии», анкета исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Е.И. Захаровой)

Сроки реализации: май 2021 года.

  1. Завершающий
  • подведение итогов проведенной программы в формате круглого стола;
  •  составление аналитического отчета итогов реализации программы и представление его в отчете

Сроки реализации: май 2021 года

Перспективный план на год

Месяц

Мероприятие

Цель

Сентябрь

Информирование родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и педагогов о проведении в ОУ программы развития профессиональной и родительской рефлексии

Формирование рабочих групп

Октябрь

Диагностика и анкетирование

Получение результатов входной диагностики, формирование

тематического плана проблемно-ориентированных семинаров

Индивидуальные консультации педагогов

Формирование мотивации на дальнейшую продуктивную работу, выявление запроса для определения индивидуальной стратегии развития

Индивидуальные и семейные консультации родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание доверительного отношения, формирование побудительных мотивов, заинтересованности родителей в участии в процессе абилитации, обсуждение использования рефлексивного дневника для анализа взаимодействия с ребенком

Практико-ориентированные семинары для педагогов (в том числе в формате воркшопов)

Повышение информационной компетентности педагогов, формирование представлений о методике рефлексивной деятельности

Практико-ориентированные семинары для родителей

Повышение родительской компетентности по вопросам рефлексивного взаимодействия с ребенком, особенностях его развития и организации развивающей среды

Ноябрь

Декабрь

Практико-ориентированные семинары для педагогов (в том числе в формате воркшопов)

Повышение информационной компетентности педагогов, формирование представлений о методике рефлексивной деятельности

Практико-ориентированные семинары для родителей

Повышение родительской компетентности по вопросам рефлексивного взаимодействия с ребенком, особенностях его развития и организации развивающей среды

Тренинговые занятия для педагогов. Модуль «Личностный аспект профессиональной рефлексии»

Развитие профессионального самосознания, актуализация представлений о профессиональных дефицитах и способах их преодоления, формирование установки на саморазвитие

Тренинговые занятия для родителей. Модуль «Личностный аспект родительской рефлексии»

Развитие способности к анализу своего воспитательного ресурса, формирование установки на саморазвитие

Консультации для педагогов и родителей (в том числе семейные)

Оказание консультативной помощи

Январь

Февраль

Тренинговые занятия для педагогов. Модуль «Когнитивный аспект профессиональной рефлексии»

Развитие способности к анализу профессиональной деятельности

Тренинговые занятия для родителей. Модуль «Когнитивный аспект родительской рефлексии»

Формирование адекватных представлений о родительской роли, влиянии родительских установок и ожиданий на формирование личности ребенка 

Тренинговые занятия для педагогов. Модуль «Коммуникативный аспект профессиональной рефлексии»

Актуализация рефлексивной позиции в коммуникации с детьми и родителями

Тренинговые занятия для родителей. Модуль «Коммуникативный аспект родительской рефлексии»

Развитие представлений о рефлексивных действиях родителя при решении проблемных ситуаций, актуализация рефлексивной позиции в коммуникации с ребенком

Консультации для педагогов и родителей (в том числе семейные)

Оказание консультативной помощи

Промежуточная диагностика

Получение результатов промежуточной диагностики

Март

Апрель

Тренинговые занятия для педагогов. Модуль «Эмоциональный аспект профессиональной рефлексии»

Развитие навыков рефлексивного анализа своего эмоционального состояния

Тренинговые занятия для родителей. Модуль «Эмоциональный аспект профессиональной рефлексии»

Развитие навыков рефлексивного анализа своего отношения к ребенку и к себе, как к родителю, развитие навыков психоэмоциональной саморегуляции

Тренинговые занятия для родителей и педагогов

Развитие рефлексивных способов взаимодействия, выстраивание конструктивного диалога

Консультации для педагогов и родителей (в том числе семейные)

Оказание консультативной помощи

Май

Диагностика

Получение результатов повторной диагностики

Организация круглого стола для педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

Подведение итогов работы

  1.  Структура и содержание программы

10.1 Структурные компоненты программы

Формы работы:

  • диагностика;
  • индивидуальные и семейные консультации;
  • практико-ориентированные семинары (в том числе в формате воркшопа);
  • тренинговые занятия

Количество консультаций определяется в соответствии с запросом участников программы

Количество занятий – 38

Из них 5 практико-ориентированных семинаров для педагогов (2 занятия в формате воркшопа) и 5 для родителей, 14 тренинговых занятия для педагогов и 14 для родителей, 4 совместных тренинговых занятия для педагогов и родителей

Частота встреч – 1 раз в неделю

Занятия с родителями могут проводиться, как в очном, так и в дистанционном формате. При организации занятий в дистанционном формате часть упражнений модифицируется

Структура тренингового занятия

  • вводная часть

Цель: оценка уровня усвоения материала предыдущего занятия (получение обратной связи), актуализация темы текущего занятия и выявление ожиданий участников, создание доброжелательной и продуктивной атмосферы для продуктивной работы;

  • разминка:

Цель: создание у участников эмоционального настроя на работу в группе;

  • основная часть (включает в себя дискуссии, упражнения на овладение навыком, разыгрывание и анализ проблемных ситуаций)

Цель: создать условия, в которых участники смогут осознать пути реализации психологических идей в их профессиональной и личной практике, овладеть изучаемым навыком и проиграть его использование на конкретных ситуациях

  • рефлексия занятия

Цель: получить обратную связь от участников группы, дать им возможность выразить свои мысли и чувства, возникшие в ходе занятия;

  • прощание

Цель: формирование ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы

10.2 Дидактические разделы

Занятия для педагогов

Раздел I: практико-ориентированные семинары

Технологии и приемы рефлексии в педагогическом процессе. Профессиональные ценности современного педагога. Эффективные приемы взаимодействия с детьми с ОВЗ. Нестандартные ситуации педагогической деятельности, требующие творческого решения. Самоанализ педагогической деятельности. Рефлексивное мышление как основа профессионального роста

Раздел II: Личностный аспект профессиональной рефлексии

Цель и задачи курса. Правила групповой работы. Профессиональная позиция в системе инклюзивного образования. Педагогические установки и стереотипы.  Профессиональные затруднения как мотивация к саморазвитию

Раздел III Когнитивный аспект профессиональной рефлексии 

Педагогическая рефлексия. Анализ и оценка как основа рефлексивного мышления. «Трудные» педагогические ситуации. Оценочное и безоценочное взаимодействие.

Раздел IV: Коммуникативный аспект профессиональной рефлексии

Коммуникативный имидж педагога. Мотивы «трудного» поведения ребенка. Практикум эффективного взаимодействия с родителями, воспитывающими «особого» ребенка.  

Раздел V: Эмоциональный аспект профессиональной рефлексии 

Приемы интерпсихической рефлексии. Активное слушание и эмпатическое понимание ребенка. Эмоциональная осознанность. Гармонизация эмоционального состояния.

Занятия для родителей

Раздел I: практико-ориентированные семинары

Рефлексивные умения и их применение во взаимодействии с ребенком. Принятие ребенка с особенностями развития. Мир глазами «особого» ребенка. Что делать если… (рефлексивные действия родителя при решении проблемных ситуаций). Роль семьи в формировании эмоционального благополучия ребенка

Стили родительского воспитания. Родительские ожидания и установки. Поведение ребенка – от чего оно зависит?

Раздел II: Личностный аспект родительской рефлексии

Цель и задачи курса. Правила групповой работы. Формирование представлений об особых потребностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. Позитивное родительство. Ресурсы и опоры. Родительская роль и качества родителя.

Раздел III Когнитивный аспект родительской рефлексии 

Формирование адекватных представлений о родительских ожиданиях и установках. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка. Адекватное восприятие родителем своего ребенка.

Раздел IV: Коммуникативный аспект родительской рефлексии.

Рефлексивный диалог с ребенком. Мотивы «трудного поведения» ребенка. Конструктивные и неконструктивные способы взаимодействия с ребенком. Рефлексивный анализ конфликтных ситуаций

Раздел V: Эмоциональный аспект родительской рефлексии 

Эмоциональная осознанность. Родительские чувства. Активное слушание и эмпатическое понимание ребенка. Гармонизация эмоционального состояния.

Раздел VII Совместные тренинговые занятия для родителей и педагогов

Определение общих целей и ценностей. Развитие рефлексивных способов взаимодействия. Оптимизация взаимоотношений педагогов и родителей. Подведение итогов работы по программе

10.3. Тематическое планирование программы развития профессиональной и личностной рефлексии участников образовательных отношений в условиях инклюзивного образования

Занятия для педагогов

Практико-ориентированные семинары (5 часов)

Включает в себя обязательные темы (3 семинара) и темы, которые определяются на основании результатов анкетирования, проводимого перед началом реализации программы (2 семинара)

Обязательные темы практико-ориентированных семинаров (3 часа)

  1. Технологии и приемы рефлексии в педагогической деятельности
  2. Воркшоп «Профессиональные ценности современного педагога в системе инклюзивного образования» (приложение 4)
  3. Воркшоп «Профессионально-личностная готовность педагога к инклюзии»

Предполагаемые темы практико-ориентированных семинаров (2 часа)

  1. Ребенок с ЗПР (ЗРР, ММД, ТНР, РАС и так далее). Особенности развития, эффективные практики коррекции (тема выбирается в зависимости от предъявляемых педагогами запросов)
  2. Самоанализ педагогической деятельности
  3. Нестандартные ситуации педагогической деятельности, требующие творческого решения
  4. Особенности психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ
  5. Профессионально-педагогическая компетентность педагога в системе инклюзивного образования
  6. Коммуникативная рефлексия и стиль педагогической деятельности
  7. Рефлексивное мышление как основа профессионального роста
  8. Рефлексия эмоционального состояния как способ предупреждения профессионального выгорания
  9. Технологии развития критического мышления
  10. Профессионально-важные личностные качества педагога при работе с детьми с ОВЗ

Тренинговые занятия для педагогов

Название

Количество часов

Содержание

Используемые приемы и упражнения

Модуль «Личностный аспект профессиональной рефлексии»

1

Знакомство

1

Цель и задачи курса

Правила групповой работы

Ожидания участников группы

Создание положительного эмоционального фона

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Правила работы в группе

Проективный коллаж «Педагог в системе инклюзивного образования»

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

2

Профессиональная позиция педагога в системе инклюзивного образования

1

Актуализация представлений о профессиональной позиции педагога

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Я также, как и ты»

Ментальная карта «Профессиональная позиция педагога»

Арт-техника «Мое профессиональное кредо»

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

3

Педагогические установки и стереотипы

1

Выявление неадаптивных установок и стереотипов педагогической деятельности

Формирование осознанного отношения к своей деятельности

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Здесь и сейчас»

Мозговой штурм «Педагогические стереотипы профессиональной деятельности»

Ребенок глазами педагога. Ошибки восприятия (проигрывание и разбор кейсов)

Ценностные установки профессиональной деятельности (работа с проективными картами «Мастер сказок»)

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

4

Профессиональные затруднения как мотивация к саморазвитию

1

Осознание профессиональных затруднений при реализации инклюзивного образования

Формирование мотивации на профессиональное саморазвитие, актуализация личностного потенциала

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Снежный ком»

Мозговой штурм «Профессиональные затруднения педагога при реализации инклюзивного образования»

Упражнение «Точка опоры» (работа в парах)

Мои профессиональные планы (работа с проективными картами OH)

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

Модуль «Когнитивный аспект профессиональной рефлексии»

5

Педагогическая рефлексия

(приложение 1)

1

Актуализация представлений о педагогической рефлексии

Совершенствование рефлексивных умений

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Рецепт хорошего занятия»

Виды и функции педагогической рефлексии (теоретический блок с использованием метода мозгового штурма)

Упражнение «Мотивация профессиональной деятельности» (ориентировано на актуализацию представлений о личностной рефлексии)

Упражнение «Маски общения в профессиональной деятельности» (работа с метафорическими картами «ОН», «Мастер сказок», ориентировано на актуализацию представлений о коммуникативной рефлексии)

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

6

Анализ и оценка как основа рефлексивного мышления педагога

1

Совершенствование рефлексивных умений

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Здесь и сейчас»

Ментальная карта «Рефлексивное мышление педагога»

Методика «Шесть шляп мышления»

Проигрывание и разбор кейсов с позиции рефлексивного анализа и оценки

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

7

Нестандартные решения «трудных» педагогических ситуаций

1

Развитие гибкости мышления

Совершенствование рефлексивных умений

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Я так же, как и ты»

Мозговой штурм «Трудные педагогические ситуации»

Теоретический блок «Алгоритм анализа педагогических ситуаций»

Упражнение «Стратегия «красного карандаша» (оценочное и безоценочное взаимодействие)

Проигрывание и разбор кейсов с позиции рефлексивного анализа и оценки

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

Модуль «Коммуникативный аспект профессиональной рефлексии»

8

Коммуникативный имидж педагога

Актуализация представлений о коммуникативном имидже педагога

Совершенствование рефлексивных умений

Развитие навыков самопознания

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Приветствие без слов»

Вербальный и невербальный имидж педагога (теоретический блок с элементами мозгового штурма)

Упражнение «Я глазами    детей/родителей/ коллег» (работа с метафорическими картами «ОН», «Мастер сказок»)

Проективный рисунок «Реалистичный автопортрет»

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

9

Педагог и «особый» ребенок: «трудности перевода»

1

Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Осознание мотивов «трудного поведения» ребенка

Актуализация навыков конструктивного взаимодействия

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Рисуночная техника «Иной»

Особенности взаимодействия с детьми с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра (работа в микрогруппах)

Демонстрационное упражнение «Типичные реакция (высказывания) педагога в ситуации столкновения с «трудным» поведением ребенка»

Мотивы «трудного» поведения ребенка (теоретический блок)

Ролевое проигрывание

кейсов (с

последующей рефлексией мотивов

«трудного» поведения

ребенка и стратегий

педагогического

воздействия)

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

10

Родители «особых детей». Практикум эффективного взаимодействия

1

Формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Совершенствование рефлексивных умений

Актуализация навыков конструктивного взаимодействия

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Спонтанная сказка»

Теоретический блок «Структура эффективного взаимодействия»

Упражнение «Портрет «трудного» родителя»

Психологические особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (теоретический блок с использованием метода мозгового штурма)

Упражнение «Отрицательная и положительная мотивация»

Упражнение «Дорога из «желтого» кирпича» (работа в микрогруппах)

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

Модуль «Эмоциональный аспект профессиональной рефлексии»

11

Приемы интерпсихической рефлексии (в работе с детьми)

1

Развитие психологической наблюдательности (умения различать эмоциональное состояние другого человека)

Развитие способности к эмпатическому вниманию (техника активного слушания) и эмпатическому пониманию ребенка

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Я также, как и ты»

Рисуночная техника «Карта эмоций» (работа в микрогруппах)

Упражнение «Я тебя понимаю»

Приемы активного слушания (теоретический блок)

Разбор кейсов с позиции активного слушания (предполагает отработку навыков активного слушания)

 

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

12

Приемы интерпсихической рефлексии (при взаимодействии с родителями)

1

Развитие эмоциональной осознанности

Актуализация эмпатийных умений

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Ожерелье благопожеланий»

Приемы эмпатийного взаимодействия (теоретический блок с использованием метода мозгового штурма)

Упражнение «Путь в чужих ботинках» (с ролевым проигрывание кейсов и рефлексивным анализом)

Рисуночная техника «Эмоциональный градусник» (оценка эмоционального состояния педагога при взаимодействии с родителем)

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

13

Внутриличностный аспект эмоциональной рефлексии

1

Развитие эмоциональной осознанности

Гармонизация эмоционального состояния

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Цвет моего настроения»

Разбор алгоритма «О чем сигнализируют негативные эмоции»

Упражнение «Эмоциональный баланс»

Арт-техника «Коробка радости»

Арт-терапевтическое упражнение «Карта внутреннего мира»

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

14

Итоговое занятия

1

Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Комплименты друг другу»

Упражнение «Чемодан в дорогу»

Проективный коллаж «Позитивные изменения»

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

ИТОГО: 14 часов

Занятия для родителей

Практико-ориентированные семинары (5 часов)

Включает в себя обязательные темы (3 семинара) и темы, которые определяются на основании результатов анкетирования, проводимого перед началом реализации программы (2 семинара)

Обязательные темы практико-ориентированных семинаров (3 часа)

  1. Рефлексивные умения и их применение во взаимодействии с ребенком
  2. Мир глазами «особого» ребенка (анализируются фильмы «Саймон Бирч» и «Желание жить»)
  3. Принятие ребенка с особенностями развития (анализируются фильмы «Звездочки на земле» и «Чудо»)

Предполагаемые темы практико-ориентированных семинаров (2 часа)

  1. Ребенок с ЗПР (ЗРР, ММД, ТНР, РАС и так далее). Особенности развития и перспективы коррекционной работы (тема выбирается в зависимости от предъявляемых родителями запросов)
  2. Что делать если… (рефлексивные действия родителя при решении проблемных ситуаций)
  3. Роль семьи в формировании эмоционального благополучия ребенка
  4. Гиперопека в семье и пути ее преодоления
  5. Как стать лучшим родителем своему ребенку
  6. Родительский ресурс. Способы восстановления эмоционального равновесия (приложение 13)
  7. Стили родительского воспитания
  8. Поощрение и наказание. Есть ли золотая середина?
  9. Поведение ребенка – от чего оно зависит?
  10.  Страх перед будущим. Как с ним работать?

Тренинговые занятия для родителей

Название

Количество часов

Содержание

Используемые приемы и упражнения

Модуль «Личностный аспект родительской рефлексии»

1

Знакомство

1

Цель и задачи курса

Правила групповой работы

Ожидания участников группы

Мотивация участников на работу

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Правила работы в группе

Проективный коллаж «Семья с особым ребенком»

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

2

Быть родителем «особого» ребенка

(приложение 2)

1

Формирование представлений об особых потребностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье

Формирование представлений о позитивном родительстве

Актуализация рефлексивных умений

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Чудесный мешочек»

Рисуночная техника «Мир особого ребенка»

Принципы позитивного родительства (теоретический блок с использованием метода мозгового штурма)

Опыт моего родительства (работа с метафорическими картами «ОН», «Мастер сказок»)

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

3

Возможности, ресурсы, опоры

1

Актуализация ресурсного состояния

Осознание своих возможностей и опор

 

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Я так же, как и ты»

Ментальная карта «Проблемное поле»

Коллаж «Семья как источник поддержки» (работа с проективными картами PERSONA, PERSONITA, ОН)

Обсуждение притчи, представленной в формате видеоролика «Все в твоих руках» (приложение 14)

Рефлексия

Ритуал прощания

4

Неидеальный родитель

1

Формирование адекватных представлений о родительской роли и качествах родителя

Формирование мотивации на саморазвитие, актуализация личностного потенциала

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Снежный ком»

От идеализации к реальному пониманию роли родителя (составление списка качеств с использованием метода мозгового штурма, рефлексивный анализ)

Каким родителем я хотел бы быть/каким родителем я являюсь/каким меня видят другие (работа с метафорическими картами ОН и «Мастер сказок»)

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

Модуль «Когнитивный аспект родительской рефлексии»

5

Родительские ожидания и установки

1

Формирование адекватных представлений о родительских ожиданиях

Осознание значения родительских установок для развития личности ребенка

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Цвет настроения»

Метафора родительских ожиданий

Родительские установки (составление списка методом мозгового штурма и обсуждение их влияния на формирование личности ребенка)

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

6

Стили семейного воспитания

1

Формирование преставлений о стилях семейного воспитания и их влиянии на развитие личности ребенка

Совершенствование рефлексивных умений

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Я так же, как и ты»

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка (теоретический блок с использованием метода мозгового штурма)

Проективное упражнение с пластилином «Сила воздействия»

Проективное упражнение «Как я воспитываю своего ребенка»

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

7

Реальный и идеальный ребенок

1

Формирование адекватного восприятия ребенка

Актуализация рефлексивной позиции

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Комплименты друг другу»

Рисуночная техника «Идеальный и реальный ребенок»

Проективное упражнение «Мой ребенок для меня»

Упражнение «От идеализации к принятию»

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

Модуль «Коммуникативный аспект профессиональной рефлексии»

8

Рефлексивный анализ и оценка взаимодействия родителя с ребенком в проблемной ситуации

1

Формирование навыков рефлексивного диалога с ребенком

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Здесь и сейчас»

«Проблемные ситуации во взаимодействии с ребенком» (составление и ранжирование списка)

Мини-лекция «Рефлексивный анализ и оценка проблемной ситуации»

Проигрывание и разбор кейсов с позиции рефлексивного анализа и оценки

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

9

Если с ребенком трудно

1

Формирование представлений о мотивах «трудного поведения» ребенка

Осознание конструктивных и неконструктивных способов взаимодействия

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Недетские запреты»

Мини-лекция «Что стоит за «трудным поведением ребенка?»

 

Проигрывание и разбор кейсов

Мини-лекция «Конструктивные и неконструктивные способы взаимодействия с ребенком»

Я во взаимодействии с ребенком в проблемной ситуации (работа с метафорическими картами ОН и «Мастер сказок» с позиции рефлексивного анализа)

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

10

Трудные диалоги. Как быть услышанным другими (членами семьи, педагогами)

1

Формирование навыков рефлексивного анализа конфликтных ситуаций

Актуализация ресурсов семьи

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Снежный ком»

Конфликтные ситуации с членами семьи и педагогами (составление и ранжирование списка)

Упражнение «Мост над пропастью»

Проигрывание и разбор кейсов с позиции рефлексивного анализа и оценки

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

Модуль «Эмоциональный аспект родительской рефлексии»

11

Родительские чувства

1

Развитие эмоциональной осознанности

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Цвет моего настроения»

Мини лекция «Родительские чувства. Что с ними делать?»

Поле родительских чувств (работа с метафорическими картами ОН и «Мастер сказок»)

Рисуночная техника «Эмоциональный градусник взаимодействия с ребенком»

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

12

Эмоциональный компонент детско-родительских отношений

1

Формирование эмоциональной осознанности

Развитие способности к эмпатическому вниманию (техника активного слушания) и эмпатическому пониманию ребенка

Знакомство с техникой «Я высказывания»

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Ожерелье благопожеланий»

Приемы эмпатийного взаимодействия (теоретический блок с использованием метода мозгового штурма)

Проигрывание и разбор кейсов

Мини-лекция «Я-высказывания как способ конструктивного сообщения о своих чувствах»

Я тебя понимаю (работа в парах)

Проигрывание ситуаций с использованием Я-высказываний (работа в микрогруппах)

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

13

Внутриличностный аспект эмоциональной рефлексии

1

Развитие эмоциональной осознанности

Гармонизация эмоционального состояния

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Сундучок счастливых воспоминаний»

Упражнение «Мои чувства сейчас»

Рисуночная техника «Тело как сад»

Создание коллажа «Место силы и исцеления»

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

14

Итоговое занятия

1

Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Комплименты друг другу»

Упражнение «Рефлексивная мишень»

Проективный коллаж «Дорога счастья»

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

ИТОГО: 14 часов

Тренинговые занятия для родителей и педагогов

Название

Количество часов

Цель

Используемые приемы и упражнения

Модуль «Рефлексивное взаимодействие»

1

Конструктивный диалог

1

Развитие рефлексивной коммуникации

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Снежный ком»

Упражнение «Взаимные ожидания»

Упражнение «Мост над пропастью»

Рисуночная техника «Баррикада»

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

2

Путь к взаимопониманию

(приложение 3)

1

Развитие рефлексивной коммуникации, определение общих целей, ценностей

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Я также, как и ты»

Упражнение «На стороне ребенка»

Проективное упражнение «Страна взрослых и страна педагогов» (наши цели, ценности, правила взаимодействия)

Проективное упражнение «Объединение государств»

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

3

Мы – команда

1

Оптимизация взаимоотношений педагогов и родителей

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Комплименты друг другу»

Медитативная техника «Невидимая нить»

Упражнение «Совместное рисование» (работа в парах)

Создание коллажа «Мы – команда»

Рефлексия

Ритуал прощания

4

Итоговое занятия

1

Подведение итогов работы по программе

Обсуждение ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

Упражнение «Цвет моего настроения»

Метафорическое представление результатов работы

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

  1. Описание используемых методик и технологий

Используемый в программе психологический и психолого-педагогический инструментарий:

  • дискуссии и практико-ориентированные семинары, посвященные вопросам методики рефлексивной деятельности и рефлексивным приемам взаимодействия (Пьянкова Г.С. «Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум», Ермакова Г.Г. «Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога», Ермихина М.О. «Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов»);
  • проективные техники (Морозовская Е.А. «Готовые программы тренингов с использованием метафорических карт», Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. «Ассоциативные карты в работе с трудным случаем»);
  • когнитивно-поведенческие и игровые методы (в том числе этюды, социодраматические игры) (Леванова Е.А. «Игра в тренинге. Личный помощник тренера», Вачков В.И. «Основы технологии группового тренинга»);
  • техники арт-терапии (Колошина Т.Ю. «Арт-терапевтические техники в тренинге»);
  • приемы кинотерапии (Березин С.В. «Кинотерапия и кинотренинг»)

 

Используемые методики для отслеживания эффективности реализации программы:

  • методика А.В. Карпова «Диагностика рефлексии»

позволяет исследовать уровень рефлексивности педагогов и родителей;

  • методика определения уровня сформированности педагогической рефлексии Е.Е. Рукавишниковой

позволяет исследовать уровень педагогической рефлексии;

  • методика определения рефлексивности мышления О.С. Анисимова

направлена на исследование рефлексивности, самокритичности и коллективности личности;

  • опросник профессиональных затруднений и потребности в профессиональном саморазвитии

 направлена на изучение потребности педагогов в профессиональном саморазвитии;

  • анкета Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина «Дифференциальный тип рефлексии»

позволяет исследовать уровень сформированности системной рефлексии, интроспекции и квазирефлексии;

  • модифицированная методика, «Родительское сочинение» («История моего материнства (отцовства)», «Что мне нравится в моем ребенке и что бы я хотела изменить») А. Карабановой

предназначена для выявления ценностно-смысловых установок и целей воспитания, а также особенностей родительской позиции;

  • анкета исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Е.И. Захаровой

позволяет изучить уровень сформированности навыков распознавания эмоционального состояния ребенка и характер детско-родительских отношений (с позиции эмоциональной стороны взаимодействия)

  1. Ожидаемые результаты реализации программы (промежуточные и итоговые)

  • у педагогов актуализируются представления о профессиональной позиции и профессиональных ценностях педагога в системе инклюзивного образования, развивается профессиональное самосознание (личностный аспект рефлексии);
  • у педагогов развиваются рефлексивные свойства профессионального мышления (когнитивный аспект рефлексии);
  • педагоги научаются приемам рефлексивного управления во взаимодействии с детьми (коммуникативный аспект рефлексии);
  • у родителей формируется осознанное отношение к родительству (личностный аспект рефлексии);
  • у родителей формируется позитивный образ ребенка, приобретаются навыки безоценочного, толерантного отношения к нему;
  • формирование у родителей представлений о рефлексивных действиях в воспитании ребенка при решении проблемных ситуаций (коммуникативный аспект рефлексии);
  • у родителей формируется рефлексивная позиция при взаимодействии с детьми (коммуникативный аспект рефлексии);
  • у участников программы (педагогов и родителей) повышается уровень эмоциональной осознанности (эмоциональный аспект рефлексии);
  • у участников программы (педагогов и родителей) актуализируется мотивация к саморазвитию;
  • у родителей формируются побудительные мотивы к участию в абилитации ребенка

  1. Критерии оценки достижения планируемых результатов

Качественные:

  • формирование у педагогов позитивных установок на саморазвитие, актуализация личностного потенциала (повышение уровня личностной рефлексии);
  • формирование у педагогов навыка рефлексивного анализа профессиональной деятельности (повышение уровня когнитивной рефлексии);
  • восприятие педагогами проблемной педагогической ситуации как творческой задачи, расширение репертуара ее эффективного преодоления (повышение уровня когнитивной рефлексии);
  • актуализация рефлексивной позиции педагогов в коммуникации с детьми и родителями (повышение уровня коммуникативной рефлексии);
  • у родителей формируются навыки рефлексивного анализа и оценки своего родительского поведения (повышение уровня личностной рефлексии);
  • формирование у родителей адекватных представлений о родительской роли, влиянии родительских установок и ожиданий на формирование личности ребенка (повышение уровня когнитивной рефлексии);
  • формирование у родителей представлений о рефлексивных действиях в воспитании ребенка при решении проблемных ситуаций (повышение уровня коммуникативной рефлексии);
  • формирование у педагогов и педагогов навыка рефлексивного анализа своего эмоционального состояния, развитие эмпатийных способностей (повышение уровня эмоциональной рефлексии);
  • актуализация заинтересованности родителей в процессе абилитации ребенка

Количественные:

  • повышение уровня педагогической рефлексии педагогов;
  • повышение качественных показателей рефлексивности мышления (рефлексивности, критичности и коллективности) педагогов;
  • повышение уровня мотивации к самопознанию и самосовершенствованию у педагогов;
  • повышение уровня рефлексивности педагогов и родителей;
  • повышение уровня системной рефлексии и снижение уровня интроспекции у родителей;
  • повышение уровня эмоциональной чувствительности родителя во взаимодействии с ребенком

  1.  Система реализации внутреннего контроля за реализацией проекта

Внутренний контроль реализации программы осуществляет администрация МКДОУ детский сад №425 «Елочка». По результатам промежуточной и итоговой диагностики педагогом-психологом представляются отчеты.

  1. Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения

Программа развития профессиональной и родительской рефлексии участников образовательных отношений в условиях инклюзивного образования проходит апробацию на базе МКДОУ детский сад №425 «Елочка» с августа 2021 года. Планируемые сроки окончания программы – май 2021 года. В программе принимают участие 12 педагогов (9 воспитателей и 3 узких специалиста) и 10 родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

На начальном этапе работы была проведена диагностика педагогов и родителей, а также индивидуальные консультации и беседы, направленные на мотивирование педагогов и родителей к участию в программе. Также осуществляется консультационная помощь родителям в формате индивидуальных и семейных консультаций. По результатам анкетирования был определен тематический план работы практико-ориентированных семинаров. Наряду с обязательными темами, представленными в тематическом плане, по результатам анкетирования педагогов были определены такие темы, как:

  • семинар-практикум «Ребенок с расстройством аутистического спектра. Особенности развития, необходимые профессиональные компетенции для работы»
  • семинар-практикум «Рефлексия эмоционального состояния как способ предупреждения эмоционального выгорания»

для родителей были определены такие темы, как:

  • семинар-практикум «Что делать если… (рефлексивные действия родителя при решении проблемных ситуаций)»
  • семинар-практикум «Родительский ресурс. Способы восстановления эмоционального равновесия»

За истекший период все практико-ориентированные семинары были проведены. В рамках тренинговой работы с педагогами и родителями реализованы тренинги модулей «Личностный аспект рефлексии», «Когнитивный аспект рефлексии» и частично «Коммуникативный аспект рефлексии». За консультативной помощью обратились 6 педагогов. Проведено 9 индивидуальных консультаций с родителями и 16 семейных консультаций.

В январе 2022 года проведена промежуточная диагностика, результаты которой представлены в таблицах 1-4 и диаграммах 1-6.

Таблица 1

Данные о результатах распределения педагогов по уровню развития педагогической рефлексии (по методике определения уровня сформированности педагогической рефлексии О.В Калашниковой)

за период октябрь 2021 года/январь 2022 года

Этапы диагностики

Распределение испытуемых по уровню развития рефлексии (количество педагогов в %)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Исходные данные

25

42

33

Промежуточная диагностика

42

50

8

Таблица 2

Данные о результатах диагностики рефлексивности мышления педагогов (по методике определения рефлексивности мышления О.С. Анисимова)

за период октябрь 2021 года/январь 2022 года

Этапы диагностики

Рефлексивность

 (количество педагогов %)

Самокритичность

(количество педагогов %)

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Исходные данные

25

50

25

8

50

42

Промежуточная диагностика

42

50

8

17

66

17

Таблица 3

Данные о результатах распределения родителей по уровню развития рефлексии (по методике А.В. Карпова «Диагностика рефлексии»)

за период октябрь 2021 года/январь 2022 года

Этапы диагностики

Распределение испытуемых по уровню развития рефлексии (количество педагогов в %)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Исходные данные

20

50

30

Промежуточная диагностика

30

60

10

Таблица 4

Данные о результатах изучения способности родителя к распознаванию эмоционального состояния ребенка и характера эмоционального взаимодействия с ним

 (по методике «Анкете исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия» Е.И. Захаровой)

за период октябрь 2021 года/январь 2022 года

Этапы диагностики

Эмоциональная чувствительность

 (количество родителей %)

Эмоциональное принятие

(количество родителей %)

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Исходные данные

10

40

60

20

40

40

Промежуточная диагностика

30

60

10

40

50

10

Графическое представление результатов

Диаграмма 1

Данные о результатах распределения педагогов по уровню развития педагогической рефлексии (по методике определения уровня сформированности педагогической рефлексии О.В Калашниковой)

за период октябрь 2021 года/январь 2022 года

Диаграмма 2

Данные о результатах о результатах распределения педагогов по уровню рефлексивности мышления (по методике определения рефлексивности мышления О.С. Анисимова)

за период октябрь 2021 года/январь 2022 года

Диаграмма 3

Данные о результатах о результатах распределения педагогов по уровню самокритичности (по методике определения рефлексивности мышления О.С. Анисимова)

за период октябрь 2021 года/январь 2022 года

Диаграмма 4

Данные о результатах распределения родителей по уровню развития рефлексии (по методике А.В. Карпова «Диагностика рефлексии»)

за период октябрь 2021 года/январь 2022 года

Диаграмма 5

Данные о результатах диагностики способности родителя к распознаванию эмоционального состояния ребенка (по методике «Анкете исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия» Е.И. Захаровой)

за период октябрь 2021 года/январь 2022 года

Диаграмма 6

Данные о результатах диагностики уровня эмоционального принятия родителем ребенка

 (по методике «Анкете исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия» Е.И. Захаровой)

за период октябрь 2021 года/январь 2022 года

Литература

  1. Березин С.В. Кинотерапия и кинотренинг. Практическое пособие для психологов и социальных работников. – М., 2016. – 121с.
  2. Битянова М.Р. Психология личностного роста: практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / М.Р. Битянова. - М.: МПА, 1995. – 163 с. 
  3. Вачков В.И. Основы технологии группового тренинга. – М., 2009. – 143с.
  4. Возняк И.В. Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию детей в системе повышения квалификации: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – Белгород, 2017. – с.31
  5. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Ассоциативные карты в работе с трудным случаем. – М., 2016. – 248 с.
  6. Ермакова Г.Г. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – М., 1999. – с.29
  7. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. –  Казань, 2004. –  28 с.
  8. Есенкова Т.Ф. Шустова Л.П. Средства формирования рефлексивной компетентности педагога. Сборник методических материалов. – Ульяновск, 2018. – 215с.
  9. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 443с.
  10. Качалова Л.П. Рефлексия как педагогический феномен. Педагогическая рефлексия // Актуальные проблемы современного образования /Л.П. Качалова. –  Шадринск, 2006. – с. 12-15
  11. Крутова И. Поиск форм профессионального развития воспитателей ДОУ // Воспитание дошкольника. – 2008. – №3. – с. 49-56
  12.  Леванова Е.А. Игра в тренинге. Личный помощник тренера. – Питер, 2012. – 329с.
  13. Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум/ сост. Г.С. Пьянкова. – Красноярск, 2012
  14. Миронова Л.Р. Формирование родительской рефлексии в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – СПб, 2004. – с.28
  15.  Морозовская Е.А. Готовые программы тренингов с использованием метафорических карт. – М.: Институт проективных карт, 2016. –  187с.
  16.  Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368с.
  17. Орлова, И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии / И.В. Орлова. – СПб.: Речь, 2006. – 128 с.
  18.  Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. – М.:  Генезис, 2004. – 217 с.
  19.  Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб, 2008. – 234с.
  20.  Шиян О.А., Якшина О.Н. Средства развития профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования// Современное дошкольное образование. – 2019. –  №4. – с. 14-35
  21.  Шустова И.Ю. Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога // Вопросы воспитания в современной педагогике. – 2016. – №2. – с.61-68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация модели непрерывной образовательной вертикали в условиях инклюзивного образования в ДОО»

Основное внимание в работе акцентируется на актуальности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования....

Развитие профессиональной культуры и творческого потенциала педагога в современных условиях непрерывного образования.

Аннотация: анализируя современную образовательную политику, очевидно, что сегодня человечество реально вступило в исторически новое состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек. В...

Особенности логопедической работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Оно подразумевает включение в единый образовательный процесс всех ...

Проект «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с зпр в условиях инклюзивного образования»

Современная образовательная ситуация в дошкольном образовании актуализирует необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностя...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии.

В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнив...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии.

В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнив...