«Реализация модели непрерывной образовательной вертикали в условиях инклюзивного образования в ДОО»
статья на тему
Основное внимание в работе акцентируется на актуальности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povolzhskaya_konferentsiya_2014.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЯВКА
на участие в Поволжской научно-практической конференции
«Образование и психологическое здоровья»
Фамилия | Залишева | ||
Имя | Галина | ||
Отчество | Сергеевна | ||
Город, село | с. Алексеевка | ||
Место | Юго-Восточное управление МО и Н СО СП-детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Алексеевка м. р. Алексеевский Самарской области Советская ул., д.39, Алексеевка, 446640 Тел./факс: 8 (84671) 2-16-13 aleksdou1@yandex.ru | ||
Должность | воспитатель | ||
Ученая степень | |||
Контактный телефон | 89171583532 | ||
aleksdou1@yandex.ru | |||
Формат участия | Личное участие с докладом | + | |
Личное участие без доклада | |||
Заочное (публикация в сборнике) | |||
Тема доклада | «Реализация модели непрерывной образовательной вертикали в условиях инклюзивного образования в ДОО» |
Дата заявки «_17___»_октября_______________2014___ г
Аннотация
Основное внимание в работе акцентируется на актуальности проблемы психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования. В докладе рассматриваются взгляды на модель непрерывной образовательной вертикали в условиях инклюзивного образования в ДОО и обобщается практический опыт по реализации данной модели. Последовательно обосновывается роль семьи во включении ребенка с ОВЗ в инклюзивную образовательную среду.
Реализация модели непрерывной образовательной вертикали в условиях инклюзивного образования в ДОО
Залишева Галина Сергеевна
Воспитатель компенсирующей группы (имеет высшее психологическое образование: квалификация «Педагог-психолог» по специальности «Психология»)
Юго-Восточное управление МО и Н СО СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Алексеевка м. р. Алексеевский Самарской области Советская ул., д.39, Алексеевка, 446640 Тел./факс: 8 (84671) 2-16-13 aleksdou1@yandex.ru
В рамках ФГОС наиболее актуальной проблемой становится роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования. В основе инклюзивного образования лежит право человека на образование, провозглашенное во Всемирной декларации прав человека.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития. .
Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования и воспитания. Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в дошкольные и общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение таких детей, а также создан особый морально-психологический климат в коллективах, основанный на понимании проблем, нужд ребенка с ОВЗ и на желании ему помочь. Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями обязательно нужна психолого-педагогическая служба, в круг обязанностей которых входит не только развивающая или коррекционная работа с детьми, но и постоянное сотрудничество с педагогами и родителями по выработке общих подходов, единой стратегии работы с ребенком. Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных детских садов и школ принимают детей с особыми образовательными потребностями и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Именно родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта.
Наиболее актуальной в наше время является разработка и реализация модели непрерывной инклюзивной образовательной вертикали. Ключевым аспектом этой модели является включение ребенка с ОВЗ и его семьи в инклюзивную образовательную среду, начиная с младенчества.
Модель непрерывной образовательной вертикали предполагает схему построения маршрута обучения для ребенка с ОВЗ с учетом шаговой доступности
- дошкольного образовательного учреждения;
- школы;
- Центра психолого-педагогического сопровождения;
- учреждения дополнительного образования;
- другие заинтересованные учреждения (поликлиники, учреждения соцзащиты, общественные организации и т.п.)
Очевидно, что для детей с особыми образовательными нуждами и их семей чрезвычайно важно иметь предсказуемую образовательную стратегию и возможность выбора оптимального варианта обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется в соответствии со следующими принципами:
- комплексность/непрерывность - ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишен общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления;
- шаговой доступности – в каждом районе округа должна быть построена инклюзивная образовательная вертикаль «Детский сад – школа - Центр»;
- единства целей – все инклюзивные учреждения должны иметь общую стратегию развития и адекватное, сопрягаемое по уровням, методическое обеспечение;
- преемственности – все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию. Информация о развитии ребенка на каждой ступени образовательной вертикали, будет фиксироваться в его индивидуальной карте («карта развития»).
- профессиональной компетентности – должен быть отработан эффективный механизм подготовки, переподготовки и методического сопровождения всех педагогов и специалистов, участвующих в инклюзивном образовании.
Эффективное функционирование единой образовательной вертикали начинается с просвещения будущих родителей. В поликлиниках будущие мамы своевременно получают знания о возможных осложнениях течения беременности и родов, необходимом дородовом медицинском обследовании, службах ранней помощи и т.д.
Интегративные группы ранней помощи находит свое логическое продолжение в системе дошкольных учреждений. Система дошкольного воспитания наиболее подходит для реализации инклюзивного подхода так как: - в детских садах создана хорошо подготовленная развивающая среда; - различия в когнитивном развитии дошкольников с нормативным и отклоняющимся развитием не так критичны; - игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями;
- дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии значимых взрослых (воспитателей и родителей);
- большое количество досуговых мероприятий позволяет научить взаимодействовать самых разных детей и их семьи в эмоционально-позитивном контексте.
Интегративный подход сегодня осуществляется и в тех детских садах, где работают изолированные группы компенсаторного типа (логопедические, для детей с сенсорными, моторными и интеллектуальными нарушениями). Это так называемая частичная интеграция, когда дети проводят совместно досуг, прогулки, праздники и т.п. Как же осуществляется психолого-педагогическое сопровождения детей с особыми образовательными потребностями сегодня в сельских дошкольных образовательных учреждениях?
Сегодня детские сады округа, а в частности наш детский сад «Солнышко», активно работают в инклюзивном пространстве, имеют в своем арсенале интегративные группы: группы компенсирующей и комбинированной направленности.
Включаясь в программу инклюзии, детский сад создает условия, позволяющие адекватно действовать в инклюзивном пространстве. Основной пакет условий вхождения в инклюзивное поле включает:
- Обученную команду специалистов;
- Специально подготовленную среду;
- Просветительскую работу с педагогами и родителями;
- Систему психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в детском саду (ПМП консилиумы, Региональные ПМП Комиссии, в состав которых входят педиатры, дефектологи, педагоги-психологи, детский невропатолог, психиатр, учитель-логопед, социальный педагог и т.д.)
- Налаженное взаимодействие с партнерскими организациями (ресурсными центрами, общественными организациями, родительскими ассоциациями). Практика показывает, что организация системы психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация детского сада, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых.
Круг всех участников достаточно широк: управление образования, ресурсный центр, высшие учебные заведения и профессиональные центры повышения квалификации (СИПКРО, Центр специального образования Самарской области) дошкольные, общеобразовательные и коррекционные (специальные) учреждения; центры психолого-педагогической коррекции и реабилитации, а также родительские и общественные организации.
Инклюзивная образовательная среда детского сада формируется командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в сотрудничестве. В развитии инклюзивного образовательного пространства детского сада сегодня участвуют: воспитатели, логопед, педагог-психолог, педагоги-дефектологи, инструктор по физическому развитию, музыкальные руководители, медицинские работники. Администрация и весь состав при этом несут ответственность за организацию благоприятной среды для обучения и развития каждого ребенка.
Для детей с особыми образовательными потребностями в детском саду создаются следующие основные условия:
- регламентированное нормативно-правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
- специально подготовленные для работы с "особыми" детьми педагоги и специалисты (кадровый ресурс)
- материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (специально оборудованные комнаты для логопедических и коррекционных занятий с учителем-логопедом и педагогом-психологом; медицинский кабинет; спортивный и музыкальный зал и т.д.)
- адаптированные индивидуальные программы развития и сопровождения детей, составленные специалистами, педагогами и родителями.
- необходимый раздаточный и дидактический материал для организации непосредственной образовательной деятельности с детьми.
Следует выделить два направления психолого-педагогического сопровождения:
- актуальное - ориентированное на решение имеющихся трудностей у ребенка.
- перспективное - ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.
Оба направления реализуются только совместными усилиями всех специалистов службы сопровождения.
Таким образом, основные принципы сопровождения: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, комплексный подход сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает в первую очередь, педагога- психолога. Его роль в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые группы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей.
Суть психологической работы с ребенком-инвалидом и детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
Во все времена семья занимает центральное место в формировании личности, способностей, умений ребенка. Именно здесь он получает первые навыки восприятия действительности. Ребенок не может быть адаптирован и социализирован "сам по себе", отдельно от родительской семьи.
Большая проблема при работе с детьми с ОВЗ и инвалидов – выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей, поэтому очень важно психолого-педагогическое образование родителей. Методологическим основанием этой работы является положение, что семья – это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – «Я - концепция», где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа. Родители таких детей не только значительно дольше несут ответственность за своего ребенка, чем родители здоровых детей, но и лучше, чем кто-либо, знают его личностные особенности.
Задачей педагогической и психологической работы с родителями детей с ОВЗ и инвалидов является выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов семей, внутрисемейных ресурсов. Формы взаимодействия с семьей: родительские собрания, индивидуальные консультации, лекции, родительские тренинги, родительские чтения, практикумы, дискуссии, круглые столы т.д.. .
Тесный контакт между специалистами дошкольного и общеобразовательного учреждения, позволяет осуществить преемственность принципов и технологий преподавания, обучающих и развивающих программ, предназначенных как для обычных, так и для "особых" детей. Среди родителей детей дошкольного возраста проводится просветительская работа о необходимости раннего диагностирования не только физического, но и интеллектуального, и психического развития ребенка. И это забота различных ведомств: здравоохранения, социальной защиты и образования. Сотрудничество специалистов, педагогов и медиков, делает модель инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, т. к. налаженное взаимодействие между специалистами учреждений различных типов способствует лучшему пониманию проблем детского отклоняющегося развития.
Реализация модели непрерывной образовательной вертикали в условиях инклюзивного образования поможет нам в решении главных задач во благо каждого ребенка.
Список используемой литературы
1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. Под ред. И. Ю. Левченко. – М.: Книголюб, 2008.
2. Грачев Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М.:«Центр общественных ценностей», 1998.
3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
4. Лютова Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
5. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. М., АРКТИ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА " ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"...
Модель непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Мой любимый город Усть-Илимск»
Продолжать знакомить детей с малой родиной – городом Усть-Илимском, воспитывать любовь к нему....
Адаптированная образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения"
Адаптированная образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения"...
Образовательный проект "Инклюзивное образование в ДОУ"
Разработка модели инклюзивного образования детей с ОВЗ и создание условий ее реализации ....
Адаптированная образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения"
Адаптированная образовательная программа....
Реализация принципа индивидуализации в процессе инклюзивного образования в ДОУ
В прдставленной презентации изложен материал о принципе индивидуализации в процессе инклюзивного образования в ДОУ....
Модель непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Мой любимый город Усть-Илимск»
Цель: Продолжать знакомить детей с малой родиной – городом Усть-Илимском, воспитывать любовь к нему.Задачи: Обогащать знания детей о родном городе его достопримечательностях. Закреплят...