«Реализация модели непрерывной образовательной вертикали в условиях инклюзивного образования в ДОО»
статья на тему

Залишева Галина Сергеевна

Основное внимание в работе акцентируется на актуальности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povolzhskaya_konferentsiya_2014.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЯВКА

на участие в Поволжской научно-практической конференции

«Образование и психологическое здоровья»

Фамилия

Залишева

Имя

Галина

Отчество

Сергеевна

Город, село

с. Алексеевка

Место

Юго-Восточное управление МО и Н СО                                                                                                СП-детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Алексеевка                                                                           м. р.  Алексеевский Самарской области                                                                                      Советская ул., д.39, Алексеевка, 446640                                                                                             Тел./факс: 8 (84671) 2-16-13                                                                                              aleksdou1@yandex.ru

Должность

воспитатель

Ученая степень

Контактный телефон

89171583532

E-mail

aleksdou1@yandex.ru

Формат участия

Личное участие с докладом

 +

Личное участие без доклада

Заочное (публикация в сборнике)

Тема доклада

«Реализация модели непрерывной образовательной вертикали  в            условиях инклюзивного образования в ДОО»

Дата заявки                                           «_17___»_октября_______________2014___ г

  Аннотация

Основное внимание в работе  акцентируется на   актуальности   проблемы  психолого-педагогического сопровождения детей  в условиях инклюзивного образования. В докладе рассматриваются взгляды на  модель непрерывной образовательной вертикали  в условиях инклюзивного образования в  ДОО  и обобщается практический опыт по реализации данной модели.    Последовательно обосновывается роль семьи во включении ребенка с ОВЗ  в инклюзивную образовательную среду.

Реализация модели непрерывной образовательной вертикали  в            условиях инклюзивного образования в ДОО

Залишева Галина Сергеевна

Воспитатель компенсирующей группы (имеет высшее психологическое образование: квалификация «Педагог-психолог» по специальности «Психология»)

Юго-Восточное управление МО и Н СО                                                                                                     СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Алексеевка                                                                           м. р.  Алексеевский Самарской области                                                                                      Советская ул., д.39, Алексеевка, 446640                                                                                             Тел./факс: 8 (84671) 2-16-13                                                                                              aleksdou1@yandex.ru

   В рамках ФГОС  наиболее актуальной проблемой становится роль психолого-педагогического сопровождения детей  в условиях инклюзивного образования.  В основе инклюзивного образования лежит право человека на образование, провозглашенное во Всемирной декларации прав человека.
    Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития.                      
 .                                             
Независимо от социального положения,  физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования и воспитания.                                                                                                                       Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в дошкольные и  общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение таких детей, а также создан особый морально-психологический климат в коллективах, основанный на понимании проблем, нужд   ребенка с ОВЗ и на желании ему помочь.    Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями обязательно нужна психолого-педагогическая служба, в круг обязанностей которых входит не только развивающая или коррекционная работа с детьми, но и постоянное сотрудничество с педагогами и родителями по выработке общих подходов, единой стратегии работы с ребенком.                              Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных детских садов и  школ принимают детей с особыми образовательными потребностями  и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.  Именно родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума.  Особенно заметна разница в приобретении социального опыта.

Наиболее актуальной в наше время является разработка и реализация модели непрерывной инклюзивной образовательной вертикали. Ключевым аспектом этой модели является включение ребенка с ОВЗ и его семьи в инклюзивную образовательную среду, начиная с младенчества.

Модель непрерывной образовательной вертикали предполагает схему построения маршрута обучения для ребенка с ОВЗ с учетом шаговой доступности

  •  дошкольного образовательного учреждения;
  •  школы;
  •  Центра психолого-педагогического сопровождения;
  •  учреждения дополнительного образования;
  •  другие заинтересованные учреждения (поликлиники, учреждения соцзащиты, общественные организации и т.п.)

Очевидно, что для детей с особыми образовательными нуждами и их семей чрезвычайно важно иметь предсказуемую образовательную стратегию и возможность выбора оптимального варианта обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
Непрерывная вертикаль инклюзивного образования  реализуется в соответствии со следующими принципами:

  • комплексность/непрерывность - ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишен общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления;
  • шаговой доступности – в каждом районе округа должна быть построена инклюзивная образовательная вертикаль «Детский сад – школа - Центр»;
  • единства целей – все инклюзивные учреждения должны иметь общую стратегию развития и адекватное, сопрягаемое по уровням, методическое обеспечение;
  • преемственности – все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию.  Информация о развитии ребенка на каждой ступени образовательной вертикали, будет фиксироваться в его индивидуальной карте («карта развития»).
  • профессиональной компетентности – должен быть отработан эффективный механизм подготовки, переподготовки и методического сопровождения всех педагогов и специалистов, участвующих в инклюзивном образовании.
         Эффективное функционирование единой образовательной вертикали начинается с просвещения будущих родителей.  В поликлиниках будущие мамы своевременно получают  знания о возможных осложнениях течения беременности и родов, необходимом дородовом медицинском обследовании, службах ранней помощи и т.д.
    Интегративные группы ранней помощи  находит свое логическое продолжение в системе дошкольных учреждений. Система дошкольного воспитания наиболее подходит для реализации инклюзивного подхода так как:                                                              - в  детских садах  создана хорошо подготовленная развивающая среда;                                - различия в когнитивном развитии дошкольников с нормативным и отклоняющимся развитием не так критичны;                                                                                                - игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями;

- дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии значимых взрослых (воспитателей и родителей);

- большое количество досуговых мероприятий позволяет научить взаимодействовать самых разных детей и их семьи в эмоционально-позитивном контексте.

Интегративный подход сегодня осуществляется и в тех детских садах, где работают изолированные группы компенсаторного типа (логопедические, для детей с сенсорными, моторными и интеллектуальными нарушениями). Это так называемая частичная интеграция, когда дети проводят совместно досуг, прогулки, праздники и т.п.                                      Как же осуществляется психолого-педагогическое  сопровождения детей с особыми образовательными потребностями сегодня в  сельских дошкольных образовательных учреждениях?
Сегодня детские сады  округа, а в частности наш детский сад «Солнышко», активно работают в инклюзивном пространстве, имеют в своем арсенале  интегративные группы: группы  компенсирующей и  комбинированной направленности.
Включаясь в программу инклюзии, детский сад создает условия, позволяющие адекватно действовать в инклюзивном пространстве. Основной пакет условий вхождения в инклюзивное поле включает:

  • Обученную команду специалистов;
  • Специально подготовленную среду;
  • Просветительскую работу с педагогами и родителями;
  • Систему психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в детском саду (ПМП консилиумы,  Региональные ПМП Комиссии, в состав которых входят педиатры, дефектологи, педагоги-психологи, детский невропатолог, психиатр, учитель-логопед, социальный педагог и т.д.)
  • Налаженное взаимодействие с партнерскими организациями (ресурсными центрами, общественными организациями, родительскими ассоциациями).             Практика показывает, что организация системы психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация детского сада, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых.  

Круг всех участников достаточно широк:  управление образования,  ресурсный центр, высшие учебные заведения и профессиональные центры повышения квалификации (СИПКРО,  Центр специального образования Самарской области) дошкольные, общеобразовательные и коррекционные (специальные) учреждения; центры психолого-педагогической коррекции и реабилитации, а также родительские и общественные организации.

Инклюзивная образовательная среда  детского сада формируется командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в сотрудничестве. В развитии инклюзивного образовательного пространства детского сада сегодня участвуют: воспитатели, логопед, педагог-психолог, педагоги-дефектологи, инструктор по физическому развитию, музыкальные руководители, медицинские работники. Администрация и весь состав при этом несут ответственность за организацию благоприятной среды для обучения и развития каждого ребенка.

 Для детей с особыми образовательными потребностями   в детском саду создаются следующие основные условия:

  • регламентированное нормативно-правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
  • специально подготовленные для работы с "особыми" детьми педагоги и специалисты (кадровый ресурс)
  • материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (специально оборудованные комнаты для логопедических и коррекционных занятий с  учителем-логопедом и  педагогом-психологом; медицинский кабинет; спортивный  и  музыкальный зал и т.д.)
  • адаптированные  индивидуальные программы развития и сопровождения детей, составленные специалистами, педагогами и родителями.
  • необходимый раздаточный и дидактический материал для организации непосредственной образовательной деятельности с детьми.

Следует выделить два направления психолого-педагогического сопровождения:

  •  актуальное -  ориентированное  на решение  имеющихся трудностей  у ребенка.
  •  перспективное -  ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.

Оба направления реализуются только совместными усилиями всех специалистов службы сопровождения.

        Таким образом, основные принципы сопровождения: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, комплексный подход сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.      

Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает в первую очередь, педагога- психолога. Его роль в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые группы  и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей.

        Суть психологической работы с ребенком-инвалидом и детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

         Во все времена семья занимает центральное место в формировании личности, способностей, умений ребенка. Именно здесь он получает первые навыки восприятия действительности. Ребенок не может быть адаптирован и социализирован "сам по себе", отдельно от родительской семьи.

         Большая проблема при работе с детьми с ОВЗ и инвалидов – выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей, поэтому очень важно  психолого-педагогическое образование родителей. Методологическим основанием этой работы является положение, что семья – это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – «Я - концепция», где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа. Родители таких детей не только значительно дольше несут ответственность за своего ребенка, чем родители здоровых детей, но и лучше, чем кто-либо, знают его личностные особенности.

Задачей  педагогической и психологической работы с родителями детей с ОВЗ и инвалидов является выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов семей, внутрисемейных ресурсов.  Формы взаимодействия с семьей:  родительские собрания,  индивидуальные консультации, лекции,  родительские тренинги,  родительские чтения,    практикумы,  дискуссии,  круглые столы  т.д..                      .                                                                                                                      

Тесный контакт между специалистами дошкольного и общеобразовательного учреждения,  позволяет осуществить преемственность принципов и технологий преподавания, обучающих и развивающих программ, предназначенных как для обычных, так и для "особых" детей.      Среди родителей детей дошкольного возраста  проводится просветительская работа о необходимости раннего диагностирования не только физического, но и интеллектуального, и психического развития ребенка. И это забота различных ведомств: здравоохранения, социальной защиты и образования. Сотрудничество специалистов, педагогов и медиков, делает модель инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, т. к. налаженное взаимодействие между специалистами учреждений различных типов способствует лучшему пониманию проблем детского отклоняющегося развития.                             

 Реализация модели непрерывной образовательной вертикали  в условиях инклюзивного образования поможет  нам в решении главных задач во благо каждого ребенка. 

Список используемой литературы

1. Волковская Т.Н.,  Юсупова Г.Х. «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. Под ред. И. Ю. Левченко. – М.: Книголюб, 2008.

2.  Грачев Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М.:«Центр общественных ценностей», 1998.

3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

4. Лютова Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

5. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. М., АРКТИ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА " ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"...

Модель непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Мой любимый город Усть-Илимск»

Продолжать знакомить детей с малой родиной – городом Усть-Илимском, воспитывать любовь к нему....

Адаптированная образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения"

Адаптированная образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения"...

Образовательный проект "Инклюзивное образование в ДОУ"

Разработка модели инклюзивного образования детей с ОВЗ и создание условий ее реализации ....

Реализация принципа индивидуализации в процессе инклюзивного образования в ДОУ

В прдставленной презентации изложен материал о принципе индивидуализации в процессе инклюзивного образования в ДОУ....

Модель непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Мой любимый город Усть-Илимск»

Цель: Продолжать знакомить детей с малой родиной – городом Усть-Илимском, воспитывать любовь к нему.Задачи: Обогащать знания детей о родном городе его достопримечательностях. Закреплят...