Проект «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с зпр в условиях инклюзивного образования»
проект по логопедии (старшая группа)
Современная образовательная ситуация в дошкольном образовании актуализирует необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Анализ данных обследования детей дошкольного возраста показал, что у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается недоразвитие мелкой моторики рук, что является одной из главных причин незрелости моторных функций, проявляющихся в недостаточной координации формирование двигательных умений и навыков, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, М. М. Кольцова и др.)
У детей с интеллектуальной недостаточностью часто возникают проблемы с навыками самообслуживания: дети не могут самостоятельно застегивать пуговицы, змейки, завязывать шнурки, у них не сформированы умения правильно держать ложку, вилку; они неправильно держат кисть, карандаш, ножницы, фломастер. Движения пальцев рук неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены (Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер и др.)
Известный физиолог И. П. Павлов утверждал, что «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 185.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
1.Общие сведения:
1.1. Тема проекта: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с зпр в условиях инклюзивного образования»
1.2 Тип проекта :Практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный.
1.3 Научный руководитель: д.п.н Платохина Н.А
1.4 Авторы: Самохина А.Н.
1.5 Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №316»
1.6 База реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 316»
Ростов-на-Дону, Таганрогская ул., 124/1 индекс 344016
Актуальность проекта:
Современная образовательная ситуация в дошкольном образовании актуализирует необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Анализ данных обследования детей дошкольного возраста показал, что у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается недоразвитие мелкой моторики рук, что является одной из главных причин незрелости моторных функций, проявляющихся в недостаточной координации формирование двигательных умений и навыков, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, М. М. Кольцова и др.)
У детей с интеллектуальной недостаточностью часто возникают проблемы с навыками самообслуживания: дети не могут самостоятельно застегивать пуговицы, змейки, завязывать шнурки, у них не сформированы умения правильно держать ложку, вилку; они неправильно держат кисть, карандаш, ножницы, фломастер. Движения пальцев рук неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены (Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер и др.)
Известный физиолог И. П. Павлов утверждал, что «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».
Теоретическая основа проекта:
1.Исследованием особенностей развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития занимались такие учёные как В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева, Т.П. Артемьева, Т.А. Фотекова, Л.В. Кузнецова, С.Г. Шевченко, М. С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, И.А.Юрковой, В.В.Ковалева, К. С.Лебединской, М.Г Рейдибойма, И. Ф. Марковской, Н.А.Никашина, Н.А.Цыпина, Е.А. Слепович .
2. Исследованием мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития занимались такие учёные как: Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер и Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, М.М. Кольцова .
3.Практическую базу для развития мелкой моторики дошкольников с задержкой психического развития разработали такие авторы как: М.Монтессори, Эдуард Сеген, Т.А. Ткаченко, Блинова Л.В, Касицына М. А, О.А.Зажигина,О.Б.Сапожникова и Е.В.Гарнова.
Цель проекта: создание условий для развития и коррекции мелкомоторных функций детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Задачи проекта:
1.Проведение диагностического обследования мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.Выявление и систематизация данных об уровни мелкой моторики в образовательном учреждении.
3.Выбор оптимальных средств коррекции мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4.Выявление эфективности коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Новизна проекта:
- Представлен мониторинг определения уровня развития мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития.
1. Тесты мотометрической шкалы. (Озерецкий-Гельнитц, Рычкова Н.А)
2. Обследование мелкой моторики рук (Гризик Т.И.) - Подобран и систематизирован нестандартный материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики:
1.Пальчиковая гимнастика:
-массаж рук;
- упражнения с использованием Су-Джок;
- игры с пальчиками.
2. Упражнения, направленные на формирование и закрепление ручных умений и навыков
-нетрадиционные занятия с использованием изобразительной деятельности;
- игры с использованием нестандартного оборудования
Содержание проекта
Для реализации формирующими этапа нами была разработана система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллектуального развития, состоящая из двух частей:
- Пальчиковая гимнастика:
- массаж рук;
- упражнения с использованием Су-Джок;
- игры с пальчиками.
- Упражнения, направленные на формирование и закрепление ручных умений и навыков
- нетрадиционные занятия с использованием изобразительной деятельности;
- игры с использованием нестандартного оборудования
Мы разработали перспективный план реализации системы занятий по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллектуального развития. В основу нашего планирования была положена разработка О.А.Зажигиной. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
Упражнения перспективного плана реализации системы занятий по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллектуального развития.
Массаж и самомассаж с речевым сопровождением | «Зайкин огород» «Снеговик» «Салат» «Мы блины пекли, пекли» «Дикие животные» |
Игры с использованием Су-Джок | «Приключение ёжика» «Черепаха» «Капустка» «Игрушки» «Раз-два-три-четыри-пять» |
Пальчиковая гимнастика | «Мы капусту рубим рубим» «Машина» «Слова» «Моя семья» «Чайник» |
Игры с использованием природного материала | «Шишки» «Белочка» «Поросята» «Овощи» «Зернышки» |
Игры с использование песка и крупы | «Город на беске» «живые картинки на песке» «Что спрятано на дне?» «Цветик-семицветик» «Жил-был Козленок» |
Нетрадиционные занятия с использованием изодеятельности | Развитие графических умений (альбом № 2 М.А.Касициной «рисующий гномик») Развитие изобразительной деятельности Нетрадиционное рисование «Фрукты» с использование различных способов Аппликация с сочетанием нескольких способов «Флаундер» Пластилинография «Цветы для мамы» |
Игры с массажными мячиками | «Бежит ёжик по дорожке» «Весёлые прыжки» «Наши ручки» «Мишутка» «Птичка» |
Игры с платочками | «Кошки-мышки» «Паучок» «Тесто» «Помощница» «Рыбки» |
Игры с ковриками | «Дорожка» «Звериные следы» «Прогулка мишки по лесу» «Козочка» «Полянка» |
Игры с крупными бигуди | «Пароходик-Пых» «Загудел паровоз» «Самокат» «Паровоз» «Поезд и самолёт» |
Игры с прищепками | «Гусёнок» «Кыш!» «Клюква» «Пернатые» |
Игры со счётными палочками | «Апельсин» «У Лариски-две редиски» «Узнаете? Это цапля!» «Журавль» |
Игры с эспандерами | «Зарядка»» «Дружба» «Силач» «Месим тесто |
Игры с зубными щётками | «Массаж» «Зубная щётка» «Кто живёт в моей квартире?» «За ягодами» «Подарки Деда Мороза» |
Игры с бусами |
|
Игры с резиночками для волос |
|
Игры со щётками |
|
Игры с шестигранными карандашами |
|
Принципы реализации проекта
1.Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
3. Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
4. Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
5. Принцип преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития.
6. Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ и семьи.
Ожидаемые результаты
- Получение качественных и количественных характеристик уровня сформированности мелко-моторных функций.
- Апробация технологий по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития.
- Повышение уровня сформированности мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития.
- Повышение качества коррекционно-педагогического воздействия.
Перспективные направления
1.Консультация для родителей: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
2.Мастер-класс для родителей: «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук».
3. Издание детского творческого альбома по технологии «Бусоград».
Этапы проекта:
1.Подготовительный
Цель-определение целей и форм взаимодействия между субъектами(согласования потребностей и запросов обучающихся и родителей с возможностями ОУ в их реализации.
Первый этап(подготовительный)-предполагает первичный анализ всех компонентов, составляющих основу инклюзивного сопровождения. Проведение диагностического обследования с целью получения качественной и количественной характеристики выявленных особенностей мелкой моторики у детей с зпр.
1. Оценка имеющих материально-технических и кадровых ресурсов образовательного учреждения для реализации инклюзивного образования.
2.Изучение особенностей работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития.
3. Подбор диагностического инструментария для качественного и количественного анализа уровня развития мелкой моторики.
4.Вявление уровня сформированности мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития.
Для проведение диагностического эксперимента мы выбрали следующие методики:
1.Тесты мотометрической шкалы. (Озерецкий-Гельнитц, Рычкова Н.А)
2. Обследование мелкой моторики рук (Гризик Т.И.)
1. Тесты мотометрической шкалы (Озерецкий-Гельнитц, Рычкова Н.А.).
Оборудование: мозайка, «планшет» с пуговицами, нитка, бусинки, спички, простой карандаш, тетрадь.
Цель: Обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами).
Ход: Ребёнку предлагается выполнить упражнение с помощью речевой инструкции. Экспериментатор поочередно описывает предлагаемые задания, плавно переходя от одного к другому. (Начинать обследование следует определения качества и степени дифференцированности движений, затем переходя к заданию обследования действий с предметами)
Обследование тонких движений пальцев рук. (Определение качества и степени дифференцированности движений):
1.Сжать пальцы в кулак.
2.Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).
3.Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).
Обследование действий с предметами:
1. Выложить узор из мозаики.
2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.
3. Чертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.
4. Нанизывать на нитку бусинки.
5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек.
Ключ оценки теста мотометрической шкалы.
(Озерецкий-Гельнитц, Рычкова Н.А)
Баллы | Критерии оценки |
0-2 | Отсутствует понимание и интерес к заданию, не может повторить даже после неоднократного показа, на речевые инструкции не реагирует. |
3-4 | Неправильность и напряженность в выполнении большого количества заданий; выраженная истощаемость, значительные трудности в переключаемости с одного вида упражнений на другой, наличие содружественных движений. |
5-7 | Задания выполняются с поправками или с ошибками со 2-го раза; недостаточная точность, сила и свободность в выполнении заданий, наблюдалась незначительная истощаемость, затруднения в переключаемости с одного вида упражнений на другой. |
8-10 | Задания выполняются с первой попытки в соответствии с требованиями к норме; точность, достаточная сила и свободность выполнения всех заданий, хорошая переключаемость с одного вида упражнений на другой, отсутствие содружественных движений. |
Что соответствует следующим уровням:
- Высокий уровень 10-8 баллов
- Средний 5-7 баллов
- Низкий 4-0 баллов
2. Обследование мелкой моторики рук (Гризик Т.И.)
Оборудование: Пуговицы (деревянная, пластмассовая,металлическая); расчески (деревянная, пластмассовая, металлическая), ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки (деревянная, металлическая, пластмассовая), ножницы.
Цель: проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.
Ход: Детям было предложено поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!». Диагностика проводилась индивидуально с каждым из экспериментальной группы. Педагог дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения. Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом.
Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке: 1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с); 2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых; 3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).
1. «Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.
2. «Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)
3. «Три богатыря». Поднять вверх указательный, средний,
безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони Упражнение выполняется под счет до 15.
4. «Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 .
5. «Солдатики». (упражнение для пяти пальцев). Удерживать вытянутые напряжённые пальцы руки. Упражнение выполняется под счет до 15.
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
6. Вырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок
может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление. Дети 6-7 лет. Педагог заранее готовит на каждого ребенка по листу бумаги
(размером 10 х 10 см) с изображением контура цветка (4—5 лепестков).При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки ребенка.
7. Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
8. Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества. Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».
9. Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества. Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый треугольник.
10. Узнавание предмета. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу предлагаемый предмет, не опираясь на его форму и качество.
СИЛА ТОНУСА.
11. Сжатие рук взрослого двумя руками. Воспитатель протягивает обе руки ребенку ладонями и предлагает ему сильно сжать их своими ладошками. При этом педагог говорит: «Сожми мои ладони так крепко, как только ты можешь».
12. Сжатие руки взрослого одной рукой («Рукопожатие».) Воспитатель протягивает руку ребенку (с учетом ведущей руки ребенка) и предлагает ему обменяться сильным и длительным дружеским рукопожатием.
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
13. Вдевание нитки в иголку. Педагог предлагает ребенку иголку длиной 30 мм с маленьким ушком и тонкую нить.
14. Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. В отличие от старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три). Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1 с, на три упражнения - 3 с.
15. Упражнение «Коза-заяц». Ребёнок сидит за столом, ему предлагается выполнить упражнение, особое внимание уделяется координации и согласованности движений пальцев.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЩЕПОТИ РУКИ.
Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы руки, соединенные вместе) ведущей руки: у правшей - правой руки, у левшей-левой руки. Обследование представлено тремя пробами. При этом оценивается ловкость ребенка при выполнении задания.
16. Захват карандаша. Упражнение проводиться при помощи карандаша. Ребёнку необходимо поочередно взять в руку предлагаемый карандаш, особое внимание уделить правильности «захвата».
17. Посолим суп. Упражнение проводиться с использованием рисовой крупой. Ребёнку предлагается взять щепотью крупу и «посолить суп».
18. Катание шарика. Упражнение проводится с шариком (6-7 лет диаметр 5мм, 5-6 лет диаметр 10 мм). Время проведения упражнения - 1 мин.
Ключ оценки обследования мелкой моторики рук (Гризик Т.И.)
Баллы | Критерии оценки |
1 | если ребенок справился с заданием |
0,5 | если ребенок справился с заданием частично |
0 | если ребенок не справился с заданием |
Что соответствует следующим уровням:
- Высокий уровень 19-15 баллов (группа А)
- Средний 14-9 баллов (группа Б)
- Низкий 8-0 баллов (группа В)
2 этап основной
Цель-апробация разработанной системы занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития.
1.Организация коррекционно –педагогической работы по развитию мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.
3 этап заключительный
Цель- подведение итогов инклюзивного сопровождения детей с задержкой психического развития, социального партнёрства образовательной организации и семьи.
Третий этап(заключительный)-Отметить динамические изменения уровня сформированности мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития.
1.Проведение повторного диагностического обследования мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития.
2.Отметить динамические изменения уровня сформированности мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития.
3.Качественная и количественная характеристика результатов диагностического обследования.
4.Проведение педагогического совета для подведения итогов работы рабочей группы по инклюзивному образованию и определение дальнейших перспектив.
Используемая литература
1.Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 320 с.
2.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет»., 2015.,144с.
3.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие.- М.: Гном-Пресс, 2007 —64 с.
4. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.- О.А.Зажигина.-СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2016.-96с.
5. 17. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 208 с.
6. Рузина М.С., Афонькина С.Ю. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2007, 184 с.
7. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.-СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.-144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников при создании творческих моделей (шнуровка)
Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: на формирование мышления и памяти, внимания и наблюдательности, способности к концентрации, ориентировке в пространстве. Одним из у...
Педагогический проект ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ "Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников"
Поиск наиболее эффективных путей развития мелкой моторики рук у старших дошкольников, новых форм и методов работы на основе комплексно-интегративного взаимодействия воспитателя...
«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи» Игровой тренинг для родителей и детей
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой мотор...
Родительское собрание-практикум "Развитие мелкой моторики у старших дошкольников"
Собрание проводилось в гро. "Яблонька"...
Проект «Развитие эмоционально – волевой сферы старших дошкольников с ТНР – специфическое условие для получения образования детьми с ОВЗ».
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирск «Детский сад № 271 компенсирующего вида» Октябрьский район,630083, г. Новосибирск, ул. Обская, 96т/ф 2694933,...
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...
Отчет по проекту"Развитие мелкой моторики у старших дошкольников!
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определенных результатов. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывае...