Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии.
статья по логопедии (подготовительная группа)
В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнивают» последствия речевых недостатков, а влияют на их причину и тем самым эффективно исправляют имеющиеся несовершенства речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии.
Авторы: Благодетелева Анна Владимировна/ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 2075/ город Москва/ учитель-логопед.
Коротаева Светлана Валерьевна Владимировна/ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 2075/ город Москва/ учитель-логопед.
Аннотация.
В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнивают» последствия речевых недостатков, а влияют на их причину и тем самым эффективно исправляют имеющиеся несовершенства речи.
Ключевые слова.
Нейропсихология - направление, которое изучает формирование и развитие познавательных процессов головного мозга.
Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
Сенсорная интеграция - это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное взаимодействие человека со средой, в которой он находится.
Мозжечковая стимуляция - комплекс упражнений, который позволяет развивать и нормализовывать работу ствола мозга и мозжечка.
Биоэнергопластика - это синхронное движение кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.
В настоящее время все чаще и чаще встречаются дети с тяжелыми нарушениями речи, которые имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей.
Нарушаются все основные компоненты речи: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, связная речь. У таких детей отмечается повышенная утомляемость, нарушения внимания, восприятия. Они испытывают трудности с переключением и распределением внимания. Кроме того, у них наблюдается снижение всех видов памяти, нарушение пространственных представлений и недоразвитие мелкой моторики. Всё это может привести в дальнейшем к школьной неуспеваемости.
По мнению Ж.М. Глозман, применение в логопедической работе приемов нейропсихологии развивает у детей интерес к занятиям, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, приводит к стабильному результату.
Особенностью нейропсихологических приемов является то, что их применение возможно при любом уровне развития ребенка на индивидуальных и подгрупповых занятиях. С их помощью достигаются более высокие результаты в коррекционной работе.
Предлагаем упражнения, из опыта работы, которые эффективно используются нами на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях.
Полиактивные упражнения для развития сенсорной интеграции.
1. Артикуляционное упражнение «Язычок-ладошка».
Применение такой гимнастики в работе активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику.
2. Игра “Волшебные кочки”.
Для этой игры педагог использует резиновые «кочки» с различной рельефной поверхностью. Ребёнок шагает по кочкам в носках, называет на каждой кочке слово на определенный звук или слог в его начале, при этом шагая правой ногой на кочку поднимает левую руку, а шагая левой ногой поднимают правую руку. В эти игры могут играть сразу несколько детей, соревнуясь между собой.
3. Игра «Слоги на пузырьках».
Перед ребёнком четыре предметные картинки с разным количеством слогов, в каждом слове присутствует звук, который закрепляем, а ближе к ребёнку лежит игра Pop it. Ребёнок выбирает цвет полоски с пузырьками и слово, которое он будет проговаривать по слогам. При этом называет первый слог, хлопает в ладоши и лопает пузырек на игре Pop it, называет второй слог, хлопает в ладоши и лопает следующий пузырек и так далее. Потом называет сколько частей в слове и проверяет себя по пузырькам. Логопед просит ребёнка вспомнить слова, в которых было меньше всего слогов в слове и больше всего. Эта игра имеет разные варианты усложнений.
4. Игра «Хитрые фигуры».
Перед ребёнком лежит растянутая вертикально скакалка, а слева и справа вдоль неё на цветных кругах и квадратах карточки с картинками на закрепляемый звук. Ребёнок перепрыгивает через скакалку и назвает слог в слове. Если картинка в круге, ребёнок называет первый слог в слове, если в квадрате, то последний слог. Благодаря этой игре дети учатся делить слова на слоги.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
1.Игра «Бомбошки».
Бомбошки – это маленькие мягкие разноцветные шарики. Перед ребёнком лежат 12 -13 карточек с картинками, в названии которых присутствуют заданные звуки. Ближе к ребёнку в центре стоит прозрачная баночка с бомбошками, а по бокам - две коробочки. У ребёнка в руках пластмассовые пинцеты. Если ребёнок называет слово с картинки с мягким согласным звуком, он одновременно берет бомбошку пинцетом в левой руке и кладет в левую коробочку, а если называет слова с твёрдым согласным звуком - берет пинцетом в правой руке и кладет в правую коробочку. В каждую коробочку нужно положить по пять бомбошек, при этом важно следить за произношением поставленных звуков. Усложнение: если звук в слове мягкий, ребенок берёт правой рукой и кладёт в левую коробочку, а если звук твёрдый - берёт левой рукой и кладёт в правую коробочку. Логопед обязательно даёт установку на правильное произношение поставленных звуков и просит ребёнка чередовать слова с твёрдым и мягким звуком. Игра направлена на автоматизацию звуков и умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
2. Игра «Буквоежка».
Перед ребёнком находится большая голова с прорезями для рук. В голове лежат пластмассовые буквы из азбуки. А рядом лежат перевернутые четыре карточки с изображением букв. Логопед говорит ребёнку, что Буквоед съел четыре буквы, и предлагает их определить наощупь. Ребёнок переворачивает любые две карточки, назвает какие звуки обозначают эти буквы и находит эти буквы в голове Буквоеда, одновременно двумя руками. Ребёнок сам выбирает какой рукой, какую букву будет искать. Также ищет и оставшиеся две буквы, сравнивает их с буквами на карточках. Если из этих букв можно сложить слог или слово, складывает и читает его.
3. Игра «Гусельки».
Перед ребёнком на столе дощечка с ребристой поверхностью, а за ней лежит карточка с картинками на заданный звук, разделённая пополам (пять картинок слева, пять справа). Под каждой картинкой цветной кружок. Ребёнку на пальчики педагог одевает резиночки, таких же цветов как кружочки. Логопед предлагает ребёнку называть слова с картинок по очереди с левой половины, потом с правой. При этом ребенок называет слово с левой картинки, нужным пальчиком правой руки с резиночкой такого же цвета, как кружок под картинкой, проводит по доске, а называя слова с правой половины проводит пальчиком левой руки, как бы играя на гусельках. При этом логопед следит за произношением поставленных звуков.
4. Игра «Измени словечко».
-Перед ребёнком в деревянном квадрате девять круглых прорезей, в центре жёлтый кружок, а в остальных картинки с изображением предметов. Справа и слева лежат листики бумаги. Ребёнок, сминает двумя руками одновременно эти листики в кулачки, при этом составляет и проговаривает предложения с этими картинками, добавляя слова мой, моя, моё, обращая внимание на цвет кружочка в середине квадрата. Например: Мой жёлтый дом. Моё жёлтое яблоко. Моя жёлтая шапка. и т.д.
-Логопед убирает желтый кружок в середине квадрата, под ним смайлик. Ребёнок расправляет листики из кулачков, одновременно называет картинки в круглых дощечках ласково, например: домик, мячик, деревце, солнышко.
-Педагог убирает смайлик, под ним цифра пять. Ребенок листочки бумаги опять собирает в кулачки, при этом называет предметы с цифрой пять, например: пять деревьев, пять мячей, пять стульев и т.д.
5. Игра «Буква, картинка, прищепка».
Перед ребёнком на столе карточка, на которой сверху три картинки, а под ними три буквы разного цвета, с которых начинаются слова. Рядом корзинка с цветными прищепками. Логопед держит картинку, а ребёнок берет две прищепки такого же цвета, как буква и одновременно прикрепляет их к букве и к картинке, название которой начинается с этого звука. Педагог может попросить выполнить дополнительные задания, например, назвать картинки ласково или составить предложение с каким-нибудь словом на картинке.
Упражнения, направленные на стимуляцию мозжечковой зоны КГМ.
Для проведения игр мы используем балансировочную доску Бильгоу и логопедические вкладыши Васильевой Е.В.
1. Игра «Отработка звука». Ребёнок стоит на балансире, перед ним на полу квадрат с девятью картинками с заданным звуком. Сначала логопед просит называть картинки слева направо, сверху вниз громко и чётко произнося в словах закрепляемый звук. Предлагает брать из корзинки жёлтые и синие мешочки, при этом жёлтый мешочек должен быть всегда в правой руке, а синий - в левой. Жёлтые мешочки ребенок кидает в слова, где заданный звук в начале слова, а синие, где автоматизируемый звук в середине слова.
2. Игра «Угадай о чём думаю?».
Ребёнок стоит на балансире, логопед стоит рядом, у него в корзинке цветные мячики. Ребёнок берет мячи попеременно правой и левой рукой, кидает их в картинки, в соответствии с заданием. Мячики после отскока от картинки старается поймать, перекладывает в другую руку и продолжает игру. Далее логопед загадывает какой-то предмет, описывает его, а ребёнок угадывает и попадает мячиком в задуманную логопедом картинку. Педагог спрашивает: о чём я подумала? Ребёнок отвечает, например: о двух карандашах, о двух мячах и т. д.
3. Игра «Чего не стало?»
Ребёнок стоит на балансире, у него в руках мячики на резинках, надетые на средние пальцы. На полу перед ним квадрат с девятью парными картинками. Ребёнок называет картинки и запоминает их. Далее ребёнок закрывает глаза, а логопед закрывает одну из картинок квадратом на палочке и просит его угадать кого или чего не стало, назвает и бросает в эту картинку мячик. Ребенок мячики бросает по очереди левой и правой рукой. Например: не стало двух зайцев, двух домов, двух стаканов и т. д.
4. Игра «Мешочки».
Ребёнок стоит на балансире, перед ним квадрат с девятью парными картинками. Ребёнок берет из корзинки цветные мешочки и, выполняя задания логопеда, бросает мешочки поочередно в нужные картинки. Например: брось мешочек в верхний правый угол и назови картинку (два петуха), в нижний правый угол и назови картинку (две конфеты), и т.д. Может и сам определить: «я бросаю в в верхний правый угол…».
Эти и другие нейропсихологические упражнения развивают концентрацию внимания, координацию, учат чувствовать своё тело, помогают ребёнку в автоматизации поставленного звука, развивают способность выполнять одновременно несколько действий, и межполушарное взаимодействие и, главное, создают новые нейронные связи в головном мозге. Применение в работе приемов нейропсихологии – одно из наиболее эффективных направлений в работе учителя-логопеда, позволяющее получить результат в речевом, познавательном развитии, в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.
Литература
- Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: ЭКСМО, 2003.
- Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении /Под ред. Ж.М. Глозман. – М.: Генезис, 2017. – 336 с.
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. – М.: Феникс, 2007.
- Васильева Е.В. Методическое пособие/логопедические вкладыши для мишени обратной связи Convertible от Derbalancier, - М.: 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал в помощь родителям для создания дома условий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (пересказ сказки по опорным картинкам по теме транспорт)
Материал в помощь родителямдля создания дома условий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР(пересказ сказки по опорным картинкам по теме транспорт)...
«Вариативное использование нетрадиционных методов и приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...
Методическая разработка «Мнемотехника - как один из эффективных методов и приемов в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.На сегодняшни...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
Использование приемов мнемотехники по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста - методическая разработка...
Проект «Использование приемов мнемотехники в процессе работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
Аннотация проектаОпыт работы учителем – логопедом в детском саду показывает, что количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается. Одним из принципов дошкольного образовани...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии.
В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнив...