Особенности логопедической работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях инклюзивного образования.
статья по коррекционной педагогике

Шабалина Светлана Витальевна

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Оно подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (обычно развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифференцированный подход, которые ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shabalina_s.v._statya.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Шабалина С.В.

учитель-логопед МБДОУ №139 г.  Иркутск

Особенности логопедической работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Оно подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (обычно развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифференцированный подход, которые ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом. Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей с ОВЗ, занятостью родителей и отсутствием возможности работать над проблемой своего ребенка вместе со специалистами, отдаленностью специализированного образовательного учреждения от места проживания.

 Инклюзивное образование – гибкое, открытое, динамичное, учитывающее потребности всех детей. В процессе инклюзивного образования система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Термин «инклюзия» (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) введён в 1994 году Соломанкской декларацией. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одной группе дошкольного образовательного учреждения, а не в специально выделенной группе при общеобразовательном учреждении. Инклюзия означает раскрытие каждого ребёнка с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.  Инклюзия учитывает, как потребности, так и специальные условия, и поддержку, необходимые ребёнку и педагогам для достижения успеха.

Термин инклюзивное образование впервые в нормативном документе появляется в п. 27 ст. 2 ФЗ-№ 273 «Об образовании в Российской Федерации», где под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1]. В настоящее время действует принятая Правительством России государственная программа «Доступная среда», целью которой является формирование к2020 году условий, для обеспечения равного доступа инвалидов к физическому окружению, транспорту, информации, а также другим объектам и услугам, предоставляемым населению. [2]

Цель инклюзивного образования – создать оптимальные условия для

развития потенциала каждого ребенка. [6] Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

 - все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

 - для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; - разнообразие усиливает все стороны жизни человека;

 По данным Т.Б. Филичевой от60% до 90% детей дошкольного возраста имеют речевые нарушения различной степени сложности, в частности – ТНР [9]. Дети с ТНР имеют вторичные нарушения в развитии коммуникативных навыков и умений, у них присутствует как замедленность в темпе развития, так и своеобразие в развитии личности [7]. На сегодняшний день имеет место тенденция роста числа детей с тяжелыми нарушениями речи, у которых наблюдаются, в том числе и нарушения неречевых функций, что в ряде случаев препятствует комфортному включению этих детей в социум. Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью. Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется

 и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.  Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.  

В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности. Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками. При организации работы по коррекции и развитии личностной сферы необходимо учитывать следующие особенности детей с речевыми нарушениями:

  1. Заниженная самооценка.

 2. Коммуникативные нарушения.

 3. Проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности

 4. Особенности эмоционально-волевой сферы: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроений.

Условно, детей с ТНР можно разделить на две группы: дети с комплексными нарушениями (вторичная задержка психического развития, расстройства аутистического спектра, пограничные психические состояния и т.д.) и дети с ТНР близкого к норме уровня псих речевого развития (в результате раннего выявления и оказания комплексной помощи) [7].

Одним из важных направлений в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекционная логопедическая работа. Ведь хорошая речь -важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психологическое развитие. Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования заключается в оказании помощи разным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья. Логопедическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями имеет ряд особенностей:

 - в силу того, что нарушения речи детей с ОВЗ носят стойкий характер, логопедическая   работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с обычными детьми;

 - ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

 - планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи. Главной задачей учителя-логопеда в рамках инклюзии является построение системы, которая удовлетворит потребности каждого ребёнка и даст возможность детям овладеть речевыми навыками. Учителю-логопеду необходимо вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность и создать условия, в которых дети с особыми потребностями ощущали бы себя полноценными в среде сверстников. Такие дети должны обеспечиваться поддержкой, которая позволит им добиваться успехов, детям очень важно ощущать свою индивидуальность, ценность совместного пребывания в коллективе. Необходимым средством повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса становится поиск и применение активных форм, методов и приемов обучения. В каждом дошкольном образовательном учреждении должна быть разработана модель психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающая оптимальные условия для воспитания, развития и самореализации детей с нарушениями речи,

это позволяет наиболее рационально организовать работу специалистов для детей с ОНР, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.  Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.   Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка с ТНР. Система коррекционно- развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребёнка с ТНР в специально организованной пространственно-речевой среде, отвечающей особенностям психоречевого развития детей с речевыми нарушениями. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в логопедической группе осуществляется в соответствии с Адаптированной Основной Образовательной Программой, с учетом психофизических и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Периодичность и продолжительность логопедических занятий определяется сложностью речевого дефекта, зависит от вида речевой патологии и этапа коррекции. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.  На коррекционных занятиях применяются наглядные методы и игровые приемы работы, предусматриваются артикуляционные, голосовые, дыхательные, физические упражнения; включаются упражнения для развития мелкой моторики рук, на развитие координации движения, релаксационные упражнения. В коррекционную работу могут включаться нейропсихологические приемы и упражнения на развитие кинестетического и кинетического праксиса, произвольной произвольной регуляции и зрительно-моторной координации.  

  Специфика применения логопедических приёмов и методов создаётся за счет особой подачи и формы коррекционных заданий, цель которых активизация речевой и умственной деятельности ребенка. В ходе занятий значительное место отводится работе по формированию правильного звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, построению связного высказывания.

  Добиться высоких результатов в логопедической работе позволяет:

  - тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

 - оптимальное распределение времени на каждый этап работы;

 - компетентная, научно-обоснованная подача программного материала;

 - применение инновационных технологий, методических разработок и современных методов логопедического воздействия.

Применение компьютерных технологий помогает усовершенствовать и разнообразить традиционные формы подачи и усвоения программного материала, способствует более высокому уровню осмысления языкового материала, поддерживает мотивацию детей. Использование ИКТ на логопедических занятиях стимулирует интерес к занятиям, обеспечивает каждому возможность работы в оптимальном для него темпе, повышает самооценку детей, ребенок получает ощущение самостоятельного управления деятельностью.  Технология диалогового обучения способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся самостоятельно задавать вопросы познавательного характера, выражать свои мысли и отвечать на вопросы правильно построенными предложениями. Здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, дают возможность изменить эмоциональное отношение ребенка к трудной для него речевой работе над речью. Технология игрового обучения позволяет осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Использование метода наглядного моделирования и технологию «мнемотехника» позволяет быстро запоминать стихи, достаточно подробно пересказывать рассказы и сказки по мнемотаблицам, самостоятельно составлять детьми описательные и творческие рассказы по мнемосхемам. А также с помощью пиктограмм и мнемодорожек дети заучивают скороговорки на разные звуки. Мнемотаблицы помогают осуществлять работу по формированию правильного звукопроизношения. Важную роль в работе с детьми с ТНР играет логоритмика. Практический опыт логоритмической работы показывает ее большой коррекционный и

и терапевтический эффект в работе с детьми с различными речевыми недостатками. Логопедическое воздействие происходит в направлениях:

- коррекция психосоматических нарушений;

- отклонений в психоэмоциональной сфере;

- активизация творческих способностей;

- профилактика и коррекция речевого недоразвития.

Структурными составляющими при планировании логоритмического занятия

являются упражнения: - в ходьбе и маршировке;

- на развитие голоса, дыхания и артикуляции;

- чувства темпа, ритма,

- общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- творческой инициативы;

- мимической мускулатуры;

- регулирующие мышечный тонус;

- пение, слушание музыки;

- коррекция звукопроизношения;

- релаксация;

Основные задачи работы по созданию модели психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи:

 -Повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов.

 - Определение направления работы с родителями.

 -Помощь ребёнку в адаптации к детскому коллективу.

-Разработка индивидуального коррекционного маршрута.

Организация совместной работы детей с речевыми нарушениями в рамках

инклюзивного подхода в разных формах, интересных для детей, адекватных в плане учёта возрастных и личностных особенностей детей, позволяет в условиях групповой работы создать психологически комфортную обстановку, в которой каждый из детей имеет возможность преодолеть имеющиеся у него проблемы и в максимальной степени проявить и развить имеющиеся у него способности. 

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 №1297

3.Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. Пособие/под ред. Староверовой М.С.-М.,2011.

4.Инклюзивная практика в дошкольном образовании. /под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н.Кутеповой. -М.,2011.

5. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2010. -№1. -с.3-10

6. Самсонова Е.В., Дмитриева Т.П., Хотылева Т.Ю. Основные педагогические технологии инклюзивного образования. –М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2013.

7.Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. –М.: Педагогика,1980.

8.Тенкачева Т.Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России. //Педагогическое образование в России .2014 №1 с.205-208

9.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. –М.: 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребёнок, родители и педагог как участники единого творческого процесса работы изостудии в дошкольном образовательном учреждении, в условиях реализации ФГОС

Проблема влияния изобразительного искусства на эстетическое развитие ребёнка приобретает всё большую актуальность. Современный взгляд на эстетическое воспитание предполагает единство формирования эсте...

Проектная деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида

 Для повышения эффективности логопедической работы, наряду с непосредственным исправлением звукопроизношения и лексико-грамматических структур речи, достаточно широко используетс...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

Эффективная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения как условие психологической стабильности детей, сотрудников и родителей

В статье освещены практические методы работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения со всеми участниками образо-вательного процесса от периода раннего детства до предшкольного ...

Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении.

В данной презентации представлены основные задачи и направления коррекционно-развивающей работы , особенности организации в образовательном учреждении для детей дошкольного возраста....