Формирование толерантного социального взаимодействия участников образовательных отношений через народное творчество в условиях инклюзивного пространства учреждения дошкольного образования.
статья по коррекционной педагогике

Кангина Катерина Александровна

Статья посвящена проблемам инклюзивного образования в России на уровне дошкольного обучения. В статье представлен опыт реализации процесса инклюзии конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование толерантного социального взаимодействия участников образовательных отношений через народное творчество в условиях инклюзивного пространства учреждения дошкольного образования.

Авторы:

Е.Н. Ромашкина, заведующий МДОУ «Детский сад № 209»;

К.А. Кангина, учитель – дефектолог МДОУ «Детский сад № 209».

Аннотация: Статья посвящена проблемам инклюзивного образования в России на уровне дошкольного обучения. В статье представлен опыт реализации процесса инклюзии конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: Дошкольное образование, инклюзия, инклюзивное образование, социальные партнеры, участники образовательных отношений, толерантность, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,

должно быть народным.

К.Д. Ушинский [2, с. 76]

В современной системе дошкольного образования педагоги – «новаторы» пытаются реализовать, а точнее привести в действие, концепцию инклюзивного образования. Взгляды ученых на «Инклюзию» различны. Одни поддерживают и доказывают, что это жизненная необходимость, не взирая на категории ограниченных возможностей здоровья и отношение современного общества с людям и детям с особенностями развития. Другие, чаще это практикующие специалисты, имеющие отношение к коррекционной педагогике, настаивают на разумной реализации принципов инклюзивного образования. На самом деле, каждая образовательная организация самостоятельно решает проблему обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях открыты группы разных направленностей: компенсирующие (для детей ОВЗ, по категориям), комбинированные (для детей без патологии развития и детей ОВЗ с одинаковой патологией), инклюзивные (для детей без патологии развития и детей ОВЗ, различных категорий патологии). Мы предлагаем опыт решения задач инклюзивного образования в конкретном дошкольном учреждении с интересной историей реорганизаций.

В городе Ярославль функционирует необычный детский сад. В далеком 65 году прошлого века в новом строящемся городском районе открыли детский сад, в котором росли замечательные малыши и уходили в школу. В 1986 году на базе этого детского сада открывается школа-интернат с дошкольным отделением для детей с умственной отсталостью. В школе 4 класса начальной школы и 4 группы для детей дошкольного возраста. Новый опыт привлекает внимание не только педагогов России, но и педагогов из других стран. Познакомиться с уникальным опытом системы преемственности школа-сад приезжали делегации: США из г. Бостон штат Массачусетс, Австрии, скауты из Великобритании, г. Эксетер Англии, Германии, ЮАР. Бесценный опыт работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения учителя – дефектологи школы и дошкольного отделения передавали молодым специалистам. Специальная (коррекционная) школа-интернат № 65 восьмого вида функционировал до 2008 года. После реорганизации открыт детский сад № 209 компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Специалисты с уникальным опытом остались работать в детском саду. В 2013 году в дошкольном учреждении компенсирующего вида открыты группы общеразвивающей направленности и в течение нескольких лет создается инклюзивное образовательное пространство.

В детском саду в настоящее время работает 11 групп, из них: 5 групп для детей с нарушением интеллекта различной степени тяжести и этиологии; 4 группы для детей с тяжелым нарушением речи и 2 группы общеразвивающей направленности. В процессе деятельности педагоги детского сада стали замечать, что родители воспитанников групп общеразвивающей направленности обращают внимание на детей, имеющих ОВЗ, высказывают педагогам свои умозаключения и не всегда доброжелательно или с сочувствием. С другой стороны, мы отметили, что дети из групп коррекционной направленности обращают внимание на детей из общеразвивающих групп, тянутся к общению с ними, слышат их грамматически правильную речь, и даже пытаются повторять.  Реакция детей из общеразвивающих групп не всегда была неоднозначной: дети смеялись над неправильной речью детей с ОВЗ, их внешним видом, недостаточными навыками опрятности, мимикой, моторной неловкостью.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, педагогическим коллективом было принято решение о необходимости проведения систематической работы в направлении воспитания толерантности и определении доступных форм работы со всеми категориями детей и родителями.  В основу деятельности по данному направлению были включены продукты русского народного творчества: сказки, песни, игры, праздники. Русский фольклор, как содержание образовательного процесса, а именно музыкально-развлекательных досуговых мероприятий, мы стали осваивать все вместе: дети с сохранными возможностями, и их сверстники с ОВЗ.  Начали с праздников так как вспомнили замечательное высказывание М.М. Бахтина о том, что феномен праздника–это один из наиболее устойчивых элементов культурного континуума, «первичная форма человеческой культуры». Культура праздника слагается из культуры игры, культуры слова, культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала, словом, из совокупности разных культур [1, с. 13]. Кроме того, мы нашли утверждение А.С. Фролова, о том, что праздник является специфической формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников [3, с. 76]. Знакомство с русскими традициями помогло и взрослым, и детям почувствовать себя уверенней, выражать свои эмоции, отпустить свои обиды, стеснительность. Подготовка к праздникам мотивирует к деятельности, формирует навыки взаимопомощи, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, и просто дает возможность принимать новые роли, почувствовать значимость каждого участника. В хороводе равны все - решили мы. Да и внешние различия во многом стираются благодаря ярким народным костюмам, использованию атрибутов для игр и хороводов.

Детский сад заключил договор с общественной организацией по возрождению народной культуры и традиций «Зоренька», которая стала активным участником образовательных отношений. В результате общения с народным коллективом, некоторые педагоги детского сада так увлеклись творчество, что стали участниками ОО «Зоренька», без отрыва от педагогической деятельности. Родители воспитанников всех групп тоже удивили педагогов, они стали принимать участие в организации и проведении для детей старинных русских народных обрядовых праздников. Ежегодной традицией стали «Осенины» - праздник урожая, «Рождественские колядки», «Масленица», «Праздник птиц», «Троица» и др. На этих праздниках дети активно общались друг с другом, не обращая внимание на особенности развития или иногда непонятную речь.

После проведения нескольких совместных мероприятий и активной работы педагогов над воспитанием толерантности в группах общеразвивающей направленности, была отмечена положительная динамика в общении детей. Стала заметна своеобразная «опека» со стороны детей из общеразвивающих групп по отношению к сверстникам с ОВЗ: ребята старались помочь при выполнении заданий, поддерживали их в эстафетных конкурсах. Между некоторыми детьми начали формироваться приятельские, и даже дружеские отношения. Показателем эффективности данной работы можно считать значительную динамику в развитии коммуникабельности и речи практически у всех воспитанников, принимающих участие в подготовке и проведении фольклорных праздников. Дети, посещающие общеразвивающие группы узнали много нового. Их словарный запас пополнился старыми новыми словами, фразами, поговорками. Речь стала более плавной, эмоционально окрашенной, интонационно выразительной. У большинства детей с тяжелым нарушением речи по данным логопедического обследования, улучшилось состояние речевого дыхания, плавность речи, произносительная внятность.

Успех педагогической деятельности по данному направлению вдохновил коллектив детского сада на более углубленную и серьезную работу. Следующим уровнем стала проектная деятельность. В группе для детей с особыми образовательными потребностями был разработан практико-ориентированный проект на основе сказки «Три медведя», с включением воспитанников группы общеразвивающей направленности. в течение трех месяцев дети из групп разной направленности встречались друг с другом на мастер-классах, на спортивных и развлекательных мероприятиях, ходили в гости друг к другу в группы, общались на прогулке, а самое главное, учились взаимопомощи и пониманию потребностей и особенностей друг друга.

Результатом проектной деятельности стали театрализованные представления по сказкам «Три медведя», «Теремок». Актерами «маленького театра» стали: дети без патологии развития, дети с тяжелым нарушением речи и умственной отсталостью, ребенок с синдромом Дауна, ребенок с синдромом Ретта. Костюмы и атрибуты, декорации изготавливали педагоги, родители и социальные партнеры из общественной организации «Зоренька». Постановки сказок транслировались не только для детей детского сада и близлежащих детских садов, но и на разных уровнях системы образования города Ярославля и Ярославской области, в рамках семинаров, мастер-классов, методических объединений для педагогов и специалистов. Коллегами и родителями было отмечено доброжелательное и терпимое отношение детей к особенностям друг друга.

Для анализа отношения взрослых участников деятельности мы провели анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников. В анкетировании принимали участие родители групп всех направленностей. Обрабатывая результаты анкетирования, мы отметили рост положительных отзывов родителей. Родители детей, имеющих особые образовательные потребности отметили, что их дети открылись для них с новой, неожиданной стороны: многие мамы почувствовали поддержку не только педагогов, но и окружающих. Кто-то заметил, что в общих фольклорных играх, дети не так уж и отличаются от остальных.

Успешное взаимодействие и положительный результат деятельности стал мотивацией для расширения круга социального партнерства.  В настоящее время МДОУ «Детский сад № 209» активно сотрудничает с расположенной рядом «Средней школой № 72», в которой традиционно обучаются многие выпускники нашего детского сада. Мы проводим совместные праздники, спектакли, развлечения. В начале 2020 года дети, члены организации «Волонтеры 3+» из МДОУ «Детский сад № 211» приходили в гости к нашим воспитанникам и участвовали в совместном развлечении «Колядки».

Таким образом, уникальное инклюзивное образовательное пространство, созданное на базе МДОУ «Детский сад 209» г. Ярославля помогает всем: и детям, и взрослым, понять и принять себя и всех окружающих людей с особенностями и без.

Источники:

  1. Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http://teatr-lib.ru/Library/Bahtin/esthetic/].
  2. Ушинский К.Д. Воспитание человека [Текст]: К.Д. Ушинский, М:. – изд. Дом «Карапуз» - 2000.  ISBN: 5-8403-0040-3, 5-7995-0590-7
  3. Фролов, А.С. Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника [Текст]: дис. канд. пед. наук /А.С.Фролов.–М. : 2002. –206  с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие участников образовательных отношений в решении задач познавательного развития детей дошкольного возраста"

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошколього возраста, взаимодействие с семьёй...

Ярмарка педагогических идей по взаимодействию участников образовательных отношений

¢На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании...

Инновационные технологии межсубъектного взаимодействия участников образовательных отношений в процессе патриотического воспитания дошкольников.

   Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной п...

Взаимодействие участников образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении

В статье изложены соображения по поводу семейного воспитания и опыт работы ГБДОУ детский сад №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга....

«Формирование музейной культуры дошкольников через активное взаимодействие участников образовательных отношений»

      В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у детей ценностного отношения к р...

"Использование современных образовательных технологий при взаимодействии участников образовательных отношений в коррекционно-развивающей работе"

Тема: «Взаимодействие участников образовательных отношений в коррекционно-развивающей работе для детей с ТНР  с использованием современных технологий программы «Вдохновение»...