Конспект индивидуального диагностического занятия тема: «Дорога к школе» (по методике Керна-Иерасика)
тест по психологии (подготовительная группа)

Кругова Наталья Викторовна

Цель: определить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста ряда предпосылок к овладению учебной деятельностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskoe_zanyatie.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального диагностического занятия.

Тема: «Дорога к школе» (по методике Керна-Иерасика)

Цель: определить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста ряда предпосылок к овладению учебной деятельностью

Задачи: 

-  развивать мелкую моторику;

-  развивать познавательные процессы: мышление, внимание, память;

-  воспитывать устойчивый интерес к школе;

Материалы и оборудование:

-бумага листы А4;

- простой карандаш;

-  музыкальное оформление;

Ход занятия:

Приветствие

С добрым утром, глазки! (ладошки поглаживают глазки)

Глазки наши смотрят на (бинокль: на часики, на зеркало)

С добрым утром, ушки! (ладошки к ушкам, прислушиваемся)

С добрым утром, носик (дотрагиваемся до носа пальчиком,

Носик наш нюхает (можно по кругу назвать не повторяя овощи)

С добрым утром, ротик! (дотрагиваемся до ротика)

Ротик наш кушает (кормим птичку-ротик имитация кормления пальчиками зернышек рассыпанных на ладошке, собачки –разводим ладони в стороны, крокодила - -вытягиваем прямые руки вперед)

С добрым утром, ручки! (поглаживаем ручки)

Ручки наши хлопают… (громко, тихо)

С добрым утром, ножки! и (поглаживаем коленки)

Ножки наши топают … (громко, тихо)

С добрым утром, я! (гладим себя по голове)

И все мои друзья! (разводим руки в стороны)

2. Основная часть

1 задание

Психолог: давай поиграем в школу и представим, что мы на уроке рисования. Я предлагаю нарисовать тебе мужчину. Вот тебе карандаш и альбомный лист. Можешь начинать.

1 балл – у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно, шляпа или шапка), уши. На лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды.

2 балла – выполнение всех требований, как при оценке 1 балл. Возможно отсутствие трех деталей – шея, волосы, один палец руки, — но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла – у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.

4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.

Физкультминутка: «Что умеет наше тело» 

-  движения выполняются в соответствии с текстом и по показу взрослого.

У меня есть голова                                     повороты головы

Направо – раз, налево - два.                      направо налево, наклоны

                                                                     головы.

Она сидит на крепкой шее,                       круговые повороты шеей.

Повертели – повертели.

Затем туловище идет,                                руки на поясе,

Наклон назад, наклон вперед,                   наклоны,

Поворот – поворот.                                    повороты.

Умелые руки есть у всех,                         рывки руками

Вверх – вниз, вниз – вверх.                      вверх – вниз.

Ноги нам нужны,                                      бег на месте,

                      чтоб бегать,

прыгать,                                                     подскоки (2-3 раза),

             приседать, стоять…                    приседания (2-3 раза).

Вот какое мое тело!

С ним все делаешь на «пять»!

2 задание

Психолог: «Посмотри,  здесь что - то написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее».

Он ел суп.

Результат:тест Керна-Йерасика

1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна.

3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.

4 балла – с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.

5 баллов – каракули.

Физкультминутка:  «О левой и правой»

 - движения выполняются в соответствии с текстом и по показу взрослого.

Смотрите-ка, вот две руки:             показать по очереди правую    

Правая и левая!                                 и левую руки

Они в ладоши могут бить –            хлопки в ладоши

И правая, и левая!

Они мне могут нос зажать –          зажать нос по очереди

И правая, и левая!                           правой  и левой руками

Ладошкой могут рот прикрыть –     прикрыть рот по очереди

И правая, и левая!                              правой и левой руками

И могут ласковыми быть –              погладить по голове

И правая, и левая!

С руками я всегда дружу –               зажать руки в кулачок, как

И с правою, и с левою!                      при рукопожатии

Обнимут вас, ко мне прижмут –      обхватить себя руками

И правая, и левая!

Задание 3.

Психолог: посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же». Можно пальцем показать место, где он будет их рисовать.

тестированиетест Керна-Йерасика

Психолог: умница, отлично получилось!

1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.

2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла – группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек.

4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии, недопустимы.

5 баллов – каракули.

Общий результат теста

После оценки каждого задания все баллы суммируются. Итак, если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:

3-6 баллов – выше среднего уровень готовности к школе;

7-11 баллов – средний уровень;

12-15 баллов – ниже среднего уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.

ОПРОСНИК

Последняя часть теста Керна-Йирасика выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы «вопрос–ответ».

Психолог: «Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них».

Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:

1. Какое животное больше – лошадь или собака? (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)

2. Утром мы завтракаем, а днем... (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

3. Днем светло, а ночью... (темно = 0; неправильный ответ = -4)

4. Небо голубое, а трава ... (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)

5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?

(фрукты = 1; неправильный ответ = -1)

6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)

7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)

(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)

8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)

(правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)

9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...? (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)

10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)

11. Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т.д. = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

13. Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это... (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)

16. Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0

18. Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы. Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор). Сумма от + 14 до 23 – выше среднего. Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта. От - 1 до – 10 – ниже среднего. От – 11 и меньше – низкий показатель. Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

Психолог: тебе понравилось наше путешествие. Что интересного ты узнал сегодня?

Психолог: мне приятно было общаться с тобой! На память о нашей встрече я хочу подарить тебе эти сердечки, а с ними свое тепло и хорошее настроение. До свидания. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: ПОСТАНОВКА [Л]

 ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТААлисова Е.И., учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №8 с...

Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].

Конспект открытого индивидуального  логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]....

Конспект индивидуально–подгруппового занятия Тема: «В поисках буквы Р» (автоматизация звука «р» в словах, фразе). в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР

Интересный конспект индивидуально - подгруппового занятия - путешествия по автоматизации звука "Р" в подготовительной к школе группе  для детей с ФФНР...

КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Любимая книга Гнома (автоматизация звука Р).

Тема: Любимая книга Гнома (автоматизация звука Р). С помощью путешествия с Гномом по любимой книге, Лепбуку, с  увлекательными заданиями автоматизируется звук -Р- изолированно, в словах, фразовой...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема занятия: «Автоматизация звука Р в словах со звукосочетаниями ТР, ДР»

Конспект индивидуального логопедического занятияТема занятия: «Автоматизация звука Р в словах со звукосочетаниями ТР, ДР»Цель: Добиться правильного произношения звука Р в словах со звукосо...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Путешествие в Лесную школу"

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего возраста с ОНР - III уровня. Тема: "Путешествие в Лесную школу". Цель занятия...

Конспект индивидуального диагностического занятия. Тема: «Дорога к школе» (по методике Керна-Иерасика)

Цель: определить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста ряда предпосылок к овладению учебной деятельностьюЗадачи:-  развивать мелкую моторику;-  развивать познавательные проц...