Конспект индивидуального диагностического занятия. Тема: «Дорога к школе» (по методике Керна-Иерасика)
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)
Цель: определить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста ряда предпосылок к овладению учебной деятельностью
Задачи:
- развивать мелкую моторику;
- развивать познавательные процессы: мышление, внимание, память;
- воспитывать устойчивый интерес к школе;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskoe_zanyatie.docx | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального диагностического занятия.
Тема: «Дорога к школе» (по методике Керна-Иерасика)
Цель: определить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста ряда предпосылок к овладению учебной деятельностью
Задачи:
- развивать мелкую моторику;
- развивать познавательные процессы: мышление, внимание, память;
- воспитывать устойчивый интерес к школе;
Материалы и оборудование:
-бумага листы А4;
- простой карандаш;
- музыкальное оформление;
Ход занятия:
Приветствие
С добрым утром, глазки! (ладошки поглаживают глазки)
Глазки наши смотрят на (бинокль: на часики, на зеркало)
С добрым утром, ушки! (ладошки к ушкам, прислушиваемся)
С добрым утром, носик (дотрагиваемся до носа пальчиком,
Носик наш нюхает (можно по кругу назвать не повторяя овощи)
С добрым утром, ротик! (дотрагиваемся до ротика)
Ротик наш кушает (кормим птичку-ротик имитация кормления пальчиками зернышек рассыпанных на ладошке, собачки –разводим ладони в стороны, крокодила - -вытягиваем прямые руки вперед)
С добрым утром, ручки! (поглаживаем ручки)
Ручки наши хлопают… (громко, тихо)
С добрым утром, ножки! и (поглаживаем коленки)
Ножки наши топают … (громко, тихо)
С добрым утром, я! (гладим себя по голове)
И все мои друзья! (разводим руки в стороны)
2. Основная часть
1 задание
Психолог: давай поиграем в школу и представим, что мы на уроке рисования. Я предлагаю нарисовать тебе мужчину. Вот тебе карандаш и альбомный лист. Можешь начинать.
1 балл – у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно, шляпа или шапка), уши. На лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды.
2 балла – выполнение всех требований, как при оценке 1 балл. Возможно отсутствие трех деталей – шея, волосы, один палец руки, — но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.
3 балла – у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.
4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.
5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.
Физкультминутка: «Что умеет наше тело»
- движения выполняются в соответствии с текстом и по показу взрослого.
У меня есть голова повороты головы
Направо – раз, налево - два. направо налево, наклоны
головы.
Она сидит на крепкой шее, круговые повороты шеей.
Повертели – повертели.
Затем туловище идет, руки на поясе,
Наклон назад, наклон вперед, наклоны,
Поворот – поворот. повороты.
Умелые руки есть у всех, рывки руками
Вверх – вниз, вниз – вверх. вверх – вниз.
Ноги нам нужны, бег на месте,
чтоб бегать,
прыгать, подскоки (2-3 раза),
приседать, стоять… приседания (2-3 раза).
Вот какое мое тело!
С ним все делаешь на «пять»!
2 задание
Психолог: «Посмотри, здесь что - то написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее».
Он ел суп.
Результат:
1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.
2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна.
3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.
4 балла – с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.
5 баллов – каракули.
Физкультминутка: «О левой и правой»
- движения выполняются в соответствии с текстом и по показу взрослого.
Смотрите-ка, вот две руки: показать по очереди правую
Правая и левая! и левую руки
Они в ладоши могут бить – хлопки в ладоши
И правая, и левая!
Они мне могут нос зажать – зажать нос по очереди
И правая, и левая! правой и левой руками
Ладошкой могут рот прикрыть – прикрыть рот по очереди
И правая, и левая! правой и левой руками
И могут ласковыми быть – погладить по голове
И правая, и левая!
С руками я всегда дружу – зажать руки в кулачок, как
И с правою, и с левою! при рукопожатии
Обнимут вас, ко мне прижмут – обхватить себя руками
И правая, и левая!
Задание 3.
Психолог: посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же». Можно пальцем показать место, где он будет их рисовать.
Психолог: умница, отлично получилось!
1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.
2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла – группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек.
4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии, недопустимы.
5 баллов – каракули.
Общий результат теста
После оценки каждого задания все баллы суммируются. Итак, если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – выше среднего уровень готовности к школе;
7-11 баллов – средний уровень;
12-15 баллов – ниже среднего уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.
ОПРОСНИК
Последняя часть теста Керна-Йирасика выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы «вопрос–ответ».
Психолог: «Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них».
Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:
1. Какое животное больше – лошадь или собака? (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)
2. Утром мы завтракаем, а днем... (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
3. Днем светло, а ночью... (темно = 0; неправильный ответ = -4)
4. Небо голубое, а трава ... (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
(фрукты = 1; неправильный ответ = -1)
6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)
7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)
8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
(правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...? (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)
10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)
11. Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т.д. = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
13. Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это... (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)
16. Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0
18. Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)
20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)
Суммируем баллы. Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор). Сумма от + 14 до 23 – выше среднего. Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта. От - 1 до – 10 – ниже среднего. От – 11 и меньше – низкий показатель. Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.
Психолог: тебе понравилось наше путешествие. Что интересного ты узнал сегодня?
Психолог: мне приятно было общаться с тобой! На память о нашей встрече я хочу подарить тебе эти сердечки, а с ними свое тепло и хорошее настроение. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: ПОСТАНОВКА [Л]
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТААлисова Е.И., учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №8 с...
Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]....
Конспект индивидуально–подгруппового занятия Тема: «В поисках буквы Р» (автоматизация звука «р» в словах, фразе). в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР
Интересный конспект индивидуально - подгруппового занятия - путешествия по автоматизации звука "Р" в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР...
КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Любимая книга Гнома (автоматизация звука Р).
Тема: Любимая книга Гнома (автоматизация звука Р). С помощью путешествия с Гномом по любимой книге, Лепбуку, с увлекательными заданиями автоматизируется звук -Р- изолированно, в словах, фразовой...
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема занятия: «Автоматизация звука Р в словах со звукосочетаниями ТР, ДР»
Конспект индивидуального логопедического занятияТема занятия: «Автоматизация звука Р в словах со звукосочетаниями ТР, ДР»Цель: Добиться правильного произношения звука Р в словах со звукосо...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Путешествие в Лесную школу"
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего возраста с ОНР - III уровня. Тема: "Путешествие в Лесную школу". Цель занятия...
Конспект индивидуального диагностического занятия тема: «Дорога к школе» (по методике Керна-Иерасика)
Цель: определить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста ряда предпосылок к овладению учебной деятельностью...