Работа для категории на тему: Эмпатия.
учебно-методический материал по психологии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 81 третьей категории»
Квалификационная работа
Тема: Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Работу выполнила: Мягкова
Елена Андреевна
МБ ДОУ 81
Миасс 2023 год
Содержание
Введение
Глава 1.1. Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-педагогических исследованиях.
Глава 1.2.Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
Глава 1.3.Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
Выводы по 1 главе
Глава 2.Педагогическая диагностика проявления эмпатии у дошкольников.
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Эмпатия это способность человека к сочувствию, и сопереживанию другим людям является одним из важнейших компонентов воспитанию детей. Установлено, что эмоционально чувственные дети более эффективно включаются в процесс социализации, успешны в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. На сегодняшний день, вопрос о выборе методов и средств развития эмпатии является особенно актуальным Предлагаются различные средства развитии эмпатии: специально разработанные музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с природой, рисование.
Актуальность моей темы: каждый человек, безусловно, хочет жить в богатой и красивой стране. Но еще больше в стране которую населяют добросердечные и отзывчивые люди, воспитанные на идеалах красоты, порядочности, душевной чуткости и содействия.
Но самая главная из них – это проблема воспитания подрастающего поколения. Дошкольное детство – период особой социально – эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру, и мира для себя.
Театрализованная деятельность как средство развития эмпатии дошкольников недооценивается, необходимо изменить отношение воспитателей дошкольных образовательных учреждений к потенциалу театрализованной деятельности, вернуть детям деятельность, которая приносит радость и благоприятно влияет на их развитие.
Театрализованная деятельность не только вводит детей в мир прекрасного, но развивает сферу чувств будет соучастие, сострадание, развивает способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожится вместе с ними.
Именно это натолкнуло меня на изучение темы «Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Почему я решила взять именно театрализованную деятельность, чтобы у моих воспитанников:
- сформировать правильную модель поведения в современном мире.
- повысить общую культуру ребенка, приобщить к духовным ценностям.
-познакомить с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, прививать устойчивый интерес.
- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развитие эмпатии.
Глава 1.1.Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-педагогических исследованиях.
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и, в самом общем виде определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Понятие «эмпатия» как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где в философских дисциплинах (этика, эстетика), был тождественен смысловой эквивалент «симпатия».
В этических системах А.Смита, 1759; А.Шопенгауэра, 1840; Г.Спенсера, 1870; М.Шелера,1923 симпатия понимается как свойство человеческой души и рассматривается в качестве регулятора взаимоотношений между людьми в обществе, основы совести, альтруизма, справедливости.
Наиболее полно и последовательно теория симпатии была разработана М.Шелером (1923). Он определял симпатию как подлинную форму отношений между людьми и разработал классификацию форм симпатии от низших к высшим. Это такие как «сопереживание» - состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживанием; «сочувствие» - участие в переживании другого человека при сохранении независимых чувств субъекта, его целостности, это - более высокое, рациональное состояние, истинная симпатия, в результате которой происходит истинная реализация человечности.
Т. Липпс(1903) разграничил понятия симпатия и эмпатия. В концепции эстетического воспитания, он трактовал эмпатию как восприятие эстетического объекта - это одновременно акт наслаждения и познания. Эмпатия есть способ познания объекта - эстетического наслаждения, вчувствования в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним.
В целом исследователи определяют эмпатию как социально - психологическое свойство личности, представляющее совокупность социльно-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается объекту так и субъекту эмпатии.
Таким образом, анализ исследований позволил мне определить эмпатию как постижение эмоциональных состояний другого человека, понимание его чувств и переживаний, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи другому.
И так, эмпатия - сложный многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных, и поведенческих умений, навыков и способностей другого человека.
В структуре эмпатии можно выделить следующие компоненты:
1. Эмоциональный - способность распознать и понимать эмоциональные состояния другого. Характеризуется как пассивное сочувствие, форма соучастия в эмоциональном состоянии партнера, за которым нет действительного начала.
2. Когнитивный - способность мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого. Характеризуется восприятием и пониманием внутреннего мира другого человека, проявлением сочувствия.
3. Поведенческий - способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека; помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого. Характеризуется как стремление к оказанию помощи.
Глава 1.2. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в предшкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М.Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой - эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.
Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств. Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств.
Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его пожелание, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного соде6ржания, они учатся разделять переживания других.
В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовольствие от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.
На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность.
Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ребенка.
Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Важные изменения в эмоциональной сфере происходят при переходе ребенка из детского сада в школу. Освоение новой социальной роли «Я - ученик» сопровождается глубокими эмоциональными переживаниями в связи с новым положением в группе сверстников и отношениями с взрослыми.
Старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет) - очень важный период в развитии детей, когда происходит становление новых психических образований. Вместе с тем их дальнейшее развертывание создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития.
Развитие и усложнение этих образований дает благоприятные условия для развития рефлексии-способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатов, переживаниях, чувствах. В исследованиях подчеркивается, что для нравственного развития наиболее сенситивным является период перехода ребенка из дошкольного в младший школьный возраст. Этот период во многом предопределяет будущий нравственный облик человека и в тоже время исключительно благоприятен для взаимодействия взрослого и ребенка.
Глава 1.3. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
Известно, что развитие ребенка осуществляется во взаимосвязи с взрослым. Взрослый своим поведением может, как способствовать, так и препятствовать развитию умения осознавать свои эмоциональные реакции и состояния.
Важным моментом в осознании ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний является их называние взрослым; как известно, вербализация является важнейшим инструментом осознания. Однако называние может, как адекватно отражать состояние ребенка - и тогда оно способствует осознанию ребенком собственных эмоциональных переживаний, способствуя тем самым индивидуализации развития, так и неадекватно отражать его, тем самым препятствуя осознанию ребенком своих эмоциональных переживаний и блокируя развитие индивидуальности.
Для осознания ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний важным является принятие или непринятие взрослым этих реакций и состояний. Принимая эмоциональные реакции и состояние ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.
Другим существенным моментом в осознании ребенком своих эмоциональных реакций и состояний является их поддержка со стороны взрослого. Поддерживая эмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на данную эмоцию, но и признает также адекватность реакции ребенка на данную ситуацию. Но взрослый может также, и отвергать эмоциональную реакцию ребенка, т.е. признавая за ребенком право на эмоцию, не считать ее адекватной в данной ситуации.
Осознание ребенком своей индивидуальности, предполагает ее выражение. Выражение собственной индивидуальности есть не что иное, как выражение эмоциональных реакций и состояний.
Совместная деятельность ориентирована умение детей согласованно действовать друг с другом, реагировать на состояние партнера. Вместе с тем необходимо отметить, что эмоциональная сфера ребенка, переживающая кризисный период, наиболее уязвима. Поэтому требуются более совершенные, комплексные педагогические средства. Одним из таких средств являются педагогические ситуации. Еще Л.С. Выготский утверждал, что необходимо "заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще "не созрели" для самостоятельного «функционирования» (Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С.55). Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата. В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного» отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей.
Можно выделить этапы по развитию эмпатии у детей дошкольного возраста:
1-й этап «язык эмоции» или «познаю себя» (ситуация сочувствия-констанции).
Освоение языка эмоции, фиксирование на эмоциональных состояниях и их распознание включает в себя:
- выделение зафиксированной эмоции (пиктограммы, картинки, иллюстрации к книге, фото. Проявлений с содержательным фоном и без него, «конструирование эмоции».
- распознание интонации и интонированной речи (звуковые эмоциональные записи - смех, плач, крик, музыкальные эмоциональные образы).
- обучение пантомимике, жесту, позе, выразительному движению изображение и угадывание различных эмоционально выразительных движений, распознание изображенного жеста, «ожившие картинки».
- речевую поведенческую этику на эмоциональной основе (различные формы этикета, Вежливые формы, вежливые выражения).
2-й этап «язык чувств и переживаний» или «Я - другой человек» (ситуация сочувствия – переживания).
Организация работы с детьми:
- работа над книгой - сопереживание персонажам сказок;
- рассматривание картин, проникновение внутрь, проигрывание коротких сценок;
- беседы по сказкам (сравнение характера и поступков героев, проведение аналогии);
- игра-беседа с персонажами (одобрение или пр.);
- слушание музыки, а также ее исполнение;
- постановка кукольного спектакля;
- творческая ролевая игра по сюжету сказки;
- игра-драмматизация - сопереживание героям и глубокое проникновение в содержание произведения;
3-й этап «нравственные беседы» или «содействие» (ситуация сочувствия – действия).
Формы работы с детьми:
- решение нравственных ситуаций;
- формирование позитивного отношения к младшим, к родителям, пожилым, инвалидам и др.;
- активное включение в комплекс различных видов деятельности (реальная деятельность - труд, наблюдение, предметная деятельность, изобразительная деятельность, общение).
4-й этап формирования - «сорадование».
Формы работы с детьми:
-наблюдение в природе (живые и неживые объекты);
-совместная, коллективная деятельность труд;
-празднование дней рождений.
Выводы по Главе 1.
Эмпатия является многоплановым понятием, рассматривается как свойство личности, выражается в постижении эмоциональных состояний другого человека, понимании его чувств переживаний, а также стремлении к оказанию поддержки и действенной помощи другим людям.
Структура эмпатии включает в себя три компонента эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Обеспечение практической реализации процесса развития эмпатии детей 5-7 лет включает систему педагогический средств. Детско-родительские отношения играют большую роль в создании и формировании эмоционально-нравственной сферы ребенка
Дошкольный возраст является сенситивным для развития эмпатии. Условием формирования эмпатии является ее наличие у взрослого, который ее прививает ребенку, человек с неразвитой эмпатией не сможет воспитать ее в ребенке. Педагогические условия являются наиболее успешным методом формирования эмпатии у дошкольников, для формирования эмпатии должна быть создана развивающая среда и педагогическая ситуация.
Для развития эмпатии могут использоваться художественные и литературные произведения, они являются наиболее близкими к эмоциональному фону ребенка. Творческие способы развития эмпатии оказывают влияние также на развитие психических процессов и сенсорных систем.
Глава 2. Педагогическая диагностика проявления эмпатии у дошкольников.
Целью моего исследования является изучение возрастной сензитивности у детей дошкольного возраста (5-6 лет) к проявлениям эмпатии в своем поведении.
Для определения возрастных особенностей в проявлении эмпатии к сверстнику я использовала опросник. Его цель: выявление наличия эмпатийных переживаний у детей путем прогнозирования ими собственного поведения в 10 проблемных ситуациях, предложенных в форме индивидуальной беседы.
Задания предлагались ребенку не все сразу, а 2-4 в день, чтобы избежать стереотипных ответов. В процессе работы я использовала наводящие вопросы, повторение условий или отдельных фактов, если ребенок отвлекался или затруднялся с ответом. Некоторые проблемные ситуации были приготовлены мной в двух вариантах (для мальчиков и девочек). Это облегчало ребенку восприятие и понимание условий задания.
Содержание заданий подбиралось с таким расчетом, чтобы наиболее полно охватить часто встречающиеся жизненные ситуации, в которых возможно проявление эмпатии к сверстнику.
В исследовании принимали участие 10 дошкольников 5-6 и 6-7 лет посещающие детский сад № 81.
Для удобства анализа полученных результатов условно разделены задания ребенку на следующие 5 подгрупп, в которых проявление эмпатии к сверстнику предполагало: оказание помощи другому(№№ 1,2,7), ущемление личных интересов ребенка (№№3,10), проявление сочувствия и оказание помощи товарищу, нарушившему какую- либо норму поведения или указание взрослого (№№ 5,6,8), проявление сорадости (№4), оказание помощи ребенку- сверстнику в затруднительной ситуации(№9), вопрос не заключает в себе, четких альтернативных ответов положительных или отрицательных, основанных на определенных моральных нормах.
Далее рассмотрим типичные ответы детей обеих экспериментальных групп по каждой из подгрупп ситуаций.
1 подгруппа (оказание помощи другому):
Ситуация №1: В умывальной комнате твой приятель никак не может повесить полотенце на вешалку, а воспитатель зовет обедать, все уже за столом. Как ты поступишь?
Ситуация №2 (отдельно для мальчиков и для девочек): Сосед (ка) по шкафчику в раздевалке никак не может зашнуровать ботинки, просит тебя помочь. А твой друг (подруга) зовет тебя играть в войну (дочки - матери). Вы разведчики, и вам дано задание срочно отправляться в разведку. (Ты - ее дочка, и вам нужно срочно идти к врачу). Как ты поступишь?
Ситуация № 7: Воспитатель на занятии дала задание: сделать поделку из бумаги. Как сделал работу - можно идти играть. Ты уже сделал (а), а твой сосед по столу решил сделать сложную поделку, ему до конца работы еще далеко. Что ты будешь делать?
Общие данные анализа ответов детей по 1 подгруппе ситуаций выглядят следующим образом: в среднем 69,3% детей 5-6 лет прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи сверстнику
Следующий блок ситуаций предусматривал проявление эмпатии к сверстнику через ущемление личных интересов ребенка.
Ситуации 2 подгруппы: ущемление личных интересов ребенка
Ситуация №3: Ты пускаешь мыльные пузыри, и у тебя осталось совсем немного мыльной воды. К тебе подходит девочка (мальчик) из вашей группы и просит отлить половину. Что ты сделаешь?
Ситуация № 10: У вас в группе появилась новая машина с пультом управления. Ты специально пришел в группу пораньше, чтобы поиграть с ней. Но тут пришел Саша, и он тоже хочет поиграть с этой машиной. Как ты потупишь? (вариант - для мальчиков).
У вас в группе появилась новая красивая кукла. Она умеет говорить «мама», плакать, смеяться, ходить, у нее очень красивые платье и туфельки. Ты специально пришла в группу пораньше, чтобы поиграть с ней. Но тут пришла Лена, и она тоже хочет поиграть с этой куклой. Как ты поступишь? (вариант - для девочек).
В ситуациях ущемления личных интересов в среднем 78% детей 5-6 лет
К третьей подгруппе я отнесла ситуации, предусматривающие проявление сочувствия и оказания помощи ребенку, нарушившему какую- либо норму поведения или указание воспитателя.
Ситуации 3 подгруппы: проявление сочувствия и оказание помощи товарищу,
Ситуация 5: Всем детям в группе на полдник дали по 2 конфеты. Все съели по одной, а вторую положили по своим шкафчикам, чтобы отдать потом своим мамам. Ты положил (а) в шкафчик обе конфеты, ни одной не съел (а). А Сережа не удержался и съел обе конфеты, ничего не оставив маме. Ему стало стыдно, что все ребята угостят своих мам, а ему маму угостить нечем. Он подошел к тебе и попросил одну конфету. Как ты поступишь?
Ситуация 6: Колю наказали за то, что он сломал цветок на клумбе, и теперь ему нужно убрать мусор на всей площадке. Прогулка скоро закончится, а Коля еще и половины работы не сделал, хотя очень старается. Что бы ты сделал (а)?
Ситуация 7: Ты увидел (а), что Лена стоит углу и плачет. Ты подошел (а) узнать, в чем дело. Лена сказала тебе, что она взяла печенье из Наташиного шкафчика, а та пожаловалась воспитателю, хотя у нее еще печенье осталось. Что ты скажешь Лене?
Наиболее категоричные ответы детей с отрицательной эмоциональной направленностью на другого ребенка были в ситуации № 8. Только 6% детей 5-6 лет проявили какое-то сочувствие к сверстнику. Остальные вставали на позицию осуждающего, а некоторые были просто жестоки.
К четвертой подгруппе я отнесла ситуацию № 4, в которой требуется проявление сорадости другому:
Ситуация № 4: Андрюша пришел в группу радостный. Он подошел к тебе и сказал, что ему подарили собаку. Что ты скажешь Андрюше?
Анализируем полученные результаты: сопереживание радостным чувствам сверстника (сорадость) наблюдалось только у 20% детей 5-6 лет. Таким образом, мы видим, что проявление сорадости затруднительно для дошкольников 5-6 лет.
Последняя пятая подгруппа включала в себя также одну ситуацию (№9), связанную с выявлением у дошкольников желания оказать помощь другому в затруднительной ситуации, которая не предполагает нарушений моральных норм или ущемления личных интересов ребенка:
Ситуация № 9: В группу пришел (ла) новый (ая) мальчик (девочка). Лишних шкафчиков в раздевалке нет, раздеваться ему (ей) негде. Но можно положить вещи прямо на скамейку в раздевалке. Что бы ты предложил (а)?
Проанализировав ответы детей отдельно по каждой из предложенных им ситуаций, все данные в общую таблицу, отражающую наличие или отсутствие эмпатии по отношению к сверстнику в ситуации их предполагаемого поведения. Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительные результаты проявления эмпатии к сверстнику детей 5-6 и 6-7 лет в предложенных им предполагаемых ситуациях
| |||||
Ситуации | Дети 5-6 лет | Дети 6-7 лет | |||
Проявляют эмпатию | Не проявляют эмпатию | Проявляют эмпатию | Не проявляют эмпатию | ||
1 подгруппы (оказание или неоказание помощи другому) | 69,3 | 30,7 | 91,6 | 8,4 | |
2 подгруппы (ущемление личных интересов ребенка) | 78 | 22 | 87 | 13 | |
3 подгруппы (проявление сочувствия к сверстнику, нарушившему норму поведения) | 52 | 48 | 63,3 | 36,7 | |
4 подгруппы (проявление сорадости) | 20 | 80 | 64 | 36 | |
5подгруппа (оказание помощи сверстнику при затруднениях) | 54 | 46 | 82 | 18 | |
Общие показатели по всем ситуациям | 54,7 | 45,3 | 77,6 | 22,4 | |
Исходя из полученных данных, мной был сделан вывод о том, что в среднем около 54,7 % детей 5-6 лет и 77,6% детей 6-7 лет в ситуации прогнозирования склонны к появлению эмпатии и оказанию помощи другому. Качественный анализ результатов прогнозирования показал, что наибольшее количество положительных ответов было дано детьми на вопросы, отражающие ситуации, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни детской группы, на которые педагог постоянно обращает внимание. Наименьшее количество было дано на вопросы, отражающие ситуации, часто выпадающие из воспитательной работы педагога дошкольного учреждения и родителей (например, проявление сорадости). Положительный ответ на такие вопросы предполагает наличие у дошкольника устойчивого чувства эмпатии, а также умения самостоятельно оценивать ситуацию и давать ответ на основе своего личного отношения. Значительно меньший процент детей 5-6 лет (54,7%) проявляющих эмпатию в ситуациях прогнозирования, подтверждает положение возрастной сензитивности в проявлениях социальных эмоций. В среднем дошкольном возрасте пока еще не сформировано эмоциональное предвосхищение своего поведения, а также эмпатийных переживаний как наиболее сложных социальных чувств. Кроме того, педагоги и родители довольно часто не обращают внимания на умение ребенка общаться, сотрудничать с другими детьми. Дошкольники не умеют выражать свои чувства, просить помощи и не знают, как ее оказать. Они не понимают, что можно не только сочувствовать и сопереживать сверстнику, но и радоваться за него, т.е. проявлять сорадость.
Выводы по 2 главе.
Совокупный анализ полученных результатов, позволил отметить более выраженную динамику развития эмпатии в условиях педагогической технологии развития эмпатии в театрализованной деятельности по сравнению с использованием традиционных средств, в развитии данной способности у дошкольников.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы убеждают в эффективности развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности при реализации соответствующей педагогической технологии.
Заключение
Настоящее исследование посвящено одной из актуальных проблем теории и методики дошкольного образования - проблеме социализации старшего дошкольника в контексте развития эмпатии как способности сочувствовать, сопереживать, содействовать средствами театрализованной деятельности.
Необходимость решения данной проблемы связана с обострившимися противоречиями в практике дошкольного образования: между пониманием педагогами необходимости решать актуальную задачу - развитие эмпатии у детей 6-7 лет и отсутствием системной и последовательной работы, которая чаще носит ситуативный, педагогически нецелесообразный характер; между использованием воспитателем традиционных видов театрализованной деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников и неэффективной организацией, при которой не учитываются современные особенности и интересы старших дошкольников, их стремление к самостоятельности и инициативность, детская активность, ее удовлетворение в театрализованных играх, а так же развивающий потенциал и возможности самой театрализованной деятельности; между возрастающим интересом современных дошкольников к интегративным видам деятельности, в частности, театрализованной деятельности и исчезновением ее из жизни ребенка, неподготовленностью воспитателей и родителей к ее осуществлению.
Проблема развития эмпатии дошкольников, в театрализованной деятельности требует дальнейших исследований, среди которых можно выделить такие направления, как проектирование педагогической технологии развития эмпатии дошкольников в театрализованной деятельности в условиях семьи; использование интегративного подхода к организации художественной деятельности детей дошкольного возраста в развитии эмпатии; методическое обеспечение игровой проектной деятельности дошкольников, направленной на социально-эмоциональное развитие в дошкольном образовательном учреждении.
Список литературы
1. Абрамян Л.А. О возможности игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников. // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания. Таллин, 1984.
2. Акулова О.В. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание, 2005. №4. С.24.
3. Алексеева Н.И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: Автореф. канд. дис. М., 1987.
4. Артемова Л.В. Театрализованные игры для дошкольников. М., 1991.
5. Басин Е.Я. Творчество и эмпатия. // Вопросы философии. 1987. № 2. С. 54-66.
6. Банщиков В.М., Короленко Ц.П. Эмоции и воображение. М., 1975.
7. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М.: Аст-Пресс, 1999.
8. Бенеш H.JT. Актёрская психотехника как психологическое условие развития эмпатии личности. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2007. №2. С. 111-114.
9. Бодалев А. А., Каштанова Т.Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах. JL, 1975.
10. Большунова Л.Н. Влияние музыкаль?1ых средств на развитие эмпатии личности: дис. канд.психол.наук: Новосибирск, 2000.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1986.
12. Буренина А.И. Театр всевозможного. СПб, 2002.
13. Валантинас А.А. Взаимосвязь эмпатии и усвоения нравственных норм детьми младшего школьного возраста: Автореф. канд.дис. Киев, 1988.
14. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147 158.
15. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. №5. С. 107-114.
16. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1977.
17. Доронова Т.Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2004.
18. Дюпан Г. Развитие детской эмоциональности // Психология саморазвития. М., 1995.
19. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. М., 1985.
20. Изард К.Е. Эмоции человека / Под ред. Л.Я. Гозмана. М., 1980.
21. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа. №1. 2000.
22. Ковалев А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.
23. Конева О.Б. Влияние социальных эмоций на процесс социализации детей дошкольного возраста: Автореф.дис. канд. психол. наук. М., 1996.
24. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Автореф.дис. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 1999.
25. Кошелева А.Д. Взаимозависимость эмоционального отношения ребенка к сверстнику и условий деятельности детей. // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович.М.,1986.
26. Силеван В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций / Дошкольное воспитание. № 1. 1989.
27. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников. / Игра и ее роль в развитии ребенка. М., 1978.
28. Стрелкова Л.И. Творческое воображение: эмоции и ребенок: Методические рекомендации. // Обруч. 1996. № 4. С. 24-27.
29. Стрелкова Л.П. Теоретико-методологический подход к проблеме эмоционально-эмпатической регуляции поведения дошкольников. // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. М., 1986.
30. Страелкова Л.П. Чувства и эмоции важнейшие ценности дошкольного детства. // Самобытность детства. Новые ценности образования. № 3. 2007. С. 57-72.
31. Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения. // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. -М.,1986. С.70-100.
32. Худик В. А. Диагностика детского развития. Методы исследования. Киев, 1992.
33. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов на Дону, 1995.
34. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Грибы" в средней группе
Материал для логопедов, для работы с детьми имеющими ОНР....
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Осень". Звук О
Занятие в средней логопедической группе. Провдится в парке. Направлено на развитие речи, активизацию словаря, совершенствование навыеков словообразования. развитие артикуляционной и мелкой моторики....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»...
Из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории по теме:"Нравственно-патриотическое воспитание как один из факторов взаимодействия семьи и ДОУ"
Уважаемые коллеги! Мне очень хочется поделиться с Вами своими успехами, достижениями и опытом работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание как один из факторов взаимодействия семьи и ДОУ".При...
Конспект по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «День рождения в лесу» (лексическая тема: дикие животные и их детеныши) (старшая группа)
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на лексическую тему "Дикие животные и их детёныши"...
Опыт работы на высшую квалификационную категорию по теме: "Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и современных логопедических технологий".
Выполнена в соответствии с ФГОС ДО...
Непосредственная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий. Лексическая тема: «Лес». Тема: «День рождение леса».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№7 «Незабудка» корпус №3.г. Мегион Непосредственная образовательная деяте...