Конспект по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «День рождения в лесу» (лексическая тема: дикие животные и их детеныши) (старшая группа)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Горчакова Юлия Сергеевна

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на лексическую тему "Дикие животные и их детёныши"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий

на тему: «День рождения в лесу»

(лексическая тема: дикие животные и их детеныши)

(старшая группа)

Подготовила и провела:

Учитель-логопед

Горчакова Ю.С.

Москва 2013 г.

Тема: «День рождения в лесу»

(лексическая тема: дикие животные и их детеныши)

        

Цель: Активизировать словарь детей в контексте изучаемой темы

Задачи:

1. Коррекционно – образовательные

- Уточнить словарь по лексической теме.

- Формировать умение употреблять предлоги в, на, под  в простом распространенном предложении.

- Уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами.

- Упражнять в назывании детенышей животных.

2. Коррекционно – развивающие

- Развивать координацию речи с движением.

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать слуховое внимание.

3. Коррекционно – воспитательные

- Учить детей слушать инструкцию взрослого, работать по образцу.

- Учить детей работать в группе.

- Воспитывать активность детей.

Оборудование: Зайчонок Зип, карта со схемами предлогов, предметные картинки с изображением животных и их жилищ, изображение стола и угощений.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел сегодня в гости. Это зайчонок Зип. (выставляется картинка с изображением зайчонка)

- Зайчонок пригласил нас на день рождения своей мамы - зайчихи. Собираемся в дорогу.

Сели на поезд, поехали:  (дети садятся на свои места)

Чу-чу- чу, чу-чу- чу,         (повторяют за логопедом)

Всех до леса докачу.

II. Основная часть

1. Работа со схемами.

- Вот мы и оказались в лесу. А вот и зайчиха с зайчонком встречают нас. Но почему они такие хмурые, грустные? (ответы детей)

- Оказывается, они не успели пригласить на праздник жителей леса. Давайте отыщем в лесу зверюшек, а в этом нам поможет карта, на которой изображено, где живут животные.

- Посмотрите, как вы думаете, что обозначает первая схема?  (что зверь живет внутри, в своем домике)

- Смотрим дальше, а что обозначает вторая схема? (что дом находится под чем-то)

- А что обозначает последняя схема? ( что дом находится на чем-то)

- Молодцы. Теперь давайте вспомним, какие звери живут в лесу? (ответы детей)

- Кто скажет одним или двумя словами, как называются эти животные? (дикие животные)

- Почему их называют дикими животными?

2.Составление предложений с предлогами.

- Правильно. Скажите, где живет белка? Лиса? Волк? Медведь?  (Дети отвечают полными предложениями. Белка живет в дупле; лиса в норе; волк в логове; медведь в берлоге)

- Где спрятался заяц? (Заяц спрятался под кустом)

- Где мы найдем дупло белки? (Дупло белки мы найдем на дереве)

3.Называние детенышей животных, употребление предлога С.
- Ну а теперь пойдем за зверюшками.

- Вот дерево. Что на дереве? Кто живет в дупле? Назовите детенышей белки (бельчата) Кого пригласили на день рождения? (Белку с бельчатами)

- Что это? (куст) Кто сидит под кустом? Назовите детенышей зайчихи? Кого позвали? (Зайчиху с зайчатами)

(Аналогично:  медведь – медвежата, лиса – лисята, волк – волчата, еж – ежата)

4.Употребление предлогов, продолжение работы.

- Посмотрите, пока мы ходили за животными, мама Зипа уже накрыла на стол.

- Что вы видите на столе? Для кого это угощение?

- Давайте назовем для какого животного какое угощение приготовлено.

На столе морковка для зайцев.

На столе мед для медведей

(Аналогично: рыба для лис, орехи для белок, мясо для волков, грибы для ежей)

5.Физминутка.

- Зайчик Зип предлагает всем поиграть с ним в чехарду.

Скок – поскок, скок – поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочки подтянись!

Лапки ставим на бочек, на носочках скок – скок – скок.

А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.

(Логопед произносит слова и показывает движения, а дети повторяют. Выполняют 2 раза )

6.Продолжение работы над темой.

- Животные решили поиграть в прятки. Давайте найдем их.

- Где спрятался мишка? (под столом)

- Где спрятался еж? (в норе)

- Где спряталась белка? (на дереве)

- Где спрятался зайчик? (под кустом)

А где спряталась лисичка? (в норе)

7.Развитие мелкой моторики.
- А теперь посмотрите, где спряталась зайчиха? (Зайчиха спряталась под сосной)

- Ой, ребята вы знаете, мне кажется наши пальчики то заскучали. Я предлагаю сыграть в игру, которую мне показала зайчиха.

- Давайте вспомним, где у нас правая рука? (дети показывают правую руку) - - А где у нас левая рука? (показывают левую)

- Молодцы. Приготовили правую руку и повторяем за мной.

Скачет зайка косой

Под высокой сосной

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

(Указательный и средний палец правой руки вытянуты, остальные выпрямлены и соединены. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку -указательный и средний палец левой руки вытянуты, остальные выпрямить и соединить).

III. Итог занятия

- Праздник подходит к концу. И  нам пора возвращаться в детский сад.

- Вспомните, где живут дикие животные?

- Как называются  их жилища?

- Кто приходил на день рождения к зайчихе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»

Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Город профессий» (старшая группа)

Данное занятие для детей старшей группы расширяет представления о профессиях людей в контексте общей темы "Все профессии важны, все профессии нужны". Учит образовывать сложные слова. Развивает речевую...

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Перелетные птицы»

Открытое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме "Перелетные птицы"....

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников по теме "Животные жарких и холодных стран"

Конспект ООД по теме "Животные жарких и холодных стран" поможет учителям-логопедам провести занятие по данной теме....

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников по теме "Домашние животные", средняя группа.

Предложенный вариант конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе поможет начинающим учителям-логопедам спланировать занятие по теме "Домашние животные"...

Развлечение на тему «Дикие животные и их детеныши» старшая группа

Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания и активизировать словарь по данной теме.Задачи:- продолжать совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в обра...