Из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории по теме:"Нравственно-патриотическое воспитание как один из факторов взаимодействия семьи и ДОУ"
учебно-методический материал по окружающему миру по теме
Уважаемые коллеги! Мне очень хочется поделиться с Вами своими успехами, достижениями и опытом работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание как один из факторов взаимодействия семьи и ДОУ".Пришлите,пожалуйста,свои комментарии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_vospitatelya_vysshey_kvalifikacionnoy_kategorii.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории
Богуновой Г.А.
МБДОУ №2 г. Киржач
Образовательный проект «Мой родной город - Киржач»
Введение
В муниципальном дошкольном учреждении №2 на протяжении трёх лет
ведется работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Данное направление нацелено на развитие у старших дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к
Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. В практике ДОУ накоплен большой и интересный опыт по воспитанию у дошкольников любви к Родине, родному краю.
Актуальность темы:
Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколении я патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравствен-
но-патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.
На повышение общественного статуса патриотического воспитания детей
ориентированы Федеральные законы:
« О государственном флаге РФ», «О государственном гимне РФ».
Кроме того данная тема приобретает особую актуальность в период реализации ФГОС.
Адресная направленность:
Представленные материалы могут быть использованы в старших и подготовительных группах садов общего типа, родителями, педагогами образовательных учреждений, учителями начальных классов.
В основе проекта лежит также опыт работы ДОУ.
Проект раскрывает формы работы и особенности её организации. Созда-
ёт благоприятные условия для формирования личности ребёнка в про-
цессе нравственно-патриотического воспитания.
Цель работы:
Формирование нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с прошлым и настоящим родного города.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к местам, где родился человек, и гордость за свой народ, и ощущение не-
разрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства Родины. Поэтому работа по данному направлению включает решение многих ЗАДАЧ по нравственно-
патриотическому воспитанию детей:
-воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-развитие интереса к русским традициям.
Эти вопросы успешно решаются в различных видах деятельности таких,
как, изобразительная деятельность, развитие речи, трудовая деятельность,
ознакомление с окружающим миром.
Ожидаемые результаты:
-Формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности и ответственности за судьбу Отечества и готовность к его защите.
-Усвоение опыта предыдущих поколений, способствующего успешной социализации детей.
-Знакомство с социальными нормами и правилами поведения в обществе для установления добрых взаимоотношений между людьми.
Технология опыта:
Работу по патриотическому воспитанию начала с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Ведь с воспитания чувства привязанности к
родному саду, улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет воспитываться чувство любви к своему Отечеству.
Работаю по программе « От рождения до школы» под редакцией
Вераксы,а также использую инновационные технологии Н.Г,Зеленовой,
Л,Е,Осиповой «Мы живём в России», Л.А.Лялиной «Народные игры» в
детском саду и др.
Мной разработано перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию кружковой работы «Люби и знай свой край родной».
В соответствии с поставленными задачами мною проделана определённая работа по следующим направлениям:
1.Создание условий для нравственного воспитания дошкольников.
Безболезненная социализация дошкольника в обществе во многом будет зависеть от того, какие нормы и правила им будут усвоены.
В соответствии с этим мною были проведены:
- Родительские собрания по темам:
-«Общаемся с ребёнком»;
-«Нужно ли потакать капризам ребёнка?»;
-«Маленький помощник в семье»;
-Круглый стол по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Цель этих родительских собраний заключается в том, чтобы повысить
педагогическую компетентность родителей по вопросам культуры общения и формирования духовно-нравственных чувств у ребёнка.
- Проведены чтение и анализ художественных произведений:
по ознакомлению с прошлым русского народа, с историей и природой родного края, способствующих формированию навыков культуры поведения в обществе.
- Проведены театрализованные игры по русским народным сказкам.
- Созданы дидактические пособия и игры: .
«Собери картинку», «Найди ошибку», «Герб города Киржача»,
«Угадай картинки про любимый город», «Знакомство с родным городом».
При выборе технологий для реализации поставленных образовательных и воспитательных задач предпочтение отдаю деятельностным технологиям. Одна из которых проектная технология.
Метод проектов позволяет в наибольшей степени задействовать всех участников образовательного процесса:
-педагогов
-родителей
-самих воспитанников, а также привлечь общественные организации.
Мной были реализованы следующие проекты:
-«23февраля-День Защитника Отечества»
-«Путь в космос»
-«Великая Победа»
В рамках этих проектов были проведены беседы с воспитанниками по темам:
- Мой папа-защитник Отечества
- Ю.А. Гагарин-первый космонавт
- Всё может родная земля
- Крестьянский быт родного края
Ребята получали домашнее задание: вместе с родителями нарисовать рисунки по темам, узнать из дополнительных источников информацию по темам (история возникновения своей улицы) и рассказать об этом другим детям.
Доброй традицией стала совместная работа воспитателя , воспитанников и сотрудников краеведческого музея, на базе которого были осуществлены образовательные проекты.
Проект, посвящённый Дню космонавтики, включал в себя участие детей в Гагаринских чтениях, встречу с интересными людьми
нашего города (Р.И.Туркиной, ,Л.Г.Гуряковой), участие в викторине и конкурсе «Колесо истории». Все воспитанники группы были награждены грамотами за участие в Гагаринских чтениях.
Проект, посвящённый Великой Победе, завершился праздничным концертом с приглашением ветеранов в качестве почётных гостей. Праздничный концерт понравился ветеранам, родителям и детям, о чём свидетельствует статья благодарности в районной газете.
Проект по изучению истории родного края был реализован не только в рамках плановых занятий, но и через кружковую работу. Это дало
возможность организовать работу по целому комплексу направлений:
-прошлое и настоящее города
-моя семья
-природа нашего края
-герои войны и труда
Работа по данному направлению предполагала неоднократное посещение
районного музея, центральной библиотеки и читального зала.
Таким образом, активное участие дошкольников в реализации проектов максимально способствует усвоению нравственно-патриотических ценностей, воспитанию толерантности.( одна из проблем современного общества),т.к.два воспитанника(22%) от контингента неславянской нации.
У детей группы сформировано доброе отношение друг к другу.
3.Знакомство с культурными истоками родного края осуществляется через
- изучение традиций предков;
- чтение и беседы по прочитанному;
- выполнение рисунков по сюжетам русских народных сказок;
- совместные праздники и развлечения:
-«Осенины»,
-«Масленница»,
-«Праздник лета»,
-«Русские богатыри»,
-«Бабушкины сказки».
- Проведение занятий на базе районного краеведческого музея по темам:
-«Путешествие в глубь веков»,
-«Спасибо деду за Победу»,
-«Ремёсла древних славян».
Считаю, что такой подход приобщает детей к традициям, народной культуре, воспитывает поколение, осознающее себя в непрерывном контексте истории, людей, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры.
Критерии результативности обучения:
-дети знают и проявляют интерес к истории, быту, традициям русского народа
-знают названия улиц ближайшего окружения, памятники культуры,
историю возникновения родного города Киржача
Таким образом считаю, что моя работа по формированию нравственной
культуры способствует благополучной социализации выпускников ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление дошкольников с природой Кубани и традициями казачества» из опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории Гаврилко Ирины Николаевны
Данный материал это описание опыта работы Гаврилко И.Н. в направлении ознакомления дошкольников с традициями казачества и природой Кубани...
Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Новиковой Марины Анатольевны: "Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста"
Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Новиковой Марины Анатольевны: "Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста"....
Опыт работы на высшую квалификационную категорию по теме: "Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и современных логопедических технологий".
Выполнена в соответствии с ФГОС ДО...
Презентация "Из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Ворониной Юлии Александровны". Тема "Проектно -исследовательская деятельность в ДОУ"
Материал раскрывает сущность проектно - исследовательской деятельности, технологию. Технология проектно - исследовательской деятельности в детском саду позволяет получить надёжные...
«Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Мельниковой Натальи Юрьевны
Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей. В словаре В.И. Даля значение слов...
Дистанционное обучение дошкольников старшей группы в период самоизоляции из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Ибрагимовой Е.Ю.
Условия самоизоляции изменили жизнь всей планеты, в том числе и педагогов, воспитанников и родителей нашего детского сада. Все дети оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основной ...
Дистанционное обучение дошкольников старшей группы в период самоизоляции из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Ибрагимовой Е.Ю.
Условия самоизоляции изменили жизнь всей планеты, в том числе и педагогов, воспитанников и родителей нашего детского сада. Все дети оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основной ...