Занятие по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Осень". Звук О
план-конспект занятия (логопедия, средняя группа) по теме
Занятие в средней логопедической группе. Провдится в парке. Направлено на развитие речи, активизацию словаря, совершенствование навыеков словообразования. развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_leksiko-grammaticheskogo_komponenta_po_teme_osen..docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование лексико-грамматического компонента по теме «Осень».
Звук О. Средняя группа.
«Осенний листопад».
Занятие проводится в парке им.Гагарина
Цели:
- Активизировать и обогащать словарь по теме «Осень».
- Уточнить артикуляцию и дать характеристику звуку О. Закрепить навык выполнения речедвигательного упражнение на звук О.
- Совершенствование грамматических навыков словоизменения.
- Углублять знания детей о растениях в парке им.Гагарина.
- Развивать слуховое восприятие: выделять звук среди других звуков, в слогах, словах.
- Развивать общую и мелкую моторику, навыки координации движений с речью, речевую память, внимание.
- Воспитывать позитивное отношение к природе родного края.
Ход занятия.
- Организационный момент. Дети с логопедом в парке Гагарина.
Двигательные упражнения «Прогулка в парке».
В парк отправились гулять, маршируют
Будем весело шагать.
По тропиночке идем «змейкой» между деревьями
Листья сыплются дождем .
Под ногами шелестят взмахи кистями рук
И летят, летят, летят
- Ответы на вопросы
Вот мы в нашем любимом парке! Сегодня в лесу чудесная погода: светит солнышко, по небу плывут облака. Все деревья, кусты, травы – в осеннем наряде. А под ногами ковер из осенних листьев.
- расскажите чего много в нашем парке? ( много деревьев, листьев, травы, пней, веток, шишек,.)
-Какие деревья растут в парке? (клены, ели, рябины, березы, вязы.)
- Какой наряд у клена? (разноцветные листочки: желтые, желто-красные, оранжевые, багряные)
-На что похож лист клена?
- Какая березка? (стройная с золотыми листочками). Какой ствол у березки? (гладкий, белый с черными черточками).
- Подойдите к вязу, прикоснитесь рукой. Какой ствол у вяза? ( шершавый)
- Какие деревья в нашем парке не меняют осенью свой наряд? (ель,)
- Подбор слов-действий.
Деревья — качаются, стоят, шумят, растут. Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, со хнут, увядают, шелестят.
- Упражнение на развитие речевого дыхания «Листопад».
- Ветерок хочет с нами поиграть в игру «Листопад». А вы знаете, что такое листопад? Ответы детей.
Ветер щеки толстые надул, надул, надул
И на листочки пестрые подул, подул, подул.
Дыхательное упражнение. Дети дуют на листочки с различной силой, в зависимости от команды: «слабый ветерок» и «сильный ветер». По команде «листопад» отпускают листочки и они падают.
- Речевая игра «Осенние листочки»
Дети берут по два осенних листочка (клена, вяза, березы, липы). Выполняют движения с речью.
Мы листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево - вправо)
На веточках сидели, (присели)
Дунул ветерок (подуть на листочки),
И мы полетели (круговые вращения вокруг себя)
Мы летели, мы летели (медленно приседать)
И на землю тихо сели (присесть).
- Игра «Угадай и посчитай» Отгадывание загадок. Логопед показывает детям листочки, загадывает загадки о деревьях в парке. Дети отгадывают дерево и считают деревья рядом)
- Упражнение «Услышь звук» .
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы полетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года, как дети зовется? (осень)
Логопед предлагает детям определить какой первый звук слышим в слове «осень», уточняет артикуляцию звука, его характеристику. Дети хором и индивидуально произносят звук О.
Повторение и закрепление речедвигательного упражнения на звук О.
- Игра «Зонтик». Логопед подставляет ладошку, а дети как под зонтик подставляют пальчики и должны их убрать, услышав звук О: а, са, о, у, уа, Оля, осень, ой, утка ….
- Игра «Прятки». Закрепление выполнения инструкций логопеда и употребления предлогов в речи.
По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, дру гая — по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, У короткого корня и т.д.»)
Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, ря дом, из-за, между, на.
- Итог занятия
Дети составляют букеты из осенних листьев.
Литература:
Выгодская И., Берковская Н. Звукоград. Буквоград. М., 1999.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Коноваленко В.В. Артикуляционняя и пальчиковая гимнастика.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.
Мухина А.Я. речедвигательная ритмика Москва Астрель 2010
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР С-П «Детство-пресс» 2004
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.
Сиротюк АЛ. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие для детей подготовительной группы по автоматизации звука "Л". Путешествие со звуком"Л".
Этап автоматизации звука у детей с дизартрией предполагает неоднократное повторение одних и тех же слогов, слов, что может утомить ребенка,...
Конспект фронтального занятия по лексико-грамматической категории связной речи в старшей группе детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Обучение пересказу с опорой на последовательную серию предметных картинок»...
Презентация к логопедическому занятию "Продукты. лексико-грамматические категории"
Данная предзентация может быть использована учителем-логопедом и воспитателем в совместной деятельности или период проведения ООД....
Конспект занятия "Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с ФФН"
Расширение , уточнение и активизация словаря ,формирование понимания и употребления в речи имён существительных единственного и множественного числа....
КОНСПЕКТ фронтального занятия по лексико-грамматической категории связной речи в старшей группе детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Обучение пересказу с опорой на последовательную серию предметных картинок»...
Использование компьютерных игр при закреплении лексико-грамматических категорий, автоматизации поставленных звуков у детей с ОНР
В статье говорится о пользе компьютерных игр при закреплении учебного материала в домашних условиях....
КОНСПЕКТ интегрированного занятия на I квалификационную категорию «Книга полезных растений и трав» для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) по образовательной области «Познавательное развитие»
КОНСПЕКТ интегрированного занятия на I квалификационную категорию «Книга полезных растений и трав» Приоритетное направление (образовательная область): «Познавательное развитие», интегрируется...