Работа педагога-психолога, как наставника воспитателей и родителей, в рамках адаптационных мероприятий с детьми
статья по психологии

Багринцева Татьяна Николаевна

Алгноритм построения работы педагога -психолога в период адаптации ребенка к ДОУ со всеми участниками образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа педагога-психолога, как наставника воспитателей и родителей, в рамках адаптационных мероприятий с детьми.https://cdn.culture.ru/images/4918d234-3b50-592c-9451-d2cf55f2d39d

Педагог-психолог

МДОУ д/с 25 «Солнышко» с. Покойное

Багринцева Т.Н.

Решение проблемы адаптации ребенка к детскому саду, исходя из опыта работы педагога-психолога, строится в нескольких направлениях.

Цель психологического сопровождения детей в период адаптации: обеспечить оптимальные социально-психологические условия для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребёнка.

Задачи:

1. Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению.

2. Оказывать квалифицированную помощь родителям в период подготовки и привыкания ребёнка к дошкольному учреждению.

3. Формировать у педагогов способность к активному социальному взаимодействию с родителями и поступающими в детский сад детьми.

4. Обеспечить успешное проведение адаптационного периода с учётом индивидуально-типологических особенностей каждого ребёнка.

 

Работа с родителями.

Условно ее можно разделить на несколько этапов.

 Первый этап - предварительный. Работа начинается летом, до начала нового учебного года. Педагог-психолог знакомится с родителями будущих воспитанников и самими малышами. Собирает первичную информацию о ребенке, семье, условиях воспитания, предшествующих поступлению ребенка в сад. С родителями проводится анкетирование, в ходе которого они анализируют «Готов ли ребенок к посещению детского сада?».

Взрослые, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за своего малыша. Задача педагога-психолога – успокоить их, подчеркнуть важность организации подготовительного периода. Он проводит ознакомительную экскурсию по детскому саду, показывает группу, спальню, игрушки.

Второй этап - ознакомительный. На первый план выступает взаимодействие с родителями на основе диалога. Педагог-психолог встречается с ними на индивидуальных консультациях. В ходе беседы собираются данные анамнеза, родители делятся впечатлениями о первых днях посещения детского сада. В это же время, заполняется протокол, в котором педагоги отмечают, как проходит период адаптации, и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребенка.

Педагог-психолог консультирует родителей по вопросам формирования у детей навыков самообслуживания, по созданию условий, в которых самостоятельность и автономность малышей в детском саду будет развиваться.

Для родителей готовится информация в родительский уголок и информационные стенды: «Особенности детей раннего возраста», «Адаптация», «Детские капризы», «Детская самостоятельность» и т.д.

На третьем этапе - практическом, взрослых необходимо включать в деятельность образовательного учреждения. Они должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками педагогического процесса. Педагог-психолог организует для родителей консультационные встречи. На них родители прорабатывают переживания, которые они испытывают, отводя ребенка в детский сад, оценивают свое настроение, обсуждают «больные» вопросы, делятся мнениями, а кто-то и знаниями. Родительский коллектив группы сплачивается, а это в свою очередь помогает родителям быть уверенными, менее тревожными.

Педагог-психолог, воспитатели и другие участники педагогического процесса проводят консультации, собрания, родительский клуб, тренинги, совместные с детьми игры.

Ближе к середине учебного года, проводится анкетирование родителей на определение типа темперамента их детей. Важно помнить, что природный темперамент проявляется в ранние детские годы, а потом поведение ребенка изменяется, под правила и нормы. Зная темперамент ребенка, педагоги учитывают его в своей педагогической деятельности, лучше понимают воспитанников.

 

Работа с педагогами группы, принимающих малышей.

В первые дни сентября педагог-психолог проводит консультацию с ними. Он напоминает воспитателям, особенности возраста детей 2-3 лет, адаптации, обращает внимание на моменты, которые могут оказаться важными при знакомстве с родителями и их ребенком.

В дальнейшей работе, консультации с педагогами группы, носят практический характер. На них, специалист знакомит воспитателей с индивидуальными особенностями детей и родителей группы, сообща решаются возникающие в ходе адаптации вопросы и возможные проблемы.

Три раза в год, все участники образовательного процесса, принимают участие в медико-педагогическом совещании. На этих встречах, педагоги и специалисты ДОУ, делятся планами предстоящей в учебном году работы, подводят промежуточные итоги, ставят цели на ближайшее время.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе предполагает: формирование у ребенка положительной установки, желания идти в детский сад. Для этого необходимо создать атмосферу тепла, уюта в группе.

В период адаптации надо временно сохранить «домашние» приемы воспитания. Дать ребенку в группу, в кроватку любимую игрушку, малыша можно взять на руки, покачать. Ласковое обращение, тактильный контакт с ребенком позволяет ему чувствовать себя защищенным и помогает быстрее адаптироваться. В это же время специалист проводит наблюдение за детьми адаптационной группы. В протоколе наблюдения фиксируются особенности контактов детей с взрослыми, с другими детьми, поведение ребенка на занятиях, в играх.

Беседы с родителями и результаты наблюдения за ребенком в детском саду помогают разобраться в причинах сложного протекания адаптации, разработать индивидуальные рекомендации для предупреждения «срыва», протеста против посещения детского сада.

Организация игровой деятельности в адаптационный период, направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок». Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия к другим взрослым и детям, социуму в целом.

 

Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения. Дети двух-трех лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут наблюдать друг за другом, прыгать, и оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Список литературы

1. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина и др. – Ярославль: Академия, 2006. – 320 с.

2.Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2006. - С. 25 - 26.

3. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

4.Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 112 с. 13. Корчак Я. Как любить ребёнка. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные формы работы педагога-психолога с родителями и педагогами в рамках внедрения ФГОС"

В настоящее время взаимодействие с семьями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений....

Практика в рамках городской акции «Педагогические открытия» 2017-2018 г на тему «Использование Су-Джок терапии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»

В данном материале представлено описание практики, которая была представленаив рамках городской акции "Педагогические открытия 2017-2018 г....

Выступление в рамках муниципального мероприятия "Педагогический мост" по теме "Биоэнергопластика в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста"

В данном материале представлена практика педагога-психолога в рамках городского мероприятия "Педагогический мост"...

Специфика работы педагога-психолога с детьми ОВЗ в рамках учреждения

Специфика работы педагога-психолога с детьми ОВЗ в рамках учреждения Сегодня одной из актуальных проблем  является психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья ...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...