Практика в рамках городской акции «Педагогические открытия» 2017-2018 г на тему «Использование Су-Джок терапии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике
В данном материале представлено описание практики, которая была представленаив рамках городской акции "Педагогические открытия 2017-2018 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практика "Использование Су-Джок терапии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ" | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание практики в рамках городской акции
«Педагогические открытия» 2017-2018 г.
Территория | Красноярский край | |
Полное наименование образовательной организации | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующей направленности № 47» | |
Ф.И.О. должность ответственного за реализацию практики | Пархоменко Инесса Николаевна, педагог-психолог | |
Контактные данные (телефон, e-mail) | 89607736443, irisnp@rambler.ru | |
Автор(ы) Ф.И.О. с указанием должности и места работы | Пархоменко Инесса Николаевна, педагог-психолог МБДОУ «Д/с № 47» | |
Название практики | «Использование Су-Джок терапии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ» | |
Основная идея практики | В последнее время наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, речевого и психического развития. На сегодняшний день в арсенале специалистов, педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии. Одной из нетрадиционных здоровье- сберегающих, интересных и вызывающих яркий эмоциональный отклик у детей, является Су-Джок терапия. Необходимо сказать, что Су-Джок терапия нашла широкое применение в работе учителей – логопедов, однако в деятельности педагога-психолога данная технология не столь широко используема. Организуя коррекционно-развивающую работу с детьми ОВЗ я искала формы, методы, технологии работы, которые бы позволили бы сделать данную работу наиболее эффективной. Мои наблюдения и сравнение результатов ребят до и после использования на занятиях Су-Джок стимуляторов показывает, что их применение способствует не только улучшает мелкую моторику пальцев рук, но и повышает работоспособность детей в физическом и умственном плане. Важно отметить, что данный метод имеет три важных достоинства. Это: - Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект. - Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь. Таким образом, цель использования Су-Джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Задачи Су-Джок терапии: - способствовать нормализации мышечного тонуса (что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, детским церебральным параличом, минимальной мозговой дисфункцией); - активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга; - стимулировать речевые области в коре головного мозга; - повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность; - развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка; - развивать, память, внимание, совершенствовать навыки пространственной ориентации.
| |
Направление представленной практики | Данный метод реализуется по направлению «Реализация инклюзивного образования: от отдельных практик к моделям муниципального уровня. | |
Уровень образования | Практика используется в дошкольном образовании. | |
Специфика, на кого направлена практика | Данный метод используется в работе с детьми ОВЗ. | |
Логика (технология, способ) решения задачи для целевой группы | На своих коррекционно - развивающих занятиях мы с детьми используем Су-Джок стимуляторы в виде шариков разного цвета в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надевают на пальчики. Выполняя игровые упражнения с Су-Джок стимуляторами, дети повторяют небольшие стихотворные тексты и контролируют выполнение самомассажа, в соответствии с предложенными картинками. Использование массажного шарика осуществляется мной по двум основным способам работы: 1. Прямой способ: -массаж ладоней и пальцев рукколючим массажным шариком; -массаж пальцев эластичным кольцом. 2. Косвенный способ: -использование шаров для развития сенсомоторики. Например, игра «Разноцветные шарики». Детям даётся задание собрать шарик по заданному условию (сине-красный, красно-зелёный, сине-зелёный и т.д.). В сложном варианте данной игры дети должны сами собрать шарик и придумать ему название. В игре «Разложи шарики по цвету», используя логическую операцию группирования, дети раскладывают шарики по цвету, называя цвет каждой группы; -использование шаров для развития ВПФ (развитие памяти и внимания). Например, дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. -использование шаров для развития зрительного и тактильного восприятия. Например, детям даётся задание провести колючим шаром по контуру изображённого на картинке предмета или фигуры, объёмного объекта. При осуществлении прямого способа работы, мной используется разный темп выполнения движений. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбуждение нервной системы. При медленном массаже она, напротив снижается. Если массажные приёмы выполняются в среднем темпе, обеспечиваемся успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает лёгкость и бодрость. | |
Структурные компоненты практики | Су-джок терапия с детьми реализуется мной поэтапно: I этап. Знакомство детей с Су-джок, правилами его использования. II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх. III этап. Самостоятельное использование шариков Су-джок в соответствии с потребностями и желаниями. Овладение детьми массажными движениями в процессе выполнения упражнений на ΙΙ этапе последовательно структурировано. Так, например, Массаж ладоней и пальцев рукколючим массажным шариком осуществляется в следующей последовательности: 1. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая шарик вперёд-назад. 2. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая шприк по ладоням. 3. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку). 4. Держа шарик подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз). 5. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку). 6. Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его. 7. Зажмите шарик между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз). 8. Перекладывайте шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
| |
Содержательные компоненты практики, концептуальная основа | Цель практики: использование Су-Джок терапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми ОВЗ: Задачи реализуемые в процессе использования Су-Джок терапии: 1. Нормализовать общий мышечный тонуса крупной и мелкой моторики рук. 2.Содействовать снижению двигательной и расторможенности (саморегуляция и самоконтроль действий). 3.Способствовать развитию развитию произвольного внимания. 4. Развивать слухоречевую память. 5. Стимулировать речевые области в коре головного мозга способствующих развитию речи дете. Используя элементы Су-Джок терапии, применяю следующие методы: 1. Словесные методы. Ребёнок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом. Это могут быть потешки, прибаутки, стихи, пальчиковую гимнастику. 2. Наглядные методы. В индивидуальной работе использую схемы, иллюстрации основных движений. 3. Игровые методы. Ребёнок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Это могут быть занятие-игра, игровые упражнения. 4. Практические методы. Массаж кистей, стоп и пальцев. При организации работы по Су-Джок терапии придерживаюсь следующих требований: 1. Мотивационное обеспечение: привлекаю тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам). 2. Эмоциональное сопровождение: -атмосфера эмоциональных положительных эмоций; -доброжелательный настрой; -заинтересованность педагога-психолога в успехах детей; -собственные эмоциональные проявления детей. 3. Форма организации: индивидуальные, подгрупповые занятия. 4. Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности. Предполагаю, что в результате использования Су-Джок терапии в работе с детьми с ОВЗ: -осуществляется благоприятное воздействие на весь организм; -развивается координация движений и мелкая моторика; -развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности. -стимулируются речевые зоны коры головного мозга. Оценивание результативности данной методики осущестляется по следующим параметрам:
| |
Организационные механизмы реализации практики | Практика реализуется в специально организованных формах организации учебного процесса. | |
Результаты и достижения при реализации практики | Данная практика реализуется 1 год (с сентября 2017 г.) Промежуточная диагностика показала положительную динамику коррекционной работы с детьми с ОВЗ в соответствии с качественным анализом параметров результативности: -улучшилась ловкость и быстрота двигательных реакций; - улучшились тонкие движения кистей и пальцев рук; -проявляется умение контролировать и регулировать свои действия в процессе выполнения упражнений; -улучшилась концентрация и устойчивость внимания. - увеличился объём слухоречевой памяти; -появляется положительная речевая активность детей. | |
Значимость результатов для сферы образования Красноярского края | Данная практика может использоваться в работе с детьми с изменениями и нарушениями опорно-двигательного аппарата, с отсталостью умственного развития, с задержкой психического развития и т.д. | |
Проблемы, трудности в реализации практики | Организация развивающей среды (покупка Су-Джоков) осуществляется за личный счёт. | |
Уровень становления практики | Начало реализации | |
Наличие рекомендательных писем от государственных образовательных организаций высшего образования, государственных научно-исследовательских институтов в сфере образования, психологии, социологии, подтверждающих значимость практики для сферы образования Красноярского края. | 1. Челышева А. А., Огородова И. С. Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи // Молодой ученый. 2014, -№17, С. 552-554. 2. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская - М. АСТ, 2007, С. 94. 3. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г.А. КАРО, 2008, С. 160. 4. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009, С. 208. 5.Большакава С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М, 2015. 6.Николаева С. В., Калинина Т. К. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет, 2011. 7.Рыжанкова Е. Н., Буланович Н. И. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой, 2008. | |
Наличие научного руководителя | нет | |
Наличие опубликованных материалов в рецензируемых изданиях по теме реализуемой практики. | нет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Использование су джок терапии в работе учителей-логопедов с детьми со стёртой дизартрией».
Известно, что основными целями применения Су Джок терапии в логопедической практике является нормализация мышечного тонуса, а также опосредованное стимулирование речевых областей в ...
ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»
Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...
Консультация для родителей по теме" Использование су-джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей по использованию су-джок технологий...
Использование элементов арт-терапии в работе педагога-психолога с дошкольниками
Арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества (по А. Копытину). Привлекательность этого метода состоит в том, что арт-терапия в основном использует невербальные способы самовыраже...
Использование элементов арт-терапии в работе педагога-психолога, как эффективное направление здоровьесбережения.
На современном этапе развития дошкольного образования одной из основных задач является обеспечение физического и эмоционального благополучия детей, так как здоровье- важнейшая составляющая жизни челов...
Статья на тему: "Использование Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Статья о нетрадиционной оздоровительной технологии...
Тренинг "Снятие напряжения с использованием элементов арт-терапии в работе педагога-психолога"
Снятие напряжения с использованием элементов арт-терапии в работе педагога-психолога. Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала и гармонизации их личности.Задачи:Стабилизир...