ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате
статья по психологии

Депутатова Наталья Васильевна

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.
Определимся с терминологией.
ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные программы, разработанные Министерством просвещения РФ.

Каждый детский сад на основе этих федеральных документов пишет свою образовательную программу:
- ОП для общеобразовательных групп (правильное название этой программы, которое должно быть указано на титульном листе: «образовательная программа дошкольного образования… название вашего учреждения… »)
- АОП для детей с ОВЗ.
Программы детского сада (ОП и АОП) пишутся творческой группой педагогов, под руководством методиста. Специалисты, педагоги-психологи,  вносят в программу «свою часть» о том, как именно организована коррекционная работа в вашем конкретном детском саду.

Также в ФОП указано, что ДОО имеет право и возможность разработать программу коррекционно-развивающей работы, которая может включать:
план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий;
рабочие программы KPP с воспитанниками различных целевых групп, имеющих различные стартовые условия освоения программы.
Как нам психологам планировать работу в соответствии с введением новых федеральных программ?

В первую очередь ознакомиться с федеральными документами (ФГОС, ФОП, ФАОП): целями и задачами, с целевыми ориентирами освоения программ по возрастам, с целевыми группами воспитанников, которым педагог-психолог оказывает адресную психологическую помощь. Включить в план работы мероприятия по работе с теми целевыми группами, которые есть в вашем ДОО.

И включить в ОП и АОП детского сада свою коррекционную часть.

Какую-то отдельную специальную программу психолога на основе ФОП или ФАОП писать не нужно. Мы работаем так же, как и работали раньше, по своим «любимым» пособиям и коррекционно-развивающим программам, но! Программы специалистам писать можно и нужно, но не следует использовать термин «рабочая программа». У нас может быть коррекционно-развивающая программа, индивидуальная программа, программа психолого-педагогического сопровождения.

«ФОП ДО не определяет требования к обязательной документации педагогов и специалистов дошкольной образовательной организации. В настоящее время Минпросвещения России, Минобрнауки России и Рособрнадзором решается задача по снижению бюрократической нагрузки, минимизации документальной нагрузки на педагогов, в том числе, педагогов дошкольного образования»

(цитата из ответов Министерства на типовые вопросы)
Федеральные программы не ограничивают выбор педагогами педагогически обоснованных форм, методик, средств, если они позволяют решать задачи и реализовывать содержание ФОП и ФАОП ДО.

И сегодня, собравшись за «Круглый стол», прошу совместно и активно обсудить годовую тему нашего РМО, а именно: актуальность развития  аспектов  школьной  зрелости детей дошкольного возраста, и формы работы, со всеми участниками образовательного процесса поданной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_deputatova_nv_rmo_psihologov2023.docx67.01 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

  В рамках РМО педагогов-психологов ДО

Педагога-психолога  высшей квалификационной категории

Депутатовой Н.В

(МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51)

По теме:

«Планирование работы педагога-психолога ДО

в соответствии новых единых образовательных программ

 Министерства просвещения РФ -  ФОП ДО и ФАОП ДО»

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.
Определимся с терминологией.
ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные программы, разработанные Министерством просвещения РФ.

Каждый детский сад на основе этих федеральных документов пишет свою образовательную программу:
- ОП для общеобразовательных групп (правильное название этой программы, которое должно быть указано на титульном листе: «образовательная программа дошкольного образования… название вашего учреждения… »)
- АОП для детей с ОВЗ.
Программы детского сада (ОП и АОП) пишутся творческой группой педагогов, под руководством методиста. Специалисты, педагоги-психологи,  вносят в программу «свою часть» о том, как именно организована коррекционная работа в вашем конкретном детском саду.

Также в ФОП указано, что ДОО имеет право и возможность разработать программу коррекционно-развивающей работы, которая может включать:
план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий;
рабочие программы KPP с воспитанниками различных целевых групп, имеющих различные стартовые условия освоения программы.
Как нам психологам планировать работу в соответствии с введением новых федеральных программ?

В первую очередь ознакомиться с федеральными документами (ФГОС, ФОП, ФАОП): целями и задачами, с целевыми ориентирами освоения программ по возрастам, с целевыми группами воспитанников, которым педагог-психолог оказывает адресную психологическую помощь. Включить в план работы мероприятия по работе с теми целевыми группами, которые есть в вашем ДОО.

И включить в ОП и АОП детского сада свою коррекционную часть.

Какую-то отдельную специальную программу психолога на основе ФОП или ФАОП писать не нужно. Мы работаем так же, как и работали раньше, по своим «любимым» пособиям и коррекционно-развивающим программам, но! Программы специалистам писать можно и нужно, но не следует использовать термин «рабочая программа». У нас может быть коррекционно-развивающая программа, индивидуальная программа, программа психолого-педагогического сопровождения.

«ФОП ДО не определяет требования к обязательной документации педагогов и специалистов дошкольной образовательной организации. В настоящее время Минпросвещения России, Минобрнауки России и Рособрнадзором решается задача по снижению бюрократической нагрузки, минимизации документальной нагрузки на педагогов, в том числе, педагогов дошкольного образования» 

(цитата из ответов Министерства на типовые вопросы)
Федеральные программы не ограничивают выбор педагогами педагогически обоснованных форм, методик, средств, если они позволяют решать задачи и реализовывать содержание ФОП и ФАОП ДО.

И сегодня, собравшись за «Круглый стол», прошу совместно и активно обсудить годовую тему нашего РМО, а именно: актуальность развития  аспектов  школьной  зрелости детей дошкольного возраста, и формы работы, со всеми участниками образовательного процесса поданной теме.

Тема очень актуальна и разнопланова.

Содержание данной темы, соответствует целевым ориентирам ФОП ДО, на этапе завершения дошкольного образования.

Последние исследования психологов показали, что о готовности ребенка к школе надо судить не только по его интеллектуальным умениям (умению читать и считать), но также и по другим показателям.

  •  Поведенческий показатель, то есть умение ребенка регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции: сидеть в течение учебного часа за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его требования. Далеко не все дети 6,5 лет достигают соответствующего уровня произвольной регуляции поведения, так как это зависит не только от воспитания, но и от темпов созревания коры головного мозга.
  •   Мотивационный показатель, то есть желание ребенка учиться, принятие на себя «роли ученика», переход его внутренней позиции от дошкольника к школьнику. Чаще всего ребенок личностно дозревает к семи годам: к этому времени игровая мотивация уступает место учебной, происходит созревание лобных долей мозга, что сказывается и на поведении дошкольника – оно становится более уравновешенным и целенаправленным.
  • Показатель познавательного развития, который включает в себя знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления и речи (способность к обобщению, сравнению, проведению аналогий как в наглядном, так и в речевом плане). Сюда можно отнести и уровень развития мелкой моторики, способность к зрительно-моторной и слухо-моторной координации, что на практике проявляется в способности ребенка без особых затруднений списать с доски или написать то, что говорит учитель.

Если ребенок к 6,5 годам способен сохранять внимание и работоспособность в течение 30 минут в коллективе сверстников, подчинять свои игровые мотивы учебным, если его познавательная мотивация выходит за рамки дошкольного уровня, мы можем говорить о его готовности к школьному обучению. А недостаток знаний и умений, 5 как правило, быстро ликвидируется уже к концу первого класса, программа которого рассчитана на детей, не умеющих читать, считать и писать.

При аттестации педагога-психолога, данная тема тоже является актуальной и ведущей.  Высокие показатели развития  по «школьной зрелости» детей старшего дошкольного возраста, достигает Технология формирования психологической готовности к обучению в школе И.Л. Арцишевской.

Целью которой является: Создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка на этапе подготовки к школьному обучению.

Хочу представить вам из собственного опыта работы, алгоритм работы по данной технологии:

1.Мониторинг, фронтальная и индивидуальная диагностика развития детей, мотивации и готовности к школьному обучению.

1.1.

Вывод: на диаграмме отражены результаты мониторинга «Исследование уровня школьной зрелости», по методу «Тестовая беседа» Банкова С.А.  За 4 года, был  обследован деятельностный компонент 155 детей подготовительных к школе групп, а именно:  представление  ребенка об окружающем мире, его ориентировании в различных жизненных ситуациях, его отношении к окружающей его действительности. В результате проведенных психологом  групповых занятий психолого-педагогической поддержки  по подготовке к школе (программа И.Л. Арцишевской), отмечается положительная динамика формирования школьной зрелости детей. Необходимые для школьного обучения коммуникативные и поведенческие навыки, повышение мотивации детей к школьному обучению – имеют  высокие показатели.

2.Теоретическое изучение методов  и технологий  по теме психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

3. Составление тематического плана психолого-педагогической поддержки детей подготовительной к школе группы  на основе технологии формирования психологической готовности к обучению в школе И.Л. Арцишевской.

4.Проведение групповых занятий  и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по подготовке к школе .

3.    Консультирование родителей и педагогов по проблемам и запросам, выдача рекомендаций по работе с детьми с низкими показателями.

4.    Просветительская работа (родительские собрания, мастер-классы, занятия, оформление стендового материала, буклетов, информационных  листков).

Чтобы расширить нам профессиональную компетентность по этой теме, предлагаю вам в течении следующего учебного года, выбрать для себя основные формы работы по нашей теме, и показать их на нашем РМО.

Мастер-класс для педагогов-психологов  ДОУ  «Диагностика  школьной зрелости у детей подготовительной к школе группы»

Родительское собрание для родителей детей подготовительной к школе группы «Актуальность развития аспектов школьной зрелости»

Тренинг  для родителей  и детей подготовительной к школе группы «Роль семьи в  формировании готовности ребенка к школе»

 Открытый показ психолого – педагогической поддержки для детей  подготовительной к школе группы по теме  «Развитие интеллектуального аспекта школьной зрелости у детей подготовительной к школе группы».

Открытый показ психолого – педагогической поддержки для детей  подготовительной к школе группы по теме  «Развитие эмоционального аспекта аспекта школьной зрелости у детей подготовительной к школе группы».

Открытый показ психолого – педагогической поддержки для детей  подготовительной к школе группы по теме  «Развитие социального  аспекта аспекта школьной зрелости у детей подготовительной к школе группы».

Мастер-класс для педагогов-психологов   ДОУ «Применение ТРИЗ – технологии  для формирования школьной зрелости»

Круглый стол   «Итоги  годового плана. Планирование актуальных тем на следующий учебный год»

28 сентября 2023год

На базе МОУ Костровская СОШ

МО Истринский район

Д.Кострово

Ул. Центральная д.№18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы педагога- психолога на год

Примерный план работы педагога- психолога на учебный год в группе компенсирующей направленности....

Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов

В данной статье рассказывается о новых ориентирах в работе педагогов-психологов в связи с введением ФГОС...

Примерное календарно- тематическое планирование работы педагога-психолога с детьми с ОНР и ЗПР

Данный материал поможет педагогу-психологу эффективно планировать свою работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья по календарно- тематическому принципу, облегчит заполнение тетради взаимос...

Тематическое планирование работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению «Психологическое здоровье»

Игры, упражнения, варианты совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению "Психологическое здоровье"...

Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов

Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов        С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошк...

ДОКЛАД на тему: «Стратегия работы педагога-психолога с гиперактивными, агрессивными детьми»

Повышенная гиперактивность, агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, врачей, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, ...

ДОКЛАД в рамках РМО педагогов-психологов ДОУ Истринского муниципального округа на тему: «Психолого-педагогическое просвещение и психоэмоциональная профилактика педагогических коллективов ДОУ»

В статье «Правда о «выгорании» К. Маслач отметила, что выгорание конкретного человека больше говорит о состоянии его работы, чем о нем лично. Продолжая эту мысль, следует акцентирова...