ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате
статья по психологии
Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.
Определимся с терминологией.
ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные программы, разработанные Министерством просвещения РФ.
Каждый детский сад на основе этих федеральных документов пишет свою образовательную программу:
- ОП для общеобразовательных групп (правильное название этой программы, которое должно быть указано на титульном листе: «образовательная программа дошкольного образования… название вашего учреждения… »)
- АОП для детей с ОВЗ.
Программы детского сада (ОП и АОП) пишутся творческой группой педагогов, под руководством методиста. Специалисты, педагоги-психологи, вносят в программу «свою часть» о том, как именно организована коррекционная работа в вашем конкретном детском саду.
Также в ФОП указано, что ДОО имеет право и возможность разработать программу коррекционно-развивающей работы, которая может включать:
план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий;
рабочие программы KPP с воспитанниками различных целевых групп, имеющих различные стартовые условия освоения программы.
Как нам психологам планировать работу в соответствии с введением новых федеральных программ?
В первую очередь ознакомиться с федеральными документами (ФГОС, ФОП, ФАОП): целями и задачами, с целевыми ориентирами освоения программ по возрастам, с целевыми группами воспитанников, которым педагог-психолог оказывает адресную психологическую помощь. Включить в план работы мероприятия по работе с теми целевыми группами, которые есть в вашем ДОО.
И включить в ОП и АОП детского сада свою коррекционную часть.
Какую-то отдельную специальную программу психолога на основе ФОП или ФАОП писать не нужно. Мы работаем так же, как и работали раньше, по своим «любимым» пособиям и коррекционно-развивающим программам, но! Программы специалистам писать можно и нужно, но не следует использовать термин «рабочая программа». У нас может быть коррекционно-развивающая программа, индивидуальная программа, программа психолого-педагогического сопровождения.
«ФОП ДО не определяет требования к обязательной документации педагогов и специалистов дошкольной образовательной организации. В настоящее время Минпросвещения России, Минобрнауки России и Рособрнадзором решается задача по снижению бюрократической нагрузки, минимизации документальной нагрузки на педагогов, в том числе, педагогов дошкольного образования»
(цитата из ответов Министерства на типовые вопросы)
Федеральные программы не ограничивают выбор педагогами педагогически обоснованных форм, методик, средств, если они позволяют решать задачи и реализовывать содержание ФОП и ФАОП ДО.
И сегодня, собравшись за «Круглый стол», прошу совместно и активно обсудить годовую тему нашего РМО, а именно: актуальность развития аспектов школьной зрелости детей дошкольного возраста, и формы работы, со всеми участниками образовательного процесса поданной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_deputatova_nv_rmo_psihologov2023.docx | 67.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
В рамках РМО педагогов-психологов ДО
Педагога-психолога высшей квалификационной категории
Депутатовой Н.В
(МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51)
По теме:
«Планирование работы педагога-психолога ДО
в соответствии новых единых образовательных программ
Министерства просвещения РФ - ФОП ДО и ФАОП ДО»
Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.
Определимся с терминологией.
ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные программы, разработанные Министерством просвещения РФ.
Каждый детский сад на основе этих федеральных документов пишет свою образовательную программу:
- ОП для общеобразовательных групп (правильное название этой программы, которое должно быть указано на титульном листе: «образовательная программа дошкольного образования… название вашего учреждения… »)
- АОП для детей с ОВЗ.
Программы детского сада (ОП и АОП) пишутся творческой группой педагогов, под руководством методиста. Специалисты, педагоги-психологи, вносят в программу «свою часть» о том, как именно организована коррекционная работа в вашем конкретном детском саду.
Также в ФОП указано, что ДОО имеет право и возможность разработать программу коррекционно-развивающей работы, которая может включать:
план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий;
рабочие программы KPP с воспитанниками различных целевых групп, имеющих различные стартовые условия освоения программы.
Как нам психологам планировать работу в соответствии с введением новых федеральных программ?
В первую очередь ознакомиться с федеральными документами (ФГОС, ФОП, ФАОП): целями и задачами, с целевыми ориентирами освоения программ по возрастам, с целевыми группами воспитанников, которым педагог-психолог оказывает адресную психологическую помощь. Включить в план работы мероприятия по работе с теми целевыми группами, которые есть в вашем ДОО.
И включить в ОП и АОП детского сада свою коррекционную часть.
Какую-то отдельную специальную программу психолога на основе ФОП или ФАОП писать не нужно. Мы работаем так же, как и работали раньше, по своим «любимым» пособиям и коррекционно-развивающим программам, но! Программы специалистам писать можно и нужно, но не следует использовать термин «рабочая программа». У нас может быть коррекционно-развивающая программа, индивидуальная программа, программа психолого-педагогического сопровождения.
«ФОП ДО не определяет требования к обязательной документации педагогов и специалистов дошкольной образовательной организации. В настоящее время Минпросвещения России, Минобрнауки России и Рособрнадзором решается задача по снижению бюрократической нагрузки, минимизации документальной нагрузки на педагогов, в том числе, педагогов дошкольного образования»
(цитата из ответов Министерства на типовые вопросы)
Федеральные программы не ограничивают выбор педагогами педагогически обоснованных форм, методик, средств, если они позволяют решать задачи и реализовывать содержание ФОП и ФАОП ДО.
И сегодня, собравшись за «Круглый стол», прошу совместно и активно обсудить годовую тему нашего РМО, а именно: актуальность развития аспектов школьной зрелости детей дошкольного возраста, и формы работы, со всеми участниками образовательного процесса поданной теме.
Тема очень актуальна и разнопланова.
Содержание данной темы, соответствует целевым ориентирам ФОП ДО, на этапе завершения дошкольного образования.
Последние исследования психологов показали, что о готовности ребенка к школе надо судить не только по его интеллектуальным умениям (умению читать и считать), но также и по другим показателям.
- Поведенческий показатель, то есть умение ребенка регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции: сидеть в течение учебного часа за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его требования. Далеко не все дети 6,5 лет достигают соответствующего уровня произвольной регуляции поведения, так как это зависит не только от воспитания, но и от темпов созревания коры головного мозга.
- Мотивационный показатель, то есть желание ребенка учиться, принятие на себя «роли ученика», переход его внутренней позиции от дошкольника к школьнику. Чаще всего ребенок личностно дозревает к семи годам: к этому времени игровая мотивация уступает место учебной, происходит созревание лобных долей мозга, что сказывается и на поведении дошкольника – оно становится более уравновешенным и целенаправленным.
- Показатель познавательного развития, который включает в себя знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления и речи (способность к обобщению, сравнению, проведению аналогий как в наглядном, так и в речевом плане). Сюда можно отнести и уровень развития мелкой моторики, способность к зрительно-моторной и слухо-моторной координации, что на практике проявляется в способности ребенка без особых затруднений списать с доски или написать то, что говорит учитель.
Если ребенок к 6,5 годам способен сохранять внимание и работоспособность в течение 30 минут в коллективе сверстников, подчинять свои игровые мотивы учебным, если его познавательная мотивация выходит за рамки дошкольного уровня, мы можем говорить о его готовности к школьному обучению. А недостаток знаний и умений, 5 как правило, быстро ликвидируется уже к концу первого класса, программа которого рассчитана на детей, не умеющих читать, считать и писать.
При аттестации педагога-психолога, данная тема тоже является актуальной и ведущей. Высокие показатели развития по «школьной зрелости» детей старшего дошкольного возраста, достигает Технология формирования психологической готовности к обучению в школе И.Л. Арцишевской.
Целью которой является: Создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка на этапе подготовки к школьному обучению.
Хочу представить вам из собственного опыта работы, алгоритм работы по данной технологии:
1.Мониторинг, фронтальная и индивидуальная диагностика развития детей, мотивации и готовности к школьному обучению.
1.1.
Вывод: на диаграмме отражены результаты мониторинга «Исследование уровня школьной зрелости», по методу «Тестовая беседа» Банкова С.А. За 4 года, был обследован деятельностный компонент 155 детей подготовительных к школе групп, а именно: представление ребенка об окружающем мире, его ориентировании в различных жизненных ситуациях, его отношении к окружающей его действительности. В результате проведенных психологом групповых занятий психолого-педагогической поддержки по подготовке к школе (программа И.Л. Арцишевской), отмечается положительная динамика формирования школьной зрелости детей. Необходимые для школьного обучения коммуникативные и поведенческие навыки, повышение мотивации детей к школьному обучению – имеют высокие показатели.
2.Теоретическое изучение методов и технологий по теме психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
3. Составление тематического плана психолого-педагогической поддержки детей подготовительной к школе группы на основе технологии формирования психологической готовности к обучению в школе И.Л. Арцишевской.
4.Проведение групповых занятий и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по подготовке к школе .
3. Консультирование родителей и педагогов по проблемам и запросам, выдача рекомендаций по работе с детьми с низкими показателями.
4. Просветительская работа (родительские собрания, мастер-классы, занятия, оформление стендового материала, буклетов, информационных листков).
Чтобы расширить нам профессиональную компетентность по этой теме, предлагаю вам в течении следующего учебного года, выбрать для себя основные формы работы по нашей теме, и показать их на нашем РМО.
Мастер-класс для педагогов-психологов ДОУ «Диагностика школьной зрелости у детей подготовительной к школе группы» |
Родительское собрание для родителей детей подготовительной к школе группы «Актуальность развития аспектов школьной зрелости» |
Тренинг для родителей и детей подготовительной к школе группы «Роль семьи в формировании готовности ребенка к школе» |
Открытый показ психолого – педагогической поддержки для детей подготовительной к школе группы по теме «Развитие интеллектуального аспекта школьной зрелости у детей подготовительной к школе группы». |
Открытый показ психолого – педагогической поддержки для детей подготовительной к школе группы по теме «Развитие эмоционального аспекта аспекта школьной зрелости у детей подготовительной к школе группы». |
Открытый показ психолого – педагогической поддержки для детей подготовительной к школе группы по теме «Развитие социального аспекта аспекта школьной зрелости у детей подготовительной к школе группы». |
Мастер-класс для педагогов-психологов ДОУ «Применение ТРИЗ – технологии для формирования школьной зрелости» |
Круглый стол «Итоги годового плана. Планирование актуальных тем на следующий учебный год» |
28 сентября 2023год
На базе МОУ Костровская СОШ
МО Истринский район
Д.Кострово
Ул. Центральная д.№18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы педагога- психолога на год
Примерный план работы педагога- психолога на учебный год в группе компенсирующей направленности....
Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов
В данной статье рассказывается о новых ориентирах в работе педагогов-психологов в связи с введением ФГОС...
Примерное календарно- тематическое планирование работы педагога-психолога с детьми с ОНР и ЗПР
Данный материал поможет педагогу-психологу эффективно планировать свою работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья по календарно- тематическому принципу, облегчит заполнение тетради взаимос...
Тематическое планирование работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению «Психологическое здоровье»
Игры, упражнения, варианты совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению "Психологическое здоровье"...
Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов
Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошк...
ДОКЛАД на тему: «Стратегия работы педагога-психолога с гиперактивными, агрессивными детьми»
Повышенная гиперактивность, агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, врачей, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, ...
ДОКЛАД в рамках РМО педагогов-психологов ДОУ Истринского муниципального округа на тему: «Психолого-педагогическое просвещение и психоэмоциональная профилактика педагогических коллективов ДОУ»
В статье «Правда о «выгорании» К. Маслач отметила, что выгорание конкретного человека больше говорит о состоянии его работы, чем о нем лично. Продолжая эту мысль, следует акцентирова...