Специфика работы педагога-психолога с детьми ОВЗ в рамках учреждения
консультация по коррекционной педагогике

Клинова Вероника Владимировна


Специфика работы педагога-психолога с детьми ОВЗ в рамках учреждения

 

Сегодня одной из актуальных проблем  является психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках образовательного учреждения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это, по – мнению Егоровой Т.В. дети состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Педагог – психолог играет немаловажную роль в обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ.  Сопровождение психологом детей на всех этапах обучения, это сложный процесс взаимодействия, в результате которого должны быть созданы условия для овладения ребенком своей деятельностью и поведением, для развития ребенка, а также формирования самоопределения, которое включает личностные и социальные аспекты.

Основными направлениями работы психолога с детьми с ОВЗ в общеобразовательном учреждении являются коррекционная, диагностическая и развивающая работа. Также педагог – психолог проводит профилактическую и консультативную работу с педагогами и родителями, которые имеют детей данной категории.

Педагогом – психологом проводится диагностическая работа, которая

включает в себя первичное обследование, а также систематические поэтапные наблюдения за динамикой  развития ребенка в процессе коррекционной работы. Также выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребенка, зоны ближайшего развития, его личностных характеристик, особенностей межличностных взаимодействий с родителями, сверстниками, другими людьми, а также выявление особенностей эмоционально – волевой сферы.

Исходя из особенностей развития ребенка и решения психолого – медико – педагогического консилиума учреждения педагог – психолог осуществляет коррекционно – развивающую работу, определяя направления и периодичность специальных занятий. Самая главная  задача  психолого – педагогической работы с детьми с ОВЗ, создание индивидуально – ориентированных  программ психологической помощи, в некоторых случаях использование уже имеющихся разработок, которые соответствуют психологическим особенностям детей.

Проводя психологические занятия с детьми, следует учитывать, что они не должны быть похожи на занятия дефектологической направленности,  в которых  уделяется особое внимание развитию и коррекции когнитивной сферы. Индивидуальные особенности детей с ОВЗ вариабельны, это значит, что составление программ психологического сопровождения будет строго индивидуализировано.

Проводится  большое количество консультативно - просветительской и профилактически направленной работы. Данное  направление помогает педагогам и родителям результативно обучать и воспитывать ребенка с ОВЗ. В основные задачи просвещения педагогов входит:

-       раскрытие «слабых» и «сильных» сторон индивидуального развития ребенка;

-       нахождение способов компенсации трудностей;

-       нахождение наиболее оптимальных путей взаимодействия педагога психолога с ребенком при групповой и индивидуальной форме организации образовательной деятельности.

Для просвещения педагогов проводятся различные занятия, беседы и семинары, включающие в себя основные проблемы развития детей с ОВЗ, их особыми психологическими и образовательными потребностями.

Работа с детьми с ограниченными возможностями проводится в несколько этапов:

1.     На первом этапе проводится наблюдение за детьми в их свободной деятельности, а также беседа с близкими детям родственниками, об их  предпочтениях и привычках.

2.     На втором этапе  психологическую диагностику, то есть подбирается методика, определяют методы и приемы психолого – педагогической работы.

3.     На третьем этапе создается банк данных на детей с ОВЗ.

4.     Во время четвертого этапа происходит планирование и проведение коррекционно – развивающей работы.

5.     На пятом этапе проводится профилактическая и консультативная работа с родителями и педагогами: подготовка к выступлению на педагогических советах, родительских собраниях, групповых консультациях. Также информирование педагогов и родителей происходит за счет размещения информации на стендах.

6.     На последнем, шестом этапе происходит итоговая диагностика, то есть представление работ ребенка во время мероприятий учреждения.

Исходя из данных этапов, можно судить о том, что для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима четкая оценка их возможностей и потребностей.

  В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья часто используются такие методы диагностики как – беседа с ребенком, индивидуальные диагностические методики, которые направлены на нахождение нарушений в интеллектуальном развитии, эмоционально – волевой сфере. В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др.

Качественный анализ предусматривает оценку особенностей процесса сделанных ребенком заданий и допущенных в них ошибках на основе системы качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу ребенка:

-       эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

-       эмоциональная подвижность;

-       особенности общения;

-       реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка:

-       особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;

-       особенности моторной функции.

Для психолого – педагогического исследования детей с ОВЗ используем данные диагностические методики:

1.     Методика Пьерона – Рузера -  направлена на исследование внимания и темпа деятельности ребенка;

2.     Методика А.Р. Лурия – направлена на определение состояния кратковременной памяти;

3.     Методика А.Н. Леонтьева – определяет опосредованное запоминание;

4.     Методика Кооса – представляет собой обучающий эксперимент;

5.     Методика Векслера – исследование интеллекта;

6.     Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева

Комплексное применение данных методик помогает качественно охарактеризовать индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, можно говорить о том, что важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога - психолога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребенку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач. Именно благодаря деятельности педагога - психолога вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем у детей с ОВЗ. Развитие и воспитание данной категории детей будет эффективным только в том случае, если оно строится с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования и сопровождения на всех этапах обучения.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetsifika_raboty_pedagoga.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:


Специфика работы педагога-психолога с детьми ОВЗ в рамках учреждения

 

Сегодня одной из актуальных проблем  является психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках образовательного учреждения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это, по – мнению Егоровой Т.В. дети состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Педагог – психолог играет немаловажную роль в обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ.  Сопровождение психологом детей на всех этапах обучения, это сложный процесс взаимодействия, в результате которого должны быть созданы условия для овладения ребенком своей деятельностью и поведением, для развития ребенка, а также формирования самоопределения, которое включает личностные и социальные аспекты.

Основными направлениями работы психолога с детьми с ОВЗ в общеобразовательном учреждении являются коррекционная, диагностическая и развивающая работа. Также педагог – психолог проводит профилактическую и консультативную работу с педагогами и родителями, которые имеют детей данной категории.

Педагогом – психологом проводится диагностическая работа, которая

включает в себя первичное обследование, а также систематические поэтапные наблюдения за динамикой  развития ребенка в процессе коррекционной работы. Также выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребенка, зоны ближайшего развития, его личностных характеристик, особенностей межличностных взаимодействий с родителями, сверстниками, другими людьми, а также выявление особенностей эмоционально – волевой сферы.

Исходя из особенностей развития ребенка и решения психолого – медико – педагогического консилиума учреждения педагог – психолог осуществляет коррекционно – развивающую работу, определяя направления и периодичность специальных занятий. Самая главная  задача  психолого – педагогической работы с детьми с ОВЗ, создание индивидуально – ориентированных  программ психологической помощи, в некоторых случаях использование уже имеющихся разработок, которые соответствуют психологическим особенностям детей.

Проводя психологические занятия с детьми, следует учитывать, что они не должны быть похожи на занятия дефектологической направленности,  в которых  уделяется особое внимание развитию и коррекции когнитивной сферы. Индивидуальные особенности детей с ОВЗ вариабельны, это значит, что составление программ психологического сопровождения будет строго индивидуализировано.

Проводится  большое количество консультативно - просветительской и профилактически направленной работы. Данное  направление помогает педагогам и родителям результативно обучать и воспитывать ребенка с ОВЗ. В основные задачи просвещения педагогов входит:

-       раскрытие «слабых» и «сильных» сторон индивидуального развития ребенка;

-       нахождение способов компенсации трудностей;

-       нахождение наиболее оптимальных путей взаимодействия педагога психолога с ребенком при групповой и индивидуальной форме организации образовательной деятельности.

Для просвещения педагогов проводятся различные занятия, беседы и семинары, включающие в себя основные проблемы развития детей с ОВЗ, их особыми психологическими и образовательными потребностями.

Работа с детьми с ограниченными возможностями проводится в несколько этапов:

1.     На первом этапе проводится наблюдение за детьми в их свободной деятельности, а также беседа с близкими детям родственниками, об их  предпочтениях и привычках.

2.     На втором этапе  психологическую диагностику, то есть подбирается методика, определяют методы и приемы психолого – педагогической работы.

3.     На третьем этапе создается банк данных на детей с ОВЗ.

4.     Во время четвертого этапа происходит планирование и проведение коррекционно – развивающей работы.

5.     На пятом этапе проводится профилактическая и консультативная работа с родителями и педагогами: подготовка к выступлению на педагогических советах, родительских собраниях, групповых консультациях. Также информирование педагогов и родителей происходит за счет размещения информации на стендах.

6.     На последнем, шестом этапе происходит итоговая диагностика, то есть представление работ ребенка во время мероприятий учреждения.

Исходя из данных этапов, можно судить о том, что для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима четкая оценка их возможностей и потребностей.

  В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья часто используются такие методы диагностики как – беседа с ребенком, индивидуальные диагностические методики, которые направлены на нахождение нарушений в интеллектуальном развитии, эмоционально – волевой сфере. В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др.

Качественный анализ предусматривает оценку особенностей процесса сделанных ребенком заданий и допущенных в них ошибках на основе системы качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу ребенка:

-       эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

-       эмоциональная подвижность;

-       особенности общения;

-       реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка:

-       особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;

-       особенности моторной функции.

Для психолого – педагогического исследования детей с ОВЗ используем данные диагностические методики:

1.     Методика Пьерона – Рузера -  направлена на исследование внимания и темпа деятельности ребенка;

2.     Методика А.Р. Лурия – направлена на определение состояния кратковременной памяти;

3.     Методика А.Н. Леонтьева – определяет опосредованное запоминание;

4.     Методика Кооса – представляет собой обучающий эксперимент;

5.     Методика Векслера – исследование интеллекта;

6.     Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева

Комплексное применение данных методик помогает качественно охарактеризовать индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, можно говорить о том, что важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога - психолога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребенку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач. Именно благодаря деятельности педагога - психолога вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем у детей с ОВЗ. Развитие и воспитание данной категории детей будет эффективным только в том случае, если оно строится с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования и сопровождения на всех этапах обучения.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы педагога-психолога с детьми с ЗПР

Сопровождение детей с задержкой психического развития в ДОУ...

"Специфика работы педагога-психолога с детьми ОВЗ"

Сегодня, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), проблема воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях ДО...

«Специфика работы педагога-психолога в детском саду». для родителей

laquo;Специфика работы педагога-психолога в детском саду». для родителей...

Консультация для родителей и воспитателей: «Специфика работы педагога-психолога в ДОУ»

Кто такой психолог?ПСИХИАТР - врач, занимающийся отклонениями в психической сфере человека.ПСИХОЛОГ (Детский)  - не врач, а педагог• работает с детьми, не имеющими нарушений в психическ...

Специфика работы педагога - психолога

Работа педагога-психолога в детском саду имеет ряд особенностей.Прежде всего, психолог имеет возможность наблюдать детей не один год, в разных видах деятельности:- игре,- общение со сверстниками, взро...