Коррекционная работа по сенсорному воспитанию детей с умственной отсталостью.
методическая разработка по психологии

Татьяна Владимировна Трушечкина

В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с умственной отсталостью выделить несколько этапов по развитию тактильно-двигательного восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с умственной отсталостью выделить несколько этапов по развитию тактильно-двигательного восприятия.

1 этап.

: “Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.

Задачи:

  1. Учить ощущать движение и температуру воздуха.
  2. Стимулировать эмоциональное реагирование.

Игры: “Веер”, “Волшебный фен”, «Вентилятор».

Ожидаемый результат: эмоциональные реакции ребенка на различное стимулирование (контраст температур воздуха, воздействие на разные части тела, различная интенсивность воздействия).

Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.

Задачи:

  1. Учить ощущать влагу и контраст температур.
  2. Развивать навык эмоционального реагирования.

Игры: “Теплое – холодное”, “Брызгалки”, «Волшебная вода».

Ожидаемый результат: эмоциональное реагирование ребенка на контраст температур.

Формирование представлений о свойствах предметов”.

Задачи:

  1. Обогащение спектра осязательных ощущений.
  2. Развитие комплексных осязательно-зрительно-слуховых ощущений.
  3. Развитие комплексных тактильно-двигательно-обонятельных ощущений.

Игры: “Разные поверхности”, “Легкие материалы”, “Сухие материалы”, массаж.

Ожидаемый результат: ребенок по-разному реагирует на различные прикосновения, принимает помощь взрослого, делает попытки самостоятельно ощупывать понравившиеся ему поверхности.

Формирование способов тактильного восприятия предметов”.

Задачи:

  1. Развивать тактильно-двигательное восприятие.
  2. Развивать навык хватания, удержания и ощупывания предмета.

Игры: “Различные материалы”, “Поймай игрушку”, “Ходим (ползаем) по разным дорожкам”.

Ожидаемый результат: ребенок делает попытки самостоятельно обследовать поверхности, старается дотянуться до игрушки, держит ее, сосредоточивает на ней внимание.

2 этап

Формирование представлений о различной текстуре тканей”.

Задачи:

  1. Развивать тактильную чувствительность ребенка.
  2. Расширять тактильный опыт ребенка.

Игра: “Шершавая – пушистая перчатка”.

Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные поверхности,

Формирование представлений о структуре различных поверхностей”.

Задачи:

  1. Развивать тактильную чувствительность ребенка.
  2. Развитие мелкой моторики.

Игра: “Давай потрогаем”.

Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные ощущения, попытки самостоятельного исследования.

Идентификация предметов по признаку “мягкий – твердый”.

Задачи:

  1. Учить ребенка различать предметы по признаку “мягкий – твердый”.
  2. Выбирать предмет с указанным признаком из нескольких по словесной инструкции.

Игра: “Отберем все мягкие (твердые) предметы”, “Волшебный мешочек”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает мягкий (твердый) предмет по словесной инструкции.

Формирование представлений о форме предмета”.

Задачи:

  1. Учить ребенка различать визуально и на ощупь форму предмета.
  2. Совершенствовать перцептивные навыки.

Игры: “Какой формы этот предмет?”, “Волшебный мешочек”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет заданной формы (шар, куб) со зрительной опорой и на ощупь.

Мелкая моторика”.

Задача: Совершенствование мелкой моторики.

Игры: пирамидки, прищепки, сортировка мелких предметов.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно собирает пирамидку, может прикрепить прищепку, разложить мелкие предметы (шарики, кубики) на две группы.

3 этап

Формирование представлений о различной текстуре тканей”.

Задачи:

  1. Учить дифференцировать различные тактильные ощущения.
  2. Выбирать материал с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.

Игра: “Различные ткани”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает материал с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.

Формирование представлений о различных поверхностях”.

Задачи:

  1. Учить дифференцировать различные тактильные ощущения.
  2. Учить выбирать поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.

Игры: “Разные поверхности”, “Гладкие – шершавые таблички”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.

Формирование представлений о температуре предметов”.

Задачи:

  1. Учить различать понятия “холодный – теплый – горячий”.
  2. Учить соотносить данные понятия с природными явлениями.
  3. Учить выбирать заданный признак по словесной инструкции.

Игра: “Откуда эта вода?”.

Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует температуру воды, соотносит с природными явлениями, выбирает заданный признак по словесной инструкции.

Формирование чувства веса”.

Задачи:

  1. Учить дифференцировать понятия “тяжелый – легкий”.
  2. Учить подбирать пару по весу.
  3. Учить выстраивать сериационный ряд от более тяжелого к более легкому и наоборот.

Игры: “Весовые таблички”, “Весовые баночки”.

Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует понятия “тяжелый – легкий”.

Формирование представлений о форме предмета”.

Задачи:

  1. Закрепление знаний ребенка о форме предмета (выбор предмета с заданными признаками на ощупь).
  2. Совершенствование перцептивных действий.

Игра: “Волшебный мешочек”.

Ожидаемый результат: ребенок находит на ощупь предметы с заданным признаком.

Мелкая моторика”.

Задачи:

  1. Совершенствование мелкой моторики.
  2. Подготовка пальцев к письму.

Игры: рамки с различными застежками, раскраска, штриховка, сортировка крупы.

Ожидаемый результат: более высокий уровень развития мелкой моторики, развитие координации “глаз – рука”.

4 этап

Развитие стереогнозиса”.

Задачи:

  1. Учить узнавать предмет и фактуру материала на ощупь.
  2. Выбирать предмет с заданными признаками по речевой инструкции без зрительной основы.

Игра: “Волшебный мешочек”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет по заданному признаку без зрительной опоры.

Развитие стереогнозиса”.

Задача: учить ребенка на ощупь определять размер предмета (толщина, ширина, высота).

Игры с использованием ширмы.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет заданного размера без зрительной опоры.

Определение температуры предмета”.

Задача: учить различать предметы различной температуры на ощупь.

Игра: “Тепловые таблички”.

Ожидаемый результат: ребенок определяет температуру поверхности, может словесно обозначить признак.

Знакомство с материалами из которых изготовлены предметы”.

Задача: учить детей различать материал, из которого изготовлен предмет.

Игра: “Что из чего сделано?” (предметы из дерева, бумаги, стекла, пластмассы, металла).

Ожидаемый результат: ребенок может назвать материал, из которого изготовлен предмет (или выбрать предмет по названию материала).

В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с тяжелой умственной отсталостью выделить несколько этапов по развитию зрительного восприятия.

1 этап.

Зрительное восприятие людей”.

Задачи:

  1. Развитие эмоционального контакта взрослого и ребенка.
  2. Развитие способности реагировать на лицо взрослого, узнавать.
  3. Развитие потребности в положительном контакте.

Игры: “Я и воспитатель. Игра на коленях”, “Лицо взрослого”, “Лицо взрослого. Игры-прятки”.

Зрительное восприятие себя”.

Задачи:

  1. Формирование основ эмоционального реагирования.
  2. Развитие умения разглядывать себя в зеркале.

Зрительное восприятие предметов”.

Задачи:

  1. Развитие прослеживающего движения глазного яблока.
  2. Фиксация взгляда на предмете (подвижном и неподвижном).
  3. Концентрация внимания на предмете.

Игры: “Вверх – вниз”, “Движущиеся игрушки”, “Аквариум”, “Движение”.

Ожидаемый результат: ребенок следит взглядом за перемещающейся игрушкой, предметом, длительно фиксирует взгляд на игрушке.

2 этап.

Формирование представлений о форме предмета”.

Задание 1: “Идентификация предметов в целом”.

Задача:

Учить сравнивать предметы и находить сходства.

Игра: “Найди такой же”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает две одинаковые игрушки.

Задание 2: “Идентификация предметов по форме”.

Задача:

Учить сравнивать предметы по форме и находить сходства.

Игра: “Найди такой же по форме”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает два одинаковых по форме предмета.

Задание 3: “Соотнесение формы предмета с эталоном формы”.

Задачи:

  1. Учить ребенка соотносить форму предмета с формой прорези.
  2. Учить ребенка соотносить форму предмета с формой вкладки.

Игры: “Почтовый ящик”, “Доски Сегена”.

Ожидаемый результат: ребенок с помощью взрослого, а затем самостоятельно проталкивает шар и куб в соответствующие отверстия, вставляет круг и квадрат в соответствующие им по форме “домики”.

Формирование представлений о величине предмета”.

Задачи:

  1. Учить ребенка различать большие и маленькие предметы.
  2. Учить ребенка проталкивать предметы двух разных величин в соответствующие отверстия.

Игры: “Спрячь игрушку”, “Нанизывание больших и маленьких колец”, “Складывание двух местной матрешки”.

Ожидаемый результат: ребенок из двух предметов по просьбе показывает большой (маленький), собирает пирамидку из больших (маленьких) колец, вкладывает маленькую матрешку в большую самостоятельно.

Закрепление понятий: “большой”, “маленький”, “одинаковые”.

Задачи:

  1. Учить выбирать игрушку по величине.
  2. Подбирать парные по величине игрушки.

Игры: “Выбери все большие (маленькие) игрушки”, “Подбери кровать для куклы”.

Ожидаемый результат: ребенок по просьбе показывает большие и маленькие предметы, может выбрать два предмета одинаковых по размеру.

Формирование представлений о цвете предмета”.

Задача: Идентификация предметов по признаку цвета.

Задание 1: “Выбор предметов из двух контрастных цветов”.

Игра: “Выбери по цвету”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает парную по цвету игрушку.

Задание 2: “Соотнесение цвета предмета с эталоном цвета (путем примеривания)”.

Игра: “Бабочки и полянки”, “Шарик и ниточка”.

Ожидаемый результат: ребенок соотносит контурное изображение с игрушкой, контурное изображение с эталоном цвета (например, цветной картон).

Формирование пространственных представлений”.

Задачи:

  1. Изучение частей тела (руки, ноги, голова), частей лица (глаза, нос, рот).
  2. Развитие навыков показа частей тела у себя, у куклы.
  3. Развитие у ребенка понятий “верх – низ”.

Игра: “Я и моя внешность. Зеркало”.

Ожидаемый результат: ребенок по просьбе показывает части тела у себя, у куклы, выполняет просьбу: “Подними ручки вверх, опусти вниз”.

3 этап

Формирование представлений о форме предмета”.

Задачи:

  1. Соотнесение формы предмета с эталоном.
  2. Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.

Задание 1: Выбор плоских геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник при предъявлении эталона, затем по словесной инструкции.

Задание 2: Выбор объемных геометрических фигур по словесной инструкции.

Игры: “Доски Сегена” с геометрическими фигурами (на 2, 3, 4, 5 вкладок), “Покажи мне следующие фигуры …”.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно соотносит форму фигуры с формой вкладки, выбирает геометрическую форму по словесной инструкции.

Формирование представлений о размерах предметов”.

Задачи:

  1. Дифференциация размера предмета по следующим признакам:
  • высокий – низкий,
  • широкий – узкий,
  • длинный – короткий.
  1. Выбор предметов с заданным признаком по словесной инструкции.

Игры: “Строим башни”, “Река – ручеек”, “Кто быстрее?”.

Словарь: кубики, сложить, высокая, низкая, река, широкая, ручеек, узкий, ленточка, длинная, короткая, накручиваем на карандаш, кто быстрей?

Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет с заданным признаком по словесной инструкции.

Формирование представлений о цвете”.

Задача:

1-й этап: выбор заданного цвета по словесной инструкции среди карточек, игрушек,

2-й этап: нахождение в комнате предметов заданного цвета.

Игры: “Разноцветное лото”, “Что какого цвета?”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает определенный цвет по словесной инструкции.

Формирование целостного образа предмета”.

Задача: развитие восприятия целостного образа предмета.

Игры: “Собери разрезанную фигуру”, “Собери разрезанную открытку”, “Собери разборную игрушку”, “Узнай предмет на ощупь”.

Ожидаемый результат: ребенок собирает разрезанную фигуру (картинку, игрушку) из 2-3-х частей, узнает знакомый предмет на ощупь.

Формирование пространственных отношений”.

Задачи:

1-й этап: различение отношения предметов и их частей по вертикали (на, под).

2-й этап: различение отношения предметов и их частей по горизонтали (рядом, около).

3-й этап: формирование понятий “за, перед, лево, право).

Закрепление знаний о частях тела, лица.

Игры: “Бабочка и цветок”, “Я и зеркало”.

Ожидаемый результат: ребенок ориентируется в пространстве, показывает по просьбе части тела (голова, шея, живот, руки, ноги, спина, грудь) и части лица (глаза, нос, рот, брови, уши).

4 этап

Формирование умения словесно обозначать форму предмета”.

Задачи:

  1. Учить ребенка называть форму предмета.
  2. Учить находить в помещении предметы заданной формы по словесной инструкции.

Игры: “Какой формы этот предмет?”, “Найди мне предмет круглой (квадратной и т. д.) формы”.

Ожидаемый результат: ребенок называет по просьбе основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб), может найти предмет заданной формы в помещении.

Формирование умения словесно обозначать размер предмета”.

Задачи:

  1. Учить ребенка называть размер предмета.
  2. Учить находить в помещении предметы заданного размера по словесной инструкции.

Игры: “Предметы разных размеров”, “Игрушки”.

Словарь: посмотри, назови, предмет, игрушка, какого размера, найди, маленький, большой, высокий, низкий, широкий, узкий, короткий, длинный.

Ожидаемый результат: ребенок называет размер предмета, находит в помещении предметы заданного размера.

Формирование умения словесно обозначать цвет предмета”.

Задачи:

  1. Учить ребенка называть цвет предмета.
  2. Учить находить предметы заданного цвета в помещении по словесной инструкции.

Игры: “Назови цвет”, “Покажи все предметы красного ( синего и т.д.) цвета”.

Словарь: посмотри, назови, какого цвета? предмет, игрушка, найди, покажи, красного, синего, желтого, зеленого, все, еще, есть, принеси.

Ожидаемый результат: ребенок называет четыре основных цвета, может найти предмет определенного цвета в комнате.

Формирование целостного образа предмета”.

Задачи:

  1. Развитие восприятия целостного образа.
  2. Учить узнавать и называть предмет по нескольким признакам.

Игры: “Разрезные фигуры”, “Разрезные картинки” (3-4 части и более), “Волшебный мешочек”, “Матрешка” (5-6-ти местная), “Какой детали не хватает?”.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно составляет разрезные фигуры и картинки по предварительному показу и без него, узнает предмет на ощупь, может выбрать предмет в мешочке по двум – трем признакам, составляет самостоятельно пяти, шести местную матрешку, называет знакомые предметы.

Формирование пространственных представлений”.

Задачи:

  1. Совершенствование пространственных представлений ребенка (закрепление понятий верх – низ, лево – право, в – на, на – под, спереди – сзади).
  2. Закрепление знаний о частях тела (ориентировка по основным пространственным направлениям).

Приложение 1

Схема обследования уровня сформированности

моторных и сенсорных процессов у детей

      1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

      Оценка статического равновесия

  • сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

      Оценка динамического равновесия

  • преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

      2. Оценка ручной моторики:

  • выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
  • координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

      Тесты зрительно-моторной координации:

  • срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
  • срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.

      3. Оценка тактильных ощущений:

  • узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
  • узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

      4. Оценка владения сенсорными эталонами:

      Тесты цветоразличения

  • раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
  • называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).

      Различение формы

  • группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

      В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).

      Восприятие величины

  • раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
  • ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

      5. Оценка зрительного восприятия:

  • узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
  • узнавание контурных изображений (5 изображений);
  • узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
  • выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.

      6. Оценка слухового восприятия:

  • воспроизведение несложных ритмических рисунков;
  • определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
  • определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

     

 7. Оценка пространственного восприятия:

  • показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
  • выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
  • конструирование по образцу из 10 счетных палочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Сенсорное воспитание детей с умственной отсталостью на занятиях по изобразительной деятельности»

   В данной работе я  раскрыла важность сенсорного воспитания для умственного развития детей и значение изобразительной деятельности для преодоления сенсорных недостатков у...

НОД по сенсорному воспитанию детей с умственной отсталостью I года обучения

Закрепление знания цвета (красный, желтый). Развитие мелкой моторики рук. Обучение ориентированию в помещении....

Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью

Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью...

Физическое воспитание детей с умственной отсталостью

Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью...

2. Программа. Музыкальное воспитание детей с умственной отсталостью лёгкой степени (с нарушением интеллекта) с 3 до 7 лет

Программа музыкального воспитания детей с умственной отсталостью лёгкой степени (с нарушением интиеллекта) "До-Ми-Соль-ка"...

« Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр».

laquo; Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр»....

Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью

Примеры игр на правленных на сенсорное развитие детей с умственной отсталостью...