Коррекционная работа по сенсорному воспитанию детей с умственной отсталостью.
методическая разработка по психологии
В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с умственной отсталостью выделить несколько этапов по развитию тактильно-двигательного восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_korrektsionnoy_rabote_po_sensornomu_vospitaniyu_detey_s_umstvennoy_otstalostyu.docx | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с умственной отсталостью выделить несколько этапов по развитию тактильно-двигательного восприятия.
1 этап.
: “Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.
Задачи:
- Учить ощущать движение и температуру воздуха.
- Стимулировать эмоциональное реагирование.
Игры: “Веер”, “Волшебный фен”, «Вентилятор».
Ожидаемый результат: эмоциональные реакции ребенка на различное стимулирование (контраст температур воздуха, воздействие на разные части тела, различная интенсивность воздействия).
“Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.
Задачи:
- Учить ощущать влагу и контраст температур.
- Развивать навык эмоционального реагирования.
Игры: “Теплое – холодное”, “Брызгалки”, «Волшебная вода».
Ожидаемый результат: эмоциональное реагирование ребенка на контраст температур.
“Формирование представлений о свойствах предметов”.
Задачи:
- Обогащение спектра осязательных ощущений.
- Развитие комплексных осязательно-зрительно-слуховых ощущений.
- Развитие комплексных тактильно-двигательно-обонятельных ощущений.
Игры: “Разные поверхности”, “Легкие материалы”, “Сухие материалы”, массаж.
Ожидаемый результат: ребенок по-разному реагирует на различные прикосновения, принимает помощь взрослого, делает попытки самостоятельно ощупывать понравившиеся ему поверхности.
“Формирование способов тактильного восприятия предметов”.
Задачи:
- Развивать тактильно-двигательное восприятие.
- Развивать навык хватания, удержания и ощупывания предмета.
Игры: “Различные материалы”, “Поймай игрушку”, “Ходим (ползаем) по разным дорожкам”.
Ожидаемый результат: ребенок делает попытки самостоятельно обследовать поверхности, старается дотянуться до игрушки, держит ее, сосредоточивает на ней внимание.
2 этап
“Формирование представлений о различной текстуре тканей”.
Задачи:
- Развивать тактильную чувствительность ребенка.
- Расширять тактильный опыт ребенка.
Игра: “Шершавая – пушистая перчатка”.
Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные поверхности,
“Формирование представлений о структуре различных поверхностей”.
Задачи:
- Развивать тактильную чувствительность ребенка.
- Развитие мелкой моторики.
Игра: “Давай потрогаем”.
Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные ощущения, попытки самостоятельного исследования.
“Идентификация предметов по признаку “мягкий – твердый”.
Задачи:
- Учить ребенка различать предметы по признаку “мягкий – твердый”.
- Выбирать предмет с указанным признаком из нескольких по словесной инструкции.
Игра: “Отберем все мягкие (твердые) предметы”, “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает мягкий (твердый) предмет по словесной инструкции.
“Формирование представлений о форме предмета”.
Задачи:
- Учить ребенка различать визуально и на ощупь форму предмета.
- Совершенствовать перцептивные навыки.
Игры: “Какой формы этот предмет?”, “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет заданной формы (шар, куб) со зрительной опорой и на ощупь.
“Мелкая моторика”.
Задача: Совершенствование мелкой моторики.
Игры: пирамидки, прищепки, сортировка мелких предметов.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно собирает пирамидку, может прикрепить прищепку, разложить мелкие предметы (шарики, кубики) на две группы.
3 этап
“Формирование представлений о различной текстуре тканей”.
Задачи:
- Учить дифференцировать различные тактильные ощущения.
- Выбирать материал с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.
Игра: “Различные ткани”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает материал с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.
“Формирование представлений о различных поверхностях”.
Задачи:
- Учить дифференцировать различные тактильные ощущения.
- Учить выбирать поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.
Игры: “Разные поверхности”, “Гладкие – шершавые таблички”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.
“Формирование представлений о температуре предметов”.
Задачи:
- Учить различать понятия “холодный – теплый – горячий”.
- Учить соотносить данные понятия с природными явлениями.
- Учить выбирать заданный признак по словесной инструкции.
Игра: “Откуда эта вода?”.
Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует температуру воды, соотносит с природными явлениями, выбирает заданный признак по словесной инструкции.
“Формирование чувства веса”.
Задачи:
- Учить дифференцировать понятия “тяжелый – легкий”.
- Учить подбирать пару по весу.
- Учить выстраивать сериационный ряд от более тяжелого к более легкому и наоборот.
Игры: “Весовые таблички”, “Весовые баночки”.
Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует понятия “тяжелый – легкий”.
“Формирование представлений о форме предмета”.
Задачи:
- Закрепление знаний ребенка о форме предмета (выбор предмета с заданными признаками на ощупь).
- Совершенствование перцептивных действий.
Игра: “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: ребенок находит на ощупь предметы с заданным признаком.
“Мелкая моторика”.
Задачи:
- Совершенствование мелкой моторики.
- Подготовка пальцев к письму.
Игры: рамки с различными застежками, раскраска, штриховка, сортировка крупы.
Ожидаемый результат: более высокий уровень развития мелкой моторики, развитие координации “глаз – рука”.
4 этап
“Развитие стереогнозиса”.
Задачи:
- Учить узнавать предмет и фактуру материала на ощупь.
- Выбирать предмет с заданными признаками по речевой инструкции без зрительной основы.
Игра: “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет по заданному признаку без зрительной опоры.
“Развитие стереогнозиса”.
Задача: учить ребенка на ощупь определять размер предмета (толщина, ширина, высота).
Игры с использованием ширмы.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет заданного размера без зрительной опоры.
“Определение температуры предмета”.
Задача: учить различать предметы различной температуры на ощупь.
Игра: “Тепловые таблички”.
Ожидаемый результат: ребенок определяет температуру поверхности, может словесно обозначить признак.
“Знакомство с материалами из которых изготовлены предметы”.
Задача: учить детей различать материал, из которого изготовлен предмет.
Игра: “Что из чего сделано?” (предметы из дерева, бумаги, стекла, пластмассы, металла).
Ожидаемый результат: ребенок может назвать материал, из которого изготовлен предмет (или выбрать предмет по названию материала).
В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с тяжелой умственной отсталостью выделить несколько этапов по развитию зрительного восприятия.
1 этап.
“Зрительное восприятие людей”.
Задачи:
- Развитие эмоционального контакта взрослого и ребенка.
- Развитие способности реагировать на лицо взрослого, узнавать.
- Развитие потребности в положительном контакте.
Игры: “Я и воспитатель. Игра на коленях”, “Лицо взрослого”, “Лицо взрослого. Игры-прятки”.
“Зрительное восприятие себя”.
Задачи:
- Формирование основ эмоционального реагирования.
- Развитие умения разглядывать себя в зеркале.
“Зрительное восприятие предметов”.
Задачи:
- Развитие прослеживающего движения глазного яблока.
- Фиксация взгляда на предмете (подвижном и неподвижном).
- Концентрация внимания на предмете.
Игры: “Вверх – вниз”, “Движущиеся игрушки”, “Аквариум”, “Движение”.
Ожидаемый результат: ребенок следит взглядом за перемещающейся игрушкой, предметом, длительно фиксирует взгляд на игрушке.
2 этап.
“Формирование представлений о форме предмета”.
Задание 1: “Идентификация предметов в целом”.
Задача:
Учить сравнивать предметы и находить сходства.
Игра: “Найди такой же”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает две одинаковые игрушки.
Задание 2: “Идентификация предметов по форме”.
Задача:
Учить сравнивать предметы по форме и находить сходства.
Игра: “Найди такой же по форме”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает два одинаковых по форме предмета.
Задание 3: “Соотнесение формы предмета с эталоном формы”.
Задачи:
- Учить ребенка соотносить форму предмета с формой прорези.
- Учить ребенка соотносить форму предмета с формой вкладки.
Игры: “Почтовый ящик”, “Доски Сегена”.
Ожидаемый результат: ребенок с помощью взрослого, а затем самостоятельно проталкивает шар и куб в соответствующие отверстия, вставляет круг и квадрат в соответствующие им по форме “домики”.
“Формирование представлений о величине предмета”.
Задачи:
- Учить ребенка различать большие и маленькие предметы.
- Учить ребенка проталкивать предметы двух разных величин в соответствующие отверстия.
Игры: “Спрячь игрушку”, “Нанизывание больших и маленьких колец”, “Складывание двух местной матрешки”.
Ожидаемый результат: ребенок из двух предметов по просьбе показывает большой (маленький), собирает пирамидку из больших (маленьких) колец, вкладывает маленькую матрешку в большую самостоятельно.
“Закрепление понятий: “большой”, “маленький”, “одинаковые”.
Задачи:
- Учить выбирать игрушку по величине.
- Подбирать парные по величине игрушки.
Игры: “Выбери все большие (маленькие) игрушки”, “Подбери кровать для куклы”.
Ожидаемый результат: ребенок по просьбе показывает большие и маленькие предметы, может выбрать два предмета одинаковых по размеру.
“Формирование представлений о цвете предмета”.
Задача: Идентификация предметов по признаку цвета.
Задание 1: “Выбор предметов из двух контрастных цветов”.
Игра: “Выбери по цвету”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает парную по цвету игрушку.
Задание 2: “Соотнесение цвета предмета с эталоном цвета (путем примеривания)”.
Игра: “Бабочки и полянки”, “Шарик и ниточка”.
Ожидаемый результат: ребенок соотносит контурное изображение с игрушкой, контурное изображение с эталоном цвета (например, цветной картон).
“Формирование пространственных представлений”.
Задачи:
- Изучение частей тела (руки, ноги, голова), частей лица (глаза, нос, рот).
- Развитие навыков показа частей тела у себя, у куклы.
- Развитие у ребенка понятий “верх – низ”.
Игра: “Я и моя внешность. Зеркало”.
Ожидаемый результат: ребенок по просьбе показывает части тела у себя, у куклы, выполняет просьбу: “Подними ручки вверх, опусти вниз”.
3 этап
“Формирование представлений о форме предмета”.
Задачи:
- Соотнесение формы предмета с эталоном.
- Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.
Задание 1: Выбор плоских геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник при предъявлении эталона, затем по словесной инструкции.
Задание 2: Выбор объемных геометрических фигур по словесной инструкции.
Игры: “Доски Сегена” с геометрическими фигурами (на 2, 3, 4, 5 вкладок), “Покажи мне следующие фигуры …”.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно соотносит форму фигуры с формой вкладки, выбирает геометрическую форму по словесной инструкции.
“Формирование представлений о размерах предметов”.
Задачи:
- Дифференциация размера предмета по следующим признакам:
- высокий – низкий,
- широкий – узкий,
- длинный – короткий.
- Выбор предметов с заданным признаком по словесной инструкции.
Игры: “Строим башни”, “Река – ручеек”, “Кто быстрее?”.
Словарь: кубики, сложить, высокая, низкая, река, широкая, ручеек, узкий, ленточка, длинная, короткая, накручиваем на карандаш, кто быстрей?
Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет с заданным признаком по словесной инструкции.
“Формирование представлений о цвете”.
Задача:
1-й этап: выбор заданного цвета по словесной инструкции среди карточек, игрушек,
2-й этап: нахождение в комнате предметов заданного цвета.
Игры: “Разноцветное лото”, “Что какого цвета?”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает определенный цвет по словесной инструкции.
“Формирование целостного образа предмета”.
Задача: развитие восприятия целостного образа предмета.
Игры: “Собери разрезанную фигуру”, “Собери разрезанную открытку”, “Собери разборную игрушку”, “Узнай предмет на ощупь”.
Ожидаемый результат: ребенок собирает разрезанную фигуру (картинку, игрушку) из 2-3-х частей, узнает знакомый предмет на ощупь.
“Формирование пространственных отношений”.
Задачи:
1-й этап: различение отношения предметов и их частей по вертикали (на, под).
2-й этап: различение отношения предметов и их частей по горизонтали (рядом, около).
3-й этап: формирование понятий “за, перед, лево, право).
Закрепление знаний о частях тела, лица.
Игры: “Бабочка и цветок”, “Я и зеркало”.
Ожидаемый результат: ребенок ориентируется в пространстве, показывает по просьбе части тела (голова, шея, живот, руки, ноги, спина, грудь) и части лица (глаза, нос, рот, брови, уши).
4 этап
“Формирование умения словесно обозначать форму предмета”.
Задачи:
- Учить ребенка называть форму предмета.
- Учить находить в помещении предметы заданной формы по словесной инструкции.
Игры: “Какой формы этот предмет?”, “Найди мне предмет круглой (квадратной и т. д.) формы”.
Ожидаемый результат: ребенок называет по просьбе основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб), может найти предмет заданной формы в помещении.
“Формирование умения словесно обозначать размер предмета”.
Задачи:
- Учить ребенка называть размер предмета.
- Учить находить в помещении предметы заданного размера по словесной инструкции.
Игры: “Предметы разных размеров”, “Игрушки”.
Словарь: посмотри, назови, предмет, игрушка, какого размера, найди, маленький, большой, высокий, низкий, широкий, узкий, короткий, длинный.
Ожидаемый результат: ребенок называет размер предмета, находит в помещении предметы заданного размера.
“Формирование умения словесно обозначать цвет предмета”.
Задачи:
- Учить ребенка называть цвет предмета.
- Учить находить предметы заданного цвета в помещении по словесной инструкции.
Игры: “Назови цвет”, “Покажи все предметы красного ( синего и т.д.) цвета”.
Словарь: посмотри, назови, какого цвета? предмет, игрушка, найди, покажи, красного, синего, желтого, зеленого, все, еще, есть, принеси.
Ожидаемый результат: ребенок называет четыре основных цвета, может найти предмет определенного цвета в комнате.
“Формирование целостного образа предмета”.
Задачи:
- Развитие восприятия целостного образа.
- Учить узнавать и называть предмет по нескольким признакам.
Игры: “Разрезные фигуры”, “Разрезные картинки” (3-4 части и более), “Волшебный мешочек”, “Матрешка” (5-6-ти местная), “Какой детали не хватает?”.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно составляет разрезные фигуры и картинки по предварительному показу и без него, узнает предмет на ощупь, может выбрать предмет в мешочке по двум – трем признакам, составляет самостоятельно пяти, шести местную матрешку, называет знакомые предметы.
“Формирование пространственных представлений”.
Задачи:
- Совершенствование пространственных представлений ребенка (закрепление понятий верх – низ, лево – право, в – на, на – под, спереди – сзади).
- Закрепление знаний о частях тела (ориентировка по основным пространственным направлениям).
Приложение 1
Схема обследования уровня сформированности
моторных и сенсорных процессов у детей
1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия
- сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия
- преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
2. Оценка ручной моторики:
- выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
- —координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
- срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
- срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.
3. Оценка тактильных ощущений:
- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
4. Оценка владения сенсорными эталонами:
Тесты цветоразличения
- раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
- называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы
- группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).
Восприятие величины
- раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
- ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
5. Оценка зрительного восприятия:
- узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
- узнавание контурных изображений (5 изображений);
- узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
- выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
6. Оценка слухового восприятия:
- воспроизведение несложных ритмических рисунков;
- определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
- определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
7. Оценка пространственного восприятия:
- показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
- выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
- конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Сенсорное воспитание детей с умственной отсталостью на занятиях по изобразительной деятельности»
В данной работе я раскрыла важность сенсорного воспитания для умственного развития детей и значение изобразительной деятельности для преодоления сенсорных недостатков у...
НОД по сенсорному воспитанию детей с умственной отсталостью I года обучения
Закрепление знания цвета (красный, желтый). Развитие мелкой моторики рук. Обучение ориентированию в помещении....
Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью
Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью...
Физическое воспитание детей с умственной отсталостью
Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью...
2. Программа. Музыкальное воспитание детей с умственной отсталостью лёгкой степени (с нарушением интеллекта) с 3 до 7 лет
Программа музыкального воспитания детей с умственной отсталостью лёгкой степени (с нарушением интиеллекта) "До-Ми-Соль-ка"...
« Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр».
laquo; Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр»....
Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью
Примеры игр на правленных на сенсорное развитие детей с умственной отсталостью...