Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
Примеры игр на правленных на сенсорное развитие детей с умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_rebenka_s_uo.docx | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
В работе с умственно отсталыми детьми сильно проявляются особенности сенсорного развития, прежде всего, замедленность зрительного восприятия объектов. Умственно отсталым детям нужно гораздо более длительное время, чем нормально развивающимся сверстникам, для того чтобы узнать знакомый объект. Это связано с характерной для олигофренов замедленностью процессов анализа и синтеза, обусловленной с недостатками умственного развития. Также им свойственна узость зрительного восприятия. Старшие дошкольники с умственной отатслостью могут отчетливо воспринимать одновременно 4-6 предметов или изображений, в то время как сверстники различают 8-12 объектов. Узость зрительного восприятия уменьшает возможности умственно отсталых детей обозревать окружающее их пространство .
В своей работе с умственно отсталыми детьми, мы отметили, что движения таких детей неловки, плохо координированны, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны.
Для решения данных проблем нами были изготовлены дидактические игры для сенсорного развития умственно отсталых детей. Часть игр представляют собой серию заламинированных листов формата А4 с яркими изображениями; на гладкую ламинированную поверхность приклеены липучки и маленькие цветные заламинированные изображения с липучками. Игры разделены по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Морские обитатели и рыбы», «Транспорт», «Продукты питания», а также серии игр по цветоразличению, которые также можно использовать по лексическим темам. Вторая часть игр, направленна на развитие тактильных ощущений (игры «Киндеры», «Перчатки»)
Серия игр на липучках:
Игра «Листочки».
Цель – развитие умения группировать по цвету и форме.
Задачи – учить собирать целое из частей; развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, логику, мелкую моторику рук, речь (стимулировать ребенка на проговаривание цвета листьев).
Инструкция - найди недостающую половинку каждому листочку.
Игры «Осенние листочки», «Морковка»,«Веселые пчелки».
Цель – закрепление умения находить геометрическую форму.
Задачи – развивать зрительное восприятие, мышление (процессы анализа и синтеза); внимание, цветовосприятие, формовосприятие, речь (прилепи и скажи «…».
Инструкция – 1. Закрой дырочки в листочках; 2. Подбери зайке морковку нужной формы; 3. Подбери каждой пчелке цветок.
Игры «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицеферма», «Лесная полянка».
Цель – закрепление умения находить заданные силуэты путем наложения. Группировка по форме.
Задачи – закреплять знания о животных; развивать зрительное восприятие и внимание, логическое мышление; развивать прием зрительного наложения; развивать мелкую моторику и речь (вызывание звукоподражаний; проговаривание названий животных).
Инструкция – 1. Найди голову каждого животного; 2. Чья тень? 3. Найди животное.
Игра «Магазин морковки»
Цель – закрепление пересчета предметов в пределах …; закрепление понятия слева/справа; стимуляция звукоподражания за педагогом.
Задачи –формировать пересчет предметов до…; развивать умение различать количество предметов: один-много; развивать зрительное внимание, мелкую моторику, мышление, ориентировку на микропростанстве, речь.
Инструкция – 1. Посчитай морковки; 2. Сколько морковок слева/справа? 3. Прилепи морковку и скажи «…».
Игры «Огород», «Консервируем овощи»
Цель – закрепление представлений об овощах.
Задачи – продолжать формировать умение выделять цвет изображений, развивать умение сравнивать, соотносить изображения п одному признаку (цвет); упражнять в назывании овощей; развивать мелкую моторику, мышление, зрительное восприятие, ориентировку на микропространстве.
Инструкция – 1. Сделай также (работа по образцу); 2. Что растет на грядке? 3. Посади на грядке овощи только красного/желтого/зеленого цвета; 4. Повтори; 5. Посчитай перец/огурцы/морковь и т.д.; 4. Что лишнее?
Игры «Морские животные», «Аквариум».
Цель – закрепление представлений рыбах и морских обитателях.
Задачи – развивать ориентировку на микропростанстве, речь (вызывание звукоподражаний за педагогом, проговаривание названий животных, их цвет и величину); закреплять пересчет предметов в пределах …; развивать умение различать количество предметов: один-много; развивать зрительное внимание, мелкую моторику, мышление,
Инструкция – 1. Прилепи на место; 2. Выпусти рыбок в аквариум – прилепи и скажи «…»; 3. Посчитай рыбок; 4. Сколько рыбок смотрят налево/направо?
Игры «Фрукты», «Половинки», «Вкусный пирог»
Цель – закрепление представлений о фруктах и ягодах.
Задачи – упражнять в назывании фруктов; закреплять пересчет предметов в пределах …; развивать мелкую моторику, мышление, зрительное восприятие, ориентировку на микропространстве, речь.
Инструкция – 1. Что растет на дереве? 2. Посчитай фрукты; 3. Посчитай ягоды; 4. Прилепи фрукт и скажи «…»; 5. Найди фрукт; 6. Укрась пирог; 7. Укрась пирог только яблоками/черникой/клубникой/вишней; 8. Укрась пирог сначала зеленым яблоком, потом красным, потом зеленым (чередование); 9. Повтори (сначала выполняет педагог, потом ребенок).
Игра «Человек. Части тела»
Цель – закрепление названия частей тела человека.
Задачи – совершенствовать представления детей о частях тела человека развивать речь, зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику, мышление.
Инструкция – Это…, найди … и прилепи.
Игры на цветоразличение:
Игры «Цветные квадраты», «Гаражи-1» и «Гаражи-2» (усложненная версия – оттенки).
Цель – сравнение, зрительное соотнесение и группировка объектов по цвету.
Задачи – вычленять определенный цвет на основе непосредственного сопоставления объектов по цвету; продолжать знакомить с приемом прикладывания; продолжать учить соединять слова-названия с конкретным цветом; развивать зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику, речь.
Инструкция – 1. Найди «домик»; 2. Где такого же цвета?
Игры на развитие тактильных ощущений:
Игра «Киндеры»
Цель – закрепление умения находить на ощупь предметы по словесному указанию.
Задачи – развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, выдержку, речь; обогащать сенсорный опыт детей.
Инструкция – Найди мягкий/жесткий/колючий/шершавый/тяжелый/легкий.
Игра «Перчатки»
Цель – закрепление умения находить на ощупь.
Задачи – развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, выдержку, речь; обогащать сенсорный опыт детей.
Инструкция – Найди одинаковые рукавички.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Сенсорное воспитание детей с умственной отсталостью на занятиях по изобразительной деятельности»
В данной работе я раскрыла важность сенсорного воспитания для умственного развития детей и значение изобразительной деятельности для преодоления сенсорных недостатков у...
НОД по сенсорному воспитанию детей с умственной отсталостью I года обучения
Закрепление знания цвета (красный, желтый). Развитие мелкой моторики рук. Обучение ориентированию в помещении....
Социальное развитие детей с умственной отсталостью
Дидактический материал по формированию эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции...
« Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр».
laquo; Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр»....
Характеристика особенностей речевого развития детей с умственной отсталостью
Характеристика особенностей речевого развития детей с умственной отсталостью...
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Речь умственно отсталых детей с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому являетс...
Коррекционная работа по сенсорному воспитанию детей с умственной отсталостью.
В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с умственной отсталостью выделить несколько этапов по развитию тактильно-двигательного восприятия....