Опыт работы по теме: «Сенсорное воспитание детей с умственной отсталостью на занятиях по изобразительной деятельности»
методическая разработка по теме
В данной работе я раскрыла важность сенсорного воспитания для умственного развития детей и значение изобразительной деятельности для преодоления сенсорных недостатков у детей с умственной отсталостью. Показала направления и этапы работы по реализации намеченных планов. Доказала на основании результатов диагностики детей и анкетирования родителей высокую эффективность используемых материалов опыта работы для формирования сенсорных процессов и изобразительных навыков у детей с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сенсорное воспитание | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме:
«Сенсорное воспитание детей с умственной отсталостью на занятиях по изобразительной деятельности»
Раскрыла важность сенсорного воспитания для умственного развития детей и значение изобразительной деятельности для преодоления сенсорных недостатков у детей с умственной отсталостью.
Показала направления и этапы работы по реализации намеченных планов.
Доказала на основании результатов диагностики детей и анкетирования родителей высокую эффективность используемых материалов опыта работы для формирования сенсорных процессов и изобразительных навыков у детей с умственной отсталостью.
г. Георгиевск
План:
Актуальность и важность сенсорного воспитания для умственного развития детей.
Особенности развития сенсорных представлений у умственно-отсталых детей.
Влияние изобразительной деятельности на развитие сенсорных процессов у детей дошкольного возраста.
Основные направления работы и этапы реализации намеченных планов.
Эффективные приемы работы и наработанные технологии, которые позволили достигнуть хороших результатов в коррекции и развитии сенсорных процессов и формировании изобразительных навыков у дошкольников.
Создание коррекционной развивающей среды для развития сенсомоторных и изобразительных навыков и умений.
Организация работы с родителями.
Результаты работы с детьми, полученные на основе использования материалов опыта работы.
Проектирование дальнейшей работы по теме опыта.
Известный русский педагог К.Д. Ушинский требовал, чтобы обучение основывалось не на отвлеченных представлениях и абстрактных словах, а на непосредственном восприятии детей. Для развития мышления необходимо, прежде всего, формировать способность наблюдать.
Это требование дидактики является очень важным, так как ребенок «Мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…», что и доказывает актуальность темы моего опыта работы.
Каждый человек от рождения имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Появившись на свет, ребенок способен видеть, слышать, чувствовать тепло, холод и т. д., т.е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды. Формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной, включая по возможности основные разновидности этих свойств.
Острота проблемы заключается в том, что у умственно отсталых дошкольников отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания.
Умственно отсталые дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.
Все это говорит о том, что с детьми, страдающими задержкой интеллекта, необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте детей. В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов.
Знакомство с цветом и формой помогает полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Открывает источник ярких образов, помогает устанавливать причинно - следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.
В своей многовековой практике человечество создало определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.
Познавая мир, ребенок использует все пять органов чувств. Ему мало одних, даже самых пространных и подробных рассказов, чтобы составить представление о предмете или явлении, малыш должен не только слышать о нем, но и увидеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус.
Так как сенсорное развитие имеет большое значение для умственного развития детей, а низкий уровень сенсорных способностей резко снижает возможность успешного обучения, я начала более углубленно изучать литературу, искать эффективные способы и приемы коррекции и развития сенсорных навыков у умственно отсталых дошкольников.
Исключительно большое значение занятиям рисованием и лепкой для преодоления многих сенсорных недостатков у дошкольников подчеркивали А.Н. Грабаров, Т.Н. Головина, Г.М. Дульнев, Л.В. Знаков, И.М. Соловьев и др.
Согласно взглядам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности, а умственно отсталые дети отдают предпочтение изобразительной деятельности, как наиболее интересной и занимательной. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения изобразительная деятельность приближается к игре. Академик В.М. Бехтерев писал о том, что «детский рисунок есть объективный свидетель проявлений и развития детской психики».
Рисование, лепка - любимые детские занятия. Поэтому при направленном педагогическом руководстве занятия по изодеятельности способствуют более интенсивному умственному, нравственному, эмоциональному и речевому развитию, формированию у детей первого поискового опыта. Занятия по изобразительной деятельности имеют выраженный психотерапевтический эффект, что особенно важно для детей с умственной отсталостью.
Это и явилось отправной точкой для решения данной проблемы через изобразительную деятельность.
Коррекция сенсорных процессов достигается путем тщательного изучения величины, цвета и структуры предметов. При этом в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы.
С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при нормальном умственном и речевом развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов, форму, соотносят и учитывают разные размеры и величины, с удовольствием выполняют задания, связанные с аналитической деятельностью. Но мир цвета, формы, ощущений для ребенка, имеющего умственную отсталость, открывается не сразу.
Далеко не каждому полноценному, здоровому ребенку удается легко и быстро передавать и улавливать тонкие нюансы формы, цвета, величины и других внешних свойств предметов и явлений, а тем более сложным это оказалось для наших детей.
Работу по формированию сенсорных способностей я начала проводить постепенно и гармонично, соответственно возрасту и учитывая большой разброс индивидуальных возможностей каждого ребенка. В планировании занятий применяла принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.
Усвоение знаний происходило в результате систематической работы в интересной для детей форме. Я обращала внимание на повторяемость игр-занятий, при этом игра не была полностью идентичной первоначальному варианту. Также возникала необходимость закрепления у детей полученных знаний и умений в совместной и самостоятельной деятельности.
Требовал особого внимания и анализ проведенных занятий. Критерием служила оценка уровня самостоятельности их выполнения. 20% детей справлялись с заданием без грубых ошибок. Однако большинство детей выполняли задания только с помощью взрослого, чаще индивидуально. В обучении я соблюдала последовательность, чтобы психика ребенка выдержала многообразие информации и не привела к неврозу, учитывая особенности заболевания.
Для выяснения уровня сформированности представлений о внешних свойствах предметов, в начале учебного года было проведено диагностическое исследование по изобразительной деятельности по следующим параметрам:
сформированность технических навыков и умений по лепке, рисованию и аппликации;
знание основных сенсорных эталонов;
умение правильно обследовать предметы: группировать их по цвету, форме, величине вокруг образцов эталонов;
умение слушать и воспринимать задание;
результативность и самостоятельность в достижении результата.
Результаты первоначального диагностического обследования показали, что 80% детей с умственной отсталостью, поступивших в мою группу, находятся на низком и даже критически уровне.
Анализ результатов обследования выявил следующее:
- обнаружили отсутствие всякого интереса к познавательной и изобразительной деятельности, в связи с недостаточностью развития психических процессов;
- у них минимальны знания и представления об окружающей действительности, не сформированы даже элементарные изобразительные навыки, грубые нарушения двигательной координации и мелкой моторики;
- хаотичность и импульсивность движений, низкий уровень зрительного контроля;
- не сформированность зрительного и слухового восприятия;
- слабый объем знаний и представлений о свойствах предметов: не знали названий и не могли их соотносить по цвету, форме и величине.
На основании результатов диагностики наметила основные
направления работы:
создание среды и необходимых условий для реализации поставленных задач;
поиск и внедрение эффективных средства и приемов с целью развития сенсорных способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка через изобразительную деятельность.
В связи с намеченными задачами определила
следующие этапы работы:
- разработать программно-целевое планирование индивидуальной работы с учетом лексических тем;
- в конспекты и модели занятий включить эффективные приемы коррекционного воздействия;
- подобрать игры и задания, способствующие развитию сенсорных процессов и творчества детей;
- составить подборку графических упражнений, направленных на преодоление графо-моторных нарушений;
- организовать кружок «Умей-ка» для работы с увлеченными детьми с использованием занимательных нетрадиционных техник;
- систематизировать наглядный материал по всем разделам сенсорного воспитания в методические папки-копилки;
- создать условия для развития мелкой мускулатуры пальцев;
-провести целенаправленную работу с родителями по данной теме.
Начала работу с формирования способности воспринимать цвет, форму, т.к. это имеет для ребенка большое практическое значение. Благодаря цвету, даже самые несовершенные работы в процессе творчества преображались, и дети испытывали радость и чувство удовлетворения от своего труда.
При работе над цветовосприятием учитывала, что в данном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок и т. д. п. Поэтому при работе над световосприятием использовала естественные формы.
Вначале при определении цвета применяла прием примеривания, сопоставления путем приложения. Когда цвета вплотную прилегали друг к другу, дети видели их одинаковость или неодинаковость. При этом многие еще не владели восприятием цвета, но видели, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, то есть видели, что цвета одинаковые или разные.
Когда дети научились определять сходство и различие цветов и формы при непосредственном контакте, то стали переходить к выбору по образцу - к настоящему восприятию, а затем и называнию цветов и формы. Система работы закрепляла у детей умение дифференцировать, знать названия и правильно употреблять их в речи.
Процесс моей работы строился на постоянном анализе динамики развития каждого ребенка и учете уровня его возможностей. Соответственно, планируемую работу, обучающие и развивающие задачи я использовала дифференцированными и вариативными.
Для формирования у детей сенсорных процессов и изобразительных навыков применяла следующие приемы:
- чтение художественной литературы с описанием характерных признаков предметов и явлений природы, загадывание загадок;
- рисование на «волшебной доске», манке, стекле и т. д.;
- вырезание деталей, помогающих уточнить форму;
- игры с мозаикой, пуговицами, цветными палочками, нитками и др.
- игровые упражнения с пластилином «Чудесные превращения» и др.
В своей деятельности особое внимание уделяла планированию индивидуальной работы, т.к. была необходимость заинтересовать ребенка и вызвать у него желание поиграть с дидактическим материалом.
Для этого разработала:
- программно-целевое планирование индивидуальной работы по развитию сенсорных процессов с учетом лексических тем;
- альбомы игровых упражнений для детей со сниженными способностями по формированию опыта поисковой, элементарной творческой деятельности.
Посредством использования вышеуказанных технологий, у детей складывались представления об основных цветах спектра, форме и разновидностях величины. Появлялась произвольность и координированность движений руки, развивалась мелкая мускулатура пальцев, точность зрительного восприятия и сенсорно-моторного интеллекта. Дети также учились делать элементарные умозаключения. Игровые альбомы использовались как часть занятия по изодеятельности, в свободном блоке, работе родителей с детьми.
Для развития чувственного восприятия предлагала детям разнообразные игры с крупами, спичками, макаронной мозаикой, «чудесным мешочком».
Для более успешной работы по развитию сенсорных способностей составила:
- методические папки-копилки: «Разноцветные страницы», «Волшебные фигурки», «Игровые уроки» с яркими наглядными пособиями и игровыми заданиями.
- в игровой увлекательной форме - конспекты и модели занятий, отражающие систему работы по закреплению умений дифференцировать цвета, узнавать соответствующие формы, называть их, действовать с ними, правильно употреблять их в речи.
Наглядный материал и использование образных игрушек подарили детям яркие образы, доставили радость, помогли воспитанию художественного вкуса.
Значительную трудность представляла проблема неусидчивости, импульсивности движений, быстрой утомляемости. Это побудило искать новые приемы привлечения и удерживания внимания детей.
Был составлен в игровой форме комплекс динамичных и релаксационных пауз, что дало положительный эффект в коррекции эмоционально-волевой сферы. Такие игры поднимали настроение, успокаивали расшалившихся детей. Игры были не только полезны, но и интересны. В результате повысилась работоспособность детей.
Успешность обучения умственно отсталых детей во многом зависит от физического состояния и настроения ребенка. Для этого я использовала приемы включения сюрпризных моментов, образные игрушки.
Чтобы заинтересовать ребенка необходимостью какой либо деятельности, применяла потешки, песенки, стихи.
Знакомство с изобразительными материалами начинала со стихотворения:
- «Для чего нужны карандаши?», - «О пользе Карандаша и Кисточки».
- сказок: «Как карандаш с Кисточкой встретились?», «Как краски подружились?».
5
Дети также с удовольствием повторяли небольшие забавные стихотворения, сопровождая свою речь простыми движениями, отгадывали загадки на основные формы, цвета.
Такие игры, как:
- «Раскрась карандаш по описанию»,
- «Найди с помощью стихотворения-загадки пластилин нужного цвета» и др. способствовали успешному усвоению знаний. Вместе с решением основной задачи происходило развитие образной и слуховой памяти.
Важную роль в коррекции сенсорных процессов отводила театрализованным досугам, которые давали детям яркие художественные впечатления, стимулировали активную деятельность, что способствовало раскрытию потенциальных возможностей ребенка. Развлечения практически показывали, как усвоен материал, чему дети научились и как используют в новой ситуации?
С этой целью составила тематический план вечеров-развлечений на учебный год и разработала сценарии развлечений:
- Дружок и краски»,
- «Волшебные фигурки»,
- «Веселые карандаши», которые использую для закрепления знаний детей
Помогали мне в решении поставленных задач и тематические вечера:
«Волшебные цвета», «Ожившие рисунки», «Я - творец!»,
«Чудо-рисунок», «Чудесные превращения», «Веселые зарисовки» (пофантазировать и нарисовать, чего в жизни не бывает), «Нарисуй сказку» (например, по сказкам Сутеева: «Петух и краски», «Мышонок и карандаш», «Капризная кошка»).
Такие вечера помогали проявить творчество, воображение, самостоятельность и раскрепощенность, а также способствовали удовлетворению сенсомоторной потребности в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и движениях.
Хорошей базой для сенсорного воспитания послужил и активный,
разнообразный отдых. Для этого использовала на прогулке увлекательные игры с «сухим» бассейном, песком, водой, растениями и природным материалом. Такие игры способствовали закреплению и пополнению знаний детей, укрепили физическое и эмоциональное здоровье. А сколько было удовольствия!
В достижении этой цели также помогали организованные наблюдения на прогулке, где ставилась задача учить детей замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и различие, видеть богатство цвета и форм окружающего мира.
Вся методика работы была построена на широком и всестороннем использовании игры, что позволяло в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать к самостоятельной передаче свойств предметов, используя изобразительные материалы: карандаши, краски, пластилин и т п.
В процессе творческих заданий ребенку предоставлялась возможность проявить себя. Такие занятия раскрепощали детей, они стали более смелыми, инициативными.
В своем опыте я представила развивающие и вариативные игры по каждому разделу сенсорного воспитания. Использование данных игр способствовало коррекции психических процессов и поддержанию работоспособности у детей с умственной отсталостью.
Систематизировала игры на развитие сенсорных процессов, разных видов памяти, составила подборку творческих игр, куда входят задания с картинками- обводками, элементами драматизации:
- «Обведи и назови», «Обведи и покрути», «Обведи и дорисуй», «Обведи и оживи» и др.
- «Обведи - в сказку попади» (теневой театр, на флонелеграфе),
- «Обведи - театр покажи» (настольный театр картинок),
- «Стань иным», а также: «картинки - загадки», «рисунки-постройки», сказки с заместителями, силуэтное рисование и изображение способом трафаретографии (рисуем, что хотим, но используем только круглую форму).
Игры помогли:
- развить цветоощущение, чувство формы, величины, ритма;
- развить память, элементарную логику, наглядно-образное мышление, глазомер;
- улучшить мелкую моторику, координацию движений, сформировать навык и умение правильно держать карандаш, ножницы и т. д;
- расширить словарный запас и образную речь.
Развитие сенсорных процессов не проходило без активного участия мышления. В ходе изобразительной деятельности дети производили ряд интеллектуальных операций: осмысливали структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечали последовательность выполнения, сравнивали с образцом, сопоставляли части между собой и т. д.
Для исправления свойственных умственно отсталым детям недостатков в формировании графических навыков систематизировала специальные упражнения для формирования умения владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться изобразительными материалами.
Так, например, у многих умственно отсталых детей наблюдались значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. Сглаживанию этих недостатков способствовали специальные игры и упражнения, которые приучали руку к сознательным и точным движениям, придавали ей гибкость и твердость, активно использовалось обведение по точкам, клеточкам, шаблонам.
Также были подобраны игры на развитие мелкой моторики (пересыпание, переливание, сортировка и т. д.).
В своей группе организовала уютный, эстетически оформленный уголок по изобразительной деятельности.
С увлеченными детьми дополнительно создала кружок «Умей-ка», где дети получают эмоциональное наслаждение от создания собственных «шедевров», развивают коммуникативные качества в обыгрывании своих творений. Работы детей после каждого занятия помещались на стенд для родителей, оформлялись тематические мини-выставки.
Для развития творческих способностей в коррекции сенсорных процессов использовала нетрадиционные способы изображения: печатание, кляксографию и др. Внедрила арт-терапию, что давало детям возможность удивиться, раскрепоститься, порадоваться окружающему миру, а главное - почувствовать себя настоящими творцами!
Чтобы добиться наилучшего результата, к развитию сенсорных способностей привлекла родителей своей группы
Провела анкетирование родителей, анализ которых дал неутешительные результаты. Я выяснила, что родители практически всех детей абсолютно не считают важным для развития своего ребенка аспекты изобразительной деятельности, выдвигая на первый план формирование математических представлений, развитие речи и обучение грамоте.
Кроме того, многие дети не имели дома красок, пластилина, а у некоторых не было даже цветных карандашей.
Ответы позволили получить достоверные данные о ребенке, особенностях его развития, возможностях, что помогло планированию и построению дальнейшей коррекционной работы с детьми.
По результатам анкетирования, индивидуальных бесед был составлен план работы с родителями на учебный год (план прилагается).
Чтобы расширить кругозор родителей разработала и представила разнообразные консультации, советы, практическую помощь.
Организовала тематические выставки и работу с папками-передвижками.
С учетом лексических тем разработала авторскую «Книжку-учишку» для совместного творчества взрослых и малышей. В процессе выполнения небольших заданий, составленных в стихотворной форме, дети осваивали представления о сенсорных эталонах, развивали аналитическое восприятие, учились анализировать, а также готовили руку к письму. У них развивалось элементарное творчество.
Так, постепенно, всесторонне развивая ребенка, корригируя психические процессы, способствовала раскрытию потенциальных возможностей средствами изобразительной деятельности.
В процессе общего сотрудничества родители осознали важность работы по формированию сенсорных процессов и изобразительных навыков, что способствовало их активизации, формированию осознанного отношения к данному направлению педагогической деятельности. Родители стали больше заниматься с детьми по рисованию, лепке, используя материалы папки-передвижки, практических консультаций и др.
Сравнительные результаты сформированности у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с требованиями программы обучения и воспитания умственно отсталых детей выглядит следующим образом:
Оценочные показатели: высокий ур.-4б., хор.ур.-3б., средн. ур.-2б., низк. ур.-1б., критический ур. – 0б.
2004-2005 учебный год – 10 детей | 2006-2007 учебный год - 10 детей |
высокий ур. | хороший ур. | средний ур. | низкий ур. | критич. ур. | высокий ур. | хороший ур. | средний ур. | низкий ур. | критич. ур. |
0% | 0% | 20% 2 чел. | 50% 5 чел. | 30% 3 чел. | 50% 5 чел. | 30% 3чел. | 10% 1 чел. | 10% 1 чел. | 0% |
Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта в течение нескольких лет дало положительную динамику и успешное формирование сенсорно-моторных и изобразительных навыков у 80 % детей, о чем свидетельствуют данные диагностического исследования детей.
Положительные результаты:
- у 65% детей заметно повысился интерес к практической деятельности на занятиях и в свободное время;
- деятельность детей приобрела мотивированный и целенаправленный характер, повысилась самостоятельность, регулирование своей деятельности в процессе изображения;
- работы стали более яркими, выразительными;
- более 45% детей научились правильно называть и более точно передавать характерные особенности предметов: форму, величину, цвет.
Вместе с тем, результаты диагностики и анкетирования родителей выявили и оставшиеся проблемы
1.Дети затрудняются закрашивать карандашом, не выходя за контур.
2.У 65% детей грубо нарушена зрительно-двигательная координация.
3.25% родителей не осознали важность сенсорного развития и формирования изобразительных навыков для овладения навыками письма в школе и др.
Планирование дальнейшей работы:
Углубить индивидуальную работу с детьми, оставшимися на низком уровне по развитию мелкой моторики, расширению объема внимания.
Систематически использовать в работе упражнения, направленные на развитие зрительно-двигательной координации.
Особое внимание уделить развитию познавательной деятельности.
Продолжать использовать игры и упражнения на развитие сенсорных способностей и другие материалы моего опыта работы.
Список использованной литературы
Т.В. Николаева «Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка», изд. «Экзамен»,Москва 2006г.
Г.А. Киселева «Книжка-учишка», изд. «Книголюб», Москва 2004г.
О.Б. Иншакова «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет» Г.И.Ц. «Владос», Москва 2005.
Н.В. Нищева «Разноцветные сказки», С-Петербург «Детство-Пресс» 1999г.
Н.В. Алексеевская «Озорной карандаш», «Лист», Москва1999г.
И.Н. Светлова «Большая книга заданий и упражнений по развитию малыша», «Эксмо», Москва, 2006г.
О.А. Овчинникова «Флер», 2000г.
СЕ. Гаврина «Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать».
Журналы «Мой малыш».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по сенсорному воспитанию детей с умственной отсталостью I года обучения
Закрепление знания цвета (красный, желтый). Развитие мелкой моторики рук. Обучение ориентированию в помещении....
Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью
Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью...
Физическое воспитание детей с умственной отсталостью
Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью...
Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО (2019)
Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО...
Проект на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности»
Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Проанализированные...
Опыт работы на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические и тактильные пособия»
АннотацияТема, над которой я работаю- сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические и тактильные пособия. Выбор темы был для меня закономерен: считаю. что в настоящее время...
Коррекционная работа по сенсорному воспитанию детей с умственной отсталостью.
В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с умственной отсталостью выделить несколько этапов по развитию тактильно-двигательного восприятия....