Главные вкладки
Рабочая программа по финансовой грамотности в старшей группе.
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Рабочая программа по финансовой грамотности для дошкольников способствует формированию основ ответственного отношения к деньгам и финансовым ресурсам, что является важным шагом к их успешному будущему.
Цели программы:
1. Ознакомление детей с понятием денег, их функциями и значением в повседневной жизни.
2. Формирование у детей представлений о ценности денег и необходимости их разумного использования.
3. Развитие навыков планирования и учета расходов через игровые и практические занятия.
4. Воспитание ответственности за свои финансовые решения и уважения к труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по финансовой грамотности старшая группа. | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЯГАНИ
«ДЕТСКИЙ САД №1 «ЕЛОЧКА»
(МАДОУ г.Нягани «Д/с №1 «Елочка»)
Рабочая программа по финансовой грамотности для детей старшей группы на 2023-2024 уч.год
Разработал:
воспитатель
Сафиюлина Т.В.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Непосредственно-образовательная деятельность - «Финансовая грамотность».
№ п/п | Тема | Содержание | Индивидуальная работа |
1 | «Азбука денег». | Знакомство детей с экономическим понятием «деньги». Дать определение понятия «деньги», для чего они нужны, какого достоинства бывают деньги и какие (купюры, монеты). Расширять знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей | Игра «Нарисуем деньги для нашей группы». |
2 | «Труд - основа жизни». | Расширить знания учащихся о значении труда в жизни человека, о профессиях. Воспитывать ценностное отношение к жизни, ответственность, трудолюбие. Формировать позитивное отношение к труду, уважение к людям труда. | Обсуждение пословицы «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда». |
3 | «Работать и Зарабатывать». | Формировать первичные представления о финансовой грамотности дошкольника. Актуализировать и систематизировать знания детей о таких понятиях, как трудиться, работать и зарабатывать. Формировать представления о возможностях детей работать и зарабатывать. Учить применять знания в различных жизненных ситуациях, в том числе к себе. | Д/И: «Угадай профессию». |
4 | «Семейный бюджет». | Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.). Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги). | Беседа по теме. |
5 | «Что будет, если люди перестанут работать и трудиться?» | Расширить представления детей о роли труда в жизни человека; побуждать детей к развитию своих трудовых навыков. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда, труда не только для себя, но и других. | Игра: «Как потопаешь, так и полопаешь». |
6 | «Результат труда. Товар». | Способствовать освоению элементарных экономических понятий и формированию умений оценивать результат своей деятельности. | Игра: «Что создаётся трудом». |
7 | «Ценность и украшение товара – его качество». | Познакомить с понятием «брак». Закрепить понятия: «цена», «товар», «качество товара»; сформировать у детей представление о том, что каждый товар имеет свою цену. Подвести детей к пониманию взаимосвязи цены и качества товара и что в разных жизненных ситуациях людям необходимы вещи разного качества. | Чтение и обсуждение кабардинской сказки «Трудовые деньги». |
8 | «Дом, где живут деньги». | Формирование знаний у детей в сфере работы банка. Дать представление о работе банка. С помощью наглядного материала (банковская карта, сберегательная книжка) дать представление детям как пользоваться виртуальными деньгами. Познакомить детей с современными профессиями (кассир, консультант, финансовый менеджер, охранник, специалист по кредитам, инкассатор). | Словесная игра: «Для чего нужны деньги?» |
9 | «Копим и сберегаем». | Подвести к пониманию сущности понятия сбережения (накопления); дать представление, что копить не просто, но полезно; учить решать проблемные ситуации. | Игра: «Копим и сберегаем». |
10 | «Занимаем и Одалживаем». | Закрепить понятия «долг», «одалживать», «занимать». Формировать понимание о том, что если взял что-то на время, обязан вернуть вовремя. | Д/И: «Занять и одолжить». |
11 | «Долги». | Закрепить понятия «долг», «одалживать», «занимать». Формировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения. | Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Долг». |
12 | «Всё по плану». | Знакомить с понятием план. Объяснить важность составления планов. Закладывать основы планирования. Начать с планирования своего дня. Учиться организовывать своё время, решать несложные экономические задачи. | Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.) |
13 | Квест –игра «Купи подарок Матроскину». | Создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности. Продолжать формировать представления о производстве товара. Закрепить знания о профессиях и предметах труда. | Д/И: «Что нельзя купить?» |
14 | «Потребности и желания». | Формировать у детей знания о разнообразных потребностях человека. Учить соотносить потребности, желания и возможности. | Игра: «Выбираем самое важное». |
15 | «Стоимость и цена товара. Покупки оптом и в розницу». | Учить планировать покупки с учетом экономии собственного бюджета. Объяснить принципы оптовой и розничной торговли. Формировать понятия: «опт», «розница», «цена товара», «стоимость товара». | Беседа с обсуждением «Как складывается стоимость товара». |
16 | «Выгодно – невыгодно». | Способствовать формированию навыков осуществления покупок, выбора и принятия финансовых решений. Развивать умение делать покупку с учетом имеющихся денег. | Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал». |
17 | Мини-спектакль «Мишкина копилка». | Закрепляем понятия откладывать, копить, сберегать. Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами. | Ситуационные задачки. |
18 | «Приключения ежонка и медвежонка». | Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений. Обобщение знаний о потребностях человека. Повторить понятие «потребности человека». Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится. Уточнить от чего зависят потребности человека. | Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Жадный мальчик». |
19 | «Бережливость». | Формирование навыков и умений, рационального использования доступных материальных ценностей, показать какое значение играет бережливость в жизни человека. | Обсуждение пословиц и поговорок о труде и лени. |
20 | «Экономия тепла, света, воды (учимся экономить)». | Формировать понимание единства человека и природы. Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам планеты. | Д/И: «Экономим воду». |
21 | «Экономия природных ресурсов». | Знакомство детей с понятием экономика через познавательно-исследовательскую деятельность. Познакомить детей с понятием ресурсы. Какие бывают ресурсы. Привить навыки экологически грамотного поведения в быту. | Просмотр мультфильма по теме «Откуда в нашем доме вода?» |
22 | «Обмен – подарок». | Дать представление детям о понятии «обмен», «подарок». Воспитывать уважительное отношение друг к другу, самостоятельность в высказываниях, при ответах на вопросы; чувство взаимопомощи и желание оказывать помощь товарищу, умение договариваться, работая в небольших группах. | Д/И: «Доскажи словечко». |
23 | Экскурсия в магазин «Продукты». | Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. | Игра «Покупаем продукты к празднику». |
24 | «Творим добро». | Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь. | Игра «Вот так заработали!». |
25 | Игровая ситуация «Ты мне, я – тебе!». | Раскрыть сущность понятия «ты – мне, я – тебе», как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей. Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах. Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность. | Просмотр мультфильма по теме «Цветик- семицветик». |
26 | «Финансовая безопасность». | Научить различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи. Расширить представление детей о труде взрослых. | Д/И: «Угадай, где продаются». |
27 | «Мини – банк». | Познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи. Расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия». Воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам. | Беседа по теме. |
28 | Чтение произведения А. Романова «Чудеса в кошельке». | Продолжать учить решать проблемные финансовые ситуации, поясняя выбор своего решения. | Ситуационные задачки. |
29 | «Знакомство с профессией экономист». | Познакомить детей с профессией экономиста, её необходимости и общественной значимости, новыми словами «расход», «приход», «зарплата». Обогащать активный словарь детей. Развивать внимание, память, мышление. Закрепить математические понятия «на 2 меньше – больше».Воспитывать уважение к труду взрослых. | Отгадывание загадок. |
30 | «Наши покупки». | Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений. Познакомить детей с разными видами магазинов и категориями товаров. Развивать умение пользоваться деньгами; разумно расходовать деньги. Уточнить понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле». Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). | Обсуждение поговорки «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». |
31 | «Самый умный финансист». | Закреплять знания дошкольников в области финансовой грамотности. Способствовать развитию умения использовать в активном словаре экономические термины. Развивать навыки сотрудничества, умение договариваться друг с другом. | Д/И: «Дополни фразу». |
32 | «Квест-игра по формированию финансовой грамотности». | Формирование предпосылок развития финансовой грамотности дошкольников. Обобщить и систематизировать знания етей в области финансовой грамотности. Развивать логическое мышление, связную речь. Сформировать навыки командной игры. | Обсуждение пословицы «Дерево сильно корнями, а человек трудами». |
Список литературы:
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9. -С. 3-6.
2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012. -106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013. -26 с.
5. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»
Образовательная программа «Финансовая грамотность» разработана в целяхфинансового просвещения детей дошкольного возраста.Требования современного общества сделали проблему экономическ...
Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность"
В публикации представлена пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа по финансовой грамотности для детей
Рабочая программа...
Рабочая программа по Финансовой грамотности (старшая группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (СТАРШАЯ ГРУППА)...
Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут пр...
Рабочая программа по финансовой грамотности. Подготовительная группа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТПодготовительная группаНА 2024-2025 учебный год...
Рабочая программа по финансовой грамотности в подготовительной группе.
Рабочая программа по финансовой грамотности для дошкольников способствует формированию основ ответственного отношения к деньгам и финансовым ресурсам, что является важным шагом к их успешному будущему...