Рабочая программа по Финансовой грамотности (старшая группа)
рабочая программа по математике (старшая группа)

Омбоди Евгения Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (СТАРШАЯ  ГРУППА)  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_finansovaya_gramotnnost.docx72.73 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 «Бусинка» г. Воркуты

«Челядьöс 65 №-а видзанiни «Бусинка» школаöдзвелöдан

муниципальнöйсьöмкуд учреждение Воркута к.

ПРИНЯТА        УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете        приказом заведующего

МБДОУ «Детский сад № 65» г. Воркуты        "Детский сад № 65» г. Воркуты

Протокол от ____________№ __________        от___________ № ___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                   ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

              СТАРШАЯ  ГРУППА

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 ГОД

Разработали:

воспитатели: Куприянова О.В.

                        Омбоди Е.Н.

г..Воркута, 2020г.

Пояснительная записка

Финансовая грамотность, в соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р – это результат процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач. В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы в том, что основной идеей данной программы является – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.

1.1.1. Цели и задачи реализации программы

Цель данной программы раскрыть ребёнку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- знакомить с основными экономическими понятиями: деньги, ресурсы, цена и т. д. ;

- формировать правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- формировать правильное отношение к рекламе;

- развивать экономическое мышление дошкольников, умение принимать правильные решение в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;

- воспитывать социально-значимые качества и ценностные ориентиры, такие как: уважение к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности.

1.1.2. Принципы и подходы к реализации программы

Программа составлена в соответствии с принципами, определёнными ФГОС ДО:

- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства,

- обогащение детского развития,

- учёт индивидуальных особенностей детей,

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,

- сотрудничество с семьёй.

Программа выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию сначала простейших экономических категорий: труд, профессия, потребность, деньги; а затем более сложных: товарно-денежные отношения, купля – продажа, бюджет.

Программа реализуется через различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические игры с экономическим содержанием, организованную образовательную деятельность, изобразительную деятельность, решение ситуативных задач, загадок, кроссвордов.

Организация кружковой работы позволяет выявить индивидуальные особенности детей, максимально заинтересовать каждого ребёнка и добиться творческого удовлетворения у каждого дошкольника.

Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста во вторую половину дня, продолжительность занятий старшей группы (5-6 лет) – 25 минут, подготовительной группы (6-7 лет) – 30 минут. Срок реализации программы – 2 года.

Введение

Методическая разработка «Основы финансовой грамотности» включает следующую информацию:

  • актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,
  • принципы реализации проекта,
  • цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,
  • сроки и этапы реализации проекта,
  • управление и обеспечение проекта,
  • ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,
  • планируемые мероприятия в рамках проекта,
  • заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО):

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение     детского развития.
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий   ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования:
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Данный проект реализован с воспитанниками МБДОУ №138 д/с "Золотой ключик" г. Рязани.

Актуальность и социальная значимость

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, особенно в ДОУ.

Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Содержание методической разработки предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи проекта:

  1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни.
  2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
  3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
  4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
  5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
  6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
  7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель: является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Задачи:

  • формирование первичных экономических представлений и компетенций;
  • развитие экономического мышления дошкольников;
  • воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров,   необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Выполнение проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности: социально-коммуникативной; познавательной; речевом развитии; художественно-эстетическом развитии; физическом развитии.

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет),
  • воспитатели группы, родители.

Сроки реализации проекта:2020-2021 учебный год.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Этапы проекта:

1 этап – Организационный:

  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Основы финансовой грамотности».
  • Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – Практический: Реализация проектных мероприятий.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально –познавательного квеста «Страна Экономика».

Управление и обеспечение проекта

Система работы по формированию финансовой грамотности детей состоит из занятий и рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей один раз в неделю, их продолжительность составляет 25 минут.

Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном или спортивном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.

Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:

  • Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
  • Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
  • Решение арифметических задач, кроссвордов.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
  • Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
  • анализ, классификация предметов;
  • обобщение по заданному признаку;
  • сравнение и выделение главного;
  • простые умозаключения;
  • действия по предложенной схеме-алгоритму
  • Игровые упражнения для развития математических способностей:
  • овладение счетными операциями;
  • формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
  • сравнение количества предметов;
  • освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);
  • решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.

Ресурсное обеспечение:

  • Игровые зоны - мебель, оборудование и атрибуты к ролевым играм,
  • Наглядно-иллюстративный материал.
  • ИГРОТЕКА: « Дороже -дешевле», « Супермаркет», «Булочная», «Кем быть», «Узнай какая профессия?», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Банк», «Кафе», «Путешествие», «Аукцион», «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы»,«Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Обмен», «Семейный бюджет», «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство».
  • Произведения художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова,
  • Г.-Х. Андерсона «Дюймовочка», Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; английская сказка «Три поросенка»; Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях.
  • Компьютерное оборудование
  • Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
  • Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино», «Буратино», «Уроки Совы».

Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы

Методы, повышающие познавательную активность:

  • элементарный и казуальный анализ;
  • сравнение;
  • метод вопросов;
  • метод повторения;
  • решение логических проблем;
  • экспериментирование и опыты.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:

  • игровые;
  • сюрпризы и моменты новизны.

Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

  • перспективное планирование.

Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:

  • индивидуальная беседа,
  • сравнительный анализ,
  • оценка,
  • разъяснение,
  • воображаемая ситуация,
  • совместный поиск выхода из ситуации,
  • проигрывание положительных ситуаций,
  • обсуждение способа действия,
  • прием опосредованного воздействия.

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).

Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различными методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

  • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  • Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
  • Представлять о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
  • Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
  • Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей 
  • Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. 
  • Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
  • Осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
  • Понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.

№ п/п

Тема недели

Сроки

Тема занятия (НОД),

цель

Задачи образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности в НОД

Игры и игровые ситуации в самостоятельной деятельности

1

«Ах, лето, а где ты?»

Введение в мир экономики.

Установление контакта с ребенком, выявление элементарных экономических знаний.

Познакомить детей с экономическими понятиями – потребность, деньги, семейный бюджет: доход и расход.

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

Организационный момент Рассказ «Купюры и монеты»

Беседа «Зачем нужны деньги?»

Физминутка «Покупка»

Д/и «Что можно купить за деньги?»

Д/и «Доход - расход»

Решение проблемной ситуации.

Работа с пазлами

Д/и «Назови ласково», «Семейный бюджет»

Слушание сказок К. И. Чуковского «Телефон», «Муха-Цокотуха», Ш. Перро

 «Красная шапочка»

2

«Наш помощник светофор»

Знакомство с Гномом Экономом.

Знакомство детей с Гномом Экономом, героем занятий рассматривание его назначения, где будет жить, что такое экономика.

Познакомить с понятием «экономика».

Уточнить представления о доходах и расходах семейного бюджета.

Расширить представления детей о разнообразии природных, трудовых, экономических ресурсах; о видах рекламы; о потребностях людей.

Воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.

Организационный момент Знакомство со словом «экономика»

«Что человеку надо?». Чтение отрывков из стихотворений А.Л. Барто.

Работа с карточками «Потребности»

Физминутка.

«Загадки от гнома Эконома».

Инсценирование стихотворения «Так на так» А.Л. Барто

«Разгадай кроссворд»

Работа со схемой «Потребности человека», с карточками с изображением ресурсов.

Рисование «Мой любимый детский сад»

3

«Волшебный мир детства»

Азбука финансов

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Расширять знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для  древних людей.

Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

Воспитывать  представления  о  сущности  таких  нравственных  категорий,  как  экономность, бережливость.

Рассказ воспитателя «Как появился бартер - предшественник современных денег».

Просмотр мультфильма «Смешарики «Финансовая грамотность. Благородное дело»

Физминутка «Будем денежки считать»

Беседа «Доход семьи Крокодила Гены»

Практическая часть  «Мини-банк»

Д/и «Размен»

Практика «Совместные покупки»

Рассматривание банкнот и монет.

4

 «Труд взрослых.

Профессии. Помогаем  взрослым»

Бюджет семьи. Доход. Расход.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений.

Формировать умение различать понятия «хочу» и «надо».

Дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров и т.п.

Воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности.

Чтение стихотворения Ш.Галлиева «Три копейки на покупку»

Просмотр фрагмента мультфильма «Простоквашино»

Беседа «Что значит «Экономить»

Игра «Экономические загадки»

Беседа о доходах и расходах в семье.

Работа с пословицами о бережливости и экономии.

Работа с карточками-схемами семейных затрат

Д/и «Различие в потребностях», «Маленькие покупки»

С/и «Супермаркет»

5

«Что такое осень»

Поход в магазин

Расширение представлений детей о том, как складывается семейный бюджет.

Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Беседа «Что такое семья? Обязанности членов семьи»

Д/и «Продолжи предложение: Для того, чтобы…»

Рассказ «Из чего складывается семейный бюджет»

Словарная работа со словами пенсия, стипендия.

Беседа «Что такое расходы?»

С/и «Супермаркет»

Работа с карточками-схемами семейных затрат

Д/и «Кто что делает», «Назови профессии», «Какие бывают доходы?»

С/и «Магазин»

6

«Животный мир»

Разнообразие потребностей современного человека.

Формирование у детей понимания, что такое потребность, в чем она выражается.

Познакомить детей с понятиями: «потребности», «товары»«услуги». Формировать умение определять, от чего зависят потребности. Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями.

Воспитывать бережливость, желание принимать участие в экономии бюджета семьи.

Игра «Волшебная шкатулка»

Рассматривание понятия «потребности»

Беседа-размышление «Без чего вы не сможете жить?»

Знакомство с различными потребностями.

Эксперимент «Молчанка»

Беседа-уточнение «Одинаковые ли потребности у мальчиков и девочек?»

Знакомство с понятиями «товар» и «услуги».

Игра-обобщение «Виды товаров»

Игра-диалог «Товары-услуги»

Работа со схемой «Потребности человека»

Рассматривание иллюстраций

Рисование «Изображение предметов» («потребности», «товары», «услуги»)

7

«Мы юные экологи»

Потребности в пище, воде, воздухе, тепле.

Формирование у детей умения беречь хлеб, воду, тепло, свет.  Воспитание у детей культуры деятельности, навыков личной гигиены.

Повторить понятие «потребности

человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить от чего зависят потребности человека,  подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Игра-приветствие

Игра «Найди себе пару»

Беседа «Что такое потребности»

Игра «Не ошибись»

Блиц-опрос

Решение проблемных ситуаций.

Работа со схемой «Главные физиологические потребности человека»

Работа с символами-знаками «Как беречь хлеб, воду, свет, тепло»

Д/и «Одежда людей»

8

«Царство моего здоровья

«Я и мое тело»

Безопасность и сохранение здоровья.

Формирование у детей бережного отношения к здоровью, привычки к здоровому образу жизни.

Развивать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.

Расширять представление детей о труде взрослых.

Закреплять знания основ безопасности жизни, экологические знания.

Формировать умение различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи.

Беседа «Что такое потребности?»

Работа с карточками «Потребности человека»

Просмотр фрагмента мультфильма «Нехочуха»

Беседа по содержанию мультфильма

Д/и «Отгадай пословицу»

Физкультминутка

Беседа «Что такое безопасность?»

Игра «О1, О2, О3»

Д/и на внимание «Товар – услуги»

Д/и «Этапы производства хлеба и молока»

Д/и «Как избежать неприятностей»

Д/и «Можно-нельзя»

Работа с дорожными знаками.

Рассматривание альбома «Правила дорожного движения»

Д/и «Что будет если….», «Я хочу, но не могу. Почему?»

С/и «Вызови помощь»

9

 «Неделя доброты»

По страницам сказки «Цветик-семицветик»»

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку.

Формировать у детей понятия «хочу», «надо».

Воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь.

Игра «Уточним цвет лепестков».

Чтение сказки. Беседа по содержанию.

Рассматривание картинок с изображением купюр разных стран

Д/и «Подбери пару»

Д/и «Да - нет!»

Задание «Товар или услуга?».

Физкультминутка

Задание «Назовите важные потребности человека»

Д/и «Хочу и надо»

Д/и с мячом «Можно купить – нельзя купить»

Чтение сказки В.Катаева "Цветик - семицветик" Рассматривание денег разных стран

Загадывание загадок Беседы "Что вы знаете о семейном бюджете", "Что можно купить за деньги?", "Потребности человека".

10

«Родная страна»

Рождение новых вещей.

Закрепление у детей умения правильно использовать все, что необходимо нам в повседневной жизни; умения продлевать жизнь вещам, которыми пользуются дети.

Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием.

Развивать мышление, любознательность.

Воспитывать бережное отношение к вещам.

Беседа «Что нас окружает?»

Рассказ «История обыкновенных вещей»

Чтение стихотворения.

«Мне приснился чудный сон»

Игра с мячом «Помощники»

Физминутка «Помогатор»

Игра «Кто главный»

Отгадывание загадок

Опыт с шариком

Ремонт книг

Д/и «Где лечат старые вещи?»

Д/и «Раздели предметные картинки по общим признакам»  

11

«Воркута, удивительно ты хороша!»

Потребность в общении и уважении

Формирование у детей доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, уяснение понятий: «можно», «нельзя». Предложить детям объяснить пословицы: «Вместе тесно,  а врозь скучно», «От приветливых слов, язык не отсохнет».

Закрепить у детей понятие «потребности человека» путём рассуждений, через игровые проблемные моменты; закреплять знания основ безопасности жизни, экологические знания.

Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями; развивать воображение, самостоятельность, мышление, связную речь.

Игровая ситуация «У меня зазвонил телефон»

Работа со схемой «Пирамида потребностей»

Игра «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь»

Игра «Встречные поезда»

Игра «Доскажите вежливые слова»

Беседа-размышление «Без чего вы не сможете жить?»

Д/и «Можно-нельзя»

Игра «Правила уважения»

Рассматривание картинок разных жизненных ситуаций.

Рассматривание иллюстраций из книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

С/и «Семья»

12

«Милой мамочке моей это поздравленье»

Проявление интересов.

Формирование у детей правильного отношения к интересам сверстников; понимания, что каждый человек имеет право делать то, что ему интересно. Решение проблемных ситуаций.

Формировать представления о доминирующих интересах и мечтах сверстников своего и противоположного пола.

Упражнение «Заряд бодрости»

Слушание песни Водяного из мультфильма «Летучий корабль»

Беседа по содержанию песни

Упражнение «Расскажи о своих интересах и мечтах»

Задание «Расшифруй пословицу»  

Создание коллажа «Мир моих интересов»

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «По щучьему велению», «Крошечка-Хаврошечка»

Работа со схемой «Интересы»

13

«Зимние забавы»

Подарок для друга.

Уточнение представлений детей о подарке как способе выражения бескорыстного уважения к окружающим.

Формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

Закреплять представления детей о дружбе

Воспитывать желание разделять радость друга.

Упражнение «Передай улыбку по кругу»

Прослушивание песни «Дружба крепкая»

Беседа о дружбе

Рассказ о мальчиках, которые называли себя друзьями»

Упражнение «Подарок»

Упражнение «Подарок другу»

Раскрашивание цветка «Подарок другу»

Выставка работ

Д/и «Кому что подарили»

Оригами «Подарок для друга»

С/и «Детский сад»

14

«Народная культура и традиции»

Полезные и вредные привычки.  

Закрепление знаний детей о том, какую пользу приносят привычки и навыки взрослым и детям. Воспитание у детей культуры общения, навыков личной гигиены, желания поддерживать порядок в группе.

Продолжить формирование и закрепить представления о полезных и вредных привычках.

Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.

Беседа  «Как формируются привычки?»

"Загадки о режиме дня"

Игра “Совершенно верно!”

Физминутка «Быстро встаньте…»

Мини-викторина «Кто спортом занимается, с болезнями не знается»

Игра «Полезно-вредно»

Практическое задание «Вредные и полезные привычки»

Рассматривание иллюстраций к произведениям А. Барто «Вовка – добрая душа», К. Чуковского «Федорино горе»

Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо»

15

 «Все деревья в серебре»

Потребность человека и животных.

Анализ потребности человека. Развитие представлений детей о потребностях растений и животных, могут ли они быть одинаковыми, чем отличаются.

Ознакомить детей с потребностями растительного и животного мира.

Формировать бережное и экономное отношение к окружающей среде.

Проблемная ситуация «Место жительства зайчонка»

Беседа-размышление «Потребности животных»

Загадки о животных

Беседа-размышление «Потребности растений»

Экономическое лото «Накорми животных»

Экономическая мастерская «Домик для рыбок»

Работа над сказками

Изображение фантастических предметов

Просмотр мультфильма по произведению К. Чуковского «Телефон»

Рисование потребностей животных, растений.

Д/и «Кому что нужно?»

16

«Новогодние приключения»

В гостях у сказок

Создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности детей.

Показать детям, какое большое значение имеет в нашей жизни бережное отношение к вещам, деньгам.

Развивать  внимание, мыслительные операции, речь.

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Беседа «В каких сказках герои находят деньги?»

Игра «Хочу и надо»

Физкультминутка «Колобок»

Знакомство с понятием «бартер»

Драматизация «Соседи на базаре»

Работа с поговорками о бережливости, экономии

Рассматривание иллюстраций в книгах К.Чуковского «Муха-Цокотуха», А. Толстого «Золотой ключик»

17

«Рождественские посиделки»

Предметы, необходимые для жизни.

Формирование умения выбирать предметы, необходимые для жизни на необитаемом острове. Воспитание бережного отношения к вещам.

Развивать поисковую деятельность детей; способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей.

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: экспериментирования с объектами живой и неживой природы; создания предметов-заменителей.

Активизировать речь;

совершенствовать стиль партнерских отношений.

Письмо о помощи с необитаемого острова

Беседа «Что такое остров?»

Изображение схемы «Лента выживания»

Поэтапное решение проблемы:

  1. обследовать остров,
  2. изготовить примитивные орудия труда;
  3. придумать и зарисовать разные типы жилья;
  4. изготовить посуду для пищи;
  5. обсудить проблему поиска воды;
  6. найти пищу. Игра «Угадай по запаху»;
  7. добыть огонь;
  8. приготовить пищу.

Презентация «Ленты выживания».

Рассматривание иллюстраций с изображением фантастических транспортных средств.

Рисование детьми вещей, необходимых на необитаемом острове

Создании энциклопедии «Азбука выживания»

18

«Сундучок бабушки  Рассказушки»

Что такое ресурсы.

Знакомство с понятием «ресурсы». Формирование у детей бережного отношения к живой природе – природа нужна человеку.

Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать объяснение понятий «энергосбережение», «экономия воды», «сохранение тепла».

Познакомить с понятиями "экономия", "бережливость"; показать, что экономия

помогает учитывать ограниченность ресурсов.

Воспитывать уважительное отношение к дарам природы.

Ситуация «В магазине игрушек»

Игра «Четвертый лишний»

Интерактивная технология «Большой круг»

Физкультминутка «Профессии»

Игра «Из чего сделано»

Игра-эстафета «Кто быстрее найдет предметы, необходимые для выполнения трудовых действий».

Подведение итогов НОД

Загадывание загадок Рассматривание иллюстраций и беседа по теме «Техника в вашем доме»

Выставка творческих детских работ «Учимся беречь энергию»

Д/и «Свет, вода, звук», «Основы безопасности».

19

«Зимние забавы»

На благо человека.

Закрепление знаний детей о бережном отношении ко всему, что создано природой. Объяснение детям, что для экономических ресурсов нужны природные ресурсы, природа кормит человека, поэтому человек должен беречь природу.

Дать представление о том, что такое природные ресурсы, что благодаря природным ресурсам человек получает продукты питания, воду и пр.

Развивать умение делать логические умозаключения;

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Беседа «Что такое природа?»

Загадки о природных ресурсах

Беседа «Что мы получаем благодаря природным ресурсам?»

Рассматривание таблицы «Потребности»

Работа с карточками «О пользе животных для человека»

Игра «Четвертый лишний»

Рассматривание схемы, работа со схемой «Экономические ресурсы»

Рассматривание альбома «Правила поведения в лесу»

Д/и «Из чего сделано?», «Доскажи словечко»

20

«Я б в строители пошел, пусть меня научат…»

Вода – природный ресурс.

Уточнение знаний детей, для чего нужна вода. Формирование умения бережно относиться к природным ресурсам. Воспитание любви к родному краю.

Закрепить знания о водных ресурсах; о пользе воды в жизни человека. Познакомить детей с тем, как человек пользуется водой в своей жизни и как нужно экономично относиться к водным ресурсам.

Загадка о воде

Беседа «Где мы можем увидеть воду?»

Отгадывание загадок

Д/и  «Скажи  наоборот»

Беседа «Свойства воды»

Игра «Круговорот воды в природе»

Рассматривание моделей охраны воды, обсуждение.

Отгадывание  загадок,  чтение  стихов  о  различных  состояниях  воды.

Наблюдение за снегом, льдом, водой.

Д/и «Круги на воде», «Кому нужна вода?», «Куда течёт вода?»

21

«В мире опасных предметов»

Трудовые ресурсы.

Знакомство с понятием «трудовые ресурсы»; уточнение знаний детей о природных ресурсах.

Дать элементарные представления о разных ресурсах и способах их использования.

Развивать логическое мышление и способность устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывать интерес к социально-экономической действительности.

Ситуация «В магазине игрушек»

Беседа «Что такое ресурсы»

Беседа «Что такое природные ресурсы? Что такое трудовые ресурсы?»

Чтение стихотворения «Завтра с другом Пашей мы в поход пойдем»

Подведение итогов занятия

Рассматривание схемы, работа со схемой «Экономические ресурсы»

Беседы «Где и кем работают ваши родители», «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет».

С/и «Семья»

22

«Чудеса в решете»

Полезные привычки в быту.

Беседа с детьми об экономии воды, света и тепла. Для чего нужно беречь и как беречь? Значимость полезных привычек – бережливость, экономия.

Продолжать формировать у воспитанников потребность в экономном пользовании водой, сохранении тепла, в энергосбережении.

Продолжать знакомить детей с правилами безопасного обращения с электроприборами. Обогатить словарный словарь детей следующими лексическими единицами: энергосбережение, электростанция, экономия, электросчётчик, природные ресурсы.

Беседа «Способы экономии»

Работа с пословицами и поговорками об экономии.

Загадка об электричестве

Игра «Доскажи словечко».

Физкультминутка «Провода».

Опыт с батарейкой.

Беседа об экономии воды

Чтение художественных произведений: «Сказка о трех братьях» Г. Злобенко, «Уроки Берегоши», «Домашняя экономия» С. Галкина

Д/и «Свет, вода, звук»

23

«Мы без папы, как без рук»

Забота человека о природе и польза природы для человека.

Показ детям пользы природы для человека, животных. Воспитание бережного отношения к природе, животным.

Расширять и развивать экологические знания и умения детей.

Прививать детям экологическую культуру поведения.

Формировать навыки бережного отношения к природе, заботу о ней.

Воспитывать любовь к природе, видеть красоту окружающего мира в целом; воспитывать уважение к труду.

Чтение стихотворения Е. Шклавской «Взгляни на глобус – шар земной»

Беседа «Что такое экология?»

Игра «Хлопаем – топаем»

Дыхательная гимнастика

Опыт «Зачем нужен воздух?»

Показ напоминающих знаков об охране природы

Физкультминутка «Деревья в лесу»

Игра «Доскажи словечко»

Подвижная игра «Муравей»

Рассматривание иллюстраций, просмотр сказок «Дудочка и кувшинчик», «Золотая рыбка», «Лисичка со скалочкой», «Приключения Буратино»

Рисование «Природа для человека»

24

«Народная игрушка»

Труд.

Уточнение понятия, что такое труд, какой он бывает, что получается в результате труда. Воспитание у детей желания трудиться.

Познакомить дошкольников с первичными финансовыми и экономическими представлениями.

Обогатить словарный запас детей основными финансово-экономическими понятиями: профессия, труд;

Содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольников.

Чтение стихотворения «Кем хотите стать вы, дети?»

Беседа «Кем работаю ваши родители?»

Решение проблемных ситуаций «Что бы было, если бы не было…» (о важности профессий)

Игра «Кому что нужно?»

Физкультминутка «Профессии»

Подведение итогов

Рассматривание иллюстраций из произведения Н. Носова «Мишкина каша», сказки «Морозко»

«Д/и «Назови профессии», «Угадай, какая это профессия», «Кому, что нужно для работы»

25

 «Моя любимая мама»

Труд – важное условие в жизни человека.

Уточнение знаний о труде, трудолюбии. Воспитание у детей уважения к труду взрослых и детей.

Расширить представления детей о роли труда в жизни

человека; побуждать детей к развитию своих трудовых навыков.

Чтение стихотворения  Р. Рождественского  «Пока в пространстве пружинится планета…»

Рассматривание иллюстраций «Люди разных профессий»

Беседа «Труд помогает удовлетворять наши потребности»

Просмотр мультфильма «Самый главный»

Беседа «Какая профессия самая важная?»

Работа с пословицами о труде

Рассматривание иллюстраций на тему «Труд взрослых и детей»

Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»

26

«Весна - красна»

Все профессии важны.

Уточнение знаний детей: «Люди каких профессий производят еду, жилище, обувь и т.д.». Воспитание уважения к труду людей, умения беречь и продлевать жизнь вещам.

Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.

Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь.

Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.

Беседа «Кем работают ваши родители?»

Чтение отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»

Игра «Если не будет…»

Игра «Кому что принадлежит»

Физминутка «Профессии»

Просмотр мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны…»

Беседа «Что такое продукт труда?»

Загадка о товаре

Рассматривание иллюстраций из произведений С. Маршака «Откуда стол пришел», Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

Рассматривание иллюстраций с разными профессиями людей.

Настольная развивающая игра «Профессии».

Рисование на тему «Кем работает мама, папа»    

27

«Живая и неживая природа»

Кому что нужно для труда.

Уточнение знаний детей о профессиях, об орудии труда людей.

Формировать представление о содержании деятельности людей отдельных профессий об их орудиях и продуктах труда.

Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-деньги-расходы».

Закрепить умение отличать товар от услуг.

Беседа «Что такое профессия?»

Загадки о профессиях

Физкультминутка: «Летчик»

Д/и «Расскажи, мы отгадаем» (используя план-схему)

Игра «Кто, чем занимается?»

Д/и «Доход-расход»

Игра «Товары – услуги».

Игра «Профессии»

Работа с пословицами и поговорками о труде.

Д/и «Кому что нужно для работы», «Все профессии важны»

С/и «Библиотека»

28

«Мир книги и театра»

Предприятия нашего города.

Формирование у детей первичного представления о предприятиях родного города: местонахождении, выпускаемой ими продукции, товарном знаке.

Развивать внимание, восприятие и наглядно-действенное мышление; наглядно-образное и словесно-логическое мышление; развивать речь.

Формировать умение ценить результаты труда, уважительно относиться к изготовителям товаров.

Вступительная беседа «Что такое предприятие?»

Рассказ воспитателя о предприятиях города, показ слайдов, фотографий

Настольная игра «Профессии»

Д/и  «Узнай и назови»

Игра “Угадай товар”.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением разной продукции, фотографий предприятий родного города, карты-плана города.

Чтение стихов о родном городе.

Д/и «Назови профессии»

Беседа «Где и кем работают ваши родители».

29

«Здоровье»

Какие бывают товары.

Знакомство с понятием товар. Формирование представления о многообразии товаров, в каких магазинах они продаются. Воспитание бережного отношения к вещам.

Закрепить название товаров, названий сказок из которых пришел товар.

Формировать умение классифицировать название предметов в игре, решать проблемные ситуации в жизни.

Воспитывать умение быть экономным, бережливым.

Игра «Да-нет»

Игра «Какой товар лишний?»

Задание «Угадайте из какой книги этот товар?» («Федорино горе», «С улицы Бассейной», «Муха –цокотуха»)

Беседа «Почему вещи убежали от Федоры?»

Игра «Наоборот»

Решение проблемной ситуации

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением различного товара

Рисование товара

30

«Космический полет фантазий»

Деньги.

Формирование представлений о деньгах.

Показать, что каждая вещь стоит денег.

Развивать навык счета. Воспитывать правильное отношение к деньгам.

Беседа «Что такое деньги»

Рассматривание купюр и монет.

Рассказ воспитателя «Что изображено на бумажных деньгах»

Решение проблемных ситуаций

Рисование денег

Рассматривание денег

Рисование денег

Заучивание пословиц о деньгах

Просмотр мультфильма по произведению К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

31

«Земля - наш общий дом»

Экскурсия в магазин (труд продавца).

Показ детям характера работы продавца.

Подчеркнуть направление профессии продавца на удовлетворение потребностей людей в различных товарах. Обговорить с детьми правила поведения в магазине.

Беседа «Кто работает в магазине»

Заучивание скороговорки «Вы слыхали про покупки..?»

Задание «Какие бывают отделы в магазине? Перечислите»

Экскурсия по отделам магазина с гномом Экономом (мультимедийная презентация)

Д/и «Доскажи словечко»

С/и «Магазин»

Экскурсия в магазин

Беседа «Мы были в магазине»

Изготовление материалов с детьми (чеки, касса, «деньги», ценники).  

32

«Это нужно всем нам знать, чтоб пожара избежать»

Игра «Маленькие покупки».

Показ разнообразия товаров; развитие умения самостоятельно осуществлять процесс купли-продажи, вступать в диалог.

Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата.

Дать представление о рекламе

Формировать экономическое сознание.

Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Беседа «Как мы помогаем экономить семейный бюджет»

Игра «Сортировка товара»

Игра «Что можно купить, а что нельзя купить за деньги».

Беседа «Какие бывают деньги?»

С/и «Маленькие покупки», «Магазин», «Реклама» Наблюдение за работой продавца.

Изготовление материалов с детьми (чеки, касса, «деньги», ценники).   Рассматривание модели семейного бюджета;

33

«Памяти павших -  будьте достойны»

Сюжетно-ролевая  игра «Магазин «Детский мир»

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях.

Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Воспитывать культуру речевого общения.

Знакомить с профессиями продавца, кассира.

Беседа «Какие вы знаете профессии?»

Распределение ролей (продавцы, покупатели, кассиры).

Задание «Определите предмет покупки» (деньги только на одну покупку).

Задание «Объясните значение терминов «цена», «деньги»,  «покупка», «продажа».

Д/и «Посчитай, не ошибись»

Викторина «Отгадай загадку».

Игра «Найди себе пару».

Наведение порядка в магазине.

С/и «Магазин»

Беседы: «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет».

Чтение «Сказка о монетках»

Д/и «Бюджет моей семьи», «Товарный склад».

34

 «Моя семья»

Волшебные помощники.

Уточнение профессий людей, которые делают бытовую технику, облегчающую труд человека.

Уточнить представления детей о роли бытовой техники в доме.

Развивать фантазию и творческие способности.

Содействовать формированию навыков безопасного поведения при обращении с электричеством и предметами бытовой техники.

Загадки о «волшебных помощниках»

«Путешествие в прошлое»

Игра с мячом «Предшественники бытовых приборов»

Игра «Чудо-машины»

Игра «О чем рассказывает картинка» (о правилах пользования электроприборами)

Загадки

Игры «Чудо-машины», «Мы изобретатели»

Рассматривание альбома «Бытовая техника»

Д/и «Узнай по описанию», «Чем отличаются и чем похожи?», «Что для чего нужно?», «Что было до?».

35

 «Знаем правила движения, как таблицу умножения»

Телепередача «Почта Гнома Эконома».

Закрепление представлений детей о содержании труда людей некоторых профессий, связанных с удовлетворением потребностей.

Развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление.

Приветствие детей на телепередаче.

Рассматривание почты, ответы адресатам

Ромашка от гнома Эконома «Потребности людей».

Создание рекламных роликов для Винни Пуха.

Распределение домашних дел для друзей Золушки

«Как продлить жизнь газетам коту Матроскину»

Изготовление пособий для телепередачи

С/и «Почта»

Придумывание рекламы различных товаров и услуг

36

«Лето красное, солнце ясное»

Дидактические задания и упражнения на проверку знаний.

Выявление уровня экономического мышления воспитанников.

Определить уровень экономической воспитанности у детей.

  1. «Выбери верное предложение»
  2. «Найди лишнее»
  3. Игра «Продолжи предложение»
  4. Загадки по экономике
  5. Решение проблемных ситуаций

С/и с экономическим уклоном

Д/и «Найди и обменяй», «Что нельзя купить за деньги»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»

Образовательная программа «Финансовая грамотность»  разработана в целяхфинансового просвещения детей дошкольного возраста.Требования современного общества сделали проблему экономическ...

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность"

В публикации представлена пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Звездочка»...

Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут пр...

Рабочая программа кружковой работы в старшей группе финансовая грамотность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличи...