Познавательно -исследовательский проект по финансовой грамотности "Накопи на мечту".
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

В современном мире дети часто сталкиваются с невозможностью получить желаемое из-за нехватки финансов у родителей. Поэтому их необходимо научить ведению своего бюджета и планированию совместных покупок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

"Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному направлению развития детей №11 «Елочка»

 НАКОПИ НА МЕЧТУ

Познавательно-исследовательский проект

Воспитанники:

Анисимов Егор Викторович

Казыева Рианна Руслановна

Группа №5

Руководители проекта:

Фомина Валентина Вячеславовна

Сафиюлина Татьяна Викторовна

г. Нягань

2022

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Основная часть…………………………………………………………………5

Заключение……………………………………………………………………..8

Список использованной литературы…………………………………………9

Приложение……………………………………………………………………10

Введение

«Путь к богатству зависит

главным образом от двух слов –

«усердие» и «бережливость».

Бенджамин Франклин.

Актуальность проекта

С раннего детства важно научиться правильно обращаться с деньгами, для того, чтобы в будущем уметь экономить и правильно распоряжаться своими доходами. С дошкольного возраста необходимо формировать эти навыки.

На занятии финансовой грамотности Валентина Вячеславовна рассказала нам сказку про трех поросят. В ней говорится о том, как поросята учили волка копить деньги. Воспитатель сказала, что каждый из нас может накопить нужную сумму, для того, чтобы купить то, о чем мечтаем. Нужно только научиться делать накопления. Она посоветовала нам спросить дома у родителей о том, как это делают они.

Придя домой, мы расспросили своих родителей, и получили от них хорошие советы.

Описание проблемы

В силу своего возраста мы еще не научились делать накопления. Нам захотелось больше об этом узнать и реализовать данный проект.

Цель: Как научиться сэкономить деньги, для достижения своей мечты

Задачи проекта:

- собрать информацию об источниках финансирования;

- познакомиться с денежными средствами, которые используются в нашей стране;

- опытным путем научиться распределять семейный бюджет;

- определить источники экономии;

- рассмотреть возможности накопления и увеличение сэкономленных средств.

Ожидаемый результат

- в работе над проектом мы получили знания о финансовой грамотности;

- мы научились сравнивать свои потребности и возможности;

- самостоятельно производить мелкие покупки и ориентироваться в стоимости товара;

- научились экономить денежные средства и накапливать их для осуществления своей мечты.

Основная часть:

Однажды, Валентина Вячеславовна задала нам вопрос: «Есть ли у нас мечта?». Как выяснилось, во время беседы, мечта есть у всех детей в нашей группе.

Мечты у каждого ребенка разные - кто-то мечтает о новой игрушке, кто - то о компьютере, планшете, кто - то о породистой собачке или кошечке…

Например, Егор мечтает о полицейском мотоцикле на аккумуляторе. А Рианна о большом кукольном домике.

Для осуществления нашей мечты нужны деньги, мы решили узнать где мы в нашем возрасте можем их взять.

На занятиях мы узнали, что в каждой семье есть свои доходы и расходы.

Мы попросили родителей нам рассказать из чего складывается наш семейный бюджет и на что он расходуется. И составили схему «Доходы и расходы»

В схеме мы указали:

  1. Из чего складывается бюджет нашей семьи?
  2. Как расходуется бюджет нашей семьи?
  3.  Остаются ли деньги для накопления? (Приложение 1)

Свою схему мы показали воспитателям, оказалось, что остается мало денег чтобы откладывать.  Для того чтобы увеличить остаток мы вместе с воспитателями разработали памятку как можно сэкономить семейный бюджет. (Приложение 2)

Вывод: Благодаря нашей памятке у нас получилось увеличить остаток семейного бюджета.

У нас возник вопрос где можно хранить денежные средства чтобы накопить нужную сумму

 Как-то на одном из занятий по финансовой грамотности Валентина Вячеславовна рассказала сказку про трех поросят, в которой поросята учили волка копить деньги. (Приложение 3)

Прослушав сказку, мы сделали вывод что деньги можно копить в копилке, в шкатулке, в Банке, у ответственных родственников и т.д.

Я коплю деньги в коробочке.

Я в кошельке.

Мы подумали если у поросят получается накопить деньги, не уже ли у нас не получится. Но тогда возник следующий вопрос: «А где детям взять деньги чтоб их копить?»

Изучая этот вопрос, мы узнали про несколько способов получения денежных средств в нашем возрасте:

  1.  «Подарочные деньги» - В современное время принято дарить деньги в качестве подарка. Подаренные деньги можно убрать в копилку.

Вывод: Однажды Миша пришел в группу с денежкой не похожей на нашу, сказал, что ее ему подарили. Мы засомневались может ли он положить ее в копилку. И тогда Татьяна Викторовна рассказала нам что в каждой стране есть свои деньги: «Знакомство с деньгами разных стран», а, чтобы мы лучше знали деньги нашей страны мы поиграли в домино «Русские деньги»

  1. «Деньги на карманные расходы» - это денежные средства, которые родители выдают своим детям постоянно в свободное пользование, как правило, с целью воспитания финансовой грамотности.

Вывод: В нашей семье деньги на карманные расходы выдаются раз в неделю. Я решила карманные деньги разделить на две части, одну часть убираю в свою копилку, а другую трачу на свои пожелания.

  1. «Денежные поощрения» - это те денежные средства, которые дают за хорошо выполненную работу. Например, за выигранный конкурс; за хорошую учебу; за помощь взрослым (помочь бабушке в огороде, выгулять собачку, вынести мусор и т.д.)

Вывод: У нас в семье существует традиция за хорошо выполненную работу мы с сестрой получаем денежное вознаграждение от родителей.

(Давайте рассмотрим еще один способ)

  1.  «Копилка для сдачи» -  Когда мы в группе играли в игру «магазин». Я была покупателем, Егор продавцом. После того как я оплатила свой товар, Егор мне сдал деньги, и я поняла, что эту сумму я могу тоже убрать в копилку с разрешения родителей. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.
  2. «Сэкономленные деньги» - А мне очень понравилась дидактическая игра «Хочу - надо», лото «Товары». Которые научили нас выбирать нужный товар, и сравнивать цены. Например, пойдя в магазин можно купить маленький шоколад вместо большого; или пойдя за игрушкой можно сравнить цены и найти самый дешевый вариант. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор. Что позволит вам сэкономить деньги.

Заключение

Я пользовался способами такими как: «Карманные расходы», «Денежные поощрения» благодаря этим способам мне удалось накопить большую часть суммы на мою мечту.

Большую часть моих накоплений составили «Подарочные деньги» и идя в магазин я старюсь экономить, выбираю товар подешевле.

Своими исследованиями и наблюдениями мы поделились с друзьями в группе, сделав памятку «Накопи на мечту».

 Если правильно составить бюджет, научиться экономить и ориентироваться в стоимости товара, то можно накопить деньги на мечту. Если мы научимся экономить и копить деньги в нашем возрасте, то, когда мы станем взрослые нам будет проще распределять семейный доход.

Список литературы

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9. -С. 3-6.

2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.

3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012. -106 с.

4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013. -26 с.

5. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост.  О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

Приложение 1

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

Зарплата отца

Питание

Зарплата мамы

Хозтовары

Детское пособие

Коммунальные услуги

Дополнительный заработок

Сотовая связь

Инвестиции

Карманные расходы

Содержание автомобиля

Итог

Итог

ОСТАТОК

Приложение 3

Сказка «Три поросенка».

Цель. Сформировать понимание источников денежных накоплений; развить умение экономить.

Содержание:

Пришел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шкатулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята.

Вопросы к детям:

? Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?

? Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление? Подарок, сбережение?

? Что такое денежное накопление (сбережение)? Когда оно появляется?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Познавательно-исследовательский проект: «Что за чудо эти перья?» Исследовательские свойства пера

Актуальность: Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и  представления   детей о птицах;  о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.Цель...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ "Развитие познавательных способностей детей путём создания мини-музея: «Моя лошадка» (познавательно-исследовательский проект)"

         Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа ...

Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...

Детский познавательно - исследовательский проект с элементами исследования и внедрения финансовой грамотности "Эколята дошколята спасают Землю от мусора"

Актуальность: Мусор – это большая проблема, с которой человек сталкивается каждый день. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Мы  решили провести исследова...

Познавательно-исследовательский проект «Лаборатория экономики и финансов» по обучению детей 5 - 7 лет финансовой грамотности

Паспортобразовательного проекта по финансовой грамотностиНаименование проектаПознавательно-исследовательский проект «Лаборатория экономики и финансов» по обучению детей 5 - 7 лет  фин...