Долгосрочный познавательно-исследовательский проект в средней группе (4-5 лет) «Огород мечты»
проект (средняя группа)

Шипилова Елена Юрьевна

Долгосрочный проект в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_mechty.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

https://lh5.googleusercontent.com/7z6st-f90iPTvteglAGEC1N0ugwfooznI6Hy4JwU94cGBkRSAFNRpVeesrIibGoC_GB3Ebpnt9wPgEg1ZdB7fZIJ5KpgwsrHp_xXLGkSW-Yq-u-IpaZHm_mR6F7EisAbx5QTF4c3IAbPtnSzyw

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВЕРШИНА””

(МБОУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВЕРШИНА””)

_____________________________________________________________________________

143441, Московская область, г. о. Красногорск, д. Путилково, ул. 70-летия Победы, д. 5; ИНН 5024204108; КПП 502401001; ОГРН 1205000031390;  Тел.: 8 (977) 331-84-64; E-mail: oc.vershina@gmail.com

Долгосрочный познавательно-исследовательский проект в средней группе (4-5 лет)

«Огород мечты»

Подготовила

воспитатель Шипилова Е.Ю.

д. Путилково 2024 г.


Долгосрочный познавательно-исследовательский проект в средней группе (4-5 лет) «Огород мечты»

Автор: Шипилова Елена Юрьевна, воспитатель МБОУ «Образовательный центр Вершина»

Город: д. Путилково

Дошкольное учреждение: МБОУ ОЦ «Вершина»

Проект: долгосрочный.

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: 1 месяца.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Актуальность. Дошкольный возраст – это период, когда детям хочется стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. И мы, педагоги должны на этом этапе быть главными помощниками.

Проектная деятельность предоставляет детям возможность стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития их успешности. Ребята самостоятельно приобретают знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Участие детей в практической деятельности по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, развивает умение ставить перед собой цель и достигать результата.

Создание «огорода мечты» способствует развитию любознательности и наблюдательности. «Огород мечты» расширяет представления детей о растениях как о живых организмах, рассказывает об условиях, необходимых для их роста и развития, воспитывает желание трудиться. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

1.Расширить и обогащать знания и представления детей о культурных и дикорастущих растениях.

2.Расширить знания детей о том, как создать мини-огород;

3.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, огурцы, помидоры).

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

5.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

6.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

7.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).

8.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

9.Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Развивать познавательные и творческие способности

Ожидаемые результаты

Для детей

1.Сформированность представлений о растениях.

2.Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.

3.Ответственное отношение к окружающей среде.

4.Вовлечение в творческую деятельность.

5.Развитие познавательного интереса к природе.

6.Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

7.Формирование у детей уважительного отношения к труду.

Для родителей

1. Повышение уровня экологического сознания.

2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов

1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

2. Внедрение инновационных технологий

3. Личностный и профессиональный рост.

4. Самореализация.

Реализация проекта включает три этапа.

Этапы работы над проектом

Подготовительный (1-неделя):         с 20.02. 24 по 1.03.24

 - определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, посадочного материала, создание условий для организации работы в огороде на подоконнике.

- составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

Основной (2- 4 недели):        с 4.03.24 по 29.03.24

- проводятся запланированные мероприятия (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение);

- уход за растениями, наблюдение за ростом и развитием растений.

Заключительный (4 неделя):        с 25.03.24 по 29.03.24

- подведение итогов, итоговая беседа;

- выставки творческих работ детей;

- составление фото отчёта по реализации проекта, просмотр презентации.


План реализации проекта

Мероприятия

Цель

Ответственные

1 этап. Подготовительный.

1.

Беседа с родителями по организации «огорода мечты».

Обсудить цели и задачи проекта.  Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатель, родители.

2.

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования

Создать условия для реализации проекта «Огород мечты»

Воспитатель, родители.

2 этап. Основной.

Чтение художественной литературы.

 Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах растений. 

Отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Родари Джонни, Сказка «Репка».

Сказка «Вершки и корешки»

Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук».

К. Чуковский. «Краденое солнце»

Бехлерова Е. «Капустный лист».

Заучивание стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик». «Репка», белорусская сказка «Пых», Носов «Репка», Ю.Тувим «Овощи»
Заучивание загадок
Пословицы и поговорки об овощах, о цветах, о труде.

Воспитатель.

Образовательная деятельность

 «Что растет на огороде».

«Дикорастущие и культурные растения» Рассматривание цветочных семян через лупу.

«Посадка семян овощей»

- закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах;

- обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений;

- подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;

- обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян);

- воспитывать у детей бережное отношение к природе.

- развивать речевые навыки, обогащать словарь.

Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.

Воспитатель.

Практическая деятельность: посадка лука, перца, томатов, огурцов и цветов (бархатцы). (рис. 1-3)

- вызвать интерес к выращиванию огородных культур.

- обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений; подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;

- обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян); воспитывать у детей бережное отношение к природе;

- развивать речевые навыки, обогащать словарь. Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.

Воспитатель.

Наблюдение за ростом и развитием растений.

Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений.

Воспитатель.

Труд на «огороде на окне» 

Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями.

Воспитатель.

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

Воспитатель.

Опытническая и экспериментальная деятельность детей.

Опыт – наблюдение за ростом лука, томатов, огурцов и цветов. (рис. 7-12)

- проводить эксперименты с растениями. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений. Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже привести к гибели растения.

- получить необходимые условия для роста растений (свет, вода, тепло);

- учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений

Воспитатель.

Наблюдение

«Как развиваются растения» 

Наблюдение за проросшими семенами
Наблюдение за ростом лука.

Наблюдение за ростом томатов и огурцов.

Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений» 
Цель: рассмотреть влияние внешних факторов на прорастание семян.

Задачи исследования:

- изучить роль семени в жизни растения;

- дать биологическую характеристику культурам;

- практическим путем определить благоприятные условия для прорастания семян;

- разработать рекомендации для успешного прорастания семян;

- закреплять и расширять знаний детей об овоще – луке. О внешнем виде и его характерных особенностях;

- продолжать учить детей отражать в речи результаты наблюдения, формировать умение отвечать на вопросы;

- Развивать у детей мелкую моторику рук, с помощью занятий лепки и аппликации;

- воспитывать умение слушать воспитателя.

Воспитатель.

Игровая деятельность.

Продолжать знакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями.

Сюжетно-ролевая игра «На даче», игры Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород».

Настольно-печатная игра «Вершки и корешки»
«Четвертый лишний»
«Чудесный мешочек»
Лото «Что растет на огороде»

Подвижные игры «Огород у нас в порядки», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай», «Сортируем овощи».

Дидактические игры

«Что в мешочке?», «Формы овощей», «Что сажают в огороде», «Овощи», «Большой маленький»,

 «Один много».

 «Что где растет?»

Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие».

Дидактическая игра «Цветочный магазин».

Пальчиковые игры

 «Мы капусту рубим»,

«В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски».

Воспитатель.

3 этап. Заключительный

Беседа с детьми «Витамины с грядки».

Срезка «зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом.

 Беседа «Как овощи попадают на стол»
Беседа «Овощи – наши друзья»
Беседа «Садовые инструменты»

Беседа «О вредных и полезных насекомых»

Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей.

Воспитатель.

Творческие работы детей

Аппликация «Морковка» (рис. 4)

- Продолжать знакомить с названиями овощей

- Организовать тематическую выставку детских работ.

Воспитатель.

Рисование «Цветок в горшке» (рис. 5)

Цель: расширять и уточнять представления о комнатных растениях;

- закреплять представления о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва;

- продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей и цветков;

- воспитывать желание ухаживать за растениями;

- закреплять умение раскрашивать акварелью.

Воспитатель.

Лепка «Гусеница» (рис. 6)

- формировать чувство цвета, интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику, воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей работе.

Воспитатель.

Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки, просмотр презентации. Подготовка к высаживанию на участок.

Подведение итогов работы по проекту (рис.13).

Воспитатели, родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский творческий проект в средней группе "Солнышко" "Вода нужна всему живому"

Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческийПродолжительность: средней длительности (два месяца)Актуальность темы: в любое время года детей интересует, что происходит с водой в природе, ...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ДЕТИ ПРОТИВ МУСОРА"

Тема проекта: «Дети против мусора» Тип проекта: познавательно-исследовательский, социальный. Автор проекта: воспитатель Редкозубова Людмила Сергеевна. Участники проекта: дет...

Краткосрочный; познавательно-исследовательский, творческий проект в средней группе №2. На тему: «Я буду добрым врачом»

Краткосрочный; познавательно-исследовательский, творческий проект в средней группе №2.  На тему: «Я буду добрым врачом»...

Проект познавательно – исследовательской деятельности «Снег» в средней группе.

Цель проекта: Обобщать и расширять знания и представления детей о неживой природе – о снеге....

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект Познавательно-исследовательский «Воздух-невидимка» в средней группе

Тип  проекта: Познавательно-исследовательский.Вид проекта: ГрупповойСрок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).Состав проектной группы: воспитатели Копцева Н.В., Пугачева Е.В., воспитанник...

Познавательно- исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы (6-7 лет) «Огород на окне»

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи) не подозревают, что зеленое царство начнёт вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое ж...