Долгосрочный познавательно-исследовательский проект в средней группе (4-5 лет) «Огород мечты»
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””
(МБОУ “ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””)
_____________________________________________________________________________
143441, Московская область, г. о. Красногорск, д. Путилково, ул. 70-летия Победы, д. 5; ИНН 5024204108; КПП 502401001; ОГРН 1205000031390; Тел.: 8 (977) 331-84-64; E-mail: oc.vershina@gmail.com
Долгосрочный познавательно-исследовательский проект в средней группе (4-5 лет)
«Огород мечты»
Подготовила
воспитатель Шипилова Е.Ю.
д. Путилково 2024 г.
Долгосрочный познавательно-исследовательский проект в средней группе (4-5 лет) «Огород мечты»
Автор: Шипилова Елена Юрьевна, воспитатель МБОУ «Образовательный центр Вершина»
Город: д. Путилково
Дошкольное учреждение: МБОУ ОЦ «Вершина»
Проект: долгосрочный.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: 1 месяца.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность. Дошкольный возраст – это период, когда детям хочется стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. И мы, педагоги должны на этом этапе быть главными помощниками.
Проектная деятельность предоставляет детям возможность стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития их успешности. Ребята самостоятельно приобретают знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Участие детей в практической деятельности по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, развивает умение ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание «огорода мечты» способствует развитию любознательности и наблюдательности. «Огород мечты» расширяет представления детей о растениях как о живых организмах, рассказывает об условиях, необходимых для их роста и развития, воспитывает желание трудиться. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
1.Расширить и обогащать знания и представления детей о культурных и дикорастущих растениях.
2.Расширить знания детей о том, как создать мини-огород;
3.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, огурцы, помидоры).
4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
5.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
6.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
7.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
8.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
9.Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Развивать познавательные и творческие способности
Ожидаемые результаты
Для детей
1.Сформированность представлений о растениях.
2.Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.
3.Ответственное отношение к окружающей среде.
4.Вовлечение в творческую деятельность.
5.Развитие познавательного интереса к природе.
6.Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
7.Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Для родителей
1. Повышение уровня экологического сознания.
2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация.
Реализация проекта включает три этапа.
Этапы работы над проектом
Подготовительный (1-неделя): с 20.02. 24 по 1.03.24
- определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, посадочного материала, создание условий для организации работы в огороде на подоконнике.
- составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной (2- 4 недели): с 4.03.24 по 29.03.24
- проводятся запланированные мероприятия (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение);
- уход за растениями, наблюдение за ростом и развитием растений.
Заключительный (4 неделя): с 25.03.24 по 29.03.24
- подведение итогов, итоговая беседа;
- выставки творческих работ детей;
- составление фото отчёта по реализации проекта, просмотр презентации.
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Цель | Ответственные |
1 этап. Подготовительный. | |||
1. | Беседа с родителями по организации «огорода мечты». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатель, родители. |
2. | Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования | Создать условия для реализации проекта «Огород мечты» | Воспитатель, родители. |
2 этап. Основной. | |||
Чтение художественной литературы. | Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах растений. Отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Родари Джонни, Сказка «Репка». Сказка «Вершки и корешки» Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук». К. Чуковский. «Краденое солнце» Бехлерова Е. «Капустный лист». Заучивание стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик». «Репка», белорусская сказка «Пых», Носов «Репка», Ю.Тувим «Овощи» | Воспитатель. | |
Образовательная деятельность «Что растет на огороде». «Дикорастущие и культурные растения» Рассматривание цветочных семян через лупу. «Посадка семян овощей» | - закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах; - обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений; - подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений; - обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян); - воспитывать у детей бережное отношение к природе. - развивать речевые навыки, обогащать словарь. Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада. | Воспитатель. | |
Практическая деятельность: посадка лука, перца, томатов, огурцов и цветов (бархатцы). (рис. 1-3) | - вызвать интерес к выращиванию огородных культур. - обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений; подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений; - обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян); воспитывать у детей бережное отношение к природе; - развивать речевые навыки, обогащать словарь. Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада. | Воспитатель. | |
Наблюдение за ростом и развитием растений. | Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений. | Воспитатель. | |
Труд на «огороде на окне» | Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями. | Воспитатель. | |
Труд в уголке природы. | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | Воспитатель. | |
Опытническая и экспериментальная деятельность детей. Опыт – наблюдение за ростом лука, томатов, огурцов и цветов. (рис. 7-12) | - проводить эксперименты с растениями. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений. Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже привести к гибели растения. - получить необходимые условия для роста растений (свет, вода, тепло); - учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений | Воспитатель. | |
Наблюдение «Как развиваются растения» Наблюдение за проросшими семенами Наблюдение за ростом томатов и огурцов. | Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений» Задачи исследования: - изучить роль семени в жизни растения; - дать биологическую характеристику культурам; - практическим путем определить благоприятные условия для прорастания семян; - разработать рекомендации для успешного прорастания семян; - закреплять и расширять знаний детей об овоще – луке. О внешнем виде и его характерных особенностях; - продолжать учить детей отражать в речи результаты наблюдения, формировать умение отвечать на вопросы; - Развивать у детей мелкую моторику рук, с помощью занятий лепки и аппликации; - воспитывать умение слушать воспитателя. | Воспитатель. | |
Игровая деятельность. | Продолжать знакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями. Сюжетно-ролевая игра «На даче», игры Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород». Настольно-печатная игра «Вершки и корешки» Подвижные игры «Огород у нас в порядки», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай», «Сортируем овощи». Дидактические игры «Что в мешочке?», «Формы овощей», «Что сажают в огороде», «Овощи», «Большой маленький», «Один много». «Что где растет?» Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». Дидактическая игра «Цветочный магазин». Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски». | Воспитатель. | |
3 этап. Заключительный | |||
Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка «зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом. Беседа «Как овощи попадают на стол» Беседа «О вредных и полезных насекомых» | Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей. | Воспитатель. | |
Творческие работы детей Аппликация «Морковка» (рис. 4) | - Продолжать знакомить с названиями овощей - Организовать тематическую выставку детских работ. | Воспитатель. | |
Рисование «Цветок в горшке» (рис. 5) | Цель: расширять и уточнять представления о комнатных растениях; - закреплять представления о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва; - продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей и цветков; - воспитывать желание ухаживать за растениями; - закреплять умение раскрашивать акварелью. | Воспитатель. | |
Лепка «Гусеница» (рис. 6) | - формировать чувство цвета, интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику, воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей работе. | Воспитатель. | |
Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки, просмотр презентации. Подготовка к высаживанию на участок. | Подведение итогов работы по проекту (рис.13). | Воспитатели, родители. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский творческий проект в средней группе "Солнышко" "Вода нужна всему живому"
Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческийПродолжительность: средней длительности (два месяца)Актуальность темы: в любое время года детей интересует, что происходит с водой в природе, ...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ДЕТИ ПРОТИВ МУСОРА"
Тема проекта: «Дети против мусора» Тип проекта: познавательно-исследовательский, социальный. Автор проекта: воспитатель Редкозубова Людмила Сергеевна. Участники проекта: дет...

Краткосрочный; познавательно-исследовательский, творческий проект в средней группе №2. На тему: «Я буду добрым врачом»
Краткосрочный; познавательно-исследовательский, творческий проект в средней группе №2. На тему: «Я буду добрым врачом»...

Проект познавательно – исследовательской деятельности «Снег» в средней группе.
Цель проекта: Обобщать и расширять знания и представления детей о неживой природе – о снеге....

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект Познавательно-исследовательский «Воздух-невидимка» в средней группе
Тип проекта: Познавательно-исследовательский.Вид проекта: ГрупповойСрок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).Состав проектной группы: воспитатели Копцева Н.В., Пугачева Е.В., воспитанник...

Познавательно- исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы (6-7 лет) «Огород на окне»
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи) не подозревают, что зеленое царство начнёт вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое ж...