Занятия по финансовой грамотности „Приключения с Буратино“ (подготовительная группа)
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Пруцкая Ольга Викторовна

Интересное занятие, детям очень понравилось. В начале занятия интересный сюрпризный момент, Буратино просит детей помочь ему, выполнить несколько заданий, чтобы он смог поучаствовать в олимпиаде "Знатоки финансовой грамотности". В занятии много игр, вопросов, загадок, наглядного материала. В конце занятия так же сюрприз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_finansovaya_gram.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по финансовой грамотности „Приключения с Буратино“ 

(подготовительная группа)

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи: 

• развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

 • помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

• способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;

• формировать разумное отношение к расходованию денег;

• развивать умения определять жизненно важные потребности человека;

 • закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

• формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;

• воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие.

Ход занятия

Дети встают в кружок.

Воспитатель:

Встанем мы в кружочек дружно -
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет» -
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!

Воспитатель: А сейчас ребята отгадайте загадку.

Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? — …

Дети хором отвечают (Буратино)

Ребята, нам пришло голосовое сообщение от Буратино.

Давайте его, послушаем (игрушка Буратино).

Буратино: Дорогие ребята, я решил поучаствовать в олимпиаде «Знатоки финансовой грамотности». Но немного запутался и не смог выполнить несколько заданий. Помогите, пожалуйста, мне в них разобраться. Если поможете мне выполнить все задания правильно, то вас ждёт сюрприз от меня.

Воспитатель: О чём попросил нас Буратино?

Дети: Выполнить несколько заданий.

Воспитатель: Правильно, нужно помочь Буратино выполнить задания. Ну что, поможем Буратино? Если выполним все задания правильно, то вас ждет сюрприз. Справимся, как вы считаете?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте посмотрим:

Первое задание 

Картинки деньги (монета и купюра).

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! 

Дети: Деньги.

Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое деньги?

Дети: Деньги - это особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.

Это банкноты или монеты.

Это металлические и бумажные знаки

Это вещь, от которой мы получаем пользу. Это то, что принимается в оплату за товары и услуги.

Воспитатель:

А какие деньги используют в нашей стране? 

Дети: Рубли.

Воспитатель: Давайте поиграем с мячом. Будем передавать мяч и отвечать на вопрос для чего нужны деньги?

Дети:

деньги нужны для покупки продуктов питания;

деньги нужны для оплаты коммунальных услуг;

деньги нужны для оплаты развлечений;

деньги нужны для покупки одежды;

деньги нужны для оплаты проезда в транспорте;

деньги нужны для покупки подарков.

Воспитатель: Правильно, деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно.

Воспитатель: А, сейчас, ребята, мы с вами выполним первое задание, которое называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота… (прямоугольная)

Банкнота бумажная, а монета… (металлическая)

Монета звенит, а банкнота…(шуршит)

Монета металлическая, а банкнота…(бумажная)

Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты?

Дети: в кошельке.

Воспитатель: Правильно, так как там наши банкноты не помнутся и не порвутся, а монеты не потеряются, а будут целыми и невредимыми. Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине? 

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть в игру, где нужно правильно распределить деньги: монеты в копилку, купюры в кошелек.

Игра - «Распредели деньги» (На компьютере.)

Воспитатель: Спасибо ребята вы справились с заданием, если у нас деньги в наличии, то называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите, что вы о них знаете?

Дети: пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль.

Воспитатель: А где находятся банкоматы?

Дети: В Банке.

Воспитатель: А какие банки вы знаете?

Дети: Сбербанк, Почта банк, Альфабанк, Тинькофф, ВТБ и др.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете всё можно купить за деньги или нет?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что нельзя купить за деньги?

Дети: Ответы детей

за деньги нельзя купить дружбу;

за деньги нельзя купить уважение;

за деньги нельзя купить любовь;

за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;

за деньги нельзя купить общение с природой.

 Физминутка: «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём. Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец) Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

Воспитатель: Давайте, расскажем Буратино, на что нужно тратить деньги в первую очередь.

Второе задание «Потребности»

Воспитатель: Ребята, а что такое потребности?

Дети: То, что хочется человеку (потребность в еде, в сладком, потребность в развлечениях и приключениях; потребность в дружбе, в заботе о друге.)

Воспитатель: Потребности — это то, что нам нужно, без чего мы не можем обойтись.

Дети: Жизненно важные потребности — это то, без чего человек не может жить.

Воспитатель: Без чего человек не может жить?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:

Человек нуждается в солнце. Без него человек бы погиб от холода и темноты.

Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.

Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.

Человек нуждается в отдыхе. Без сна он не может долго жить.

Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе.

Воспитатель: Ребята, выберите на карточке изображения с жизненно важными потребностями. Возьмите карточки и обведите те картинки, которые жизненно важны человеку.

 Воспитатель: Ну что ребята справились с задание, какие вы выбрали жизненно важные потребности?

Дети: Вода, пища, жильё, одежда, сон, отдых, физическое движение, тепло, воздух.

Третье задание

Воспитатель: Ну что ж со вторым заданием мы справились. Давайте посмотрим следующее? На картинке надпись «Товар» и картинки. Задание про товар.

Воспитатель: Что называют товаром?

Дети: Это продукт труда для обмена или продажи.

Воспитатель: Правильно, то, что сделано для продажи.  Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду приводить примеры того, что делает человек, а вы, если речь пойдет о товаре, хлопаете в ладоши.

фермер привез на рынок молоко (товар);

мама испекла пирог к празднику;

плотник сделал шкаф и продал его (товар);

папа починил детям игрушку;

бабушка сварила варенье для внуков;

на фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин для продажи (товар)

девочка подарила подружке куклу;

садовод вырастил груши и продал их на рынке (товар).

Воспитатель: А теперь посмотрим последнее задание Буратино.

Четвертое задание

Презентация с надписью «Семейный бюджет» Что такое семейный бюджет?

Воспитатель: Ребята, расскажите, Буратино, откуда в семье берутся деньги.

Дети:

мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;

бабушка и дедушка получают пенсию;

старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?

Дети: Семейный бюджет - это подсчёт доходов и расходов.

Воспитатель: Что такое доход?

Дети: Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Воспитатель: Что такое расход?

Дети: Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: А, сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить задание Буратино.

Игра «Доход - расход»

Если ситуация, которую я вам назову, означает доход, то вы будете говорить ура, если - расход, то будем говорить ух.

Покупка хлеба в магазине….(расход)

Оплата коммунальных услуг…..….(расход)

Папа получил премию……(доход)

Дедушка получил пенсию…(доход)

Мама с папой получили зарплату…(доход)

Мама заплатила за детский сад……(расход)

Вы нашли клад……………………(доход)

Бабушка купила молоко………….(расход)

Папа заплатил за стрижку………(расход)

Брат получил стипендию………(доход)

Вы купили билеты в кино…….(расход).

Воспитатель: Ребята, а как ещё мы можем сэкономить семейный бюджет?

Дети:

чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не лить зря воду;

чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно, уходя, выключать свет;

чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно беречь своё здоровье, чтобы не покупать лекарства;

чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно бережно относиться к своим вещам;

чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не просить у родителей бесполезные вещи и игрушки.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вы справились с заданиями Буратино? А какие задания вы выполняли? А что вам понравилось больше всего? А что было сложнее всего выполнить? А сейчас мы узнаем, что думает Буратино, справились ли вы?

Звуковое письмо:

Спасибо вам, ребята, что помогли мне. Я все понял и теперь точно справлюсь со всеми испытаниями и обязательно получу звание знатока финансовой грамотности. Я побежал на олимпиаду. А для вас я передал корзинку с сюрпризом. До свидания.

Воспитатель: Что же за сюрприз прислал нам Буратино? Давайте посмотрим. Что это? Правильно, это деньги, монеты.

Конечно, деньги эти не настоящие — это сладкое угощение от Буратино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект .Комплексное занятие по финансовой грамотности «Приключение девочки Иринки»

Цель: развивать у дошкольников экономическую грамотность.Задачи:1. Познакомить детей с 1. Познакомить детей с понятием «деньги», «монета», «банкнота», &la...

Занятие по финансовой грамотности "Приключения Мухи - Цокотухи"

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, игровая деятельность.Цель: формирован...

конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе "Школа экономики для малышей"

Путешествие в школу финансов для малышей с интересными заданиями, проведением опытов с монетой и банкнотой....

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Семейный бюджет».

Цель: Познакомить детей с понятием «семейный бюджет», «доход», «расход». С некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплатой, пенсией, стипендией....

Занятие по финансовой грамотности "Приключение веселых мышат".

Заняти по финансовой грамотности для детей подготовительной к школе группы"Приключение веселых мышат"....

Конспект досугового занятия по финансовой грамотностиТема: «Приключение девочки Танечки» (Подготовительная группа)

Конспект досугового занятия по финансовой грамотностиТема: «Приключение девочки Танечки»(Подготовительная группа)...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Приключение Грамотеюшки и Даладнушки".

Формировать у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека....