конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе "Школа экономики для малышей"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Кульбида  Татьяна Николаевна

Путешествие в школу финансов для малышей с интересными заданиями, проведением опытов с монетой и банкнотой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_ekonomiki_dlya_malyshey.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №72»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект НОД по финансовой грамотности

«Школа экономики для малышей»

(с элементами ТРИЗ)

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Составила и провела:

 воспитатель

высшей квалификационной категории

Кульбида Татьяна Николаевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Тема НОД: «Школа экономики для малышей».

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: создание условий для формирования представлений старших дошкольников об экономике.

Задачи:

Образовательные.  

Познакомить детей с понятием экономика. Формировать представление о семейном бюджете. Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.

Развивающие.

Развивать умение опытным путём определять различные свойства металла и бумаги. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Закреплять умение выполнять математические вычисления.
Воспитательные.

Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический.

Оборудование: Для эксперимента: столы, тарелка с водой, кошелёк по количеству детей, железная монета, бумажная купюра (не настоящая), карта куда будут дети вносить результаты опытов. Настоящие и не настоящие деньги разного достоинства (купюры:50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей). Копилка с сюрпризом, копилки на стол детям, конверты с заданиями. Жетоны, столы и стулья – по количеству детей. мультимедийная установка, презентация, музыкальная физкультурная минутка.
Словарная работа: экономика, бюджет, доход, расход, товар, цена, потребности, деньги: купюры, монеты.

Предварительная работа: Сюжетно ролевая – игра  «Магазин», «Банк» просмотр презентации «История возникновения денег?», беседа «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран, изготовление кошельков способом оригами.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! 
(руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! 
(руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! 
(качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! 
(руки к себе)

Воспитатель. Ребята я хочу прочитать вам стихотворение Шауката Галиева, которое называется  «Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?

Дети здороваются.

У нас хорошее настроение, радостное.

Дети приветствуют друг друга.

Нет, денег не хватит. Потому что мальчик попросил очень много, а три копейки, это очень мало денег.

Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на мелкие расходы. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению?


Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое Экономика?

В переводе с древне – греческого «Правила ведения домашнего хозяйства». Это очень сложная наука. Ведь есть понятия: экономика страны, экономика города. Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг. Она учит нас разумно тратить деньги.

Я хочу вас пригласить в школу «Экономики для малышей». Там мы познакомимся с экономическими понятиями и решим экономические задачи.
Для того, чтобы произошло наше перемещение в школу экономики, нужно надеть жетоны, закрыть глаза, взяться за руки и посчитать от 10 до 0 всем вместе.
Открываем глаза. Вот мы и в школе.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети считают от 0 до 10.

II. Основная часть

 Воспитатель демонстрирует копилку.
Воспитатель:
- Ребята, что это такое?
- Для чего нужна копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?

Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?».

Воспитатель: Молодцы. Найдите себе пару по цифре и стол.

Воспитатель: Ребята, каким образом в семье появляются деньги?
Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи?
Воспитатель: Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Кто ещё живёт в семье?
Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
(Обобщает ответы детей). Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.
Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как, одним словом назвать все эти деньги?  Сегодня вы будите тоже зарабатывать монеты, за правильные ответы. Заработанные монеты будите складывать в свои копилки, которые стоят у вас на столах. Если вы ответите без ошибок, получаете монетку.

Ответы детей.

Дети встают в круг, передают копилку друг другу и называют, для чего нам нужны деньги.

Дети на жетонах находят цифру на задней стороне (по 2 одинаковых), делятся по парам и находят стол с такой же цифрой.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей

Это называется семейный бюджет

Первое практическое задание. «Подсчитайте доход семьи»
Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.
Выложите нужное число.
Второе практическое задание.

1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар.
2–й вариант. Дети должны найти два разных товара по одинаковой цене.
3–й вариант. Дети с помощью знаков больше меньше и равно определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».
4–й вариант. Детям надо выбрать карточки товарами первостепенной потребности и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.
Третье практическое задание. «Оцени товар». (Круги Луллия).

Цель. Развивать умение давать оценку товара, находить нужный ценник и соответствующие денежные знаки.

Правила игры. Дети выбирают товар, (расположенный на среднем круге), находят ценник на первом круге. На третьем круге подбирают нужную банкноту или монету. Объясняют свои действия.

Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10, сверяют с ответом на экране.

Дети выбирают конверт с заданиями (вариант соответствует номеру стола) и выполняют их.

По окончании работы рассказывают, как они выполнили задания.

Дети выполняют задание и рассказывают, почему они так думают.

Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием.

Физминутка.

Воспитатель. Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?
Воспитатель:  Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими деньгами можно идти в наши магазины.

Как называются наши деньги? 

Воспитатель: Ой, почему среди денег оказалась ракушка?
Воспитатель: Совершенно верно. Это древняя денежка. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?
Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются?  А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или банкноты?
Воспитатель: Это можно проверить опытным путем? Давайте пройдем в мини лабораторию. Напомните мне правило – как надо вести себя в лаборатории?

Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда?

Как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске.
Посмотрите на оборудование. Что же мы возьмем вместо настоящей банкноты, для эксперимента?

Ответы детей.

Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)

В нашей стране деньги – это рубль и копейки.

Ответы детей.

Металлические деньги появились раньше.

Металлические деньги – это монеты.

Бумажные деньги называются банкнотами.

Ответы детей.

Да, можно проверить.

Дети надевают фартуки и садятся за столы с оборудованием для опытов.

Чтобы узнать, что удобней монеты или банкноты.

Мы возьмем бумагу.

1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, в другом бумагу. Что произошло? 

Теперь давайте попробуем порвать. 
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Воспитатель:  На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2. Эксперимент: Посмотрите в карту. Какой эксперимент дальше.
Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?

3 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или банкнота.
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и банкноту – бумажку. Что тяжелее?
Может, подуем?
Что происходит с монетой?
А что происходит с банкнотой?
Какой вывод сделаем? Что легче?
Ставим плюсик в колонке купюры.

4 Эксперимент
Воспитатель: Положите банкноту и монету в кошельки. (банкноты в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
ВЫВОД. Ставим плюсик в колонке банкноты.

Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим банкноты. Какой вывод мы сделаем?
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и банкноты.

Бумага помялась, монета не помялась.

Бумага мнётся, рвется; монета нет.

Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.

Эксперимент с водой.

Бумага намокла.

Монета не промокает.

Дети делает пометку на карте.

Купюра легче, монета тяжелее, поэтому выигрывает купюра.

В кошельке удобнее хранить бумажные деньги, монеты могут выпасть и занимают много места.

Одинаковое количество плюсов и минусов. Значит ничья.

Значит, нужны и монеты и банкноты.

Воспитатель: Ребята, а какие еще есть способы оплаты, если нет наличных в кошельке?

Воспитатель: Молодцы! За проделанную работу все получаете по монетке.
Давайте подсчитаем, сколько вы заработали монет за сегодняшний день. Эти деньги вы можете взять с собой в группу для игры в магазин.  

Можно расплатиться картой или с помощью телефона.

Воспитатель:  Ребята нам пора возвращаться обратно в группу снимаем жетоны, беремся за руки, закрываем глаза и считаем от 0 до 10.

III. Заключительная часть

Воспитатель. Где мы сегодня побывали?

Что нового вы узнали?

Какие провели эксперименты и с чем?

Какое задание в школе «Экономики» было для вас сложным?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие с монеткой по стране Экономике"

Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие с монеткой по стране Экономике"...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие в страну Экономика»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну Экономика»...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Семейный бюджет».

Цель: Познакомить детей с понятием «семейный бюджет», «доход», «расход». С некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплатой, пенсией, стипендией....

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Работать и зарабатывать»

Формирование знаний дошкольника о значении трудиться, работать и зарабатывать....

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: "Сказочные приключения в стране "Экономика".

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: "Сказочные приключения в стране "Экономика". Цель: Формирование у детей основ финансовой грамотности, ...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе по теме: «Путешествие в сказочную страну Экономика»

Мы живём в материальном мире, и умение грамотно распоряжаться деньгами – это важный навык, которому мы должны обучать своих детей....

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе "Мы финансисты"

В занятии подобраны задания и упражнения на развитие финансовой грамотности детей....