«Финансовая грамотность детей как проблема современного образования»
материал по основам финансовой грамотности

Воронцова Елена Викторовна

Эссе. Мой взгляд на обучение детей основам финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_2.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Финансовая грамотность детей как проблема современного образования»

На протяжении всей истории человечества люди из поколения в поколение передают свои знания и навыки, определяемые реалиями, в которые они живут. Так, во времена первобытного строя ключевым являлось умение охотиться - затем охота дополнилась собирательством, позднее люди научились животноводству, и до сегодняшнего дня эволюция человечества не прекращает свой бег. Если бы каждое живущее до нас поколение не было озабочено воспитанием и образованием нового, вряд ли бы нам удалось достичь того уровня прогресса, который определяет нашу жизнь сегодня.

Современные реалии же диктуют новые стандарты – в условиях рыночной экономики основой выживания становятся два основных навыка: умение зарабатывать деньги, а также грамотно распоряжаться ими. Денежное обращение пронизывает буквально все сферы жизни человека, и нам остается только целенаправленно изучать правила этой игры, чтобы преуспеть в ней.

Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления людей о деньгах и их применении начинают закладываться еще в дошкольном возрасте. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет детям избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу их финансовой безопасности и благополучия в течение всей жизни.

На протяжении многих лет я работаю с дошкольниками в детском саду и наблюдаю за их взрослением после выпуска. Так, чем больше жизненных историй в копилке моего профессионального опыта, тем больше я убеждаюсь в одном – обучать основам финансовой грамотности детей нужно уже с младших групп детского сада! В процессе взросления между родителями и детьми возникает много недопонимания, вопросов, проблем, нежелательных ситуаций – когда дети не могут соотнести категории «хочу» и «могу»; не берегут и портят одежду; ломают и теряют игрушки, непременно требуя новые взамен. Если уже в детском саду никак не повлиять на взгляды детей на окружающий их материальный мир, то впоследствии из них вырастают школьники, чьи запросы еще «круче»: обилие гаджетов, дорогой одежды и обуви.

Руководствуясь своей безграничной любовью, родители стараются выполнить любое желание своего ребенка, однако это стремление может оказаться губительным для становления его личности.  Безусловно, исполнять все прихоти ребенка и бесконтрольно потакать его капризам, дабы избежать слёз и упрёков, намного проще, чем грамотно научить маленького человека беречь вещи и понимать, каким трудом они достаются родителям. Идти по сложному пути воспитания и образования детей мамы и папы не всегда хотят, а зачастую просто не умеют. И в этом случае на помощь им должны прийти мы – педагоги.

Именно мы можем помочь родителям воспитать в подрастающем человеке бережливость, аккуратность, трудолюбие, уважение к труду, а также к результатам труда людей; научить наших воспитанников понимать цену денег, познакомить со способами их заработка. Всё это не просто сэкономит нервы родителей, а обязательно поможет детям при взрослении и обретении самостоятельности.

Великий педагог А.С. Макаренко писал, что человека можно воспитать так, чтобы он был счастливым, и с этим трудно не согласиться. Тем временем на мой взгляд, ребёнка можно воспитать и так, чтобы он был успешным.

Так как же воспитатель может формировать азы финансовой грамотности дошкольника?

К счастью, с недавних пор появляется новое направление в педагогике – финансовое просвещение и воспитание детей как школьного, так и дошкольного возраста. Это значит, что теперь в школах появятся такие предметы, как ОФГ (основы финансовой грамотности) и экономика, а дошкольники будут иметь возможность на начальном этапе коснуться этой темы с помощью различных обучающих программ.

Сегодня существуют различные методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности:

•        сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры;

•        интеллектуальные игры и развлечения;

•        чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок;

•        беседы.

Не секрет, что любой путь к успеху начинается с простых действий и привычек – так же, как со счетных палочек начиналась когда-то карьера каждого успешного финансиста. По результатам системной работы педагогов и родителей над мышлением ребенка, осознанное финансовое поведение входит у него в привычку. И в то время как человек взрослеет, его привычки остаются с ним на всю жизнь.

Родителям и педагогам важно помнить, что современные дети – это будущие участники финансового рынка, заемщики, вкладчики и налогоплательщики. Поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать с раннего возраста. Если проводить работу системно и поэтапно, сегодняшние дети будут лучше нас разбираться в финансовых вопросах, научатся не только зарабатывать, но и рационально использовать денежные средства, приумножать свои доходы и грамотно распоряжаться накоплениями.

Ключевая мысль моих рассуждений такова – если мы, взрослые, не будем равнодушными к вопросу о финансовой грамотности детей и постараемся донести до них основы функционирования современной экономики – мы вырастим счастливое и успешное поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инклюзивное образование: реальная проблема современного образования в России».

«Инклюзивное образование:реальная проблема современного образования в России»....

Проблема воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникает вопрос: когда следует начать знакомство с экономикой? В статье затрону...

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В статье рассматривается актуальность проблемы инклюзивного образования в России. Освещается ряд проблем, с которыми сталкивается современное общество в новых условиях. Обозначается необходимость и це...

Опыт работы над проблемой «Финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

Здравствуйте!Я, Донецкова О.А. – воспитатель детского сада «Сказка» х. Гапкин. Хотела бы поделиться с Вами Опыт работы над проблемой «Финансовой грамотности детей дошкольного в...

"Финансовая грамотность детей каак проблема современного образования" (эссе)

Тема моего конкурсного эссе: «Финансовая грамотность детей как проблема современного образования, выбрана не случайно. В моей работе важно доказать, что грамотное отношение к собственным деньгам...

Формирование финансовой грамотности дошкольников в проблемах современного образования

«Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б. Аурбах ...