Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
консультация
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansy-2020g.pedsovet_pechat_attestats.docx | 41.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин ЧР
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Подготовила и провела Воспитатель первой квалификационной категории Гусарова Наталия Евгеньевна |
г. Ядрин, март 2020 г.
Современные подходы к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений? С точки зрения включения эконмического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5 – 7 лет речь не идёт и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.
На уровне ДОО экономическое воспитание позволяет решать следующие задачи, зафиксированные во ФГОС ДО:
1.Создание благоприятных условий развития детей.
2.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
3.Формирование общей культуры личности детей.
4.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования.
5.Обепечение психолого – педагогической поддержки семьи.
На основе существующих дошкольных программ по изучению основ финансовой грамотности можно выделить перечень базовых финансово – экономических понятий, которые могут быть изучены в ДОО. Примерный тематический план обучения может быть представлен в следующей форме:
1.Труд – основа жизни.
2.Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.
3.Покупаем, продаём и обмениваем.
4.Тратим разумно, сберегаем и экономим.
5.Учимся занимать и отдавать долги.
6.Учимся планировать
7.Богатство и бедность.
Экономическое воспитание целесообразно включать в следующие образовательные области:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие
- физическое развитие.
Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.
Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.
Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.
Основные подходы к финансовой грамотности
дошкольника:
• формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;
• закрепление разумных материальных потребностей;
• формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все так, чтобы он был финансово грамотным.
В обучении дошкольников используются игровые, словесные методы обучения (беседа). С помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) необходимо обучить дошкольников, следующему:
-что такое деньги, какие они бывают;
-что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
-что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;
-как планировать свои расходы;
-техника безопасности использования банковских карт.
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки, кейс – технологии и др.).
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологии в дошкольном образовании.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.
Название кейс-технология произошло от латинского casus – запутанный, необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.
Концептуальные идеи «кейс-технологии»:
- знакомство с реальной или смоделированной проблемой и представление своего взгляда на ее решение;
- имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка;
- формируют навыки коммуникативного взаимодействия детей.
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Кейс может содержать текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты) и иллюстративный материал – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи.
Для создания кейса нужно:
1. Определение темы и вопроса исследования (должны быть интересны детям).
2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;
3. Определение контекста;
4. Планирование кейс- исследования, проведение сбора и анализа материала;
5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;
6. Описание и редактирование кейса;
7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
Этапы работы с кейсом разных видов следующие:
Первый этап: подготовительный.
- Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процессе составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы могут представляться как в письменной, так и в устной форме, и в виде презентаций. Педагог может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки.
Преимущества использования кейсов.
При использовании кейс-технологии в ДОУ у детей происходит:
- развитие навыков анализа и критического мышления;
- соединение теории и практики;
- представление примеров принимаемых решений;
- демонстрация различных позиций и точек зрения;
-формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Правила применения кейс - технологий.
1.Это интерактивные технологии, где организуется активное обсуждение и познание жизненных ситуаций.
2.Педагог активен в разработке заданий проблемного типа, ориентированных на практическую ситуацию.
3.Главные действующие лица – дети.
4.Педагог организует детей на ориентацию в проблемном поле. В этом ему помогают правильно поставленные вопросы.
5.Акцент переносится на выработку, на сотворчество детей и педагога.
6.При работе с кейсом следует выдерживать этапы работы.
7.Наглядность – это ведущий дидактический принцип и при работе с кейс- технологиями.
Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс - технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации. Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др.
Шесть признаков хорошего кейса:
- Соответствует поставленной цели.
- Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
- Является актуальным и интересен детям.
- Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.
- Провоцирует дискуссию.
- Имеет несколько решений.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что кейс - технология положительно воздействует на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей – дошкольников. Она позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий, они становятся бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходить к решению игровых задач, улучшаются взаимоотношения в детском коллективе.
Кейс – игра «Азбука финансовой грамотности»
Уважаемые коллеги! Сегодня я вас приглашаю на кейс –игру «Азбука финансовой грамотности», где мы обсудим вопросы финансовой грамотности, касающиеся детского сада.
Разминка
Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись. Назовите, пожалуйста, профессии, в которых встречается финансовая грамотность. (Ответ: бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д.).
Молодцы, уважаемые коллеги. Я вижу, что вы готовы продолжать работу.
ЗАДАНИЕ 1
Первое задание – это «Экономический кроссворд». Вам даётся 5 минут на его заполнение. Кроссворд позволит нам с вами закрепить финансовые понятия, которые мы даём детям.
По горизонтали:
1.Бумажный денежный знак. 2. Монетки в дырку я кладу, когда их станет много, жду. Что же эта за игрушка? 3. Денежный знак, изготовленный из металла.
Ответы: 1.Купюра. 2.Копилка. 3.Монета.
По вертикали:
- Временная распродажа товаров на рынке. 2. Информация о товаре. 3.Как можно по – другому назвать деньги?
Ответы: 1.Ярмарка. 2.Реклама. 3.Финансы.
ЗАДАНИЕ 2
Уважаемые коллеги, чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать. Речь пойдёт о рекламе. Скажите, пожалуйста, для чего нужна реклама? (Она помогает купить самый лучший товар, помогает узнать где можно купить дешёвые товары). Какие виды рекламы вы знаете? (газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама и др.). Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента. Я предлагаю вам следующее задание «Рекламный агент». Вам необходимо выбрать карточку, увидеть товар, который вам необходимо прорекламировать, то есть сделать рекламу.
ЗАДАНИЕ 3
Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Груша – яблоко». Нарисуйте на одной стороне бумаги грушу, а на другой - яблоко. Затем возьмите ножницы и вырежьте и яблоко, и грушу. Вы в замешательстве? Почему это невозможно? Объясните, как нужно было сделать? ( Если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее. Эта игра учит детей считать деньги и ресурсы, планировать свои затраты заранее.
ЗАДАНИЕ 4
Уважаемые коллеги, процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. Следующее задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д. Вам предстоит назвать сказки, в порядке очереди, и назвать экономические критерии к этой сказке.
Отсюда можно сделать вывод, что знакомя детей с художественной литературой мы, таким образом, знакомим детей с финансовой грамотностью.
ЗАДАНИЕ 5
Следующее задание «Собери пазл». В ходе этой игры дети закрепляют знания о денежных знаках разных стран, развивают речь, внимание, зрительную память.
Коллеги, посмотрите, что получилось. Каждое предложенное мной задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей, то, что нам диктует ФГОС.
Хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребёнка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это будущее.
ЗАДАНИЕ 6
Для усвоения финансовых знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение финансовым содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с финансовым содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).
Перечислите сказки, в которых говорится о деньгах:
- Ш. Перро «Кот в сапогах, «Как старик корову продал» (реклама, товар, профессии, покупки, продажа).
- А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», «Али – баба и сорок разбойников», К. И. Чуковский «Муха-цокотуха» (покупка, выгода, базар)
- «Петушок и бобовое зёрнышко» (труд, продукт, сырьё, материал)
- «Золотая антилопа», «Три поросёнка» (труд, договор, уговор)
«Мужик и медведь» (труд, выгода, товар, договор, прибыль, уговор)
- Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» («Простоквашино»)
- «Хаврошечка» (труд, обязательства)
- «Как Коза избушку построила» (потребности, возможности).
ЗАДАНИЕ 7
Разгадайте экономический кроссворд.
«Экономический кроссворд»
1 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 |
По горизонтали:
1.Бумажный денежный знак. 2. Монетки в дырку я кладу, когда их станет много, жду. Что же эта за игрушка? 3. Денежный знак, изготовленный из металла.
По вертикали:
1.Временная распродажа товаров на рынке. 2. Информация о товаре. 3.Как можно по – другому назвать деньги?
Ответы:
1 | ||||||||||||
Я | ||||||||||||
Р | ||||||||||||
М | ||||||||||||
А | 3 | |||||||||||
Р | 2 | Ф | ||||||||||
1 | К | У | П | Ю | Р | А | И | |||||
А | Е | Н | ||||||||||
2 | К | О | П | И | Л | К | А | |||||
Л | Н | |||||||||||
А | С | |||||||||||
М | Ы | |||||||||||
3 | М | О | Н | Е | Т | А |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности
Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотностиТема: «В гостях у фиксиков»Цель: знакомство с понятием «семейный бюджет&raq...
Проект Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Семейный бюджет»
Проект Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Семейный бюджет»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»
Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...
«Современные подходы в работе по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Материал представлен в виде презентации по работе с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно – патриотическому воспитанию....
Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности.
Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности....
Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Сборник сказок "Сказки читаем - экономику изучаем"
Сборник сказок «Сказки читаем – экономику изучаем» для обучения детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности (для детей от 5 до 7 лет) СОДЕРЖАН...
«Повышение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста путем использования технологии критического мышления «Синквейн»
Знакомство с экономическими сказками – одна из эффективных форм в развитии познавательного интереса детей к миру экономики и созданию положительной мотивации к ее изучению.Для лучшег...